Программы общего среднего образования и государственные образовательные стандарты Студопедия

Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала (В. Леднёв).

Правовые основы государственной стандартизации образования содержатся в Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация устанавливаетфедеральные государственные образовательные стандарты(ст. 5), а также в Законе РФ«Об образовании»(принят в 1992 г. , утрачивает силу 01. 2013) и новом Федеральном Законе «Об образовании в РФ»(2012 г. ),который вступает в действие 01. 2013.

Основные причины государственной стандартизации содержания образования:

 необходимо обеспечить единый минимальный уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений России;

 необходимо учесть тенденции развития образования в мире (в масштабах целой страны рациональней это делать централизованно.

Государственный образовательный стандарт выполняет ряд важных функций, среди которых выделяются:

 функция социального регулирования – обеспечение эквивалентности образования во всех образовательных учреждениях одного уровня (например, минимальный уровень образования для выпускника основной школы одинаков, независимо от того, учился он в селе или городе, в обычной школе или в гимназии);

 функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности: образовательный стандарт регламентирует только минимальный образовательный уровень, то образование, которое выше этого уровня, может дифференцироваться в зависимости от особенностей, потребностей, способностей личности учащихся;

 функция управления заключается в том, что стандартизация содержания образования позволяет упорядочить образовательные системы, использовать единые критерии качества образования, унифицировать оценки и т

 функция повышения качества образования осуществляется в масштабе целой страны благодаря возможности устанавливать нижнюю границу уровня образования и постоянной модернизации образовательного стандарта с целью повышения минимального образовательного уровня.

В основе новых Федеральных государственных стандартов общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

 переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

 ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

 признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

 учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

 обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

 разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

 гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Согласно требованиям к результатам освоения основных образовательных программ на всех ступенях общего образования выделяются три основных блока (компонента) содержания образования: личностный, метапредметный и предметный.

 готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;

 сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 наличие системы ценностных отношений, отражающих личностную и гражданскую позицию в деятельности, социальные компетенции, правосознание;

 способность ставить цели и строить жизненные планы;

 способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

 владение межпредметными понятиями;

 способность использования в учебной, познавательной и социальной практике универсальных учебных действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

 самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

 способность к построению индивидуальной образовательной траектории.

 умения, специфические для данной предметной области;

 виды деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания в рамках учебного предмета в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

 научный тип мышления, научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений;

 владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования, действующие в России на сегодняшний день – это основные документы, регламентирующие содержание общего образования для каждой его ступени. Отдельные ФГОС разработаны для начального, основного, полного (среднего) общего образования, и каждый из них утверждён отдельным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Вместе с тем, все ФГОС преемственны, любой из них имеет следующую структуру.

Общие положения.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы.

· Личностные результаты освоения основной образовательной программы.

· Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.

· Предметные результаты освоения основной образовательной программы.

III. Требования к структуре основной образовательной программы.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Понятие «государственный образовательный стандарт» впервые было введено Законом РФ «Об образовании». В редакции Федерального закона от 01. 2007 N 309-ФЗ статья называется «Федеральные государственные образовательные стандарты».

Закон N 273-ФЗ от 29. 2012 «Об образовании в РФ» в ст. 2 определяет следующие понятия:

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательный стандарт (ОС) – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента РФ;

Федеральные государственные требования (ФГТ) – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам;

Согласно ст. 11 Закона N 273-ФЗ, ФГОС и ФГТ обеспечивают:

1) единство образовательного пространства РФ;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

ФГОС, за исключением ФГОС дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся.

ФГОС включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС устанавливаются сроки получения общего и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включаются в ФГОС специальные требования или устанавливаются специальные ФГОС.

При формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, порядок формирования этих перечней утверждаются Министерством образования и науки РФ. При этом может устанавливаться соответствие указанных в перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях.

Порядок разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.

Московский государственный университет имени М. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), федеральные или национальные исследовательские университеты, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.

Образовательная программа (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Согласно ст. 12 Закон N 273-ФЗ, ОП определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

В РФ по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если ФЗ не установлено иное.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования, имеющие право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС, если иное не установлено ФЗ.

Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются Министерством образования и науки РФ, если иное не установлено ФЗ.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают Министерство обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, примерных программ ассистентуры-стажировки – Министерство культуры РФ, примерных программ ординатуры – Министерство здравоохранения РФ.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Содержание образования. Образовательная программа: понятие и виды: Общеобразовательные и профессиональные образовательные программы

Понятие государственного образовательного стандарта. Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов. Образовательные стандарты первого, второго поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты.

Порядок формирования основных образовательных программ. Академические свободы вуза при реализации основных образовательных программ.

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— развитие общества;

— укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

— адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровней и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

общеобразовательные. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

профессиональные. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Государственный образовательный стандарт (далее ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом об образовании в 1992 году (ст 7). В соответствие с указанным законом в период с 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО), федеральные компоненты которых включали в себя:

— обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

— требования к уровню подготовки выпускников.

Стандарты первого поколения разрабатывались для программ подготовки бакалавра и специалиста в разные периоды и зачастую с разными подходами, что очень осложнило технологию организации учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру лицензированных образовательных программ. При этом стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной и гуманитарной основе.

Подготовка магистров регламентировалась Положением о магистратуре без разработки государственных образовательных стандартов. Подготовка бакалавров и магистров в 1994 году была нормативно закреплена постановлением Правительства Российской Федерации № 940 от 12 августа 1994 г. «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», которым устанавливалось, что основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня. Модели бакалавриата и магистратуры предполагали подготовку выпускников только к научной и научно-педагогической работе. Перечень высшего профессионального образования в первом поколении насчитывал 92 направления подготовки и 422 специальности.

В 1996 году был принят Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ст. 5 которого федеральные компоненты ГОС ВПО должны были включать:

— общие требования к основным образовательным программам (далее ООП);

— требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, к итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников;

— сроки освоения ООП;

— максимальный объем учебной нагрузки студентов.

В соответствии с данным законом в 2000 году были ведены в действие ГОС ВПО следующего поколения. К позитивным особенностям ГОСов второго поколения необходимо отнести:

— согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России;

— согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей;

— одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и введения их в практику;

— разработка стандартов по направлениям подготовки для специальностей в области техники и технологии.

В соответствии с действующим Перечнем в системе ВПО в настоящий период действуют 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров, по 120 направлениям подготовки, 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов (для 320 специальностей).

Необходимо отметить, что большую роль в своевременном и достаточно качественном учебно-методическом обеспечении ВПО сыграли Учебно-методические объединения вузов Российской Федерации и Научно-методические советы по дисциплинам федерального компонента, которые разрабатывали не только проекты государственных образовательных стандартов, но и примерных учебных планов и программ дисциплин.

Была проделана большая работа, направленная на правовую регламентацию изменения подхода к сущности и структуре государственного образовательного стандарта. Соответственно федеральному Закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и федеральный Закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”» в Российской Федерации были установлены государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения». Например: если в 1992 году в Российской Федерации устанавливались государственные образовательные стандарты как совокупность нескольких компонентов: федерального, регионального (национально-регионального), то с 2000 года — и компонента образовательного учреждения.

Структура федерального государственного образовательного стандарта включает в себя:

«требования к результатам освоения основных образовательных программ» (требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

«требования к структуре основных образовательных программ» (требования к соотношению (объемам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др. ) и требования к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса);

«требования к условиям реализации основных образовательных программ» (требования к материально-техническому, учебно-методическому и кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы);

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) качества высшего профессионального образования;

2) единства образовательного пространства Российской Федерации;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

Как уже было сказано государственные образовательные стандарты высшего образования состоят из федеральных, национально-региональных компонентов, дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемые вузом и факультативных дисциплин.

Введение федерального государственного образовательного стандарта позволило обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ. При этом сохранилось установленная действующим законодательством об образовании свобода образовательного учреждения в формировании образовательной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на содержание образования с учетом региональных и национальных особенностей.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта включают в себя:

1) общие требования к основным образовательным программам высшего профессионального образования;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);

3) сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования отражают национально — региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования определяются высшим учебным заведением по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и реализуются высшим учебным заведением на договорной основе с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Дисциплины и курсы по выбору студента устанавливаются вузом в объеме до 15% от трудоемкости цикла (до 240 часов). Учебное заведение совершенно свободна в выборе установлении этих дисциплин и может руководствоваться, например, интересами сложившихся в вузе научных школ, рекомендациями местных органов управления образованием, пожеланиями студентов и т. Не запрещается также в качестве дисциплин по выбору студента устанавливать курсы, отражающие и развивающие содержание базовых дисциплин цикла. Дисциплины по выбору студента являются обязательными.

Факультативные дисциплины, предусматриваемые планом высшего учебного заведения в объеме 450 часов, не являются обязательными для изучения студентом.

Особо следует остановится на проблеме обновления ГОС ВПО. В соответствии со ст. 7 Закона об образовании государственные образовательные стандарты пересматриваются уточняются и утверждаются не реже одного раза в десять лет. В 2006 году Министерство развернуло работу по подготовке законопроекта, вводящего в соответствии с Конституцией РФ понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (далее ФГОС). В целях обобщения полученных результатов и разработки проектов нормативных и методических документов, обеспечивающих формирование ГОС ВПО третьего поколения Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования была создана рабочая группа, в работе которой принимали участие специалисты среднего профессионального образования, ведущие эксперты в системе образования, представляющие: Минобрнауки России (эксперты по разным уровням образования для обеспечении преемственности методологических подходов), Рособрнадзора, ведущие университеты, Федеральный институт развития образования, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технического университета), Институт содержания образования Государственного университета – Высшей школы экономики, представители учебно-методических объединений (далее УМО). Работа велась в открытом режиме, в заседании могли принять участие эксперты, мнение которых внимательно заслушивалось. Согласованные решения прошли апробацию на секциях VII-го Съезда ректоров России, на конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций» (Уфа-Москва), на заседаниях Координационных советов УМО, на семинаре в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, на курсах повышения квалификации в Национальном аккредитационном агентстве, на пленумах и советах УМО.

Итогом исследовательской работы явились проект макета ФГОС ВПО и подходы к формированию проекта перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования, которые одобрены Советом Минобрнауки РФ по государственным образовательным стандартам профессионального образования, состоявшимся 2 октября 2006 года.

В настоящее время наиболее активно ведется работа по созданию ГОС ВПО третьего поколения по следующим направлениям:

— проектирование Перечня направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

— разработка модели подготовки бакалавров, специалистов и магистров на основе компетентностного подхода;

— переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования в России;

— развитие системы обеспечения и контроля качества высшего профессионального образования;

— переход расчета учебной нагрузки студентов и преподавателей в зачетные единицы по типу ECTS;

— предлагает изменение приложения к диплому о высшем образовании по типу европейского Diploma Supplement.

При построении ГОС ВПО третьего поколения рассматриваются два подхода специалиста: квалификационный (ориентирован на получение квалификации и идет в тесной связке с магистерскими программами) и компетентностный (предполагает включение широких базовых требований к подготовке выпускника, а также требований к его социально – личностным характеристикам)

В то же время, впереди стоят сложнейшие задачи по: формированию проектов ФГОС совместно с работодателями; созданию методологии механизма экспертизы перед их утверждением; совершенствованию системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений; разработке механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня; разработке Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.

ГОС ВПО, образовательные программы должны проектироваться с учетом процессов глобализации профессий и профессионалов, а также параметров профессий. Включение компетенций в разработке новых образовательных стандартов, как неотъемлемого требования к выпускникам, очевидно, должно составлять часть более масштабного процесса обновления высшего профессионального образования. Внесение соответствующих изменений в политику и формирование нормативного и методического сопровождения для каждой ступени ВПО, разработка программы инициирования и реализации изменений.

Ключевые и общепрофессиональные компетенции более автономны по отношению к рынкам труда. Национально-региональный (региональный) и вузовский компоненты наиболее «чувствительны» к сигналам рынка труда, допускают оперативное реагирование на запросы работодателей посредством систематического обновления ГОС ВПО (компетенция вуза).

Ключевые компетенции по определению (по сути) как правило имеют свою «собирательную» терминологическую специфику (например, коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к критическому мышлению; адаптируемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка). Компетенции имеют два типа: универсальные (инструментальные; межличностные, систематические), а также компетенции определенной предметной области (знания и навыки). Компетенции, ориентированные на предмет, – знания и навыки (связанные с предметом навыки). Это: соответствующие методы и технически приемы, свойственные различным предметным областям (химический анализ, анализ древних рукописей, выборочные методы и т.

Обобщенно можно сказать, что компетенции могут быть встроены в различные элементы образовательного процесса, а именно:

— в результаты обучения, достижение которых ожидается от студентов;

— в процесс обучения, в течение которого они получают необходимые компетенции;

— в процесс оценки, призванный подтвердить то, что они овладели необходимыми компетенциями.

Проект нового стандарта высшего профессионального образования разрабатывается как федеральный образовательный стандарт, который впитывает в себя весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений. При этом принимается во внимание требования Президента Российской Федерации Путина В. , высказанное в Посланиях Федеральному собранию Российской Федерации: о внедрении в практику адекватных времени образовательных стандартов, учитывая, что содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам, не забывая и о накопленных отечественных преимуществах; создание конкурентоспособной образовательной системы, на основе пересмотра содержания образовательных программ профессионального образования, совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей и создания системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний.

Порядок формирования основных образовательных программ вуза на основе ГОС ВПО. Основные образовательные программы (далее ООП) высшего профессионального образования разрабатываются федеральными государственными органами, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего профессионального образования.

Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет), так и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют более 50% вузов.

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам: независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей; совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 году.

В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины и информационной безопасности.

С целью дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования Министерством предпринят ряд целенаправленных шагов: издан приказ Минобрнауки России №62 от 22 марта 2006 г. «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности; развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Можно считать, что таким образом формируются условия для дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования.

В структуру ООП входят: перечень специализаций профессиональной подготовки, согласованный с соответствующим учебно – методическим объединением; цели ООП; учебный план вуза по направлению подготовки или по специальности; совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание ООП; материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных аттестации (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации ГОС).

Таким образом, при проектировании ООП на первом этапе определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащихся в ГОС, конкретизированных и дополнительных, исходя из того, к каким из указанных в ГОС видах деятельности будет в основном готовится выпускник данного вуза, что он должен приобрести из профессионального опыта в результате освоения вузовского компонента ГОС. Установленные цели должны стать основой для всей многогранной деятельности по реализации ООП. Вуз самостоятельно должен разрабатывать и утверждать ООП на основе ГОС ВПО. На втором этапе проектированияООП в вузе разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.

На этом этапе необходимо решать следующие задачи:

— определить полный перечень дисциплин ОПП (дисциплины национально-регионального компонента, специализации, по выбору студента);

— обеспечить необходимую целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста;

— определить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента;

— установить целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования;

— найти наиболее эффективные с точки зрения вуза достижения поставленных целей виды учебных занятий, образовательных технологии и др.

Академические свободы вузапри реализации ООП обеспечиваются предоставлением вузу ряда прав при разработке и реализации ООП. В частности в ГОС ВПО отмечается, что вуз имеет право:

— формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать в себя не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в государственном стандарте из них 4 обязательные: физическая культура, иностранный язык, философия и история отечества. Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

— осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

— установить необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно научных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин. Содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

— реализовать основную образовательную программу в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля;

— академическая свобода вузам дана и в решении проблем, связанных ведением образовательной деятельности по тем или иным специальностям (направлениям) и специализациям и т.

ГОС ВПО первого и второго поколения значительно расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ с 10% в 1988 году до 30-40% в 2000 году. Издан также приказ Минобрнауки РФ № 62 от 22. 2006 г. , обеспечивающий академические свободы вузов при формировании программ подготовки и магистров. Этим приказом вузам предоставлено право формировать междисциплинарные и практико-ориентированные программы с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к различным видам инновационной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *