В рамках проекта «Календарь обещаний» мы начинаем проводить анализ государственных программ и их реализации. Делимся с вами первым большим анализом (полный файл с описанием всех пунктов можно скачать по ссылке в конце материала).
Автор анализа госпрограммы — Эрик Фарахов. За текущими обещаниями и статусом их исполнения можно следить по ссылке.
Цели программы — повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей, увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.
Задачи:
- Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.
- Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.
- Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.
- Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.
- Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.
- Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.
- Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.
- Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.
- Укрепить интеллектуальный потенциал науки.
- Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.
- Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.
СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОГРАММЫ
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Указ Президента Республики Казахстан
Об утверждении Государственной программы развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 годы
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы (далее — Программа).
2. Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
2) по итогам полугодия представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы до 15 сентября и 15 марта.
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года № 626 «О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 — 2012 годы» (САПП Республики Казахстан, 2008 г., № 32, ст. 333).
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.
Президент
Республики Казахстан
Н. Назарбаев
Астана, Акорда, от 7 декабря 2010 года
Полную версию документа Вы можете скачать ниже.
Госпрограмма развития образования 2011- 2020 гг
Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118
«Казахстанская правда» от 14.12.2010 г., № 338 (26399); «Егемен Ќазаќстан» 2010 жылєы 14 желтоќсандаєы № 529-532 (26375)________________________________________
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы (далее — Программа).
2. Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
2) представляет в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемые Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 27.08.2012 № 371 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года № 626 «О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 — 2012 годы» (САПП Республики Казахстан, 2008 г., № 32, ст. 333).
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.
ПрезидентРеспублики Казахстан Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРеспублики Казахстанот 7 декабря 2010 года № 1118
Cкачать полную версию
1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
2
Содержание программы Анализ текущей ситуации в сфере образования Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы Этапы реализации программы Необходимые ресурсы
3
цель Кардинальная модернизация системы образования, значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение качества образования и выход на европейский уровень
4
Этапы реализации программы Первый этап – 2015 годы Второй этап – годы
5
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ — повышение качества педагогических кадров и престижа профессии учителя ; — создание системы непрерывного образования ; — совершенствование структуры, содержания, технологии образования ; — улучшение качества естественно — научного и математического образования, английского языка – как основы для экономики знаний ; — внедрение экономических механизмов в сфере образования ; — обеспечение связи системы образования с научно — технологической и инновационной политикой.
6
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ Признание работодателями высокого качества знаний и навыков выпускников организаций технического и профессионального образования Новые стандарты, учебные планы / программы технического и профессионального образования, соответствующие требованиям рынка труда Направить на реализацию программы млрд. тенге
7
Направление политики Одна из важных составляющих роста производительности — степень и качество инвестиций в человеческий капитал. Важное направление развития Казахстана — инвестирование в образование, навыки и способности населения.
8
новое национальное видение к 2020 году Казахстан — образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны.
9
Условия выполнения программы Казахстан — участник всех основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Благоприятные экономические условия. В экономику республики привлечено ,1 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций. Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных. В 2009 году ВВП на душу населения по республике составил долларов США.
10
Материальные ресурсы Из 118 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. 7 место в мире по запасам нефти, 6 – по запасам газа,2 – по запасам урана, Казахстан — крупнейший экспортер энергетической продукции. Ведущие отрасли промышленности — цветная и черная металлургия. Конкурентоспособны на мировом рынке казахстанская медь, свинец, цинк и кадмий.
11
Место страны в современном мире определяется : качеством человеческого капитала, состоянием образования степенью использования науки и техники в производстве
12
Качество казахстанского образования пока остается малоконкурентным. Задача формирования интеллектуальной нации и создания « экономики знаний » делает учителя ключевой фигурой в развитии государства.
13
Проблемы подготовки педагогов старение педагогических кадров феминизация профессии непрестижность профессии несовершенство системы подготовки недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов организация воспитательной работы
14
Проблемы в техническом образовании потребность рынка труда в кадрах удовлетворяется на 30–40%. учебно — методическое обеспечение не отвечают запросам работодателей низкий объем финансирования устаревшее оборудование
15
Ожидаемые результаты к 2015 г. 12- летняя модель образования в ТиПО переход к рыночной системе новый стандарт образования новая система оценки участие Казахстана в международных исследованиях качества образования повышение статуса учителей совершенствование системы финансирования техническое оснащение
16
ТиПО к 2020 г интеграция в мировое образовательное пространство обучения в течение всей жизни различные формы обучения подушевое финансирование социальное партнерство
17
основополагающие принципы акцент на развитие личности ; доступность образования для всех ; гибкость и адаптивность образовательной ; образование в течение всей жизни ; демократичность, транспарентность и подотчетность ; трансферт и внедрение новых методов и технологий, использование лучшего мирового опыта ; широкий доступ к информационным ресурсам.
1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА ГОДЫ Слайд 1
2
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Слайд 2 Ключевое направление: Инвестиции в будущее Приоритет ключевого направления: Образование Дошкольное воспитание и обучение стратегических целей 5 стратегических целей Среднее образование 5 стратегических целей Техническое и профессиональное образование стратегических целей 6 стратегических целей Высшее и послевузовское образование стратегических целей 8 стратегических целей цель по внедрению электронного обучения 1 цель по внедрению электронного обучения
3
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Государственная программа по форсированному индустриально- инновационному развитию Программы развития отраслей Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на годы Государственные программы Стратегические планы государственных органов Программы развития территорий Стратегические планы управлений образования областей, гг. Астаны, Алматы Программа «Балапан» Слайд 3
4
1.Увеличение инвестиций и подушевое финансирование 2.Повышение престижа труда педработников 3.Прозрачное и эффективное управление 4.Развитие электронного образования ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Слайд 4 5. Доступность дошкольного образования 6. Переход на 12-летку 7. 7.Ориентация технического и профессионального образования на требования работодателей 8. 8.Интеграция высшего образования, науки и инноваций Общие По уровням
5
«В среднем, техническом, профессиональном и высшем образовании будет внедряться система электронного обучения (e-learning)» Стратегический план развития РК до 2020 года, Указ Президента РК от 1 февраля 2010 года 922) Слайд 5
6
6 Доля учащихся, имеющих компьютер и доступ в сеть Интернет дома, % Страны Имеют компьютер Имеют доступ в сеть Интернет Швеция Швеция9893 Австралия Австралия9584 Гонконг Гонконг9486 Сингапур Сингапур9080 Среднее международное7056 Российская Федерация Российская Федерация5126 Украина Украина4024 Казахстан2816 Йемен Йемен1811 Слайд 6
7
Технологическая готовность Казахстана КазахстанСШАКанадаСингапурКорея Количество учащихся на 1 ПК % школ не имеющих широкополосного Интернета Слайд 7
8
У каждого учителя и каждого ученика будет персональный компьютер Будет создано единиц цифровых образовательных ресурсов (100% необходимого учебного контента) Система электронного обучения Слайд 8 ИНДИКАТОРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Цифровым контентом будут обеспечены 100% организаций образования Доля организаций образования, внедривших единую систему электронного обучения
9
ЦелиИндикаторыРезультаты Развитие системы электронного обучения Доля организаций, образования, внедривших электронное обучение к: 2015 г. – 40% 2020 г. – 90% Доступ к широкополосному Интернету 100% школ. Создание единиц цифровых образовательных ресурсов Цифровым образовательным контентом обеспечены 100% организаций образования У каждого учителя и школьника персональный компьютер Улучшение усвоения учебного материала учащимися Доступ каждого учителя и ученика ко всем лучшим мировым образовательным ресурсам Максимальная скорость информационных потоков в организации учебного процесса и системе управления на всех уровнях Слайд 9 Для внедрения электронного образования необходимо 166,1 млрд. тенге на 5 лет
10
10 Ключевое направление: инвестиции в будущее Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Приоритет ключевого направления: образование Стратегические цели дошкольного воспитания и обучения 1. Государством обеспечены возможности для полного охвата детей дошкольным воспитанием и обучением как в городской, так и сельской местности к 2020 году. 2. В каждом населенном пункте имеется, как минимум, одна дошкольная организация или созданы условия для осуществления иных форм дошкольного воспитания 3. Созданы условия, стимулирующие развитие частных поставщиков услуг дошкольного воспитания и обучения. 4. К 2015 году развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70-процентный охват дошкольным воспитанием и обучением 5. Функционируют и развиваются различные модели дошкольного воспитания и обучения в зависимости от особенностей регионов Слайд 10
11
Индикаторы и показатели Госпрограммы Слайд 11 Охват дошкольным воспитанием и обучением Доля дошкольных мини-центров и частных детсадов от общего числа дошкольных организаций
12
Стратегическая цель Стратегплана-2020: К 2015 году развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70-процентный охват дошкольным воспитанием и обучением МОН определяет политику МИО исполнитель До 2015 года открыть 195 частных, 2125 государственных ДО, 1288 мини-центров Уточнить цифры по областям Слайд 12
13
Ключевое направление: инвестиции в будущее Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Приоритет ключевого направления: образование Стратегические цели среднего образования Общеобразовательная школа предоставляет академические знания и развивает навыки, способствующие формированию образованного, высоконравственного, критически мыслящего, физически и духовно развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству. 2. Учащиеся казахстанской общеобразовательной школы добиваются высоких результатов в международных сравнительных исследованиях, таких как PISA, TIMSS, PIRLS. 3. Общеобразовательные школы работают по 12-летней модели обучения, обновленным национальным стандартам среднего образования, учебным планам и программам. 4. Внедрен механизм подушевого финансирования средних школ, функционируют попечительские советы школ. 5. Во всех регионах Казахстана функционируют 20 школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы». Слайд 13
14
Оснащение школ учебными кабинетами новой модификации Доля школ, предоставляющих образование на 3-х языках К 2020 году в 100% школ реализуется программа нравственно-духовного развития личности «Самопознание» ИНДИКАТОРЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Слайд год2020 год PISA, TIMSS PISA, TIMSS, PIRLS, ICILS, TIMSS ADVANCED
15
Схема перехода на 12-летку Слайд 15 ИНДИКАТОРЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ По старой модели По новой модели Старшая школа (11-12 классы) 12 11Старшая школа (10-11 классы) Основная школа (5-10 классы) 10 9Основная школа (5-9 классы) Начальная школа (1-4 классы) Начальная школа (1-4 классы)
16
Модель «Назарбаев интеллектуальной Школы» Слайд 16 ИНДИКАТОРЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
17
ЦелиИндикаторыРезультаты 1. Совершен- ствование форм финансирования Подушевое финансирование: в дошкольном образовании г. в средней школе г. в старших классах г. в ТиПО г. Ваучерное финансирование повышения квалификации педагогов Прозрачность, эффективность финансирования Формирование конкурентной среды в сфере образования Развитие рынка частных услуг для образования ФИНАНСИРОВАНИЕ Слайд 17
18
Стратегическая цель в сфере среднего образования: Общеобразовательные школы работают по 12-летней модели обучения МОН определяет политику МИО исполнитель Построить объекты «Бейіндік мектеп» в регионах Уточнить цифры по областям Слайд 18
19
Ключевое направление: инвестиции в будущее Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Приоритет ключевого направления: образование Стратегические цели технического и профессионального 1. Функционирует эффективная система технического и профессионального образования, интегрированная в мировое образовательное пространство. 2. Внедрена Национальная квалификационная система, признаваемая внутренним и внешним рынками труда. 3. Работодателями признается высокое качество знаний и навыков выпускников организаций технического и профессионального образования. 4. Обновлены стандарты, учебные планы/программы технического и профессионального образования, соответствующие требованиям рынка труда. 5. Работодатели участвуют в работе отраслевых и региональных советов по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров. 6. Созданы условия для обучения в течение всей жизни независимо от возраста, уровня образования и профессиональной квалификации. Слайд 19
20
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1. Стандарты, учебные планы/программы ТиПО, соответствуют требованиям рынка труда 2. Работодатели участвуют в работе отраслевых и региональных советов по развитию ТиПО и подготовке кадров 2015 год 2020 год 1. Эффективная система ТиПО, интегрированная в мировое образовательное пространство 2. Сертификация отраслевыми ассоциациями работодателей качества знаний и навыков выпускников 3. Создание Национальной квалификационной системы, признаваемой внутренним и внешним рынком труда 4. Выбор обучающимся поставщика образовательных услуг по подготовке кадров независимо от формы собственности 5. Гибкость, восприимчивость образовательных программ с учетом изменений требований рынка труда Слайд 20 ЦЕЛИ
В ходе очередного заседания Правительства рассмотрены вопросы реализации Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы и проекта до 2025 года. Об итогах работы за прошедший период и основных направлениях новой госпрограммы доложил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.
По его словам, в госпрограмме на 2016-2019 годы предусмотрена реализация 12 индикаторов, 71 показателя и 262 мероприятий. Исполнение госпрограммы составило 92%, мероприятий 98,8%.
В целом реализация госпрограммы позволила решить многие вопросы:
- школы страны перешли на обновленное содержание,
- в колледжах ведется реализация проекта бесплатное ТиПО для всех,
- университетам предоставлена академическая и финансовая самостоятельность,
- возросла публикационная активность отечественных ученых в самых престижных журналах в 2,5 раза.
Как отметил министр, в настоящее время перед системой образования и науки стоят новые цели и задачи. Для их решения по поручению Главы государства разработана новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы, в основу которой легли ряд стратегических и программных документов. Это «План нации: 100 конкретных шагов», программа «Рухани жаңғыру», Предвыборная платформа Главы государства, в полной мере учтены поручения, данные на августовском совещании и в Послании народу Казахстана.
«Проект Программы обсужден в педагогических коллективах с учителями, представителями Национального совета при Президенте, экспертами, депутатами Парламента. Особенность данного проекта заключается в том, что результаты 5 международных исследований как PISA, TALIS, PIAAC, PIRLS, ISILS позволили выявить основные проблемы и обозначить пути решения. В целом, в проекте новой Государственной программы предусмотрены 2 цели, 11 задач, 8 индикаторов, 39 показателей», — сказал А. Аймагамбетов.
Согласно новой госпрограмме определены основные цели:
- Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки;
- Воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей;
- Увеличение вклада науки в экономику страны.
Для достижения целей предусмотрены 5 направлений, 11 задач.
Первое место — статус педагога
В соответствии с поручением Главы государства за 4 года предусмотрено увеличение заработной платы 500 тыс. педагогов в 2 раза.
По словам министра, будет внедрена новая система переподготовки педагогов, повышения квалификации; в дальнейшем будет повышена заработная плата педагогам детсадов, дополнительного образования, колледжей, по итогам аттестации их руководителям, будет внедрена система нормирования труда педагогов; с 2021 года выпускники университетов будут проходить сертификацию.
Вместе с тем, предусмотрена модернизация педагогического образования, изменение педагогического опыта будущих учителей, 100% обновление учебных программ.
«Предусматривается 100%-ный охват детей в возрасте от 3 до 6 лет детскими садами. В целях повышения качества предусматривается поэтапный возврат лицензирования и внедрение соответствующих программ для улучшения подготовки детей к школе. С учетом предложений частных детсадов регионов стоимость государственного заказа увеличена до 30 тыс. тг. Для этого из республиканского бюджета выделено порядка 400 млрд тг», — сказал Глава ведомства.
Вместе с тем, планируется 100% решение вопроса по внедрению специальной охраны, видеонаблюдения, безопасной перевозки, пересмотра норм и рационов питания, поэтапного перехода к безналичным расчетам в столовых, подушевого финансирования государственного заказа для поддержки детей с особыми образовательными потребностями, формирования киберкультуры. Также планируется внедрение единой программы профилактики буллинга и суицида.
Как подчеркнул А. Аймагамбетов, планируется новый формат школьного и родительского общения, реализация «образования, основанного на ценностях», дебатное движение, приобщение к театру, дальнейшее развитие движения «Жас қыран», «Жас ұлан» на всех уровнях образования. Запланировано создание спортивной лиги школьников и студентов. Сегодня этот показатель составляет 30%.
Повышение качества среднего образования в селах
Предусматривается внедрение новой системы разработки, экспертизы, издания учебников, завершение перехода на обновленное содержание образования, поэтапный переход на 12-летнее обучение, совершенствование критериальной оценки и учебных программ.
На всех уровнях образования для детей созданы условия для получения качественного инклюзивного образования. Инклюзивное образование превысило 55%.
Еще одна важная задача — сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для этого будут приняты комплексные меры: обеспечение малокомплектных школ квалифицированными педкадрами, будет изменена система оплаты труда, предусмотрено полное обеспечение сельских школ учебными материалами, компьютерным оборудованием и цифровой техникой. В этих целях в республиканском бюджете предусмотрены 150 млрд тг.
Строительство 800 новых школ решит проблему дефицита
По прогнозам, к 2025 году дефицит мест составит около 500 тыс. мест. Для решения данной проблемы школы будут строится за счет государства и частного сектора.
В частности, планируется строительство 800 новых школ более чем на 650 тыс. мест за счет государственного бюджета и привлечения частных инвестиций.
«Для этого будет выделено 876 млрд тг. В результате будет решен вопрос дефицита мест и трехсменных школ, количество аварийных школ уменьшится», — сообщил министр.
Кроме того, в рамках программы «Ауыл – ел бесігі» по поддержке сельских школ планируется выделение 53 млрд тг на строительство 114 интернатов для сельских опорных школ.
В рамках новой программы на полное обеспечение всех школ современными предметными кабинетами физики, химии, биологии, STEAM будут выделены 100 млрд тг, для 100% охвата предметных кабинетов компьютерами 50 млрд тг.
100 тыс. студентов ежегодно бесплатно учатся в колледжах
В рамках проекта «Жас маман» будет обновлена материально-техническая база 180 колледжей, для чего из бюджета предусмотрено 58 млрд тг.
«Программой бесплатного профессионально-технического образования ежегодно будут охвачены 100 тыс. студентов. А количество студентов, охваченных дуальным обучением, достигнет 35%. Уровень трудоустройства выпускников колледжа увеличится с 63% до 75%», — отметил Глава ведомства.
ЕНТ переводится в электронный формат
Здесь стоит задача 100% обновить образовательные программы на основе профессиональных стандартов. Количество иностранных студентов будет составлять 10% от общего контингента.
Как проинформировал министр, предусматривается повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава, улучшение материальной базы университетов путем увеличения образовательных грантов в среднем с 340-420 тыс. до 900 тыс. тг.
«Это долгожданная новость, с 2011 года в целом стоимость гранта не менялась. На это из бюджета будет выделено 244 млрд тг. Для создания в 10 университетах центров академического превосходства будет выделено 21 млрд тг. 10 университетов войдут в 500 лучших университетов мира», — сообщил А. Аймагамбетов.
Кроме того, порядок сдачи ЕНТ переводится в электронный формат, внедряется несколько видов грантов, обеспечивается доступность, прозрачность высшего образования.
До 2025 года будут построены общежития на 90 тыс. мест.
Ротация кадров в системе образования
В этой связи, с 2021 года управление районными отделами образования переходит на уровень области.
«Финансирование также поднимется на уровень области. Он будет направлен на снижение образовательного разрыва между регионами и учреждениями», — сказал министр.
По словам А. Аймагамбетова, в последнее время растет количество вопросов о порядке назначения руководителей учреждений образования. Например, руководители ряда организаций работают на одном месте более 20 лет.
«Поэтому мы будем назначать директоров детских садов, школ, колледжей по новой системе. Кроме того, в дальнейшем систему замены будем использовать через ротацию. В соответствии с современными требованиями сфера образования будет переходить от автономного управления к корпоративному», — отметил он.
Укрепление потенциала науки
- Во-первых, если финансирование науки в 2019 году составляет 43 млрд тг, то в 2025 году достигнет 400 млрд тг.
- Во-вторых, в соответствии с поручением Главы государства для поддержки молодых ученых ежегодно будет выделяться более 3 млрд тг.
- В-третьих, если ранее конкурсы на гранты проводились один раз в три года, то со следующего года будет выделяться ежегодно.
- В-четвертых, для укрепления материально-технической базы научных институтов будет создана отдельная бюджетная программа.
По модернизации и цифровизации научной инфраструктуры будут проработаны вопросы развития цифровых навыков ученых, реализации программ переподготовки кадрового и руководящего состава научных организаций.
В целом в рамках программы объем финансирования образования возрос в 6 раз, а финансирование науки – в 7 раз.
Как сообщил министр образования и науки, для реализации Программы предусмотрены средства в размере 11 трлн 578 млрд тг. В том числе увеличилась доля частных инвестиций и составила 1 трлн 284 млрд тг.
Следует отметить, что на заседание Правительства от лица педагогической общественности была приглашена директор IT-школы-лицея г. Кокшетау А. Балташева. Она в своем выступлении отметила, что в новой госпрограмме особое внимание уделяется статусу педагога, тогда как уже в реализованной программе такой акцент не ставился. Внедрение новой системы переподготовки учителей и повышение заработной платы, по словам А. Балташевой, будет способствовать повышению статуса школьных педагогов и обеспечит новый приток молодых специалистов.
Также директор учебного заведения подчеркнула, что в новой госпрограмме внимание уделено образовательной культуре, предусмотрено внедрение нового формата школьного и родительского общения. Теперь получение образования будет основываться на ценностях, что также не может не радовать казахстанских преподавателей.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на внутренние и внешние изменения и процессы. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межстрановые экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных вузах. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым “мировым стандартам”, вырабатываемым мировой наукой и техникой. Процессы глобализации также требуют от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности. В условиях глобализации неизбежна универсализация содержания и технологий образования, которую невозможно остановитьпри существующих мировых информационных и коммуникационных системах в виде Интернет.
Происходит интернационализация высшего образования, которая постепенно приобретает черты качественно нового этапа – интеграции, всемерного сближения национальных образовательных систем, их взаимодополняемости. Превращение высшего образования в мировую социальную систему характеризуется множеством взаимосвязанных элементов разного уровня и характера. Занимая свое специфическое место на рынке образовательных услуг, вузы взаимодействуют в форме сотрудничества или соперничества, вырабатывая основные ориентиры этого рынка. Потребность в устойчивости системы высшего образования предполагает постоянное ее развитие и приспособление к меняющимся условиям современного мира. В этой связи кризис высшего образования, о котором пишут многие эксперты в последние годы, есть не что иное, как сигнал к необходимости реформирования его содержания, форм и задач в ответ на “вызов эпохи”. Кризис усиливает потребность в международной интеграции высшего образования. Таким образом, интеграция высшего образования в мировую систему – это объективно развивающийся процесс, в который можно пытаться не включаться, но который нельзя не замечать.
Интеграционные явления, происходящие в современном мире, коснулись всех сторон жизнедеятельности общества. Государство, которое имеет намерение идти в ногу с международными процессами, уделяет пристальное внимание всем проявлениям глобализации, ставшим уже неизбежностью. В быстро меняющемся мире, возможно, не столь важно быть впереди по показателям социально-экономического развития, а важнее быть гармонизированным в общемировые тенденции.
Образовательные системы зарубежных государств за последние 10– 15 лет совершили резкий скачок в своем развитии. Общество всегда заинтересовано в высокообразованных гражданах, ибо только такие люди способны развивать и обеспечивать общественный прогресс. Рынок и вся его инфраструктура всегда нуждается в квалифицированных специалистах, имеющих профессиональные навыки и знания. Только в этом случае конкуренция будет развивать как сами рыночные отношения, так и обеспечивать прогресс общественных отношений. Личность также имеет потребности в своем развитии, которое реализуется благодаря образованию.
Однако система образования Казахстана не всегда отвечает соответствием индивидуальным, личным потребностям в образовании. Система образования базировалась на нормативном подходе, была жестко регламентированной, и обучающемуся сверху указывала «что учить» и «как учить». Содержание наших образовательных программ состояло из множества предметов и дисциплин, которые не всегда представляли интерес для обучающихся.
Высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособныхспециалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством. В настоящее время функционируют 148 вузов (9 национальных, 2 международных, 32 государственных, 12 негражданских, 93 частных, в том числе 16 акционированных), в которых обучаются свыше 595 тыс. человек.
Тем не менее, большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики. Серьезным скрытым фактором, охватывающим всю систему высшего образования в Казахстане, является коррупция. Политика высшего образования не будет эффективной до тех пор, пока не будут приняты конкретные меры по ее искоренению. Имеют место негативные тенденции в кадровом обеспечении вузов: отсутствует системное воспроизводство профессорско- преподавательского состава, широко практикуется работа по совместительству.
Материально-технические ресурсы вузов Казахстана обновляются недостаточными темпами. Вузами не выдерживается установленная норма обновления библиотечного фонда, как по гуманитарным, так и по техническим специальностям. По многим дисциплинам учебники не разрабатываются или издаются малыми тиражами. Информационные ресурсы вузов не объединены, библиотечный фонд носит разрозненный характер. В настоящее время недостаточно действующих механизмов государственной поддержки финансирования образовательных услуг. Интеграция образования, науки и производства, развитие послевузовского образования на основе современных достижений науки и техники являются одними из приоритетных направлений развития экономики [1].
Наряду с этим имеются и многие достижения. Проведенные реформы дают основания говорить, что сегодня казахстанская система подготовки кадров нуждается уже не в радикальной реформе, а в доведении преобразований до логического завершения. Такая модернизация должна проводиться комплексно по целому ряду связанных между собой направлений.
Высшая школа полностью перешла на трехуровневую модель подготовки, принятую в мировой практике: бакалавр — магистр — доктор философии (PhD). Внедрена кредитная технология обучения, целый ряд программ аккредитован в международных аккредитационных центрах. Созданы пять национальных лабораторий открытого типа и 15 лабораторий инженерного профиля, оснащенных самым современным оборудованием.
В Глобальном индексе конкурентоспособности наша страна заняла 51-е место в мире по обеспечению доступа к высшему образованию. В 38 вузах реализуется двудипломное образование с участием зарубежных университетов. Ежегодно до трех тысяч казахстанцев получаютвозможность обучаться в лучших университетах мира по Президентской программе «Болашак» – уникальной в мировой практике [2].
Госпрограммой вводится целый ряд кардинально новых подходов, многие из них общесистемные, охватывают все уровни подготовки кадров. Безусловно, главный из них – финансирование образования. Глава государства Н.А.Назарбаев отметил, что уже несколько лет объем такого финансирования в Казахстане составляет порядка 4% от ВВП. К примеру, в 2010 году он соответствовал 4,1% ВВП, а это уже хорошее приближение к уровню ряда европейских стран. В 2011 году было предусмотрено дополнительное выделение средств. Только из республиканского бюджета оно составило свыше 461 миллиарда тенге на 2011–2015 годы.
Самым принципиальным изменением, заложенным в документе, является начало реальной интеграции науки с образовательным процессом. Реализация положения «Исследовательский университет» в Законе Республики Казахстан «О науке» от 18.02.2011 г. поставит воссоединение науки с учебным процессом на реальные рельсы. Произойдет и соответствующее изменение содержания обучения – объединение его теоретической и практической составляющих. Сначала в нескольких ведущих университетах, а по мере накопления опыта – и в других вузах страны. Это придаст новый импульс интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное пространство.
В частности, доли вузов, прошедших независимую национальную институциональную и специализированную аккредитацию по международным стандартам, будут доведены до 65 и 30 процентов соответственно. То есть качество высшего образования существенно возрастет. Это также окажет влияние на содержание обучения в высшей школе. Соответственно изменится и классификация вузов. Предусмотрено шесть градаций: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты.
На основе новой классификации будут повышаться требования к вузам – не только частным, но и государственным. Уже с 2012 года их аккредитацию будут проводить некоммерческие неправительственные аккредитационные агентства. В результате система высшей школы оздоровится, и Казахстан станет еще ближе к мировому качеству образования.
Еще одно важное нововведение – предоставление вузам академической свободы. Ее основной смысл – в образовательных программах увеличится компонент по выбору: в бакалавриате – до 70%, в магистратуре – до 80%, в докторантуре – до 90–95%. Впервые в нашей стране поставлен и вопрос автономии вузов. В соответствии с принципами Болонского процесса им будет предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности.
В результате такого обновления всех уровней обучения мы получим систему подготовки кадров, соответствующую мировым стандартам не только по структуре, но и по содержанию обучения, квалификации выпускаемых специалистов.
Будет достигнута цель, сформулированная Президентом страны: «Создать такие условия, чтобы любой казахстанец имел доступ к широкой системе знаний и профессиональной квалификации. Чтобы в любом возрасте он мог пройти переподготовку или приобрести новую специальность» [3]. Это концепция обучения в течение всей жизни, реализация которой является одной из главных общемировых тенденций, и Казахстан существенно продвинется в данном направлении по результатам реализации Государственной программы развития образования на 20112020 годы.
Литература
- Каримов З. Болонский процесс и региональные вузы / Каримов З., Белобородова Н. // Alma mater∙ — 2006∙ — № 6. — C∙48-49∙
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы//Казахстанская правда, 14 декабря 2010 г.
- Жумагулов Б. Госпрограмма стартовала. Казахстанское образование вступило в новое десятилетие развития//Казахстанская правда, 11 января 2011г.
Обещания и их исполнение
1) Обещание: во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрить механизм подушевого финансирования.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
2) Обещание: увеличить долю высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В 2015 году общее количество учителей дневных государственных общеобразовательных школ составило 291 237 человек. Из них 56 767 учителей имеют высшую и 88 379 первую категории. К 2020 учителей стало ещё больше.
3) Обещание: в организациях образования создать попечительские советы.
Вердикт: исполнено.
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В 2015 году в 4 377 дневных государственных общеобразовательных школах созданы попечительские советы (в 2014 — 3 259).
Во всех государственных колледжах (462) и в 65 вузах созданы попечительские советы.
4) Обещание: руководители организаций образования пройдут повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента.
Вердикт: исполнено.
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
Всего за период 2011-2015 годы курсовую подготовку по вопросам менеджмента прошли 19 313 человек (68,6%).
5) Обещание: в организациях образования будет использоваться система электронного обучения.
Вердикт: не исполнено.
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В рамках Концепции электронного обучения смещены акценты с технического оснащения на оснащение контентное (цифровые образовательные ресурсы).
6) Обещание: охватить детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
Проблема дефицита дошкольных мест в 2015 году решена через увеличение сети на 367 ед., в том числе за счет: строительства
60 детских садов (РБ — 39, МБ — 21).
7) Обещание: в 2020 году осуществить полный переход на 12-летнюю модель обучения.
Вердикт: не исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
1 сентября 2015 года начата апробация обновленного содержания начального образования в 30 пилотных школах. Полный переход на 12-летнее образование планируется осуществить в 2021 году.
8) Обещание: увеличить количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В республике функционируют 21 НИШ в городах Астана (2), Алматы (2), Кокшетау, Талдыкорган, Семей, Усть-Каменогорск, Уральск, Караганда, Шымкент (2), Актобе, Тараз, Павлодар, Кызылорда, Атырау, Актау, Костанай, Петропавловск.
9) Обещание: увеличить долю учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
По итогам 1 полугодия 2015-2016 учебного года 1,4 млн. (61%) учащихся успешно освоили учебные программы естественно-математического цикла.
10) Обещание: улучшить результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS.
Вердикт: исполнено частично
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
Казахстанские участники среди 65 стран заняли 49 позицию по математике, 52 по естественнонаучным дисциплинам и 63 по читательской грамотности. Однако затем произошло снижение по ряду параметров, кроме математики.
В международном экзамене Казахстан представили 5808 15-летних обучающихся из 218 организаций образования (200 школ и 18 колледжей).
11) Обещание: увеличить долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В 2015 году количество дневных государственных общеобразовательных школ, создавших условия для инклюзивного образования составило 3 210 (44,8% от общего количества дневных государственных общеобразовательных школ — 7 158).
12) Обещание: увеличить долю выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В 2015 году процедуру ОУПП прошли 102 562 выпускника, из них 65 402 на бюджетной основе.
Из 102 562 выпускников 88 305 (86%) прошли процедуру ОУПП с первого раза.
13) Обещание: увеличить долю занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу.
Вердикт: исполнено
Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,
В 2015 году из учебных заведений ТиПО выпущено 129,7 тыс. человек, из них по госзаказу — 76,7 тыс. человек*. По данным местных исполнительных органов трудоустроено из выпускников, обучившихся по госзаказу 60,0 тыс. человек или 78,2%. Этот показатель по данным управлений держится на стабильном уровне.