Вцп и государственные программы

Госпрограмма

«Руководитель бюджетной организации», 2013, N 12

Преобразование федерального бюджета из преимущественно непрограммного (более 90% непрограммных расходов) в преимущественно программный началось в 2010 г. Существующие федеральные целевые программы (ФЦП) представляли собой комплекс мероприятий (производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и т.д.), увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления. Мероприятия обеспечивали эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны, а также инновационное развитие экономики. ФЦП были направлены на достижение конкретных целей.

Для формирования программного бюджета разработали новый инструмент — государственную (муниципальную) программу (госпрограмму), представляющую собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Конечная цель государственной программы по сравнению с целью ФЦП более глобальна, временной период ее действия шире, масштаб мероприятий и используемых ресурсов значительнее.

Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ внес изменения в БК РФ в части формирования программно-целевого бюджета — так, поправки в ст. 179 БК РФ исключают понятие «долгосрочная целевая программа» и вводят новое понятие — «государственные и муниципальные программы» (госпрограммы).

Государственная (муниципальная) программа — это документ, определяющий:

  • цели и задачи государственной политики в определенной сфере;
  • способы достижения и решения этих целей и задач;
  • примерные объемы используемых финансовых ресурсов.

Формирование госпрограммы

Объектом управления государственной (муниципальной) программы является сфера социально-экономического развития или безопасности (например, культура, здравоохранение, образование).

При формировании госпрограммы проводится анализ проблем каждой сферы для выявления наиболее актуальных. Кроме того, анализируются потенциал развития данной сферы и существующие ограничения, состояние сферы сопоставляется с состоянием аналогичной сферы в ведущих странах. На основании полученных данных формируется прогноз развития сферы.

Анализ развития сферы обозначил, в частности, следующие проблемы: низкую мотивацию граждан к систематическим занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, невысокую доступность спортивной инфраструктуры, особенно для лиц с ограниченными возможностями, неудовлетворительное качество физкультурно-оздоровительных услуг. В числе факторов, имеющих положительный потенциал для развития, были названы успехи российских спортсменов, усовершенствованная законодательная и материально-техническая база, традиции физкультурного движения и т.д. Было указано, что спортивная сфера — это наиболее рентабельная отрасль в мировой экономике.

К сведению. Проблема социально-экономического развития — противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации государственной программы.

При составлении госпрограммы анализируются приоритеты государственной политики в данной сфере. Эти приоритеты определяются в концепции долгосрочного социального экономического развития РФ, основных направлениях деятельности Правительства РФ на среднесрочный период, посланиях Президента РФ Федеральному собранию, долгосрочных и среднесрочных стратегиях развития отдельных отраслей, иных стратегических документах, утвержденных Президентом РФ или Правительством РФ.

Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам политики, которую государство проводит в данной сфере. По сути, цели должны отражать конечные результаты реализации этой программы. Госпрограмма включает и задачи, которые определяют конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций в рамках достижения цели (целей) реализации государственной программы. Иными словами, цели указывают на то, чего нужно достичь, задачи — на то, что для этого нужно сделать.

Какова же цель рассматриваемой нами Госпрограммы «Спортивное развитие»? Таких целей три:

  • создание условий, обеспечивающих гражданам возможность систематически заниматься физкультурой и спортом;
  • повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;
  • успешное проведение в РФ крупнейших международных спортивных соревнований.

Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:

  • повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физкультурой и спортом, ведению здорового образа жизни;
  • обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
  • развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями;
  • проведение на высоком организационном уровне крупнейших международных спортивных мероприятий;
  • обеспечение эффективного использования в постсоревновательный период спортивных объектов Универсиады и Олимпиады.

Что указывается в госпрограмме

Основные параметры государственной программы — это ее цели, задачи, ключевые мероприятия, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации госпрограммы, сроки их достижения, объем ресурсов в разрезе основных мероприятий, необходимый для достижения целей. Эти параметры указываются в паспорте госпрограммы.

Госпрограмма включает и текстовую часть, содержащую развернутую информацию по следующим разделам:

  • общая характеристика сферы реализации;
  • приоритеты государственной политики;
  • цели, задачи и показатели (индикаторы) целей и задач;
  • основные результаты, сроки и этапы;
  • характеристика целей программы и основных мероприятий;
  • характеристика мер госрегулирования (в том числе план нормотворчества);
  • прогноз сводных показателей государственных заданий;
  • характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами РФ;
  • информация об участии организаций и государственных внебюджетных фондов;
  • обоснование объема финансовых ресурсов;
  • анализ рисков реализации;
  • методика оценки эффективности.

Составляющие госпрограммы

Госпрограмма включает федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы (ВЦП) и основные мероприятия.

Подпрограмма — это комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы. Подпрограмма является неотъемлемой частью госпрограммы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и госпрограммы. Так, рассматриваемая нами Программа «Спортивное развитие» включает следующие подпрограммы:

  • «Развитие физической культуры и массового спорта»;
  • «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»;
  • «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации»;
  • «Управление развитием отрасли физической культуры и спорта».

Перечисленные подпрограммы по своему характеру являются «координирующими» для выполнения каждой отдельной задачи.

Подпрограммы и целевые программы формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных госпрограммой показателей.

Так, решение задачи по обеспечению успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствованию системы подготовки спортивного резерва достигается путем реализации мероприятий, предусмотренных:

  • подпрограммой 2, призванной повысить число граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, что приведет к увеличению количества учащихся спортшкол и спортучреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
  • подпрограммой 4, направленной на улучшение кадрового обеспечения физкультуры и спорта; повышение эффективности научно-методического и информационно-аналитического обеспечения подготовки спортсменов; развитие международного спортивного сотрудничества с международными спортивными организациями;
  • Федеральной целевой программой в части развития инфраструктуры спорта высших достижений.

Каждая подпрограмма имеет структуру описания, схожую с основной госпрограммой: включает паспорт и текстовую часть.

Функциональную основу для достижения целей, предусмотренных подпрограммой, формируют ведомственные целевые программы и основные мероприятия подпрограммы. Основное мероприятие — это комплекс взаимосвязанных мероприятий (действий, направленных на решение соответствующей задачи), характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы.

Рассмотрим взаимодействие данных составляющих на примере Госпрограммы «Спортивное развитие». Так, реализацией основных мероприятий подпрограммы 1 «Развитие физической культуры и массового спорта» решается задача по созданию условий, обеспечивающих гражданам возможности систематически заниматься физкультурой, спортом и вести здоровый образ жизни.

Читать также:  SignWorkaround. Get the software safely and easily

Одно из основных мероприятий, включенных в указанную подпрограмму, называется «Совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом». Оно состоит из нескольких мероприятий, таких как:

  • оснащение физкультурно-оздоровительных объектов спортивно-технологическим оборудованием;
  • реализация мер по расширению сети физкультурно-спортивных сооружений и объектов;
  • разработка технических регламентов, стандартов, правил сертификации услуг;
  • разработка нормативов материально-технического оснащения занятий по физкультуре в образовательных учреждениях;
  • развитие системы лизинга оборудования, инвентаря и материалов.

Участники госпрограммы

Участников госпрограммы можно разделить на две категории: ответственный исполнитель и соисполнители.

Ответственный исполнитель обеспечивает координацию деятельности участников госпрограммы. Еще одна важная функция ответственного исполнителя — общественное обсуждение проекта госпрограммы, в том числе с привлечением Общественной палаты, общественных советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти, научных и иных заинтересованных организаций.

Соисполнители государственной программы — это федеральные органы исполнительной власти, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности государственной программы и определенные в качестве соисполнителей государственной программы в Перечне государственных программ Российской Федерации.

Так, ответственным исполнителем Госпрограммы «Спортивное развитие» назначен Минспорт, соисполнители (в Программе они названы участниками) — Минздрав, Минкомсвязь, Минобрнауки, МВД, Минрегион.

Обратите внимание на этот важный и обязательный элемент госпрограммы — межведомственное взаимодействие. Для решения задач, поставленных госпрограммой, необходимо согласованное взаимодействие всех соисполнителей.

Рассмотрим межведомственное взаимодействие на примере реализации одного из основных мероприятий подпрограммы 1 госпрограммы «Спортивное развитие», которое называется «Меры по развитию студенческого спорта». Указанное основное мероприятие невозможно без участия Минобрнауки — оно должно оказать содействие по созданию и расширению сети спортивных клубов на базе образовательных учреждений, созданию студенческих спортивных лиг, организации и проведению всероссийских спортивных соревнований и других спортивных мероприятий среди студентов, а также популяризации студенческого спорта среди населения. Вы видите, что Минобрнауки выступает здесь в качестве соисполнителя, ответственный исполнитель — Минспорт.

Структура государственной программы

—————————————————————————¬¦ Госпрограмма (ответственный исполнитель) ¦L——————T——————————————————- ————+—T—————T———————-¬ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/—————T—————T—————¬ —————————¬¦Подпрограмма 1¦Подпрограмма 2¦Подпрограмма n¦ ¦ ФЦП ¦L—————+——-T——+————— ¦(госзаказчик-координатор)¦ ¦ L—————-T——— ———T——-T—+——-T—————¬ ¦/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ——————-¬ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦ Подпрограммы ¦——¬ ——¬ ——¬ —————¬ —————¬L———T———¦ВЦП 1¦ ¦ВЦП 2¦ ¦ВЦП m¦ ¦ Основное ¦ ¦ Основное ¦ ¦/L—— L—— L—— ¦мероприятие 1¦ ¦мероприятие r¦ —————-¬ +————-+ L————— ¦ Мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ (госзаказчик) ¦ ¦/ ¦/ L—————- —————-¬ —————-¬ ¦ Мероприятие 1 ¦ ¦ Мероприятие k ¦ L—————- L—————-

Инструменты госуправления

Принципиальным новшеством государственных программ является включение в них мер государственного регулирования в сфере реализации программы, мер правового регулирования (вплоть до перечня необходимых нормативно-правовых актов).

Для достижения поставленных целей в государственных программах используются все инструменты госуправления:

  • бюджетное финансирование;
  • меры государственного регулирования (такие как предоставление налоговых льгот, регулирование цен и тарифов, предоставление государственных гарантий, бюджетных кредитов, реструктуризация задолженности, лицензирование деятельности и т.п.);
  • механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями иных организационно-правовых форм, гражданами (например, механизм взаимодействия для государственных и муниципальных учреждений — это выдача государственных (муниципальных) заданий, финансовое обеспечение, контроль за исполнением).

В долгосрочной целевой и ведомственной целевой программах к обязательным инструментам относится только бюджетное финансирование.

Финансирование госпрограмм

Поскольку достижение любых целей требует материальных затрат, при составлении госпрограммы учитывается и этот фактор. Правительство РФ определяет объем расходов федерального бюджета на реализацию госпрограммы на долгосрочную перспективу. Так, на госпрограмму «Развитие здравоохранения» в 2014 г. выделено 351,5 млрд руб., «Развитие образования» — 404 млрд руб., «Развитие культуры и туризма» — 101,1 млрд руб., «Спортивное развитие» — 62,2 млрд руб.

В качестве финансового обеспечения основных мероприятий подпрограмм могут быть предусмотрены субсидии или субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в случае если госпрограмма направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Оценка эффективности госпрограммы

По сути, каждая из задач как госпрограммы, так и подпрограмм имеет достаточно общее определение. Они — вектор развития. Для оценки того, выполнена задача или нет, в госпрограммы включены целевые индикаторы (в чем измеряется эффективность выполнения задачи) и ожидаемые результаты (в чем выражается эта эффективность). Например, доля граждан РФ, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности населения — это индикатор (показатель) задачи, которая звучит так: повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физкультурой и спортом, ведению здорового образа жизни. А вот увеличение этой доли в общей численности населения с 20,6% в 2011 г. до 40% к 2020 г. — это уже контрольный показатель, отражающий эффективность выполнения данной задачи и, как следствие, госпрограммы.

Оценка эффективности госпрограммы проходит на основе анализа:

  • степени достижения целей и решения задач подпрограмм и госпрограммы в целом;
  • степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;
  • степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).

Минэкономразвития проводит мониторинг реализации госпрограмм. По результатам мониторинга Минэкономразвития готовит предложения о сокращении или перераспределении между участниками госпрограммы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации как госпрограммы в целом, так и отдельных ее мероприятий.

Информация по госпрограммам

С информацией по действующим госпрограммам можно ознакомиться на официальном портале государственных программ РФ (http://www.gosprogrammy.gov.ru/Main/Start).

Перечень из 41 госпрограммы сгруппирован по пяти разделам: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие», «Эффективное государство».

Для бюджетных учреждений наиболее значимы следующие программы:

  • в разделе «Новое качество жизни» — «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Спортивное развитие», «Развитие культуры и туризма»;
  • в разделе «Инновационное развитие и модернизация экономики» — «Развитие науки и технологий», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Информационное общество», «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Главный редактор журнала

Вцп и государственные программы

Вцп и государственные программы

Вцп и государственные программы

Вцп и государственные программы

Вцп и государственные программы

Показатели конечного результата (индикативные показатели ведомственных целевых программ)

Ведомственная целевая программа (ВЦП) – утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов).

ВЦП направлена на выполнение определенных государственных функций для решения тактической задачи и достижения соответствующего конечного общественно значимого результата.

Ведомственная целевая программа «Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний в Иркутской области (Стоп-инфекция)»

Цель программы: Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Иркутской области.

− организация надзора и контроля за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики и другими воздушно-капельными инфекциями;

− организация надзора и контроля за острыми кишечными инфекциями и вирусным гепатитом А;

Читать также:  Программа «Молодая семья 2020» – условия участия

− организация надзора и контроля за гриппом и ОРВИ;

− организация контроля за транспортировкой, хранением и использованием медицинских иммунобиологических препаратов и безопасностью иммунизации;

− организация надзора за природно-очаговыми инфекциями и болезнями общими для человека и животных;

− организация контроля и надзора за социально-обусловленными инфекционными болезнями, в том числе туберкулезом;

− организация контроля и надзора за внутрибольничными и внутриутробными инфекциями;

− организация контроля и надзора за паразитарными заболеваниями.

Ведомственная целевая программа «Профилактика массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных влиянием факторов среды обитания человека» (Гигиена и здоровье)

Цель программы: Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

− организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

− выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека;

− предупреждение, обнаружение, и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности;

− обеспечение функционирования системы государственного регулирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в Иркутской области;

− обеспечение оперативного обмена информацией о продукции, прошедшей государственную регистрацию, между Управлением Роспотребнадзора и другими заинтересованными публично-правовыми образованиями, юридическими и физическими лицами в рамках реализации Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам.

Ведомственная целевая программа «Организация и обеспечение деятельности системы контроля за соблюдением прав потребителей» (ВЦП«Защита прав потребителей»)

Цель программы: совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей, реализация планов и программ взаимодействия с гражданским обществом в сфере защиты прав потребителей.

− повышение эффективности деятельности по контролю и надзору в первую очередь в наиболее проблемных, с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей сферах потребительского рынка;

− совершенствование судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей, за счет более действенного применения соответствующих гражданско-правовых механизмов в судах общей юрисдикции;

− совершенствование системы информирования и просвещения потребителей по актуальным вопросам защиты их прав.

Ведомственная целевая программа «Санитарная охрана территории (Санохрана)»

− реализация Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам в части недопущения завоза и распространения на территории Иркутской области инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции (товаров), требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории;

− обеспечение готовности органов и учреждений, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор и лечебно-профилактических учреждений на случай выявления инфекционных болезней;

− обеспечение контроля за соблюдением биологической безопасности в учреждениях, осуществляющих проведение мероприятий по локализации и ликвидации эпидемических очагов особо опасных инфекционных болезней завозного и местного происхождения;

− материально-техническое оснащение и техническое перевооружение организаций и учреждений, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.

Ведомственная целевая программа «Модернизация и обеспечение деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей в Иркутской области (Санитарный щит)»

Цель программы: Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в Иркутской области.

− оптимизация деятельности Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», повышение качества и доступности государственных услуг при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий;

− реализация современной кадровой политики Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области». Противодействие коррупции;

− совершенствование научно-методического обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»;

− развитие и укрепление материально-технической базы Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области».

Ведомственная целевая программа «Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга в Иркутской области (Соцгигмониторинг)»

Цель программы: Развитие гигиенической диагностики влияния факторов среды обитания на здоровье населения Иркутской области.

− организация и проведение лабораторного контроля в соответствии с перечнем показателей Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга;

− поддержка Федерального информационного фонда, формирование и корректировка структуры Регионального информационного фонда данных СГМ;

− гигиеническая диагностика и оценка факторов среды обитания и здоровья населения Иркутской области;

− установление причинно-следственных зависимостей между качеством окружающей среды и здоровьем населения Иркутской области;

− прогноз состояния здоровья населения и среды обитания человека с применением современных технологий (геоинформационных систем, оценок риска);

− информационное обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и населения Иркутской области, подготовка управленческих решений;

− подготовка проектов управленческих решений по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания на здоровье населения;

− обеспечение единых методических подходов при ведении СГМ, стандартизации деятельности при выработке решений по результатам социально-гигиенического мониторинга.

Ведомственная целевая программа «Совершенствование профилактики, усиление мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа (ВЦП «СПИДу-нет») в Иркутской области»

Цель программы: Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения по ВИЧ-инфекции в Иркутской области.

− организация надзора и контроля за ВИЧ-инфекцией;

− обеспечение эпидемиологического надзора за ходом и эффективностью реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;

− обеспечение оперативного обмена информацией между Управлением Роспотребнадзора и Федеральной службой, учреждениями и предприятиями, другими заинтересованными юридическими и физическими лицами в целях обеспечения противодействия распространению ВИЧ-инфекции среди населения Иркутской области, повышения информированности населения по данному вопросу.

Показатели конечного результата – это эффект от предоставленных населению государственных услуг и выполненных государственных функций (характеризуют уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей).

Целевые индикаторы указывают на состояние или изменение объекта оказания услуги (целевой или клиентской группы, процесса, объекта и др.). Показателю конечного результата может соответствовать несколько (от трех до десяти) показателей непосредственного результат.

Показатели конечных общественно значимых результатов характеризуют степень, в которой деятельность или процесс в рамках определенной программы способствуют достижению заявленных целей. Они оценивают тот эффект, который общество (отдельные граждане или социальные группы) получает от деятельности организации. Конечные результаты – это совокупность реально достигнутых результатов и их влияние на ситуацию в обществе.

Показателями конечного результата являются региональные и национальные медико-демографические показатели, показатели здоровья населения, а также показатели достижения определенного уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг. Показатели конечного результата, наряду с количественными, могут быть качественными и определятся Концепцией развития государственного органа, а также Основными направлениями деятельности государственного органа на среднесрочную перспективу.

Выполнение показателей достижения конечного результата предусматривается через реализацию ведомственных целевых программ. Показатели достижения конечного результата могут являться базовыми при программно-целевом планировании деятельности.

Не забудь поделиться страницей с друзьями:

Читать также:  Государственная программа для слепых

1. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.

2. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на период, определяемый Правительством Российской Федерации.

3. Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.

4. Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Формирование перечня государственных программ Российской Федерации осуществляется исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки государственных программ Российской Федерации.

6. Государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

7. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

8. Положения настоящей статьи не распространяются на государственную программу вооружения.

Виды государственных программ. Фцп, вцп, государственные программы государственного и муниципального развития социально-экономического развития территорий вмо»

Как показывает анализ конституций и уставов субъектов РФ, к их ведению, как правило, относятся:

1. Принятие и изменение конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта, контроль за их соблюдением;

2. Установление системы органов государственной власти субъекта и ее формирование;

3. Административно–территориальное устройство субъекта;

4. Принятие и исполнение бюджета субъекта;

5. Государственная собственность субъекта;

6. Регулирование социально–экономического развития субъекта;

7. Установление местных налогов и сборов;

8. Заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта;

9. Делегирование осуществления части полномочий федеральным органам государственной власти;

10. Обеспечение деятельности органов местного самоуправления;

11. Представительство в федеральных органах государственной власти;

12. Государственная служба в органах гос. власти субъекта;

13. Государственные награды и почетные звания субъекта;

14. Научные и культурные связи с зарубежными странами, а также другие вопросы исходя из национальных, географических, экономических и других особенностей субъектов.

Федеральное законодательство предусматривает возложение на органы власти субъектов Федерации среди прочих полномочий в сфере социально–экономической политики:

— обеспечение деятельности органов государственного управления;

— организацию функционирования объектов инфраструктуры региона (использование земель, содержание автодорог, организация транспорта и др.);

— поддержку сельского хозяйства и производства продуктов питания;

— организацию общего и специального образования, функционирования объектов культуры;

— организацию социального обслуживания и социальной помощи населению (медицинская помощь, обслуживание инвалидов и других лиц, нуждающихся в помощи);

Стратегическое планирование: цели, задачи,

Принципы и участники

Стратегическое планирование регионального развития – это деятельность участников стратегического планирования по определению направлений, целей и приоритетов социально–экономического развития региона (целеполагание), по разработке научно обоснованных представлений о рисках развития, направлениях, результатах и показателях социально–экономического развития региона (прогнозирование), реализации планов деятельности (планирование), разработки и реализации государственных программ (программирование), направленная на достижение приоритетов социально–экономического развития региона.

Рисунок 2 – Процедуры стратегического планирования

Основной целью социально–экономического развития региона является состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями.

Участниками стратегического планирования региона являются:

1) законодательный орган государственной власти региона;

2) руководитель высшего исполнительного органа государственной власти региона;

3) высший исполнительный орган государственной власти региона;

4) исполнительные органы государственной власти региона;

5) контрольно–счетный орган регион;

6) иные органы и организации в случаях, предусмотренных федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

Организация и функционирование системы стратегического планирования развития региона основываются на следующих принципах.

1. Единство и целостность.

2. Разграниченность полномочий.

3. Преемственность и непрерывность.

4. Сбалансированность системы стратегического.

5. Результативность и эффективность стратегического планирования.

6. Ответственность участников стратегического планирования.

7. Прозрачность (открытость) стратегического планирования.

9. Ресурсная обеспеченность.

10. Измеряемость целей.

Управление отраслями экономики на разных уровнях (регион, город) составляет прерогативу функционального управления регионом.

Представление региона в качестве взаимосвязанныхмакроподсистем позволяет спроектировать новую систему управления, а также осуществлять системный анализ региона в зависимости от масштаба управления, производственного потенциала, состава населения и рыночной инфраструктуры. Основой регионального планирования служит обоснованное формирование целей и критериев.

Стратегия развития региона должна базироваться па теории программно–целевого управления и предусматривать постановку стратегических (глобальных) и тактических (локальных) целей, а также критериев их достижения – количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития региона.

Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится общество.

Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их достижения ограничено текущим периодом, как правило, до одного года.

На первом этапе определяется перечень глобальных проблем, разбитых по шести макроподсистемам региона, внутри которых выделены локальные проблемы (комплексы задач).

На втором этапе проводится экспертная оценка глобальных проблем (подсистем) и локальных проблем (комплексов задач) региона с привлечением высококвалифицированных экспертов: руководителей департаментов администрации; депутатов законодательных органов, руководителей муниципальных предприятий и организаций; крупных ученых–консультантов.

Концептуальной основой выявления и ранжирования проблем социально–экономического развития могут быть следующие этапы исследования:

1. В результате диагностического анализа показателей региона формируется перечень глобальных проблем социально–экономического развития.

Анализ показателей региона включает анализ внешней и внутренней среды региона.

Научное изучение внешней среды (макросреды) осуществляется на основе комплексного социального, технического, экономического и политического анализа (от сокр. англ. STEP).и значимых факторов внутренней среды (SWOT–анализ).

2. По каждой глобальной проблеме разрабатывается анкета, включающая перечень локальных проблем развития, ранжирование которых позволяет выделить приоритеты социально–экономического развития.

3. Подготавливается экономико–статистический материал, раскрывающий динамику показателей региона.

4. Формируется группа квалифицированных экспертов, способная провести ранжирование глобальных и локальных проблем развития региона. В нее включаются руководители департаментов региона, крупных предприятий и организаций и ученые–консультанты, ответственные за разделы проекта.

5. Экспертная группа анализирует показатели региона и методом экспертных оценок проводит ранжирование социально–экономических проблем региона.

6. Методом ранговой корреляции проводится обработка экспертных оценок и даются ранги важности и средние баллы глобальных проблем.

7. Результаты ранжирования проблем используются для проведения «Аукциона стратегических идей управления», позволяющего сформулировать альтернативные идеи и определить пути решения глобальных и локальных проблем развития региона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *