Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ • Президент России

Приватизация государственного и муниципального имущества проводится в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ (далее – Закон № 178-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований.

В 2020 году произошел ряд изменений законодательства о приватизации:

  • определен новый уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию;
  • установлены дополнительные требования к планированию приватизации;
  • уточнен порядок предоставления отчетности о результатах приватизации.

В нашей статье подробнее остановимся на указанных новшествах и законопроектах о внесении изменений в Закон № 178-ФЗ, которые касаются:

  • приватизации имущества без включения в программу приватизации;
  • продажи имущества на торгах единственному участнику;
  • отмены предоставления предприятиями и хозяйственными обществами бухгалтерской отчетности в органы власти, уполномоченные в сфере приватизации;
  • участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества;
  • приватизации газовых сетей.

1.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере приватизации

С 24.04.2020 Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приватизации государственного и муниципального имущества. Положение о Минфине России данным полномочием дополнило Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 491 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

С 12.08.2020 изменены Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества. Изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2020 № 1133 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Теперь Министерство финансов Российской Федерации уполномочено вносить в Правительство Российской Федерации:

  • проекты решений об условиях приватизации и установлении обременения федерального имущества;
  • предложения об отмене либо изменении решений Правительства Российской Федерации об условиях приватизации имущества.

До этого указанные полномочия относились к Минэкономразвития России.

1.2. Планирование приватизации и отчетность о ее результатах

С 11.08.2020 изменились требования к планированию программ приватизации и предоставлению информации о результатах их исполнения. В силу Федерального закона от 31.07.2020 № 293-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязаны:

  • определять порядок планирования приватизации имущества в соответствии с порядком разработки программ приватизации государственного и муниципального имущества;
  • готовить ежегодную информацию о результатах приватизации имущества по единым формам.

Указанные порядок и формы Правительством Российской Федерации пока не утверждены, однако еще в 2019 году Минэкономразвития России подготовило соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации, согласно которому правила разработки программ приватизации имущества содержат следующие положения:

  • программа приватизации формируется на период от 1 до 3 лет;
  • разрабатывает и утверждает программу приватизации Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
  • утвердить программу приватизации необходимо не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала планового периода;
  • программа приватизации публикуется в сети Интернет в течение 15 рабочих дней со дня утверждения;
  • программа приватизации должна содержать сведения об имуществе и планируемых доходах;
  • имущество, включенное в программу приватизации, группируется по отраслям экономики (сферам управления);
  • утверждаются единые формы отчетов об итогах приватизации.

После утверждения Правительством Российской Федерации правил разработки программ приватизации, региональным органам власти и органам местного самоуправления необходимо будет скорректировать правовые акты, которыми определен порядок планирования приватизации имущества.

В целях совершенствования процессов приватизации и устранения пробелов в законодательстве в период 2019 — 2020 годов Минфином России и отдельными федеральными органами исполнительной власти подготовлен ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в Закон № 178-ФЗ.

2.1. Приватизация без включения имущества в программу приватизации и продажа имущества единственному участнику торгов

Минфином России разработан и внесён на обсуждение проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», направленный на ускорение темпов вовлечения в хозяйственный оборот федерального имущества, не востребованного государством для исполнения функций и не приносящего доход. Законопроект разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 08.07.2020 № ММ-П13-7425.

Законопроект предусматривает два послабления в целях сокращения сроков продажи имущества:

  • движимое имущество;
  • недвижимое имущество, и кадастровая и балансовая стоимости которого не превышают 100 млн. рублей. При отсутствии у объекта кадастровой стоимости к учету принимается только балансовая стоимость. Если объект недвижимости отчуждается с земельным участком, то учитывается и кадастровая стоимость участка.

Перечень имущества, приватизировать которое возможно без включения в программу приватизации, будет формировать и утверждать Росимущество (далее – Перечень). Это же ведомство обязано опубликовывать Перечень на сайте https://torgi.gov.ru. Вноситься изменения в Перечень могут только по согласованию с Минфином России и ФАС России. Правила формирования Перечня определит Правительство Российской Федерации. При этом акции и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ необходимо включать в программу приватизации, как и прежде.

Правило действует только при приватизации имущества, включенного в Перечень, сформированный Росимуществом. Ценой продажи будет являться начальная цена, или цена предложения, сложившаяся на соответствующем «шаге понижения». Предлагаемые изменения направлены на сокращение сроков продажи, снижения затрат на повторную оценку, содержание и сохранность приватизируемого имущества.

Напомним, действующей редакцией Закона № 178-ФЗ установлен запрет на заключение договора купли-продажи имущества, если в торгах принял участие только один участник. В этом случае торги признаются несостоявшимися, продажу приходится проводить заново.

2.2. Отмена предоставления предприятиями и хозяйственными обществами бухгалтерской отчетности в органы власти, уполномоченные в сфере приватизации

Минфином России разработан и внесён на обсуждение законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы)». Проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № СА-П13-11206 в целях упрощения требований к представлению организациями отчетности в государственные органы, завершения реализации концепции «одного окна» представления такой отчетности.

Предлагается отменить обязанность хозяйственных обществ и предприятий, включенных в программу приватизации, предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы, уполномоченные в сфере приватизации. Данным правом будут обладать организации, которые предоставляют отчетность в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИРБО) в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Напомним, что с 01.01.2020 ФНС России приступила к формированию и ведению ГИРБО. Информация, содержащаяся в ГИРБО, является открытой и общедоступной. Государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ получают сведения из ресурса бесплатно.

Таким образом, государственные органы, уполномоченные в сфере приватизации, смогут получать бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций непосредственно из ГИРБО.

2.3. Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации

Верхней палатой парламента Российской Федерации разработан и внесен в Государственную Думу проект закона «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».

Законопроектом планируется предоставить социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – Организации) преимущественное право приобретения арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества. Особенности участия Организаций в приобретении арендуемого имущества будут установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Имущество может быть выкуплено Организациями без торгов при одновременном соблюдении условий, указанных на рисунке 1:

Рисунок 1 — Условия выкупа имущества без торгов

Приобретение имущества осуществляется по заявлению Организации. Ценой продажи является рыночная стоимость. Имущество, которое приобретается по преимущественному праву, должно быть включено в специальный перечень и использоваться Организацией в целях, указанных в статье 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Обязанность использовать имущество в указанных целях сохраняется в течение 5 лет после приобретения. При нарушении данного требования имущество может быть изъято в судебном порядке и возвращено в муниципальную или государственную собственность.

2.4. Приватизация газовых сетей

В декабре 2019 года Министерство энергетики Российской Федерации завершило разработку проекта закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», в котором (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления). Независимая антикоррупционная экспертиза и публичное обсуждение законопроекта проведены в сентябре текущего года.

Минэнерго России предлагает предоставить газораспределительным организациям преимущественное право приобретения сетей газораспределения и газопотребления без участия в торгах. Речь идет о сетях, используемых для газоснабжения собственных бытовых нужд потребителей газа, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд. Выкупить такие объекты без торгов газораспределительные организации смогут на основании заявления при одновременном соблюдении следующих условий:

  • газораспределительная организация является специализированной организацией, осуществляющей эксплуатацию газораспределительной системы (включая приватизируемый объект газоснабжения) и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям;
  • объект газоснабжения находится у газораспределительной организации на праве аренды или в безвозмездном срочном пользовании непрерывно в эксплуатации в течение двух или более лет.

На рисунке 2 указаны действия органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере приватизации, при получении заявления на приобретение газовых сетей:

Рисунок 2 — Последовательность действия органа власти при получении заявления от газораспределительной организации

Заявитель обязан подписать договор купли-продажи в течение 30 дней c даты получения, в случае отказа — объект газоснабжения приватизируется на конкурсе. Уступка преимущественного права выкупа не допускается.

Обобщенная информация по каждому из рассмотренных законопроектов о внесении изменений в Закон № 178-ФЗ приведена в таблице:

* актуально на момент подготовки экспертных материалов

По всем вопросам, связанным

с комплексным управлением имуществом и активами,

вы можете обращаться к специалистам Компании БФТ:

+7 (495) 784-70-00

08 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2352 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 806» (далее – Постановление № 2352).

В соответствии с внесенными  изменениями теперь постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 806 «Об утверждении Правил разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества» (далее – Постановление № 806) утверждены Правила разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества.

Данные правила определяют структуру, содержание, порядок, требования и сроки разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества (далее — программы приватизации) в плановом периоде, а также порядок и сроки рассмотрения итогов исполнения программ приватизации федерального имущества за отчетный год.

В силу пункта 2 Постановления № 2352 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано до 08.04.2021 г. привести свои акты в соответствие с настоящим постановлением.

Правила разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества (далее – Правила разработки прогнозных планов приватизации) утверждают формы документов, указанных на рисунке 1:

Рисунок 1 – Документы, формы которых утверждаются Правилами разработки прогнозных планов приватизации

Правила разработки прогнозных планов приватизации с формой отчета об итогах приватизации приняты Правительством Российской Федерации во исполнение требований статьи 10 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ).

Напомним, что с 11.08.2020 г. изменились требования к планированию программ приватизации и предоставлению информации о результатах их исполнения. В силу Федерального закона от 31.07.2020 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязаны:

Правила разработки прогнозных планов приватизации содержат следующие требования:

Рисунок 2 – Состав сведений в программе приватизации

В программе приватизации обязательно указываются характеристики имущества, приведенные в таблице ниже.

Таблица 1. Характеристики имущества, включенного в программу приватизации

В связи с утверждением Правил разработки прогнозных планов приватизации признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19.08.2002 № 617 «Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества».

По всем вопросам, связанным с комплексным управлением имуществом и активами, вы можете обращаться  к специалистам Компании БФТ:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                              6 июля 2022 года

Одобрен Советом Федерации                                   8 июля 2022 года

(В редакции Федерального закона от 19. 2022 № 519-ФЗ)

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251; 2007, № 7, ст. 834; 2009, № 19, ст. 2279; 2010, № 23, ст. 2788; 2011, № 29, ст. 4292; № 50, ст. 7343; 2014, № 30, ст. 4260, 4266; 2015, № 27, ст. 3971; № 29, ст. 4342; 2016, № 27, ст. 4299, 4300; 2018, № 1, ст. 89; 2019, № 14, ст. 1458; № 31, ст. 4460; 2020, № 31, ст. 5052; 2021, № 27, ст. 5101, 5179) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 6:

а) дополнить подпунктами 31 и 32 следующего содержания:

«31) устанавливает порядок формирования и утверждения перечня федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, а также внесения изменений в указанный перечень;

32) определяет федеральный орган исполнительной власти, утверждающий перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период. Данное полномочие не может быть возложено на федеральный орган исполнительной власти, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества;»;

б) абзац семнадцатый считать абзацем девятнадцатым;

в) абзац восемнадцатый считать абзацем двадцатым и в нем слова «за счет средств победителя аукциона либо средств победителя продажи посредством публичного предложения, уплачиваемых сверх цены продажи приватизируемого федерального имущества» заменить словами «за счет уплачиваемых сверх цены продажи приватизируемого федерального имущества средств победителя аукциона, либо средств лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном абзацем вторым пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, либо средств победителя продажи посредством публичного предложения, либо средств победителя конкурса, либо средств покупателя, приобретающего имущество путем реализации преимущественного права покупки в случаях, предусмотренных федеральным законом»;

г) абзацы девятнадцатый — двадцать первый считать соответственно абзацами двадцать первым — двадцать третьим;

2) в статье 7:

а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на срок от одного года до трех лет. В таком перечне указываются характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.»;

б) пункт 2 после слов «иного федерального имущества,» дополнить словами «за исключением федерального имущества, указанного в пункте 22 настоящей статьи,»;

в) дополнить пунктами 22 и 23 следующего содержания:

«22. Федеральное имущество (за исключением акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также имущества, подлежащего внесению в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ) подлежит включению в перечень, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, при условии, что его рыночная стоимость, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, не превышает 100 миллионов рублей.

23. В отношении объектов имущества, включаемых в перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, устанавливается принцип их целостности и единства, разделение (дробление) объектов на части не допускается.»;

3) абзац первый пункта 2 статьи 9 после слов «иного федерального имущества» дополнить словами «, в том числе включенного в перечень федерального имущества, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона,», после слов «государственного и муниципального имущества» дополнить словами «и итогах приватизации имущества, включенного в перечень федерального имущества, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона»;

4) пункт 1 статьи 14 дополнить словами «или в случаях, установленных пунктами 21 и 22 статьи 7 настоящего Федерального закона»;

5) в статье 15:

а) абзац первый пункта 1 после слов «планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества,» дополнить словами «перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона,»;

б) пункт 7 после слов «и муниципального имущества» дополнить словами «или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона»;

в) подпункт 6 пункта 11 дополнить словами «, лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона»;

6) в статье 18:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Предложения о цене государственного или муниципального имущества заявляются участниками аукциона открыто в ходе проведения торгов. По итогам торгов с победителем аукциона заключается договор.

В случае, если заявку на участие в аукционе подало только одно лицо, признанное единственным участником аукциона, договор заключается с таким лицом по начальной цене продажи государственного или муниципального имущества.

В случае отказа лица, признанного единственным участником аукциона, от заключения договора аукцион признается несостоявшимся.»;

б) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Уведомление о признании участника аукциона победителем либо лицом, признанным единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, направляется победителю либо лицу, признанному единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, в день подведения итогов аукциона.»;

в) пункт 12 после слов «победителя аукциона» дополнить словами «либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи,»;

г) пункт 13 после слов «его победителя» дополнить словами «либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи»;

д) пункт 14 после слов «победителем аукциона» дополнить словами «либо лицом, признанным единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи,»;

7) пункт 2 статьи 302 после слов «муниципального имущества» дополнить словами «или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона,»;

8) пункт 5 статьи 303 после слов «федерального имущества» дополнить словами «или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 31 и 32 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона,»;

9) статью 321 дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41. Продавец и оператор электронной площадки обязаны обеспечивать конфиденциальность информации о претендентах и об участниках продажи, за исключением информации, размещаемой в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.».

Статью 21 Федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 28, ст. 3493; 2014, № 19, ст. 2311; 2017, № 18, ст. 2674; 2021, № 9, ст. 1474; № 27, ст. 5171; 2022, № 13, ст. 1961) дополнить пунктом 71 следующего содержания:

«71. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается в случае принятия судебного акта о преобразовании таких филиала, представительства в хозяйственное общество в соответствии со статьями 5 — 18 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений» с даты вступления в силу указанного судебного акта.».

Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3431; 2003, № 26, ст. 2565; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 20; № 29, ст. 3642; 2010, № 31, ст. 4196; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 26, ст. 3207; 2014, № 19, ст. 2312; 2015, № 13, ст. 1811; 2016, № 1, ст. 11; 2017, № 45, ст. 6586; 2021, № 22, ст. 3678; № 27, ст. 5182; 2022, № 24, ст. 3927) следующие изменения:

1) пункт 13 статьи 9 дополнить подпунктом «е» следующего содержания:

«е) лицо, указанное в качестве первого единоличного исполнительного органа хозяйственного общества в судебном акте в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений».»;

2) дополнить статьей 121 следующего содержания:

«Статья 121. Государственная регистрация юридического лица при его создании на основании судебного акта

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем преобразования филиала (представительства) иностранного юридического лица на основании судебного акта арбитражного суда в соответствии со статьями 5 — 18 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений», в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, указанное в подпункте «а» статьи 12 настоящего Федерального закона (при этом заявитель вправе не включать в указанное заявление сведения о том, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок его учреждения, в том числе оплаты уставного капитала юридического лица);

б) заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего создание юридического лица (хозяйственного общества) путем преобразования филиала (представительства) иностранного юридического лица;

в) документ об уплате государственной пошлины.».

Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3126; 2007, № 46, ст. 5557; № 50, ст. 6245; 2008, № 27, ст. 3126; 2010, № 27, ст. 3436; 2011, № 30, ст. 4594; № 50, ст. 7359; 2012, № 18, ст. 2130; 2014, № 30, ст. 4266; 2015, № 48, ст. 6724; 2016, № 1, ст. 11, 80; № 27, ст. 4208; 2018, № 27, ст. 3956; № 31, ст. 4850; № 32, ст. 5105; 2021, № 27, ст. 5179; 2022, № 18, ст. 3012) после слов «федерального имущества,» дополнить словами «перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период,».

1. В целях обеспечения обороны страны и энергетической безопасности государства в условиях недружественных и противоречащих международному праву действий Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, настоящей статьей и статьями 6 — 18 настоящего Федерального закона устанавливаются:

1) порядок преобразования в хозяйственное общество в форме общества с ограниченной ответственностью (далее также — хозяйственное общество) филиала (представительства) иностранного юридического лица при условии, что такое иностранное юридическое лицо одновременно соответствует следующим требованиям:

а) имеет не более пятидесяти участников (акционеров);

б) не менее чем 25 процентами долей в уставном капитале (акций) указанного иностранного юридического лица владеют участники (акционеры) при условии, что каждый такой участник (акционер) соответствует хотя бы одному из следующих условий:

является гражданином Российской Федерации;

является российским юридическим лицом, контролирующими лицами которого либо лицами, распоряжающимися в совокупности прямо или косвенно не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления которого, не являются иностранные лица (в том числе несколько таких лиц, не аффилированных друг с другом), которые связаны с иностранным государством, совершающим в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этого государства, местом регистрации таких иностранных лиц, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности является это государство);

является юридическим лицом, находящимся под контролем российского юридического лица, право прямо или косвенно распоряжаться не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления которого принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или гражданину Российской Федерации;

в) не является публичной компанией, акции которой находятся в свободном обращении или торгуются на организованных торгах;

г) обладает правом (лицензией) на пользование недрами на территории Российской Федерации или владеет объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации;

2) особенности осуществления прав участия иностранных инвесторов в российских хозяйственных обществах, соответствующих каждому из указанных ниже критериев (далее для целей настоящей статьи и статей 6 — 18 настоящего Федерального закона — значимые хозяйственные общества):

а) имеют не более пятидесяти участников (акционеров);

б) не являются публичными обществами, акции которых находятся в свободном обращении или торгуются на организованных торгах;

в) обладают правом (лицензией) на пользование недрами на территории Российской Федерации или владеют объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.

2. С учетом необходимости достижения целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, применение положений настоящей статьи и статей 6 — 18 настоящего Федерального закона не направлено на необоснованное ущемление прав и законных интересов иностранных юридических лиц, обладающих правом (лицензией) на пользование недрами на территории Российской Федерации или владеющих объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, их кредиторов, участников (акционеров), а также иностранных инвесторов.

3. Для определения факта наличия контроля над юридическим лицом для целей настоящей статьи и статей 6 — 18 настоящего Федерального закона применяются положения пунктов 1 — 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

1. Филиал (представительство) указанного в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона иностранного юридического лица, связанного с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, по решению арбитражного суда может быть преобразован в хозяйственное общество с передачей такому обществу объектов гражданских прав, прав и обязанностей иностранного лица, связанных с ведением его деятельности на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. О наличии связи иностранного юридического лица с иностранными государствами, указанными в части 1 настоящей статьи, для целей настоящей статьи и статей 5, 7 — 18 настоящего Федерального закона может свидетельствовать, в частности, то обстоятельство, что местом регистрации такого иностранного юридического лица, местом преимущественного ведения им хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения им прибыли являются указанные государства либо что в состав участников (акционеров) такого иностранного юридического лица входят лица, связанные с указанными государствами и в совокупности владеющие не менее 25 процентами долей в уставном капитале (голосующих акций).

3. Решение о преобразовании филиала (представительства) иностранного юридического лица в хозяйственное общество может быть принято арбитражным судом при наличии одного из следующих оснований:

1) отказ (уклонение) иностранного юридического лица от использования по целевому назначению принадлежащего ему имущества и (или) от управления принадлежащим ему имуществом в случае, если соответствующие действия (бездействие) привели или могут привести к полному или частичному прекращению деятельности филиала (представительства);

2) фактическое прекращение управления деятельностью филиала (представительства) иностранного юридического лица. Управление деятельностью филиала (представительства) считается прекращенным в том числе в случае, если руководитель филиала (представительства) в период после 24 февраля 2022 года покинул территорию Российской Федерации или фактически прекратил исполнение своих обязанностей и осуществление полномочий;

3) принятие решения о ликвидации (упразднении) филиала (представительства);

4) совершение иностранным юридическим лицом иных действий (бездействие), которые могут привести к прекращению или существенному затруднению деятельности филиала (представите

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *