Пункт о программе академий наук штатов фни на 2021-2030 годы

До 2030 года на развитие интеллектуального потенциала российской науки будет выделено более 2,1 трлн рублей. Новую программу фундаментальных научных исследований своим распоряжением утвердил председатель правительства РФ Михаил Мишустин, сообщает сайт кабмина.

Программа разработана Российской академией наук при участии министерств и ведущих научных организаций страны. Документ состоит из нескольких подпрограмм. Это не только фундаментальные научные исследования, но и аналитика и прогнозирование, а также совершенствование системы стратегического планирования, обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства России.

«Программа ориентирована на развитие всех направлений фундаментального научного знания, в том числе таких направлений, как компьютерные науки, нанотехнологии, клиническая и профилактическая медицина», — говорится в сообщении.

Уточняется также, что новая программа будет финансироваться в том числе по линии госпрограмм «Научно-технологическое развитие России» и «Развитие здравоохранения». Общий объем финансирования до 2030 года превысит 2,1 трлн рублей.

На десять лет — 2 триллиона 150 миллиардов 320 миллионов 518 тысяч и еще 500 рублей. С такой невероятной точностью посчитан бюджет Программы фундаментальных научных исследований в России на предстоящие десять лет — с 2021-го по 2030-й. Единая долгосрочная программа в этой сфере разработана в нашей стране впервые и распоряжением правительства №3684-р уже утверждена.

Прежде, например, в 2008 и 2012 годах, готовились и принимались как бы две параллельные программы: программа фундаментальных исследований академических организаций и программа для всех остальных, кто ведет такие работы. И горизонт планирования не превышал 4-6 лет. После того, как был принят и вступил в силу закон о слиянии трех академий (РАН, РАМН, РАСХН) в одну большую Российскую академию наук, а все академические институты (общим числом 1008) перешли в подчинение ФАНО (с 2018 года — в Минобрнауки), изменился и подход к планированию.

Вслед за ним мы открыли паспорт программы и постарались найти ответы на самые главные вопросы.

МОСКВА, 9 января. /ТАСС/. Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил программу фундаментальных научных исследований до 2030 года. На программу хотят потратить более 2,1 трлн рублей, пишет пресс-служба правительства.

«Развитие интеллектуального потенциала российской науки, создание эффективной системы управления научными исследованиями для повышения их значимости и востребованности для экономики — таковы основные задачи новой десятилетней программы. Ее своим распоряжением утвердил председатель правительства Михаил Мишустин», — говорится в сообщении.

Согласно пояснительной записке к документу, программа будет финансироваться за счет госпрограмм «Научно-технологическое развитие России» и «Развитие здравоохранения».

Программа, разработанная Российской академией наук (РАН), состоит из нескольких подпрограмм. Среди них «Аналитические и прогнозные исследования, направленные на выявление больших вызовов и совершенствование системы стратегического планирования, обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства России», «Фундаментальные и поисковые научные исследования, проводимые на крупных научных установках и объектах класса «мегасайенс». Программа ориентирована на развитие всех направлений фундаментального научного знания, в числе которых компьютерные науки, нанотехнологии, клиническая и профилактическая медицина.

МОСКВА, 10 сентября. /ТАСС/. Проект программы фундаментальных научных исследований в России на 2021-2035 годы, разработанный Российской академией наук (РАН), внесен на рассмотрение в правительство РФ. Об этом сообщил ТАСС президент академии Александр Сергеев.

«Еще на апрельском общем собрании членов РАН было озвучено, что проект программы фундаментальных научных исследований в России на 2021-2035 годы, будет внесен в конце лета — начале осени текущего года на рассмотрение правительства. У нас все идет в этом смысле планово», — сказал Сергеев.

Представитель пресс-службы Минобрнауки сообщил ТАСС, что в соответствии с последней редакцией федерального закона о РАН «Академия наук напрямую вносит программу в правительство РФ, а далее правительство может направить» ее на согласование в министерство. «На данный момент проект новой программы фундаментальных исследований не направлен в наше ведомство», — добавил он.

Цель программы — получение новых фундаментальных знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества.

Ранее вице-президент РАН Валерий Козлов говорил, что новая программа будет пересматриваться и актуализироваться каждый пять лет. Он добавил, что в каждом разделе плана программы будет введение с анализом мировых тенденций в различных областях знаний.

Читать также:  Основы государственного и муниципального управления

В соответствии с новой редакцией закона о РАН, принятой в прошлом году, академия отвечает за подготовку и реализацию этой программы. Главное ее отличие от предыдущей состоит в том, что она должна охватить все фундаментальные исследования в стране, которые проводят академические вузы, государственные научные центры и госкорпорации.

Новая программа фундаментальных исследований должна быть увязана с нацпроектом

МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Программа фундаментальных научных исследований на долгосрочный период (2021-2035 годы), которую в настоящее время готовит Российская академия наук (РАН), должна быть увязана с национальным проектом «Наука», заявил ТАСС в пятницу президент РАН Александр Сергеев.

Проект Программы фундаментальных научных исследований на долгосрочный период (2021-2035 годы) был рассмотрен президиумом РАН 10 апреля. Академики приняли решение доработать программу для того, чтобы она была внесена на рассмотрение правительства к середине 2019 года.

Сергеев отметил, что источников финансирования для программы фундаментальных исследований много, помимо национальных проектов, это и Государственная программа научно-технического развития (ГПНТР) и различные фонды.

«Что важно — и нацпроект и госпрограмма ГПНТР достаточно широкие, в них нет конкретных вопросов, которые будут изучаться в рамках программы фундаментальных исследований. Хотя, конкретика тоже есть, к примеру, то, что два судна мы должны построить. Они прежде всего, для фундаментальных исследований. Поэтому в ресурсном обеспечении мы должны учитывать разные источники, причем не на 3-5 лет, а на долгосрочный период», — добавил глава академии.

Сергеев назвал еще два потенциальных источника для финансирования научных работ в рамках долгосрочной программы фундаментальных исследований.

«Во-первых, мало задействованы деньги, которые идут из промышленности. Поэтому, если мы сумеем привлекать деньги из промышленности, то тогда мы можем то, что государство дает на поисковые исследования, перебросить на фундаментальную часть, усилить ее таким образом. Но это, если удастся нам договориться с нашими крупными компаниями. Второе — эффективность использования тех средств, что уже даются. Разобравшись в эффективности траты средств, мы найдем дополнительные источники для финансирования фундаментальных исследований», — сказал он.

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Программу фундаментальных научных исследований до 2030 года. Она разработана Российской академией наук с привлечением министерств и ведущих научных институтов. Координатором программы выступает РАН. Она осуществляет научное и научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных организаций и вузов, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями.

Исполнители программы, помимо Академии, все ключевые министерства и ведомства, а также правительственные научно-образовательные подведомственные организации (МГУ, Курчатовский институт и пр.).

Среди основных задач программы — эффективное управление исследований; условия для свободного научного творчества; справедливая и честная конкуренция за поддержку; ответственность исполнителей за результат и технологический трансфер; распознавание больших вызовов и формирование системной реакции на них; работа в интересах обороны и безопасности; повышение статуса отечественной науки и привлечение иностранных партнеров; распространение научных знаний и популяризация науки; формирования ресурсной базы для прорывных результатов, в том числе в рамках мегасайенс; интеграция с вузами и реальным сектором экономики.

В Программу входит 6 подпрограмм:

1. Аналитические и прогнозные исследования, направленные на выявление больших вызовов и совершенствование системы стратегического планирования, обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства РФ;

2. Фундаментальные и поисковые научные исследования;

3. ФПНИ, проводимые на крупных научных установках и объектах класса «мегасайенс»;

4. ФПНИ по направлениям Стратегии НТР;

5. Инициативные фундаментальные и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной и научно-технической и инновационной деятельности;

6. ФПНИ в интересах обороны страны и безопасности государства (секретная).

Целевые индикаторы программы традиционны: количественный и качественный состав исследователей, привлечение в научные исследования молодежи, доля публикаций в престижных базах данных, коллаборации.

Общий объем финансирования до 2030 года — более 2,1 трлн рублей.

Читать также:  Разработка и реализация государственных федеральных и региональных целевых программ

Владимир Иванов, помощник президента РАН, член-корреспондент РАН:

— В чем главное принципиальное отличие этой программы от предыдущих? Первая была принята в 2008 году, вторая — в 2012 году. Тогда она была разделена на две части: программа фундаментальных исследований академических организаций и программа всех остальных, кто ведет такие работы. Когда в 2013 году приняли закон об госакадемии, было решено, что с 2021 года будет действовать единая программа фундаментальных исследований на долгосрочный период, которая разрабатывается РАН. Что сейчас и сделано. Эта программа объединяет всю фундаментальную науку в единое целое, что является ее принципиальным отличием от всего, что было раньше.

На что нацелена Программа и какие задачи в приоритете?

Речь, как уже сказано, о фундаментальных исследованиях, поэтому главное — получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, природы. То есть, всего того, что необходимо для устойчивого научно-технологического, социально-экономического и культурного развития страны, укрепления ее национальной безопасности и обеспечения научного лидерства на долгосрочный период.

Из задач упомянем кратко три самые конкретные. Первая — создание условий для свободного научного творчества и, одновременно, обеспечение механизмов справедливой конкуренции при использовании государственных инфраструктурных, финансовых и нефинансовых ресурсов.

Вторая — повышение ответственности исполнителей и участников программы за результативность, значимость и востребованность полученных результатов.

Третья — обеспечение своевременного распознавания больших вызовов и формирование приоритетов в рамках научных исследований для ответа на такие вызовы.

Все ли направления Программы решено сделать открытыми?

Нет, не все. Единая программа фундаментальных исследований имеет пять тематических подпрограмм гражданской направленности и подпрограмму №6 «Фундаментальные и поисковые научные исследования в интересах обороны страны и безопасности государства». Она направлена на создание научно-технического задела для реализации в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства. В связи с этим подпрограмма №6 изначально заявлена как секретная и будет утверждается отдельным (закрытым) актом правительства РФ со своим объемом финансирования — за рамками 2,15 триллиона рублей.

Как Программа фундаментальных исследований взаимоувязана с нацпроектом «Наука»?

Целевые показатели (индикаторы) Программы фундаментальных научных исследований составлены таким образом, чтобы они могли обеспечивать и отражать вклад фундаментальной науки в достижение соответствующих показателей (индикаторов) программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (в том числе в рамках национального проекта «Наука»), установленных на период до 2030 года.

Пункт о программе академий наук штатов фни на 2021-2030 годы

Какая роль в Программе отводится Российской академии наук?

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук» (ФГБУ РАН) является координатором всей программы — с вытекающими отсюда полномочиями и ответственностью за общий результат.

Помимо этого, РАН наделена правами исполнителя программы — наряду с 14 другими субъектами. И значится в числе участников — одновременно с тремя другими академиями (образования, архитектуры, художеств).

Таким образом, в единой Программе фундаментальных исследований Российская академия наук наделена одновременно: функциями координатора, правами исполнителя и статусом участника.

Как распределены ресурсы на весь срок действия Программы?

В паспорте программы отмечается, что размер ассигнований, «предусмотренных федеральным бюджетом на реализацию мероприятий Программы, подлежит ежегодному уточнению при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период». В исходном варианте средства распределены так (в тыс. рублей):

2021 — 183 260 109,2

2022 — 202 119 729,3

2023 — 220 957 951,9

2024 — 215 716 508,6

2025 — 202 135 580,1

2026 — 209 353 359,8

2027 — 216 917 717,5

2028 — 224 845 296,5

2029 — 233 153 539,3

2030 — 241 860 726,3

Как видим, прослеживается положительная динамика — с приростом к 2030 году 58,5 миллиардов рублей в сравнении со стартовым 2021-м.

Что предусматривает функционал координатора Программы?

Координатор в лице Российской академии наук представляет координационному совету Программы предложения по внесению изменений в план и детализированный план (по разделам и направлениям) фундаментальных и поисковых исследований, сформированный на основе предложений исполнителей и участников Программы. Он же, координатор, запрашивает у исполнителей и участников информацию, необходимую для оценки эффективности реализации Программы, уточнения целевых показателей (индикаторов), а также информацию о совершенствовании механизмов ее реализации для подготовки годового отчета и итогового доклада о реализации Программы (за все 10 лет).

Читать также:  Вцп и государственные программы

В обязанности координатора входит подготовка ежегодного отчета о реализации Программы и представление его на утверждение координационному совету. После чего координатор представляет утвержденный годовой отчет в Министерство науки и высшего образования и в правительство РФ (в I квартале года, следующего за отчетным). А по результатам всей десятилетней Программы готовит итоговый доклад: сначала — для утверждения на координационном совете, а после утверждения — в Минобрнауки и правительство РФ. Срок для этого уже обозначен: I квартал 2031 года.

Как задумано и должно происходить управление Программой?

Общее управление осуществляет координационный совет Программы. В него входят: представители координатора, всех исполнителей Программы (их, напомним, 15), президенты и другие представители государственных академий наук, а также представители советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития РФ и представители научно-технического совета ВПК.

По согласованию с координатором в координационный совет могут быть включены представители участников Программы.

Персональный состав координационного совета Программы и положение о нем утверждаются правительством РФ на основании предложений координатора, всех исполнителей, государственных академий наук, советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития РФ и научно-технического совета ВПК — по представлению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

В Программе предусмотрено использование единых подходов и инструментов ее реализации. В том числе современной цифровой инфраструктуры обмена научно-технической информацией между координатором Программы, исполнителями и участниками — с учетом имеющихся и намечаемых к созданию информационных систем, используемых для мониторинга, планирования научных исследований и представления отчетности.

Методики расчета целевых показателей (индикаторов), а также ответственность каждого исполнителя и форма годовой отчетности утверждаются координационным советом Программы.

Координация действий исполнителей и участников Программы, научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение в процессе ее реализации, а также организационно-техническое и методическое сопровождение работы координационного совета Программы возлагается на Российскую академию наук. Причем обеспечивается все это за счет ассигнований федерального бюджета, предусмотренных для РАН на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, отдельной статьи «на операционные расходы» в Программе не предусмотрено.

Из каких источников и по какой схеме будут финансировать Программу?

Ресурсное обеспечение предусмотрено из тех же самых средств (ассигнований) федерального бюджета, что выделяются и предусмотрены к выделению в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». А также из средств «на финансовое обеспечение фундаментальных научных исследований гражданского назначения, предусмотренных в других государственных программах Российской Федерации», в частности — госпрограммы «Развитие здравоохранения». Третий источник — так называемое непрограммное направление расходов «обеспечение деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти».

РАН наделена функциями координатора, правами исполнителя и статусом участника программы

Как уже сказано, на момент утверждения Программы объем ее финансирования за счет средств федерального бюджета на ближайшие 10 лет составляет 2 150 320 518,5 тыс. рублей (за исключением ресурсного обеспечения подпрограммы №6).

Кто имеет право получать и распределять финансовые средства Программы?

Исполнителями программы определены 15 субъектов: шесть федеральных министерств, включая Минобрнауки, и одна федеральная служба — Роспотребнадзор, а также Управление делами президента РФ, Российская академия наук, НИЦ «Курчатовский институт», МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, РАНХ, РФФИ, РНФ.

Наряду с исполнителями есть статус участника. Сюда отнесены РАН, еще три академии (образования, архитектуры, художеств), а также «другие субъекты научной и научно-технической деятельности», ведущие фундаментальные и поисковые исследования на средства федерального бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *