С 2010 по 2020 годы в Казахстане будет действовать национальная программа развития образования и науки

Главная /
Объявления03. 2020
Государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 годыПринята государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 годы. Основной целью недавно утвержденной программы является:- Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки;- В процессе обучения и воспитания личности особое внимание уделяется общечеловеческим ценностям;- Увеличение вклада науки в экономику страны. Для достижения этой цели определены пять приоритетных направлений и 11 масштабных нагрузок. Государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 годы 11005

Вернуться назад
 Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана

Государственныесимволы РК

БЛОГ РЕКТОРА

Цели программы — повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей, увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.

  • Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.
  • Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.
  • Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.
  • Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.
  • Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.
  • Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.
  • Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.
  • Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.
  • Укрепить интеллектуальный потенциал науки.
  • Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.
  • Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы принята Указом Президента Республики Казахстана № 1118 от 7 декабря 2010 года.

Цель – повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики

В результате реализации Государственной программы развития образования Казахстан должен достичь следующих ключевых показателей:

· во всех организациях образования, кроме МКШ, будет внедрен механизм подушевого финансирования;

· в 90% организаций среднего образования будет использоваться система электронного обучения;

· 100% детей в возрасте с 3 до 6 лет будут обеспечены дошкольным воспитанием и обучением;

· будет осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения;

· 80% выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, будут трудоустроены по специальности в первый год после окончания вуза;

· в рейтинге лучших мировых университетов будут отмечены не менее 2 вузов Казахстана;

· доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам, составит 30%.

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан»

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы принята Указом Президента Республики Казахстана № 1113 от 29 ноября 2010 года.

Цель Программы – улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны.

Ключевыми задачи программы являются:

· усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

· развитие и совершенствование Единой национальной системы здравоохранения;

· совершенствование медицинского и фармацевтического образования, развитие медицинской науки и фармацевтической деятельности.

В результате реализации Государственной программы развития здравоохранения Казахстан должен достичь следующих ключевых показателей:

· увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 году – до 70 лет;

· снижение материнской смертности до 28,1 к 2013 году, а к 2015 году – до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми;

· снижение младенческой смертности до 14,1 к 2013 году, а к 2015 году – до 12,3 на 1000 родившихся живыми;

· снижение общей смертности до 8,14 к 2013 году, а к 2015 году – до 7,62 на 1000 населения;

· снижение заболеваемости туберкулезом до 98,1 к 2013 году, а к 2015 году – до 94,7 на 100 тыс. населения;

· удержание распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет в пределах 0,2-0,6%.

С 2010 по 2020 годы в Казахстане будет действовать национальная программа развития образования и науки

В ходе очередного заседания Правительства рассмотрены вопросы реализации Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы и проекта до 2025 года. Об итогах работы за прошедший период и основных направлениях новой госпрограммы доложил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

По его словам, в госпрограмме на 2016-2019 годы предусмотрена реализация 12 индикаторов, 71 показателя и 262 мероприятий. Исполнение госпрограммы составило 92%, мероприятий 98,8%.

В целом реализация госпрограммы позволила решить многие вопросы:

  • школы страны перешли на обновленное содержание,
  • в колледжах ведется реализация проекта бесплатное ТиПО для всех,
  • университетам предоставлена академическая и финансовая самостоятельность,
  • возросла публикационная активность отечественных ученых в самых престижных журналах в 2,5 раза.

Как отметил министр, в настоящее время перед системой образования и науки стоят новые цели и задачи. Для их решения по поручению Главы государства разработана новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы, в основу которой легли ряд стратегических и программных документов. Это «План нации: 100 конкретных шагов», программа «Рухани жаңғыру», Предвыборная платформа Главы государства, в полной мере учтены поручения, данные на августовском совещании и в Послании народу Казахстана.

«Проект Программы обсужден в педагогических коллективах с учителями, представителями Национального совета при Президенте, экспертами, депутатами Парламента. Особенность данного проекта заключается в том, что результаты 5 международных исследований как PISA, TALIS, PIAAC, PIRLS, ISILS позволили выявить основные проблемы и обозначить пути решения. В целом, в проекте новой Государственной программы предусмотрены 2 цели, 11 задач, 8 индикаторов, 39 показателей», — сказал А. Аймагамбетов.

Согласно новой госпрограмме определены основные цели:

  • Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки;
  • Воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей;
  • Увеличение вклада науки в экономику страны.

Для достижения целей предусмотрены 5 направлений, 11 задач.

Первое место — статус педагога

В соответствии с поручением Главы государства за 4 года предусмотрено увеличение заработной платы 500 тыс. педагогов в 2 раза.

По словам министра, будет внедрена новая система переподготовки педагогов, повышения квалификации; в дальнейшем будет повышена заработная плата педагогам детсадов, дополнительного образования, колледжей, по итогам аттестации их руководителям, будет внедрена система нормирования труда педагогов; с 2021 года выпускники университетов будут проходить сертификацию.

Вместе с тем, предусмотрена модернизация педагогического образования, изменение педагогического опыта будущих учителей, 100% обновление учебных программ.

«Предусматривается 100%-ный охват детей в возрасте от 3 до 6 лет детскими садами. В целях повышения качества предусматривается поэтапный возврат лицензирования и внедрение соответствующих программ для улучшения подготовки детей к школе. С учетом предложений частных детсадов регионов стоимость государственного заказа увеличена до 30 тыс. Для этого из республиканского бюджета выделено порядка 400 млрд тг», — сказал Глава ведомства.

Вместе с тем, планируется 100% решение вопроса по внедрению специальной охраны, видеонаблюдения, безопасной перевозки, пересмотра норм и рационов питания, поэтапного перехода к безналичным расчетам в столовых, подушевого финансирования государственного заказа для поддержки детей с особыми образовательными потребностями, формирования киберкультуры. Также планируется внедрение единой программы профилактики буллинга и суицида.

Как подчеркнул А. Аймагамбетов, планируется новый формат школьного и родительского общения, реализация «образования, основанного на ценностях», дебатное движение, приобщение к театру, дальнейшее развитие движения «Жас қыран», «Жас ұлан» на всех уровнях образования. Запланировано создание спортивной лиги школьников и студентов. Сегодня этот показатель составляет 30%.

Повышение качества среднего образования в селах

Предусматривается внедрение новой системы разработки, экспертизы, издания учебников, завершение перехода на обновленное содержание образования, поэтапный переход на 12-летнее обучение, совершенствование критериальной оценки и учебных программ.

Еще одна важная задача — сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для этого будут приняты комплексные меры: обеспечение малокомплектных школ квалифицированными педкадрами, будет изменена система оплаты труда, предусмотрено полное обеспечение сельских школ учебными материалами, компьютерным оборудованием и цифровой техникой. В этих целях в республиканском бюджете предусмотрены 150 млрд тг.

Строительство 800 новых школ решит проблему дефицита

По прогнозам, к 2025 году дефицит мест составит около 500 тыс. мест. Для решения данной проблемы школы будут строится за счет государства и частного сектора.

В частности, планируется строительство 800 новых школ более чем на 650 тыс. мест за счет государственного бюджета и привлечения частных инвестиций.

«Для этого будет выделено 876 млрд тг. В результате будет решен вопрос дефицита мест и трехсменных школ, количество аварийных школ уменьшится», — сообщил министр.

Кроме того, в рамках программы «Ауыл – ел бесігі» по поддержке сельских школ планируется выделение 53 млрд тг на строительство 114 интернатов для сельских опорных школ.

В рамках новой программы на полное обеспечение всех школ современными предметными кабинетами физики, химии, биологии, STEAM будут выделены 100 млрд тг, для 100% охвата предметных кабинетов компьютерами 50 млрд тг.

100 тыс. студентов ежегодно бесплатно учатся в колледжах

В рамках проекта «Жас маман» будет обновлена материально-техническая база 180 колледжей, для чего из бюджета предусмотрено 58 млрд тг.

«Программой бесплатного профессионально-технического образования ежегодно будут охвачены 100 тыс. студентов. А количество студентов, охваченных дуальным обучением, достигнет 35%. Уровень трудоустройства выпускников колледжа увеличится с 63% до 75%», — отметил Глава ведомства.

ЕНТ переводится в электронный формат

Здесь стоит задача 100% обновить образовательные программы на основе профессиональных стандартов. Количество иностранных студентов будет составлять 10% от общего контингента.

Как проинформировал министр, предусматривается повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава, улучшение материальной базы университетов путем увеличения образовательных грантов в среднем с 340-420 тыс. до 900 тыс.

«Это долгожданная новость, с 2011 года в целом стоимость гранта не менялась. На это из бюджета будет выделено 244 млрд тг. Для создания в 10 университетах центров академического превосходства будет выделено 21 млрд тг. 10 университетов войдут в 500 лучших университетов мира», — сообщил А. Аймагамбетов.

Кроме того, порядок сдачи ЕНТ переводится в электронный формат, внедряется несколько видов грантов, обеспечивается доступность, прозрачность высшего образования.

До 2025 года будут построены общежития на 90 тыс. мест.

Ротация кадров в системе образования

В этой связи, с 2021 года управление районными отделами образования переходит на уровень области.

«Финансирование также поднимется на уровень области. Он будет направлен на снижение образовательного разрыва между регионами и учреждениями», — сказал министр.

По словам А. Аймагамбетова, в последнее время растет количество вопросов о порядке назначения руководителей учреждений образования. Например, руководители ряда организаций работают на одном месте более 20 лет.

«Поэтому мы будем назначать директоров детских садов, школ, колледжей по новой системе. Кроме того, в дальнейшем систему замены будем использовать через ротацию. В соответствии с современными требованиями сфера образования будет переходить от автономного управления к корпоративному», — отметил он.

Укрепление потенциала науки

  • Во-первых, если финансирование науки в 2019 году составляет 43 млрд тг, то в 2025 году достигнет 400 млрд тг.
  • Во-вторых, в соответствии с поручением Главы государства для поддержки молодых ученых ежегодно будет выделяться более 3 млрд тг.
  • В-третьих, если ранее конкурсы на гранты проводились один раз в три года, то со следующего года будет выделяться ежегодно.
  • В-четвертых, для укрепления материально-технической базы научных институтов будет создана отдельная бюджетная программа.

По модернизации и цифровизации научной инфраструктуры будут проработаны вопросы развития цифровых навыков ученых, реализации программ переподготовки кадрового и руководящего состава научных организаций.

В целом в рамках программы объем финансирования образования возрос в 6 раз, а финансирование науки – в 7 раз.

Как сообщил министр образования и науки, для реализации Программы предусмотрены средства в размере 11 трлн 578 млрд тг. В том числе увеличилась доля частных инвестиций и составила 1 трлн 284 млрд тг.

Следует отметить, что на заседание Правительства от лица педагогической общественности была приглашена директор IT-школы-лицея г. Кокшетау А. Балташева. Она в своем выступлении отметила, что в новой госпрограмме особое внимание уделяется статусу педагога, тогда как уже в реализованной программе такой акцент не ставился. Внедрение новой системы переподготовки учителей и повышение заработной платы, по словам А. Балташевой,  будет способствовать повышению статуса школьных педагогов и обеспечит новый приток молодых специалистов.

С 2010 по 2020 годы в Казахстане будет действовать национальная программа развития образования и науки

Также директор учебного заведения подчеркнула, что в новой госпрограмме внимание уделено образовательной культуре, предусмотрено внедрение нового формата школьного и родительского общения. Теперь получение образования будет основываться на ценностях, что также не может не радовать казахстанских преподавателей.

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы

Вы находитесь: Нормативная база

Данные обновлены: 01. 2017г.

Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118

В целях реализацииУказа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемуюГосударственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы (далее — Программа). Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
2) представляет в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемыеУказом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы. Признать утратившим силуУказ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года № 626 «О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 — 2012 годы» (САПП Республики Казахстан, 2008 г. , № 32, ст. 333). Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.

Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев

Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы

Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205

Подлежит опубликованию
      в Собрании актов Президента и
     Правительства Республики Казахстан
     ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы (далее – Программа). Правительству Республики Казахстан:
     1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
     2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемые Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан». Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Казахстан согласно приложению к настоящему Указу. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент
 

Республики Казахстан
 

Н. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 1 марта 2016 года № 205

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития образования и науки Республики Казахстан
на 2016 — 2019 годы
Астана, 2016 год
1. Паспорт Программы

Наименование Программы
 

Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы (далее – Программа)
 

Основание для разработки
 

Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»;
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол – путь в будущее»; Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие»;
План нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех»
 

Государственный орган, ответственный за разработку Программы
 

Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН РК)
 

Государственные органы, ответственные за реализацию Программы
 

Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы, областей
 

Цель Программы
 

Повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики
 

Цели Программы
 

обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению;
обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина;
социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования;
 обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций;
обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны
 

Задачи Программы
 

улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии;
увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации;
обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на качественную подготовку детей к школе;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного воспитания и обучения;
повышение престижа профессии педагогов и повышение их качественного состава;
обеспечение инфраструктурного развития среднего образования;
обновление содержания среднего образования;
формирование у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования;
повышение престижа системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО);
обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров;
обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны;
укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития ТиПО;
обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров;
модернизация содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций;
создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий;
вовлечение молодежи, высших учебных заведений (далее — ВУЗ) в укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования;
увеличение вклада науки в развитие экономики страны;
укрепление научного потенциала и статуса ученого;
модернизация инфраструктуры науки;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки
 

Сроки реализации
 

2016 — 2019 годы
 

Целевые индикаторы
 

доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию, в 2017 году – 87,5 %, в 2019 году – 100 %;
доля школ, перешедших на обновленное содержание образования по опыту автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – НИШ), в 2016 году – 100 %, в 2019 году – 100 %;
доля учащихся с успеваемостью на «хорошо» и «отлично» (качество обучения) в 2017 году – 62 %, в 2019 году – 70 %;
 доля выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения, в 2017 году – 92 %, в 2019 году – 95 %; доля выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных в первый год после окончания вуза по специальности, к 2017 году – 85 %, в 2019 году – 90 %; количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR:
2017 год 2019 год
топ-200 0 2
топ-300 2 2
топ-500 2 3
топ-701+ 7 9
доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в 2017 году – 21,2 %, в 2019 году – 22,3 %;
доля коммерциализированных проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ в 2017 году – 17,5 %, в 2019 году – 20 %. Источники и объемы финансирования
 

На реализацию Программы в 2016 — 2019 годах будут направлены средства бюджета, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из бюджета на реализацию Программы составят 1 423,4 млрд. тенге (РБ – 1 153,0 млрд. тенге, МБ – 252,4 млрд. тенге)

Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции. Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан «О науке» открыл новые возможности для передовых научных достижений. Развитие казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса обозначено в Законе Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». В 2015 году внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании». Законодательно регламентируется поэтапный переход на обновленное содержание школьного образования, дуальное обучение, получение первой рабочей профессии в колледжах бесплатно, переход от государственной аттестации к независимой аккредитации колледжей и вузов и др. Особый статус и государственная поддержка молодежи обозначены в новом Законе Республики Казахстан «О государственной молодежной политике». Тем самым создана основа для реализации новых образовательных стратегий и научных достижений. Программа разработана на основе Плана Нации «100 конкретных шагов» с учетом ведущих мировых трендов. Программа прошла широкое обсуждение в педагогической и научной общественности. Учтены предложения работодателей, бизнес-сообщества и международных экспертов.

Анализ текущей ситуации

В Глобальном индексе конкурентоспособности 2015 — 2016 года Всемирного экономического форума (далее – ВЭФ) Казахстан занимает 42 позицию среди 140 стран мира. Из 12 индикаторов образования и науки прогресс достигнут по 8, в том числе по качеству системы образования и научно-исследовательских организаций, доступу школ к интернету, доступности исследовательских и образовательных услуг. Прогресс страны в достижении целей развития тысячелетия отмечает ЮНЕСКО. Казахстан входит в десятку стран-лидеров по индексу развития образования. Образование – один из трех основных субъективных факторов рейтинга человеческого развития Программы развития организации объединенных наций (далее – ПРООН). В 2015 году Казахстан вошел в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 56-е место среди 188 экономик мира. Значительный прогресс Казахстана в охвате детей от 1 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением отмечен ЮНЕСКО в докладе «Образование для всех 2000 — 2015 годов: достижения и вызовы». Значительно улучшены результаты казахстанских 15-летних обучающихся по математической и естественно-научной грамотности в PISA-2012. Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами зарубежным сверстникам в международных интеллектуальных олимпиадах и научных соревнованиях. В национальной копилке страны только в 2015 году 252 золотых, 336 серебряных и 579 бронзовых медалей. В 2015 году впервые студенты колледжей страны приняли участие в международном чемпионате WorldSkillsCompetitionв Бразилии. В общекомандном зачете Казахстан занял 50 позицию среди 55 стран мира. Признана соответствующей международным стандартам образовательная деятельность высшей школы страны. Девять университетов отмечены в рейтинге QS-2015. В 2013 году Казахстан занял 27 позицию среди 170 стран мира в Глобальном индексе развития молодежи. Международные эксперты отмечают положительные тенденции трудоустройства и участия молодежи в политической жизни страны. 2016 год ознаменован ратификацией Казахстаном Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Конвенции о правах инвалидов. Все положения конвенций обозначены в законодательстве страны, в том числе и Законе Республики Казахстан «Об образовании». Доступность качественного обучения для всех на основе полного равенства в зависимости от способностей и желания каждого реализуется на всех уровнях казахстанского образования. Это стало возможным благодаря целевой поддержке всех инициатив образования и науки на государственном уровне, частным сектором и гражданской общественностью страны. Вместе с тем в контексте новых вызовов сложного и динамично развивающего мира имеются факторы, сдерживающие обеспечение высокого качества образования и науки. Приоритетными направлениями в период 2011 — 2015 годов стали подготовка законодательной базы, инфраструктурное развитие и наращивание ресурсного потенциала образования и науки.

Дошкольное воспитание и обучение

Значимость этого периода развития ребенка как основы для успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности год от года возрастает. В системах образования для 40 стран мира уровень дошкольного образования является обязательным. В 2014 году ПРООН дополнил субфактор «Образование» индекса человеческого развития коэффициентом «Валовый охват дошкольным образованием», что свидетельствует о политической значимости дошкольного образования. ЮНЕСКО рекомендует странам развивать государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), при этом государственное финансирование направлять в малонаселенные и отделенные пункты. В течение последних пяти лет в Казахстане развитие дошкольного воспитания и обучения стало одним из приоритетных направлений модернизации системы образования. Успешная реализация программы «Балапан» на 2010 — 2014 годы способствовала росту дошкольных организаций. По сравнению с 2013 годом в 2015 году сеть дошкольных организаций увеличилась на 965 единиц. На 1 октября 2015 года функционируют 8 834 дошкольные организации (2013 году – 7869, 2014 году – 8467). Активное развитие в этом секторе получило ГЧП. Только в 2013-2015 годы государственный образовательный заказ был размещен в 655-ти частных детских садах (2013 году – 898, 2014 году – 1261, 2015 году – 1553). Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением уве

Образование в Казахстане

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 мая 2019 года; проверки требуют 49 правок.

С 2010 по 2020 годы в Казахстане будет действовать национальная программа развития образования и науки

Казахстанско-Британский Технический Университет, Алматы

Формирование и функционированиеПравить

Выделяют этапы развития образовательной системы в независимом Казахстане.

  • 1991—1994 годы — становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.
  • 1999—2000 годы — децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.
  • 2001—2007 годы — стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.
  • 2010 год — Началось массовое внедрение учебного предмета «Самопознание» в систему непрерывного образования РК: детский сад – школа – колледж – вуз. В педагогических вузах ввели специальность «Социальная педагогика и самопознание», в рамках которой началась подготовка будущих учителей самопознания.
  • 2005—2010 годы — поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики.

Государственные расходыПравить

По «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005—2010 годы» объём расходов государственного бюджета, необходимых для реализации Программы, планировался в размере 330 812 млн тенге.

Бюджет Министерства образования и науки в 2004 году составлял 31 миллиард тенге, в 2007 — 131,5 миллиардов тенге.

В 2012—2014 годах расходы на образование и науку составили 1 132 миллиарда тенге:

Обучение в КазахстанеПравить

По характеру образовательных программ образование в Казахстане делится на общее и профессиональное образование. Различают следующие уровни образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее и послевузовское профессиональное образование.

Среднее образованиеПравить

Основные задачи профессионально-технического образования:

– разработка и внедрение государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике;

– создание условий для повышения доступности профессионального образования;

– поддержка негосударственного сектора профессионального образования;

– организация и развитие социального партнерства в системе профессионального образования;

– расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.

Начальное профессиональное образование включает в себя подготовку, переобучение и повышение квалификации рабочих, специалистов и безработных, а также незанятого населения.

В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется более чем по 300 специальностям.

Учреждения среднего профессионального образования представлены колледжами, которые перешли на подготовку специалистов по новым государственным стандартам среднего профессионального образования и учебным планам. В колледжах внедрен новый механизм формирования контингента учащихся и подготовки специалистов с полным возмещением затрат на договорной основе, учитывающий потребности региона в трудовых ресурсах. Открытие новых специальностей осуществляется только при наличии конкретного заказчика и заключения регионального бюро занятости.

Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 — государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел.

Высшее образованиеПравить

Для приобретения послевузовского профессионального образования в Казахстане необходима степень магистра. Подготовка научных кадров осуществляется аспирантуре, адъюнктуре (военное, юридическое) и докторантуре ВУЗов. Граждане Казахстана имеют право на присуждение на конкурсной основе международной стипендии «Болашак» для обучения за рубежом. Срок обучения в адъюнктуре составляет 1-1,5 года, в аспирантуре, докторантуре — 3 года. В медицинском образовании существует академический уровень — резидентура по клиническим специальностям (52). С 2019 года резидентура является обязательной и приступить к ней можно после завершения базового медицинского образования (бакалавриат+интернатура).

По закону «Об образовании» в Казахстане гарантируется получение бесплатного среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе по государственным грантам бесплатного среднего профессионального, высшего и послевузовского образования, если гражданин образование получает впервые. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется государственный образовательный кредит. Конкурс проводится на основе баллов сертификатов, выданных по результатам ЕНТ или комплексного тестирования. Преимущественное право на получение гранта имеют обладатели знака «Алтын белгi», а также призеры и победители международных и республиканских конкурсов, соревнований и олимпиад. Так же , в 2012 году осуществлен первый выпуск дипломированных педагогов самопознания, подготовленных Гуманитарным колледжем «Самопознание» гармоничного развития человека.

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Казахстане, пользуются правом на образование наравне с гражданами Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, международными договорами, а также по контрактам с организациями образования Казахстана.

ИсторияПравить

В начале XX века большинство казахских детей имели возможность учиться только в аульных медресе. Накануне 1916 года на территории Казахстана было всего несколько русских и русско-казахских школ.

Экономическая депрессия вынудила снизить государственные расходы на образование. Падение расходов тогда сократилось с 6 % от ВВП в 1991 до примерно 3 % в 1994. Учителя были низкооплачиваемы. В 1993 более чем 30 000 учителей (седьмая часть всех учителей 1990 года) бросили преподавание, многие из них искали более прибыльную работу.

В 1994 в Казахстане было 8 575 школ в которых размещалось примерно 3,2 миллиона учащихся, и 244 специализированных учебных заведения обслуживающих около 222 000 школьников. В 1992 около 51 % нормальных детей размещались в 8 500 дошкольных учреждениях. В 1994 году приблизительно 272 100 учащихся поступили в 61 ВУЗ страны. 54 % студентов были казахами и 31 % — русскими.

Конституция Казахстана 1995-го года утвердила обязательность среднего образования. Высшее образование было на конкурсной основе. Частные школы вмещали около 5 % учащихся, но и их деятельность регулировалась государством.

В 2000 году Правительство Казахстана совместно с правительством Киргизстана и Таджикистана объединилось c Ага-ханом IV, чтобы организовать первый в мире международный институт высшего образования Университет Центральной Азии (University of Central Asia (UCA)). Предполагалось что у университета будут 3 кампуса, Казахстанский кампус строился в Текели, в 3 часах езды от Алматы.

В 2003 Азиатский банк развития ассигновал страну на $ 600 000, таков был грант на техническое обеспечение в Казахстане. США выделили 137 Корпус мира чтобы он работал с 2004 в области образования в качестве неправительственной организации.

В 2006-м году Кондолиза Райс навестила Казахстан 12-13 октября. Тогда она сказала — «Будущее любого региона зависит от уровня образования, это мой четвертый визит в Казахстан, бывала я в Атырау и Алматы и повидала высший уровень образования вашей нации, и это является ключом к успеху любой страны».

Под руководством Международного общественного фонда «Білім-Инновация» находятся: 28 казахско-турецких лицеев, университет имени Сулеймана Демиреля, Жамбылский инновационный высший колледж в городе Тараз, колледж-лицей имени Сулеймана Демиреля, международная школа “Galaxy”, международная школа «Нур-Орда».

Языки образованияПравить

В основном образование даётся на казахском и русском языках. В Казахстане три вида национальных школ: узбекские, уйгурские и таджикские. Их выпускник имеют право выбрать язык сдачи ЕНТ, но только казахский или русский.

СсылкиПравить

движение по спирали — Алматы, «Ақ Шағыл». 2015—276 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *