В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы

В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены итоги реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 гг. и проект на 2020-2025 годы.

О достигнутых результатах за прошедший период и основных направлениях новой Госпрограммы доложил министр образования и науки А. Аймагамбетов, позиции педагогической общественности – директор IT-школы-лицея г. Кокшетау А. Балташева.

За 3 года на реализацию Госпрограммы выделено 1 трлн 466 млн тг. Увеличена сеть дошкольных организаций на 1728 ед. , охват дошкольным обучением детей с 3 до 6 лет вырос до 98%. На обновленное содержание перешли учащиеся 1-10 классов (95,4%). 273 тыс. учителей (94%) подготовлены по обновленной программе обучения и получают доплату в размере 30%. Более 123 тыс. учителей, прошедших аттестацию, получают доплаты от 30 до 50%.

437 государственных и 80 частных школ перешли на подушевое финансирование. Построено 372 новые школы. Затраты на опытно-конструкторские разработки увеличились на 1,6%, доля расходов бизнеса на НИОКР – на 6,6%, доля коммерциализированных проектов – на 2,8%.

«Развитие образования является одним из главнейших приоритетов стратегического курса Первого Президента РК – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева. В Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев уделил особое внимание вопросам дальнейшего повышения качества образования, сокращению разрыва между городскими и сельскими школами и повышению статуса педагогов», — сказал А. Мамин.

Глава Правительства подчеркнул, что во исполнение поручения Президента в рамках новой Госпрограммы, начиная с 2020 года, в течение четырех лет планируется поэтапное повышение заработной платы педагогам в 2 раза. При этом будет обеспечен 100% охват детей детскими садами, полностью ликвидируется трехсменное обучение, число аварийных школ.

До 2025 года в стране будет построено около 800 новых школ. В опорных населенных пунктах будут построены 114 интернатов.

Премьер-Министр отметил важность растущей привлекательности сферы образования для инвесторов. В ближайшие 5 лет в отрасль будет направлено 11,5 трлн тг, в том числе привлечено 1,3 трлн частных инвестиций. Это позволит за счет частных инвесторов дополнительно построить школы на 150 тыс. мест.

«В целях повышения результативности науки для экономики страны будет модернизирована научно-исследовательская деятельность, повышены расходы на науку. Финансирование образования достигнет уровня 7% от ВВП», — сказал А. Мамин.

Глава Правительства поручил Министерству образования и науки обеспечить с начала года запуск программы и достижение намеченных показателей.

В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы

Мамину А.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы. Это важнейший документ, от которого зависит продвижение во всех сферах — и в индустриализации, и в сельском хозяйстве, и в социальном развитии. Это будущее наше страны, для построения которого необходим тщательный анализ пройденного.

Фракция «Народные коммунисты» считает, что анализ реализации уже сделанного в сфере образования выполнен поверхностно. Исполнение предыдущей программы на 2016-2019 годы оценено на 92%. Такая оценка основана на 12 индикаторах, 71 показателе. Практически на 100% выполнена программа по числу мероприятий.

Формально все исполнено. Но можно ли говорить о достижении главной цели? Она формулировалась следующим образом: повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.

Развитие человеческого капитала означает, прежде всего, повышение грамотности, особенно молодого поколения. Все остальные многочисленные индексы и показатели – лишь вспомогательные.

В программе развития образования на 2011-2020 годы ставилась цель улучшить результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях. Так, в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Казахстан должен был выйти на 40-45 место. Это и есть базовый показатель, поскольку он оценивает, по сути, фундаментальную подготовку учеников – в математике, естествознании, читательской грамотности.

В итоге закончилось все досрочным прекращением действия госпрограммы. Вместо нее была принята новая, рассчитанная на 2016-2019 годы. Из нее данные целевые индикаторы исчезли.

Сейчас, по итогам последнего рейтинга, мы имеем серьезное ухудшение результатов. Казахстан по математике на 54-м месте из 78 стран, по естествознанию и по читательской грамотности — на 69-м месте.

На последних местах мы по уровню информационной и компьютерной грамотности школьников (ICILS), по показателю грамотности взрослого населения (PIAAC).

Реальность такова, что вместо развития человеческого капитала идет обратный процесс. Грамотность падает. И на селе, и на производстве уже сейчас самая острая проблема – падение уровня подготовки молодых специалистов.

Говорить о вкладе человеческого капитала в устойчивость экономики также не приходится. В Глобальном индексе инноваций Казахстан в 2019 году занял 79-е место, потеряв 5 позиций, по сравнению с 2018 годом.

Исторически преимуществом Казахстана были высококвалифицированные трудовые ресурсы, тотальная грамотность населения. Этот задел мы растеряли.

Таким образом, государство само стимулирует отток талантливой молодёжи зарубеж. Поскольку многие родители, осознавая масштабы деградации образовательной системы, отправляют детей за пределы Казахстана.

Мы сами оставляем нашу страну без будущего, пока позволяем разрушать культ образования, поколениями бывший главной ценностью в казахстанских семьях.

По уровню средней зарплаты Казахстан находится на 74-м месте в мире. На такие же позиции мы идем и по уровню грамотности. Несмотря на постоянный формальный рост расходов на образование и науку, мы движемся к положению страны с преобладанием дешевой и низкоквалифицированной рабочей силы.

Фактически, откатываемся в группу отстающих развивающихся стран, вместо того, чтобы двигаться в тридцатку лучших.

Это очень тревожная тенденция, которую нельзя переломить технической программой.

К тому же она продолжает генеральную линию предыдущих программ, предполагая постоянные изменения, попытку внедрения всевозможных мировых практик и моделей.

Фракция «Народные коммунисты» считает, что нужно честно признать невыполнение главных целей двух предыдущих программ развития образования и приступить к выработке антикризисных мер, способных остановить падение уровня грамотности и ухудшение общего качества образования.

Просим рассмотреть депутатский запрос и о принятых мерах предоставить ответ в письменной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан.

В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы

В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы

В ходе очередного заседания Правительства рассмотрены вопросы реализации Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы и проекта до 2025 года. Об итогах работы за прошедший период и основных направлениях новой госпрограммы доложил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

По его словам, в госпрограмме на 2016-2019 годы предусмотрена реализация 12 индикаторов, 71 показателя и 262 мероприятий. Исполнение госпрограммы составило 92%, мероприятий 98,8%.

В целом реализация госпрограммы позволила решить многие вопросы:

  • школы страны перешли на обновленное содержание,
  • в колледжах ведется реализация проекта бесплатное ТиПО для всех,
  • университетам предоставлена академическая и финансовая самостоятельность,
  • возросла публикационная активность отечественных ученых в самых престижных журналах в 2,5 раза.

Как отметил министр, в настоящее время перед системой образования и науки стоят новые цели и задачи. Для их решения по поручению Главы государства разработана новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы, в основу которой легли ряд стратегических и программных документов. Это «План нации: 100 конкретных шагов», программа «Рухани жаңғыру», Предвыборная платформа Главы государства, в полной мере учтены поручения, данные на августовском совещании и в Послании народу Казахстана.

«Проект Программы обсужден в педагогических коллективах с учителями, представителями Национального совета при Президенте, экспертами, депутатами Парламента. Особенность данного проекта заключается в том, что результаты 5 международных исследований как PISA, TALIS, PIAAC, PIRLS, ISILS позволили выявить основные проблемы и обозначить пути решения. В целом, в проекте новой Государственной программы предусмотрены 2 цели, 11 задач, 8 индикаторов, 39 показателей», — сказал А. Аймагамбетов.

Согласно новой госпрограмме определены основные цели:

  • Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки;
  • Воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей;
  • Увеличение вклада науки в экономику страны.

Для достижения целей предусмотрены 5 направлений, 11 задач.

Первое место — статус педагога

В соответствии с поручением Главы государства за 4 года предусмотрено увеличение заработной платы 500 тыс. педагогов в 2 раза.

По словам министра, будет внедрена новая система переподготовки педагогов, повышения квалификации; в дальнейшем будет повышена заработная плата педагогам детсадов, дополнительного образования, колледжей, по итогам аттестации их руководителям, будет внедрена система нормирования труда педагогов; с 2021 года выпускники университетов будут проходить сертификацию.

Вместе с тем, предусмотрена модернизация педагогического образования, изменение педагогического опыта будущих учителей, 100% обновление учебных программ.

«Предусматривается 100%-ный охват детей в возрасте от 3 до 6 лет детскими садами. В целях повышения качества предусматривается поэтапный возврат лицензирования и внедрение соответствующих программ для улучшения подготовки детей к школе. С учетом предложений частных детсадов регионов стоимость государственного заказа увеличена до 30 тыс. Для этого из республиканского бюджета выделено порядка 400 млрд тг», — сказал Глава ведомства.

Вместе с тем, планируется 100% решение вопроса по внедрению специальной охраны, видеонаблюдения, безопасной перевозки, пересмотра норм и рационов питания, поэтапного перехода к безналичным расчетам в столовых, подушевого финансирования государственного заказа для поддержки детей с особыми образовательными потребностями, формирования киберкультуры. Также планируется внедрение единой программы профилактики буллинга и суицида.

Как подчеркнул А. Аймагамбетов, планируется новый формат школьного и родительского общения, реализация «образования, основанного на ценностях», дебатное движение, приобщение к театру, дальнейшее развитие движения «Жас қыран», «Жас ұлан» на всех уровнях образования. Запланировано создание спортивной лиги школьников и студентов. Сегодня этот показатель составляет 30%.

Повышение качества среднего образования в селах

Предусматривается внедрение новой системы разработки, экспертизы, издания учебников, завершение перехода на обновленное содержание образования, поэтапный переход на 12-летнее обучение, совершенствование критериальной оценки и учебных программ.

Еще одна важная задача — сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для этого будут приняты комплексные меры: обеспечение малокомплектных школ квалифицированными педкадрами, будет изменена система оплаты труда, предусмотрено полное обеспечение сельских школ учебными материалами, компьютерным оборудованием и цифровой техникой. В этих целях в республиканском бюджете предусмотрены 150 млрд тг.

Строительство 800 новых школ решит проблему дефицита

По прогнозам, к 2025 году дефицит мест составит около 500 тыс. мест. Для решения данной проблемы школы будут строится за счет государства и частного сектора.

В частности, планируется строительство 800 новых школ более чем на 650 тыс. мест за счет государственного бюджета и привлечения частных инвестиций.

«Для этого будет выделено 876 млрд тг. В результате будет решен вопрос дефицита мест и трехсменных школ, количество аварийных школ уменьшится», — сообщил министр.

Кроме того, в рамках программы «Ауыл – ел бесігі» по поддержке сельских школ планируется выделение 53 млрд тг на строительство 114 интернатов для сельских опорных школ.

В рамках новой программы на полное обеспечение всех школ современными предметными кабинетами физики, химии, биологии, STEAM будут выделены 100 млрд тг, для 100% охвата предметных кабинетов компьютерами 50 млрд тг.

100 тыс. студентов ежегодно бесплатно учатся в колледжах

В рамках проекта «Жас маман» будет обновлена материально-техническая база 180 колледжей, для чего из бюджета предусмотрено 58 млрд тг.

«Программой бесплатного профессионально-технического образования ежегодно будут охвачены 100 тыс. студентов. А количество студентов, охваченных дуальным обучением, достигнет 35%. Уровень трудоустройства выпускников колледжа увеличится с 63% до 75%», — отметил Глава ведомства.

ЕНТ переводится в электронный формат

Здесь стоит задача 100% обновить образовательные программы на основе профессиональных стандартов. Количество иностранных студентов будет составлять 10% от общего контингента.

Как проинформировал министр, предусматривается повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава, улучшение материальной базы университетов путем увеличения образовательных грантов в среднем с 340-420 тыс. до 900 тыс.

«Это долгожданная новость, с 2011 года в целом стоимость гранта не менялась. На это из бюджета будет выделено 244 млрд тг. Для создания в 10 университетах центров академического превосходства будет выделено 21 млрд тг. 10 университетов войдут в 500 лучших университетов мира», — сообщил А. Аймагамбетов.

Кроме того, порядок сдачи ЕНТ переводится в электронный формат, внедряется несколько видов грантов, обеспечивается доступность, прозрачность высшего образования.

До 2025 года будут построены общежития на 90 тыс. мест.

Ротация кадров в системе образования

В этой связи, с 2021 года управление районными отделами образования переходит на уровень области.

«Финансирование также поднимется на уровень области. Он будет направлен на снижение образовательного разрыва между регионами и учреждениями», — сказал министр.

По словам А. Аймагамбетова, в последнее время растет количество вопросов о порядке назначения руководителей учреждений образования. Например, руководители ряда организаций работают на одном месте более 20 лет.

«Поэтому мы будем назначать директоров детских садов, школ, колледжей по новой системе. Кроме того, в дальнейшем систему замены будем использовать через ротацию. В соответствии с современными требованиями сфера образования будет переходить от автономного управления к корпоративному», — отметил он.

Укрепление потенциала науки

  • Во-первых, если финансирование науки в 2019 году составляет 43 млрд тг, то в 2025 году достигнет 400 млрд тг.
  • Во-вторых, в соответствии с поручением Главы государства для поддержки молодых ученых ежегодно будет выделяться более 3 млрд тг.
  • В-третьих, если ранее конкурсы на гранты проводились один раз в три года, то со следующего года будет выделяться ежегодно.
  • В-четвертых, для укрепления материально-технической базы научных институтов будет создана отдельная бюджетная программа.

По модернизации и цифровизации научной инфраструктуры будут проработаны вопросы развития цифровых навыков ученых, реализации программ переподготовки кадрового и руководящего состава научных организаций.

В целом в рамках программы объем финансирования образования возрос в 6 раз, а финансирование науки – в 7 раз.

Как сообщил министр образования и науки, для реализации Программы предусмотрены средства в размере 11 трлн 578 млрд тг. В том числе увеличилась доля частных инвестиций и составила 1 трлн 284 млрд тг.

Следует отметить, что на заседание Правительства от лица педагогической общественности была приглашена директор IT-школы-лицея г. Кокшетау А. Балташева. Она в своем выступлении отметила, что в новой госпрограмме особое внимание уделяется статусу педагога, тогда как уже в реализованной программе такой акцент не ставился. Внедрение новой системы переподготовки учителей и повышение заработной платы, по словам А. Балташевой,  будет способствовать повышению статуса школьных педагогов и обеспечит новый приток молодых специалистов.

В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы

Также директор учебного заведения подчеркнула, что в новой госпрограмме внимание уделено образовательной культуре, предусмотрено внедрение нового формата школьного и родительского общения. Теперь получение образования будет основываться на ценностях, что также не может не радовать казахстанских преподавателей.

В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы

В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы

В Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы

Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы (далее — Программа).

Центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы.

Ответственным центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) представлять информацию в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан
А. Мамин

Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы

Раздел 1. Паспорт Программы

Наименование Программы
Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы (далее — Программа)

Основание для разработки
Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»; Статья Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года; Постановление Правительства от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан»; Послание Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»; Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан»; Послание Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни»; Статья Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Семь граней Великой степи» от 21 ноября 2018 года; Поручение Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева, данное на открытии Года молодежи от 23 января 2019 года и XVIII съезде партии «Nur Otan» от 27 февраля 2019 года; Указ Президента Республики Казахстан от 19 июня 2019 года № 27 «О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге»; Послание Президента Республики Казахстан К. Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана». Государственный орган, ответственный за разработку Программы
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Государственные органы, ответственные за реализацию Программы
Министерство образования и науки Республики Казахстан; Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан; Министерство здравоохранения Республики Казахстан; Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан; Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан; Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан; Министерство финансов Республики Казахстан; Министерство культуры и спорта Республики Казахстан; Министерство национальной экономики Республики Казахстан; Министерство внутренних дел Республики Казахстан; Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан; Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан; Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан; Министерство энергетики Республики Казахстан; Министерство обороны Республики Казахстан; Акиматы областей и городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента. Цели программы
1. Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей. Увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны. Задачи
1. Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися. Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения. Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик. Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями. Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой. Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием. Укрепить интеллектуальный потенциал науки. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру. Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство. Сроки реализации
2020 — 2025 годы

Целевые индикаторы
1. Охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет — 85,3 %, от 3 до 6 лет — 100 %. Результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) — математика — 480 баллов, чтение — 450 баллов, наука и естествознание — 490 баллов. Индекс благополучия детей в Республике Казахстан — 0,73 балла. Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений технического и профессионального образования (далее — ТиПО) по государственному образовательному заказу — 75 %. Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания высшего учебного заведения (далее — ВУЗа) по государственному образовательному заказу — 75 %. Доля расходов на науку от внутреннего валового продукта — 1%. Прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед. ) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier) на 88 % 8. Качество научно-исследовательских организаций (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее — ГИК ВЭФ)) — 63-е место. Источники и объемы финансирования
На реализацию Программы в 2020 — 2025 годах будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд. тенге (республиканского бюджета (далее — РБ) — 9 565 млрд тенге, местного бюджета (далее — МБ) — 716 млрд тенге, Всемирного банка (далее — ВБ) — 13 млрд тг. , частных инвестиций — 1 284 млрд тенге), в том числе: 2020 — 1 161 млрд тенге 2021 — 1 336 млрд тенге 2022 — 1 708 млрд тенге 2023 — 2 311 млрд тенге 2024 — 2 383 млрд тенге 2025 — 2 679 млрд тенге а также другие средства, незапрещенные законодательством Республики Казахстан.

Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и исходя из возможности доходной части республиканского и местных бюджетов, государственно-частного партнерства и с привлечением других альтернативных источников.

Раздел 2. Введение

В Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации объединенных наций до 2030 года, в т. 4-й Цели, которая предполагает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения определены основные направления развития образования в мире: обеспечение предшкольной подготовки, модель 12-летнего школьного образования, развитие у учащихся навыков 21 века, равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и высшему образованию. Указанные направления являются приоритетными и для казахстанской системы образования.

В 2017 году Казахстан стал участником двух профильных комитетов ОЭСР — Комитета образовательной политики и Комитета по научной и технологической политике, что свидетельствует о международном признании достижений казахстанской системы образования.

Однако в отечественной системе образования и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира. По результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36). Результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е — по математической грамотности). При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны.

Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками. Так, например, согласно обзору политик стран-членов и партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1) равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей. В рамках указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:

выравнивание возможностей обучающихся вне зависимости от социально-экономического статуса семьи;

обеспечение соответствия навыков выпускников требованиям экономики;

профессиональное развитие и высокий статус педагогов;

вовлечение работодателей в подготовку кадров;

оценка системы образования и организаций образования;

построение эффективной структуры управления;

выстраивание коммуникаций с заинтересованными сторонами;

эффективное использование финансовых ресурсов.

Основными вопросами политики в области науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass, считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы PhD и постдокторантуры.

С учетом международных оценок и практик, взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.

В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 % обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100 % обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд. ) увеличится финансирование науки.

Раздел 3. Анализ текущей ситуации

Итоги реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016 — 2019 годы (далее — ГПРОН 2016 — 2019) показывают исполнение целей и задач на 93,4 %. Так, к 2019 году было запланировано достижение 8 целевых индикаторов и 52 показателей, выполнение 170 мероприятий по 5 направлениям ГПРОН 2016 — 2019. Все 8 целевых индикаторов достигнуты, из них 2 перевыполнены. Из 50 показателей, запланированных на отчетный период, по 46 (92 %) — зафиксировано плановое достижение, по 1 (6 %) — недостижение, по 3 (2 %) — частичное исполнение.

За 3 года реализации ГПРОН 2016 — 2019 сеть дошкольных организаций увеличилась на 1480 единиц (2016 г. — 9 410, 2017 г. — 9 828, 2018 г. — 10 334). В результате 95,2 % детей 3-6 лет охвачены дошкольным воспитанием и обучением (2016 г. — 85,8%, 2017 г. — 90,5%, 2018 г. — 95,2%).

В среднем образовании планомерно осуществляется переход на обновленное содержание. Введены 372 новые школы. 437 государственных школ перешли на подушевое финансирование. Госзаказ получили 80 частных школ.

В рамках проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» выделен госзаказ на 94,8 тыс. мест. Принят Закон о расширении академической и управленческой самостоятельности вузов. Количество иностранных студентов за 3 года увеличилось на 8,9 тысяч человек с (2016 г. — 12 837 чел. , 2017 г. — 13 898 чел. , 2018 г. — 21 727 чел.

Число казахстанских вузов в международном рейтинге лучших университетов мира QS, выросло до 10. Впервые в рейтинг Times Higher Education вошли два казахстанских вуза.

Увеличилась доля софинансирования научной деятельности со стороны бизнеса. Вклад бизнеса в науку за 3 года составил 4,8 млрд тенге.

В целях обеспечения открытости сфер образования и науки оцифрован ряд процедур предоставления государственных услуг, подачи заявок на научные гранты и прием отчетов.

Аналитическое и информационно-медийное сопровождение Программы.

В целях создания позитивного восприятия и понимания населением и целевыми аудиториями (родителями, педагогами, обучающимися и т. ) государственной политики в сфере образования и науки, а также для принятия мер по информационному реагированию государственных органов на негативные и резонансные темы в средствах массовой информации реализован проект по аналитическому и информационно-медийному сопровождению ГПРОН 2016 — 2019 (далее — PR-проект).

Анализ предыдущих лет реализации PR-проекта показал эффективность проводимых мероприятий по предупреждению негативной реакции общества на нововведения в сфере образования и науки, своевременному реагированию на критику со стороны общественности и общему продвижению идей Программы среди целевых групп населения.

В рамках PR-проекта предусмотрено проведение социологического опроса уровня удовлетворенности населения о проводимой политике в сфере образования и науки. Согласно результатам, полностью удовлетворены 22,3 % опрошенных, еще более половины (50,2 %) утверждают, что скорее удовлетворены. Однако, больше четверти респондентов дали негативную оценку, из них 20,1 % — скорее не удовлетворены и 7,5 % — абсолютно не удовлетворены развитием образовательной системы.

Актуальными остались следующие вопросы.

Повышение статуса профессии педагога и модернизация педагогического образования

За период реализации ГПРОН 2016 — 2019 численность педагогических кадров превысила полмиллиона человек. При этом, несмотря на ежегодный массовый выпуск специалистов в области образования, все еще сохраняется потребность в педагогических кадрах. Отсутствуют действенные механизмы по привлечению и удержанию квалифицированных учителей в школах, в частности, сельских: дорожные и жилищные субсидии, льготы и преференции и др. На педагогические специальности поступают преимущественно абитуриенты с низкими баллами единого национального тестирования (далее — ЕНТ). Система образования не способствует удержанию талантливых учителей. До 35 % педагогов уходят в другие сферы. Отсутствуют механизмы альтернативного входа в педагогическую профессию для мотивированных претендентов.

Благодаря внедрению новой системы карьерного роста учителя, заработная плата увеличена от 30 % до 50 % от должностного оклада (педагог, педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер). Кроме того, учителям, преподающим предметы на английском языке, установлена доплата в размере 200 % от базового должностного оклада.

Однако заработная плата в сфере образования остается одной из наиболее низких по экономике (102 875 тенге при средней зарплате по стране — 163 тыс. тенге), что является негативным фактором, сдерживающим приток квалифицированных кадров. Согласно результатам исследования ОЭСР TALIS-2018, 96 % казахстанских учителей считают, что увеличение их заработной платы должно стать самой приоритетной задачей при увеличении бюджета образования.

Приняты меры по освобождению учителей от несвойственных функций. С 2017 года отменен подворовой обход микрорайонов в рамках всеобуча, утвержден перечень из 5 документов, подлежащих заполнению учителями-предметниками. Однако продолжается привлечение учителей к несвойственной им работе. Так, по результатам TALIS-2018, казахстанские учителя оказались одними из самых загруженных среди 48 стран-участниц (2-е место). При этом основную часть (69 %) этой нагрузки составляет внеурочная деятельность (в среднем по ОЭСР — 47 %). Значительная перегруженность казахстанских учителей во многом обусловлена отсутствием четкого нормирования рабочего времени.

В дошкольном образовании 41,8 % педагогических работников не имеют образования по специальности «Дошкольное воспитание и обучение», 54 % — не имеют квалификационную категорию. Для 22 тысяч педагогов дополнительного образования не предусмотрена система повышения квалификации.

В системе ТиПО за 4 года потребность в мастерах и преподавателях специальных дисциплин выросла почти в 2,5 раза.

Таким образом, несмотря на положительные изменения в системе подготовки и развития педагогических кадров, сохраняется ряд проблем, негативно сказывающихся на привлечении и удержании квалифицированных педагогических кадров. В этой связи Программой предусмотрены меры по решению проблем в сфере развития педагогического потенциала страны.

Сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися

В международных исследованиях выявлена положительная связь между посещением дошкольной организации и результатами образовательных достижений в школе. Исследование PISA показывает, что в странах ОЭСР дети, посещавшие детский сад не менее одного года, опережают своих сверстников в школе на 1,5 года (PISA-2015: +50 баллов). В Казахстане же данный показатель в два с половиной раза ниже (+20 баллов), что свидетельствует о недостаточном качестве дошкольного образования. Качество услуг дошкольного образования вызывает также много нареканий со стороны родителей (ОЭСР, 2018). Согласно рекомендациям экспертов ОЭСР, Казахстану необходимо уделить особое внимание детям раннего возраста и активно продвигать дошкольное образование для детей младше 3 лет. Поэтому требуется обеспечение государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение детей в возрасте от 1 года до приема в первый класс.

Результаты международных сопоставительных исследований свидетельствуют о том, что в школе сохраняется большой разрыв в качестве образования. Так, Казахстан четырежды принимал участие в международной программе ОЭСР по оценке 15-летних обучающихся PISA (2009, 2012, 2015, 2018) и в международном исследовании IEA оценки качества школьного образования TIMSS по читательской, естественнонаучной и математической грамотности (2007, 2011, 2015, 2019). Итоги исследования выявили существенный разрыв в успеваемости по регионам, территориям (город-село), языку обучения и социально-экономическому статусу семьи. Так, в разрезе регионов разница между самым низким и высоким показателями PISA соответствует 3 годам обучения. Сложившаяся ситуация недопустима для унитарного государства.

Неравенство в образовании усиливается неравенством в доступе к дополнительному и неформальному образованию, роль которых в современном мире растет. Сегодня около 70 % обучения в жизни молодого человека происходит в условиях неформального образования: в семье, группе сверстников, молодежных организациях, кружках. В 22 странах ОЭСР и 14 странах-партнерах ОЭСР учащиеся школ, в которых проводится больше внеклассных научных мероприятий, показывают более высокий уровень естественнонаучной грамотности в PISA, чем учащиеся школ, в которых проводится меньше подобных мероприятий. В среднем в странах ОЭСР 56 % учащихся участвуют в научных соревнованиях, 48 % учащихся посещают внеклассные научные проекты.

В Казахстане в 2018 году 993 779 детей (2016 г. — 651 409 чел. , 2017 г. — 947 327) были заняты во внешкольных организациях дополнительного образования и 1 645 295 детей (2016 г. — 977 125, 2017 г. — 1 417 639) посещали школьные кружки. Вместе с тем сохраняется низкий охват дополнительным образованием детей из сельской местности (35,5 %), из малообеспеченных семей (68 %), а также детей с особыми образовательными потребностями (54,7%). Фактором, ограничивающим доступность дополнительного образования, является преобладание платных дополнительных услуг. Только 22,5 % детей во внешкольных организациях получают дополнительное образование на бесплатной основе. В этой связи необходимо внедрение подушевого финансирования в дополнительном образовании.

Для обеспечения более широкой доступности программ ТиПО с 2017 года реализуется проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Вместе с тем сохраняется потребность студентов колледжей в общежитиях. В 2018 г. 26 % студентов, нуждающихся в общежитиях, не были ими обеспечены.

Доступ к высшему образованию в последние годы значительно расширился. Увеличивается количество государственных образовательных грантов. Однако при их распределении не учитывается социально-экономический статус семьи, а успеваемость абитуриента является практически единственным определяющим критерием, который усиливает неравенство в доступе к высшему образованию молодежи из разных социальных групп.

Таким образом, необходимо принятие комплексных мер по сокращению разрыва в качестве образования на всех уровнях и к его доступу.

Улучшение условий безопасной и комфортной жизнедеятельности детей

Недостаточно развитая система своевременного реагирования на нарушения прав детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие в значительной части организаций образования условий для инклюзивного образования и элементарных удобств создают угрозы для безопасной и комфортной жизнедеятельности детей.

По данным исследования ЮНИСЕФ 2017 года, две трети школьников в Казахстане испытывают или являются свидетелями насилия со стороны учеников или учителей. На учете органов внутренних дел ежегодно состоят около 7 тысяч несовершеннолетних, находящихся в зоне риска, и 10 тысяч неблагополучных семей. Свыше 3 тысяч детей совершают уголовные преступления. В 2018 году было совершено 2 125 преступлений по отношению к детям, 2 277 несовершеннолетних детей стали жертвами (на 5,5 % выше, чем 2017 г.

Сохраняется рост детского суицида (в 2018 году количество совершенных самоубийств среди детей составило 178 случаев, что на 6,6 % больше в сравнении с 2017 годом).

Только 20% детских садов, 60 % школ, 30 % колледжей создали условия для инклюзивного образования. Качественным инклюзивным образованием охвачены всего 28,2 % детей дошкольного возраста и 46,5 % школьников с особыми образовательными потребностями. Дефицит специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивной среде составляет 64 %.

По данным 2018 года, в 2 535 школах имеются только надворные туалеты, в 1 629 школах — привозная вода, 1 093 — без горячей воды, 1 800 — не обеспечены видеокамерами.

Для системного мониторинга безопасности, комфортных условий и благополучия детей, своевременного выявления проблем и оперативного принятия решений в 2018 году с учетом международного и казахстанского опыта разработаны система показателей и Индекс благополучия детей. Данный индекс охватывает все жизненно важные сферы: материальное благополучие, здоровье, образование, безопасность и риски, социализацию.

Для сравнения стран по Глобальному индексу благополучия используется шкала от «0» до «1», где «1» — самый высокий уровень благополучия.

По результатам 2017 года, первое место в рейтинге стран заняла Швейцария, у которой Индекс составил 0,83 баллов. Последнее место заняла Нигерия, с 0,38 баллами.

В Казахстане по итогам пилотного проекта 2018 года Индекс благополучия детей составил 0,68 баллов.

Вместе с тем, за 10 месяцев 2019 года по многим направлениям сферы детства наблюдается положительная динамика и тенденция улучшения качества жизни в связи с предпринимаемыми государством мерами.

В связи с этим в 2022 году начальный отчет Индекса прогнозируется 0,70, к 2025 году будет 0,73 балла.

Внедрение Индекса позволит Казахстану определить, насколько дети благополучны, даст возможность отслеживать эффективность национальной политики по улучшению положения детей в разных сферах, подняться на более высокий уровень в международных рейтингах в сфере детства. А также будет способствовать вхождению Казахстана в 30-ку самых развитых стран в мире.

Необходима последующая апробация Индекса и полномасштабное внедрение.

Кроме этого, для повышения эффективности государственных затрат на создание безопасной и комфортной среды для детей необходимо использовать лучшую мировую практику. Сегодня в Казахстане финансирование детства осуществляется бюджетными программами различных государственных органов. В международной практике эффективным инструментом адресного расхода госбюджета является консолидированный детский бюджет. Необходимо разработать методику формирования такого бюджета и предусмотреть его ежегодный рост.

Совершенствование системы оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования

В рамках обновленного содержания внедряется критериальная система оценивания учебных достижений обучающихся, призванная обеспечить объективное и равное оценивание учебных достижений учащихся вне зависимости от региона, расположения и языка обучения школы.

Для повышения эффективности оценки качества среднего образования ЕНТ разделено на два этапа: итоговую аттестацию в школе и вступительный экзамен в вуз. С 2019 года ЕНТ проводится 4 раза в год для поступления в вуз на платной основе. Введена система «условного зачисления» в вуз для абитуриентов, не преодолевших пороговый уровень по результатам основного или повторного тестирования, как альтернативный механизм обеспечения доступа к высшему образованию.

При этом, система оценивания обучающихся нуждается в совершенствовании. В частности, необходимо пересмотреть содержание ЕНТ, внешнего оценивания учебных достижений (далее — ВОУД) относительно вопросов, направленных на замер функциональной грамотности и компетенций, по аналогии с инструментами международных сопоставительных исследований PIRLS, PISA, ICILS, а также тестов SAT и др.

С мая 2018 года казахстанские педагоги перешли на новую систему аттестации. По новой системе аттестацию прошли 42,5 % педагогических кадров (14,1 % — категория педагога-исследователя и педагога-мастера, 15,6 % — категория педагога-эксперта, 12,8 % — категория педагога-модератора). Требуется дальнейшее совершенствование системы аттестации педагогических кадров с учетом накопленного опыта и международной практики.

Для стимулирования роста сети частных дошкольных организаций с 2011 года отменено лицензирование дошкольных организаций образования. За этот период сеть дошкольных организаций выросла в 1,5 раза, при этом частных — более чем в 7 раз (2011 г. — 449 ед. , 2018 г. — 3 749 ед. Вместе с тем участились случаи критики со стороны общественности в части материально-технической оснащенности детских садов и качества воспитательного процесса в них.

С января 2017 года государственную аттестацию вузов заменила международная аккредитация, а с 2018 года государственная аттестация дошкольных организаций, школ и колледжей переориентирована на профилактико-предупредительный характер и требует дальнейшего совершенствования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *