Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Государственные программы на региональном уровне – это механизмы стратегического планирования, обеспечивающие сбалансированное и перманентное развитие региона в социально-экономическом плане, решение его проблем с целью удовлетворения потребностей его населения.
Организационные основы реализации федеральных целевых программ регионального развития – это законодательно закрепленные основы создания и воплощения в жизнь государственных федеральных программ целевого назначения, призванных обеспечить развитие региона в социально-экономическом или ином плане.
Региональные программы – это вид комплексных целевых программ, выступающих в качестве инструмента управления и регулирования развития региона в экономическом, социальном, научно-техническом плане, формы хозяйственной деятельности и способа концентрации ресурсов по приоритетным направлениям, обеспечивающим решение наиболее значимых проблем регионов.
Важнейшим прямым регулятором территориально-экономических процессов являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Они обеспечивают эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного и (или) экологического развития региона — субъекта Российской Федерации, экономического района, зоны, города и т. д.
Государственные программы развития регионов применяются в разных странах как интенсивное средство региональной политики. В современной России с ее разнообразием проблемных территорий имеются широкие возможности для регионального программирования.
Федеральные программы регионального развития в принципе должны разрабатываться не для всех, а только ограниченного числа проблемных территорий. В отличие от большинства других средств федеральной региональной политики, они нацеливаются на решение не столько текущих, сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение. Для одних регионов это может быть реструктуризация экономики, для других – преодоление хронической отсталости, освоение новых природных ресурсов и т.д. программы создают федеральным и региональным властям долговременные ориентиры для их повседневной управленческой деятельности.
Инициаторами разработки федеральных программ регионального развития чаще всего выступают администрации субъектов федерации. Обоснования предлагаемой программы включают формирование важнейших проблем, требующих программной проработки, анализ причин их возникновения, оценку возможной социально-экономической эффективности программы, потребностей в ресурсах и возможных источников их осуществления, рекомендации о составе государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программы.
Для программы, утвержденной Правительством РФ, открывается финансирование из федерального бюджета, а госзаказчик заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование из бюджетов субъектов федерации и внебюджетных источников. Текущее управление программой осуществляет дирекция, формируемая госзаказчиком. Показатели программы должны ежегодно уточняться.
Федеральные региональные программы, кроме средств федерального и регионального бюджетов, привлекают также взносы участников программы, целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в выполнении программы, кредиты банков, средства населения, иностранные инвестиции и т.д. Предусматривается также возможность создания специальных финансовых фондов. Главным нормативным документом регионального программирования является Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденный Правительством РФ в 1995 г. и уточненный в 1996 г. Инициаторами разработки федеральных программ регионального развития чаще всего выступают администрации субъектов федерации. Обоснования предлагаемой программы включают: формирование важнейших проблем, требующих программной проработки; анализ причин их возникновения; оценку возможной социально-экономической эффективности программы, потребностей в ресурсах и возможных источников их осуществления; рекомендации о составе государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программы.
Решение о разработке федеральной региональной программы принимает Правительство РФ и назначает государственного заказчика, несущего основную ответственность за разработку и реализацию программы. Государственный заказчик (координатор) определяет разработчиков программы, в том числе головного разработчика, и поручает им подготовку проекта программы на основе исходного задания. Проект программы должен включать: · цели и задачи программы, конкретизированные качественно и количественно; · этапы и сроки выполнения программы; · структуру программы (состав подпрограмм по направлениям: природно-ресурсный и демографический потенциал, развитие основных производств и инфраструктуры, научно-техническое развитие, межрегиональное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность, охрана окружающей среды и др.); · систему программных мероприятий (по направлениям); · обоснование финансовых и других затрат; · расчеты социально-экономической эффективности и оценку экологических последствий; · характеристику механизмов осуществления программы (необходимые нормативно-правовые и институциональные изменения, систему стимулирования и привлечения финансовых ресурсов, организацию управления программой и контроль над ходом ее выполнения); · сведения о государственных заказчиках и исполнителях программы.
В процессе подготовки программы разрабатываются, концепция, различные сценарии и прогнозы, применяются разнообразные аналитические методы. После завершения разработки проекта программы госзаказчик организует согласование предусмотренных в нем мероприятий и источников финансирования с федеральными министерствами и ведомствами, органами власти субъектов федерации, предпринимательскими структурами – исполнителями программы.
Для программы, утвержденной Правительством РФ, открывается финансирование из федерального бюджета, а госзаказчик заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование из бюджетов субъектов федерации и внебюджетных источников. Текущее управление программой осуществляет дирекция, формируемая госзаказчиком. Показатели программы должны ежегодно уточняться.
Регулирование регионального развития страны является одной из важнейших функций современного государства. Путем осуществления целенаправленной и последовательной региональной политики государство стремиться повысить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т.д.
Главным инструментом влияния на социально-экономическое развитие регионов является разработка и внедрение государственных целевых программ, которые охватывают практически все сферы социально-экономической деятельности государства — здравоохранение, жилье, транспорт, экологию, оборону и безопасность, науку, культуру и т.д. Они направлены на поддержку стратегически значимых для страны и региона приоритетных направлений и вопросы их реализации затрагивают практически все регионы, все отрасли экономики, касаются каждого жителя страны.
Целевые программы являются ключевым средством реализации государственной политики, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются средством управления и регулирования стратегиями социального, научно –технического и экономического развития, способом аккумулирования ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Преимущество целевых программ в том, что они обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях. Программы позволяют ускорить развитие приоритетных отраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции.
Программно-целевое управление в широком смысле рассматривается как воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. Средства достижения целей управления определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла). В узком смысле сущность программно-целевого управления сводится ими только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа.
Разработка региональных программ — это целенаправленный и последовательный процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях.
Региональные программы обладают строгой целевой направленностью и по сравнению с федеральными государственными программами относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны.
Основные задачи региональных программ:
-формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
-выравнивание межрегиональных различий по социально-экономическим показателям;
— эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
-сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
-охрана окружающей среды;
-преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
-сохранение культурно- исторического наследия региона, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно — политической и правовой обстановки
-формирование информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов.
Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Для стабильного развития региона необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование социально-экономического развития.
Специфика региональных программ заключается в следующем:
— отбор региональных проблем производится территориальными органами власти;
— управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона;
— программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона (край, область, города федерального значения);
— финансирование программ осуществляется в основном за счет средств соответствующего региона, а также за счет средств государства, инвестиций и т.д.;
— региональные программы увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны;
— региональные программы обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов.
Базовыми методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются:
— комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;
— целевая направленность и системность мероприятий программы;
— вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации;
— ресурсная обеспеченность программы;
— адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т.п.);
— обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).
Оценить результативность комплекса мероприятий региональной целевой программы довольно сложно. Если учесть существующие критерии народнохозяйственной и социальной эффективности государственного регулирования экономики в целом: обеспеченность общественными благами национальных потребностей, вклад государственной собственности в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности, вклад государственного сектора в обеспечение национальной безопасности, то косвенным показателем оценки регулирующего действия государства относительно сектора является доля государственных расходов на услуги в валовом внутреннем продукте. Тем не менее, оценка результатов реализации комплекса мероприятий целевой программы развития сферы услуг на уровне регионального развития может быть проведена на основе анализа динамики таких показателей, как:
1) динамика численности предприятий сферы услуг;
2) динамика масштабов предприятий сферы услуг;
3) доля налоговых отчислений предприятий сферы услуг в доходах региональных и муниципальных бюджетов;
4) обновление материально-технической базы предприятий сферы услуг;
5) количество предоставляемых услуг в натуральном и стоимостном выражении;
6) уровень соответствия законодательств в сфере услуг и хозяйственной практики;
7) динамика уровня благосостояния пайщиков предприятий сферы услуг и населения обслуживаемых территорий;
8) объемы бюджетного и частного финансирования деятельности сервисного сектора экономики;
9) степень диверсификации сервисной экономики;
10) уровень информационной обеспеченности функционирования сервисного сектора экономики и т.д.
Таким образом, меры государственного регулирования сферы услуг позволят обеспечить устойчивое ее развитие как на уровне региона, так и в целом по стране .
В условиях неравномерного социального и экономического положения регионов, потребности освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры, обеспечения занятости населения необходимо использование новых эффективных методов воздействия на экономику. Среди них — программно–целевое прогнозирование, позволяющее квалифицированно и надежно в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных регионов в рамках единой региональной политики государства.
Разработка региональных программ – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.
Региональные программы – это разновидность целевых комплексных программ, служащих инструментом регулирования и управления экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные), собственно региональные и комплексные.
Узкоспециализированные программы – разработки в составе целевых федеральных программ (ЦФП), например, «здравоохранение России». В ее составе по всем регионам разработаны программы – «здравоохранение в регионе», где определены потребности в финансовых ресурсах, источники финансирования, материальные и человеческие ресурсы и т. д.
Комплексные программы включают все узкоспециализированные программы. Среди них главное место занимают программы социальной ориентации: здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и пр.
Региональные программы классифицируются по территориальной принадлежности, функциональной ориентации, содержанию решаемых проблем, масштабности, отраслевой локализации, хронологии возникновения проблем.
Конкретные региональные программы могут быть классифицированы:
— по территориальной принадлежности (областная),
— по функциональной ориентации (экологическая),
— по масштабности (узкоспециализированная),
— по продолжительности (среднесрочная).
Специфика региональных программ состоит в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекает из общегосударственных и территориальных интересов.
По сравнению с государственными, региональные программы отличаются небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают: целевой направленностью, точной адресностью, ограниченными временными интервалами, и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.
Механизм реализации региональных программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка.
1) выравнивание межрайонных различий по показаниям экономического, социального и научно-технического развития;
2) формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
3) сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
4) максимально эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов региона;
5) развитие производственных сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
6) охрана окружающей среды;
7) преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
8) формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
9) духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.
Состав и структура комплексной программы
Социально-экономическое развитие региона – перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.
Пример такой комплексной программы:
Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона. Содержит описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона. Выделяются примерные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описывается наличие в регионе различных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, технико-энергетических, минеральных, сырьевых), их количество, состояние, возможности использования для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона.
Рассматривается экономическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Характеризуется сложившаяся ситуация. Анализируется состояние рынка труда в регионе. Характеризуется сложившаяся ситуация, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона.
Анализ (разделы 1-3) дает представление о масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, диспропорциях в экономике, численности трудовых ресурсов, возможностей использования природно-ресурсного потенциала, что позволяет выработать и сформулировать прогнозную концепцию социально-экономического развития региона.
Раздел 5. Основные для региона целевые подпрограммы, которые формируются по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.
Основные подпрограммы (Калининградской области):
5.1. Транспортный комплекс
5.2. Рыбопромышленный комплекс
5.3. Лесопромышленный комплекс
5.4. Агропромышленный комплекс
5.6. Курортно-рекреационный комплекс
5.7. Топливно-энергетический комплекс
5.8. Социальный комплекс
5.9. Строительный комплекс
5.10. Основные направления решения экономических проблем
В каждой из подпрограмм определяются цели и задачи, описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты на каждом этапе выполнения этих подпрограмм.
Раздел 6. Механизм осуществления Программы. Взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Здесь разрабатывается прогнозная модель программы.
Раздел 7. Ресурсное обеспечение Программы. Это расчеты предстоящих затрат (финансовых, материальных), природных условий и ресурсов: по климатическим, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим (ТЭК), минерально-сырьевым, трудовым; информационных, временных – по срокам.
Раздел 8. Координация программных мероприятий. При этом обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы, даются обоснования по организации сотрудничества регионов с другими территориями России.
Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Соотношение расчета эффективности Программы.
Раздел 10. Организация, формы и методы управления Программой. Разрабатывается организационно-функциональная структура управления.
Разделы формируются на весь период реализации Программы и по годам. При этом используется следующая система количественных и качественных показателей:
1. Эффективность конечных результатов.
2. Показатели выполнения работ (этапы и промежуточные результаты).
3. Параметры и оценки клиентских групп, хозяйственных пользователей программы.
4. Показатели ресурсных затрат, необходимых для выполнения заданий программы.
5. Показатели ресурсных затрат, необходимых для эффективного управления программой.
Технология разработки региональных ЦКП включает этапы:
1. Формирование перечня одновременно реализуемых программ и принятие решения об их разработке.
Программа составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе.
Формируется банк целевых программ территории.
Не рекомендуется принимать к единовременной реализации избыточное число программ, превышающих ресурсные возможности.
При формировании программ необходимо затратить много усилий и средств для обоснования целесообразности разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями региона, с образом жизни и обычаями людей.
2. Определение органа программно-целевого управления, ответственного за формирование и реализацию программы.
Определяется функциональный «заказчик» Программы и «исполнитель» Программы, взаимоотношения между ними регламентируются контрактами на разработку Программы.
3. Определение головного разработчика проекта (ГРП) Программы и соисполнителей.
Выбор ГРП (как проектировщик – это научно-исследовательская проектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа) — целесообразно проверить на конкурсной основе по согласию с «заказчиками» и «исполнителями».
В качестве ГРП могут быть местные организации всех форм собственности, специализированные организации других регионов, составленные из представителей всех ведомств.
4. Разработка ТЗ на проектирование Программы.
На основании утвержденного перечня Программ организация-заказчик подготавливает и выдает (ГРП) головному разработчику исходное задание на формирование региональной программы (РП), которое содержит:
— развернутую формулировку главной цели, основных подцелей и задач программы с количественно определенными конечными показателями;
— примерный состав Программы в рамках региона;
— ориентировочный состав предприятий, участвующих в реализации;
— ориентировочная потребность в материальных, технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах и прочие;
— объем предполагаемых затрат на разработку Программы с указанием источников и порядка финансирования;
— указания по организации разработки. Головной разработчик, руководствуясь ТЗ, подготавливает и согласовывает с «Заказчиком»;
— общую схему Программы и организационный план ее составления;
— координационный план, в котором всем соисполнителям определяются содержание, порядок и сроки завершения работ по проектированию, объемы и источники их финансирования;
— необходимые методические материалы, формы для исполнителей.
5. Проектирование Программы.
Осуществляется на стадии планово-бюджетных расчетов.
Начинается с детального анализа исходного состояния проблемы и прогнозов. Уточняются и детализируются конечные цели программы. Экспертно идет формирование конечных подцелей.
Параллельно-последовательный способ разработки Программы.
Финансовые ресурсы региона
1. Региональный бюджет. В РФ к региональному бюджету относятся бюджеты субъектов Федерации (республик в составе РФ, округов, автономных областей, городов федерального значения, краев и областей) и местные (муниципальные) бюджеты (районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти).
2. В первую очередь, это предприятия ЖКХ, а также финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций для финансирования социально-культурных и коммунальных объектов.
3. Региональные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, поступления из центральных внебюджетных фондов.
Как правило, они имеют целевое назначение.
Региональная бюджетная система (РБС).
В Российской Федерации это бюджетная система субъектов РФ. РБС является основной и обособленной в рамках закона частью общегосударственной бюджетной системы, а также результатом административно-территориальной организации Российской Федерации.
В основе РБС лежат: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности, региональные финансовые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами.
Основные функции РБС:
1. закрепление способов движения налоговых потоков по уровням территориальной организации государства;
2. аккумулирование и использование в общих региональных целях:
а) средств, собранных на самой территории (большинство местных налогов, штрафов и финансовых санкций);
б) из средств, поступающих в РБС частично:
регулируемые налоги – налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, государственная пошлина.
3. Финансирование выполнения региональными органами власти своих представительских и исполнительских полномочий.
4. Самообеспечение внутри региональных социальных программ.
5. Регулирование состояния и использования природного потенциала.
6. Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения.
Экономическая сущность регионов:
— формирование денежных фондов является финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;
— распределение и использование этих денежных фондов между отраслями народного хозяйства;
— контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.
Кроме того, региональный бюджет осуществляет распределение госсредств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Через региональные бюджеты формируется значительная часть общественных фондов потребления:
— на народное образование и профессиональную подготовку кадров более 65% бюджетных средств;
Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) и регулируемых источников. Это означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью, в твердо фиксированной доле на постоянной (долговременной) основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.
Собственно бюджетные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
а) налог на имущество предприятий;
б) налог на недвижимость;
в) транспортный налог;
г) налог с продаж;
д) налог на игорный бизнес;
е) региональные лицензионные сборы.
Региональные доходы охватывают всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их доходов.
Региональные доходы включают отчисления из федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, получаемых за счет федерального бюджета.
В доходах региональных бюджетов поступления от регулируемых источников более 75%, а собственных доходов менее 30%.
Региональные бюджеты расходуются на:
1) функционирование органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
3) проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
4) обеспечение реализации региональных целевых программ;
5) формирование государственной собственности субъектов РФ;
6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
7) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
8) обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ;
9) оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
11) компенсации дополнительных расходов.
Данные о составе и структуре расходов региональных бюджетов РФ говорят, что основное место в расходах (около 40%) занимают ассигнования на народное хозяйство – промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство.
Около 25% расходов — на социально-культурные мероприятия, образование, культуру, искусство и здравоохранение.
Расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют около 8 % бюджета.
Сущность и значение федеральных целевых программ регионального развития
Федеральные целевые программы регионального развития – это взаимосвязанные по ресурсам, задачам и срокам реализации комплексы мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического развития организационно-хозяйственного и иного характера, призванные обеспечить эффективное решение проблем развития регионов.
Данные программы выступают в качестве важнейшего механизма, применяемого российским правительством для реализации политики структурного, научно-технического и инновационного назначения, а также осуществления активного воздействия на социально-экономическое развитие регионов. Именно российское правительство принимает решение относительно разработки федеральных целевых программ по результатам утверждения концепции этих программ.
Разработка федеральных целевых программ регионального развития осуществляется федеральными органами государственного управления исполнительного характера. Процесс реализации федеральных целевых программ и их мероприятий финансируется из средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных источников. В состав федеральных целевых программ могут включаться инвестиционные проекты, связанные с ними инновационные проекты и мероприятия.
Реализация мероприятий федеральных целевых программ регионального развития осуществляется с помощью механизма контрактной системы государственных закупок товаров, услуг, работ для обеспечения муниципальных и государственных нужд.
«Организационные основы реализации федеральных целевых программ регионального развития» 👇
Нормативно-правовое регулирование формирования и реализации федеральных целевых программ осуществляется Министерством экономического развития России. На это же Министерство возможен процесс рассмотрения и согласования проектов федеральных целевых программ регионального развития, осуществления ежеквартального мониторинга реализации федеральных целевых программ. Также Министерство экономического развития России готовит доклады о ходе реализации федеральных целевых программ на ежеквартальной основе, представляемые Правительству Российской Федерации.
Региональные особенности организации
7
Региональные особенности организации:
• Органы власти, участвующие в реализации госпрограммы
• Формы отчетности (сроки, типы документов и пр.)
В Краснодарском крае:
• Личный контроль вместо коллегиального (Губернатор/Совет)
• Более подробное описание управления ГП («В качестве формулировок
таких контрольных событий государственной программы
рекомендуется использовать следующие:»)
• Разные участники (Координатор, госзаказчик, глав. распорядитель
бюджетных средств, исполнитель/ Отв. Исп., соисп., участник)
Особенности организации реализации федеральных целевых программ регионального развития
Федеральные целевые программы регионального развития призваны обеспечить решение актуальных проблем регионального развития, которые превышают возможности региональных бюджетов. Федеральные целевые программы регионального развития стремятся к выравниванию социального и иного неравенство между регионами. Задача федеральных властей в процессе разработки и реализации федеральных целевых программ состоит в обеспечении помощи тем регионом, которые самостоятельно не способны решить определенные проблемы.
Основное назначение федеральных целевых программ регионального развития состоит в эффективном решении задач регионального, межтерриториального и общенационального уровня в сфере экономики, науки и техники, социокультурной сфере и экологии. Основные отличительные особенности федеральных целевых программ регионального развития состоят в их нацеленности на реализацию социально-экономической политики регионального развития при поддержке государства.
Популярность федеральных целевых программ как инструмента, используемого государством для обеспечения регионального развития, обусловлена их целевой направленностью на решение конкретной проблемы. Это позволяет сосредоточить усилия как региональных, так и федеральных властей на достижении вполне конкретных показателей. Федеральные целевые программы ориентированы на решение проблем, имеющих общегосударственную значимость.
Эффективность реализации федеральных целевых программ обеспечивается их небольшой численностью, ориентированностью на поддержку особо бедствующих регионов, формирование условий для регионального развития, его ускорения.
Государственная поддержка регионального развития осуществляется с помощью правительственной комиссии, выполняющей следующие обязанности:
- во-первых, подготовка предложений, направляемых Правительству, по определению приоритетов регионального развития на будущее;
- во-вторых, рассмотрение и оценка федеральных целевых программ на стадии проектирования, представления Правительству заключения по результатам оценки;
- в-третьих, подготовка перечня федеральных целевых программ регионального развития, финансирование которых будет осуществляться из федерального бюджета.
Особое место в организационных аспектах реализации федеральных целевых программ регионального развития занимает процесс формирования результативных показателей этих программ. Назначение этих показателей состоит в возможности сравнения достигнутых результатов с запланированными, сравнения программ между собой и с показателями, достигнутыми в других регионах, в среднем по стране.
При реализации федеральной целевой программы следует учитывать не только ее воздействие на развитие конкретного региона, но также и влияние на соседние регионы, национальную безопасность и устойчивость экономического развития государства. Федеральная целевая программа регионального развития не должна обеспечивать решение проблемы за счет ущемления интересов каких-либо групп населения.
Реализация федеральной целевой программы требует регулярного мониторинга ее осуществления, необходимого для проведения корректировки мероприятий программы при условии их недостаточной эффективности или изменения каких-либо обстоятельств.
Федеральные целевые программы призваны обеспечить рост качества жизни населения.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Принципы и особенности разработки государственных программ
регионального развития
(На примере Краснодарского края)
Выполнили: Ляхов Н.П. и Черкасов М.Ю. ГМУ3-4
Преподаватель: к.э.н., доц. Барменкова Н.А.
Москва 2018
Сущность и назначение региональных программ
Развитие российских регионов находится под воздействием одного из наиболее существенных факторов, которым является огромная территориальная разобщенность государства. это обеспечивает неравномерность экономического и социального положения российских регионов, необходимость вмешательства государства для обеспечения выравнивание этого развития.
Одним из наиболее современных и рациональных инструментов регионального регулирования выступает метод региональных программ, обеспечивающий надежное и квалифицированное решение стратегических проблем развития конкретных регионов в пределах единообразной региональной государственной политики.
Процесс разработки региональных программ представляет собой целенаправленные действия, обеспечивающие мобилизацию возможностей конкретных регионов в достижении определенных показателей развития.
Региональные программы выступает в качестве разновидности комплексных программ целевого назначения, призванных обеспечивать управление и регулирование разнообразными процессами на территории региона, направлениями его развития с целью решения проблем этого развития.
Региональные программы обеспечивают взаимоувязку регионального управления развитием территорий в социально-экономическом плане и единой региональной политики государства. Помимо этого, региональные программы отдельных регионов, получившие успешную реализацию, формируют методическую базу для реализации схожего опыта на территории других регионов с учетом их особенностей.
«Региональные программы и их значение для регионального развития» 👇
Характеристика видов региональных программ
Всю совокупность региональных программ можно разделить на несколько видов, к числу которых относятся:
- во-первых, межгосударственные региональные программы;
- во-вторых, федеральные или государственные региональные программы;
- в-третьих, собственные региональные программы;
- в-четвертых, комплексные региональные программы;
- в-пятых, узкоспециализированные региональные программы.
Комплексные программы регионального развития ориентированы на обеспечение этого развитие в разрезе разнообразных направлений, включающих в себя социальные, экономические, научно-технические, производственные и иные составляющие.
Комплексные программы регионального развития могут формироваться совокупностью узкоспециализированных программ регионального развития. Узкоспециализированные региональные программы подразумевают развитие региона по конкретному направлению. Узкоспециализированные региональные программы могут быть направлены на развитие просвещения, торговли, здравоохранения, коммунального хозяйства, туризма и отдыха на территории региона и так далее.
Помимо этого, региональные программы можно классифицировать по таким признакам как:
- территориальная принадлежность;
- функциональная ориентация;
- содержание проблем, на решение которых направлены программы;
- масштабность;
- отраслевая локализация;
- хронология возникновения региональных проблем.
Место государственных программ в системе стратегического планирования на региональном уровне
Государственные программы регионального уровня представляют собой документацию стратегического планирования, содержащую в себе комплекс мероприятий, взаимоувязанных по срокам, задачам, ресурсам и исполнителям, а также инструменты государственного управления, обеспечивающие реализацию функций государственной власти на уровне регионов для достижения целей их социально-экономического развития.
Место государственных программ регионального уровня в системе стратегического развития можно определить следующим образом:
- во-первых, стратегия развития Российской Федерации разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития государства на длительный период;
- во-вторых, на основе стратегии развития Российской Федерации формируются стратегические планы развития отдельных регионов, учитывающих общую парадигму развития государства и специфику регионального развития, определяемую в соответствии с прогнозными показателями этого развития;
- в-третьих, в соответствии со стратегией развития государства и региона формируются государственные программы регионального развития, учитывающие цели и задачи стратегического развития, а также существующие бюджетные ограничения.
Нормативно-правовую основу разработки государственных программ регионального развития формируют следующие документы:
- во-первых, Бюджетный кодекс России;
- во-вторых, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
- в-третьих, федеральные законы, утверждающие бюджеты государства, регионов, внебюджетных государственных фондов;
- в-четвертых, нормативные документы, определяющие порядок разработки утверждения и реализации государственных программ, включая методические рекомендации.
«Государственные программы как механизм стратегического планирования на региональном уровне » 👇
Государственные программы на региональном уровне обеспечивают планомерное развитие региона в соответствии со стратегией государственного развития, определяющей границы регионального развития. Применение государственных программ обеспечивает сбалансированность регионального развития, дает возможность уравновешивания этого развития в отношении дифференцированных по своим возможностям регионов, упорядочивает реализацию тех или иных мероприятий на территории отдельных регионов.
Принципы программно-целевого планирования
В общем виде структура государственной программы регионального уровня может включать в себя федеральную целевую программу, в которой указывается государственный заказчик, выступающий одновременно в роли координатора, а также подпрограммы, обеспечивающие привлечения соисполнителей к реализации государственной программы. Федеральная целевая программа включает в себя состав мероприятий, разделяемых по участникам, а также ведомственные целевые программы, которые содержат в себе состав скоординированных мероприятий, призванных обеспечивать решение конкретных задач и подпрограмм государственных программ регионального уровня.
Государственная программа регионального уровня включает в себя:
- титульный лист;
- паспорт государственной программы, включающий в себя паспорт подпрограмм;
- текстовую часть государственной программы регионального уровня, описывающую приоритеты и цели государственной политики, дающую общую характеристику субъекта Российской Федерации, степени его участия в реализации программы;
- таблицы, которые характеризуют содержание текстовой части государственной программы;
- планы реализации государственной программы;
- обосновывающие дополнительные материалы текстовой формы, описывающие содержание государственной программы и подпрограммы;
- элементы согласования.
Паспорт государственной программы регионального уровня включает в себя следующие элементы:
- во-первых, ответственного исполнителя программы;
- во-вторых, состав соисполнителей и участников программы;
- в-третьих, подпрограммы государственной программы регионального уровня;
- в-четвертых, состав целей и задач государственной программы;
- в-пятых, состав целевых индикаторов и показателей государственной программы;
- в-шестых, сроки и этапы реализации государственной программы, а также объем бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы;
- в-седьмых, описание ожидаемых результатов реализации государственной программы.
Аналогичные элементы содержат и подпрограммы государственных программ регионального уровня.
Табличные приложения к основной части государственной программы включают в себя:
- целевые индикаторы и показатели государственной программы в разрезе периодов реализации, обоснование этих индикаторов и показателей, в том числе в разрезе подпрограмм;
- сведения относительно мер правового регулирования, обеспечивающих получение результатов государственной программы в соответствии с планами;
- информацию относительно финансового обеспечения реализации государственной программы за счет бюджетов соответствующих уровней и так далее.
Обосновывающие и дополнительные материалы к государственным программам содержит параметры и направления реализации приоритетных национальных проектов регионального развития, меры государственного регулирования, обеспечивающие реализацию государственных программ в регионах, прогнозы сводных показателей государственных заданий, состав ресурсного обеспечения, оценку расходов бюджетной системы на реализацию программ, финансовое обеспечение основных мероприятий государственных программ в разрезе этих мероприятий и подпрограмм и так далее.
2
План
• Принципы программно-целевого планирования
• Разработка программы
• Сравнение Организационных документов РФ и КК
• Региональные особенности организации
• Источники
Разработка программы
4
Разработка программы
• Отбор проблем для включения в программу
• Принятие решения о разработке программы и ее
формирование
• Экспертиза и оценка программы
• Утверждение программы
• Управление реализацией программы и контроль за ходом ее
выполнения
Роль региональных программ в региональном развитии и их специфика
Региональные программы отличаются тем, что их формирование и реализация осуществляется на территории различных типов регионов, включая города федерального значения, но с учетом территориальных и общегосударственных интересов в совокупности.
Реализация программных мероприятий осуществляется на территории географически ограниченного региона, выступающего в качестве административно-территориальные единицы Российской Федерации. Управление разработкой и реализацией региональных программ возложено на органы исполнительной власти регионального уровня. В качестве источника финансирования реализации региональных программ выступают, как правило, государственные субсидии. Помимо этого, для финансирования региональных программ могут привлекаться частные российские иностранные инвестиции.
Региональные программы характеризуются небольшим объемом работ и затрачиваемых ресурсов, обладая адресностью, целевым характером, ограниченным временным интервалом, увязкой с общегосударственной концепцией развития регионов и содержанием региональной политики страны.
Региональные программы призваны обеспечивать решение следующих задач регионального развития:
- выравнивать межрайонные различия в отношении экономических, социальных, научно-технических показателей;
- формировать оптимальную отраслевую и территориальную структуру региональной экономики;
- балансировать региональное хозяйствования в условиях рыночной экономики;
- максимально эффективно использовать природные, материальные, трудовые региональные ресурсы;
- развивать производственную сферу сообразно селективной государственной структурной политике;
- охранять окружающую среду;
- преодолевать последствия техногенных аварий и стихийных бедствий;
- формировать инфраструктуру информационного обеспечения органов регионального управления и представителей бизнеса;
- обеспечивать духовное возрождение региона, сохранение исторического наследия, стабилизацию обстановки в правовом и общественно политическом контексте.
Региональные программы обеспечивают сбалансированность действий, направленных на обеспечение развития региона в комплексном или узкоспециализированных смысле. Региональные программы обеспечивают взаимоувязку целей развития региона, ресурсной базы этого развития, а также источников финансирования.
5
Российская Федерация
Краснодарский край
Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N
588
Постановление Администрации Краснодарского
края от 8 мая 2014 г. N 430
«Об утверждении Порядка разработки, реализации и
оценки эффективности государственных программ
Российской Федерации»
«Об утверждении порядка принятия решения о
разработке, формирования, реализации и оценки
эффективности реализации государственных
программ Краснодарского края и о внесении
изменений в некоторые нормативные правовые
акты главы администрации (губернатора)
Краснодарского края»
Последняя правка: 31 августа 2018 г.
Последняя правка: 12 сентября 2018 г.