НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА Сегодня Москва – один из крупнейших мегаполисов мира, который не только идет в ногу со временем, но и выгодно отличается от многих других мегаполисов количеством природных и озелененных территорий и вниманием к вопросам охраны природы.
Как и перед любым городом, сегодня перед Москвой стоит задача поиска дальнейших путей развития, так как развитие является непременным условием выживания и процветания в постоянно меняющихся внешних условиях. В связи с этим город должен ставить перед собой цель привлечения инвестиций и создания условий для экономического роста.
При этом экономический рост не должен сопровождаться ухудшением состояния природных сред, но и дело охраны окружающей среды не должно приводить к экономическому ослаблению города. Путь модернизации устаревших и загрязняющих окружающую среду производств, например, в отличие от вывода предприятий за пределы городской черты, требует большего времени, он затратный, но в итоге снизится нагрузка на окружающую среду в целом, и не пострадает экономика. Выиграет будущее поколение.
Сохранение и охрана природных и озелененных территорий, природных сред – это условие не только экологическое, но даже и экономическое, ведь на восстановление природных сред потребуется гораздо больше затрат, чем на их сохранение, а благоприятное состояние окружающей среды на мировом уровне признано одним из составляющих экономической привлекательности мегаполисов, что иллюстрируется составом показателей многочисленных рейтингов городов.
Современная парадигма развития города в качестве главной своей задачи видит сохранение баланса между охраной природы Москвы и ее разумным, контролируемым использованием при содействии технологическому развитию всех отраслей городского хозяйства, направленному на обеспечение устойчивого развития и создание комфортной среды обитания. Экологическая стратегия города Москвы до 2030 года призвана определить основные направления деятельности органов исполнительной власти города Москвы на указанный период по снижению и предотвращению возможных негативных последствий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которые должны лечь в основу последующих государственных программ.
Экологическая политика Москвы – это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение защиты и сохранения экологической среды города для обеспечения его гармоничного и здорового развития.
Общая характеристика экологической политики города Москвы
Одной из приоритетных задач Московского правительства является реализация мер, направленных на улучшение качества окружающей среды.
Экологическая политика Москвы определяется Экологической стратегией города, принятой на период до 2030 года.
Экологическая политика Москвы призвана обеспечить системный подход к мероприятиям по охране окружающей среды, сохранению природной системы города, включая формирование среды обитания здорового и комфортного типа, предупреждение заболеваний, обусловленных влиянием экологии, и создание условий, обеспечивающих возможность осуществления здорового образа жизни.
В основе экологической политики Москвы находятся общемировые цели в сфере охраны окружающей среды, направленные на обеспечение устойчивого развития города. Также экологическая политика учитывает положения документов России в сфере охраны окружающей среды, к примеру, Экологическую доктрину России.
В основе экологической политики Москвы находятся долгосрочные планы развития города.
Московское правительство понимает необходимость открытости экологической политики, обеспечивая ее вынесение на общественное обсуждение.
Цели и задачи экологической политики Москвы
Целевая направленность экологической политики Москвы состоит в улучшении качества окружающей среды, сохранении и поддержке жизнеобеспечивающих функций и целостности системы природного и природно-антропогенного характера, выступающих неотъемлемыми условиями улучшения качества жизни, здоровья граждан, экологической безопасности и устойчивого развития города.
Экологическая политика Москвы призвана решать следующие задачи:
- во-первых, стремиться к сокращению объемов производств, которые применяют устаревшие, не ресурсосберегающие технологии, способные оказывать существенное воздействие на природную среду;
- во-вторых, создание условий для формирования новых, ресурсосберегающих производств и технологий, минимизирующих воздействие на природную среду;
- в-третьих, формирование научной информационной основы для осуществления природоохранных мероприятий;
- в-четвертых, снижение ресурсоемкости продукции, внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий;
- в-пятых, модернизация устаревших и ресурсоемких инженерных сетей, коммунальных объектов за счет применения современных технологий;
- в-шестых, ориентация на внедрение технологий разделения отходов с целью их последующей переработки;
- в-седьмых, реализация мер, направленных на формирование и обеспечение безопасности в сфере экологии в отношении опасной деятельности, способной оказать негативное воздействие на природную среду и население;
- в-восьмых, формирование условий для обеспечения химической и радиационной безопасности;
- в-девятых, повышение удельного веса топлива, отличающегося высоким уровнем экологичности использования, и так далее.
Готовые работы на аналогичную тему
Экологическая политика Москвы реализуется в соответствии с рядом утвержденных принципов, к числу которых относятся следующие:
В настоящее время проект стратегии согласован с городскими жителями и специалистами. Правительство Москвы планирует принять документ до конца 2016 года, отмечает агентство.
Современное топливо Евро-5
На автомобили приходится более 90 процентов всех вредных выбросов, а также большая часть выбросов взвешенных частиц и шумового загрязнения. Причем больше всего воздух загрязняют автомобили, которые стоят в заторах.
В Москве с 1 января 2016 года, на полгода раньше остальных регионов России, введен запрет на оборот топлив ниже класса Евро-5, так как они содержат в пять раз меньше серы, чем топлива класса Евро-4.
Стоит отметить, что Московский НПЗ, который является основным поставщиком топлив для столичного региона, наладил производство Евро-5 еще в 2013 году. После перехода части автопарка на топлива МНПЗ выбросы загрязняющих веществ в атмосферу столичного региона от автотранспорта сократились на 30 процентов.
Модернизация промышленных предприятий
Воздействие на окружающую среду уменьшает и городская промышленность. «Правительство Москвы проводит целенаправленную политику в отношении промредприятий – в городе остаются только те компании, которые готовы модернизировать свое производство. Среди крупных предприятий можно назвать Курьяновские и Люберецкие очистные сооружения, Московский нефтеперерабатывающий завод», – отметил Кульбачевский.
Как заявил министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской, Москва входит в число городов с высоким числом природоохранных предприятий.
«В Москве делается достаточно много в природоохранной сфере, в том числе – строительство дорожной инфраструктуры, улучшение дорожного движения и развитие общественного транспорта. Все это имеет положительное влияние на качество атмосферного воздуха (. ). Мы ежегодно публикуем экологический рейтинг городов, который формируется совместно с EY (одна из крупнейших в мире британская аудиторско-консалтинговая компания – прим. ред.) по методологии ОЭСР и учитывает целый ряд показателей, в том числе качество муниципального управления. В прошлом году Москва была на первом месте в части экологических мероприятий и тех мер, которые предпринимаются для снижения антропогенного воздействия на экологию города», – цитирует его ТАСС.
По словам Донского, сейчас в городе ведется масштабное строительство, строятся дорожные развязки, транспорт переводится на более экологичное топливо, которое дает меньше выбросов серы и ароматических веществ. «Все это – позитивные факторы, которые в ближайшей и долгосрочной перспективе будут снижать антропогенное воздействие», – добавил глава Минприроды.
Напомним, в середине августа Сергей Собянин в интервью «Вечерней Москве» заявил, что при содействии городских властей на МНПЗ проводится реконструкция, которая уже позволила снизить выбросы предприятия вдвое. По словам мэра, реконструкция завода продолжается, а благодаря созданной в городе системе датчиков для независимого мониторинга, происходящее на МНПЗ непосредственно контролирует Мосэкомониторинг.
В настоящее время на Московском нефтеперерабатывающем заводе идет строительство современных очистных сооружений «Биосфера». После их запуска в 2018 году эффективность очистки сточных вод предприятия возрастет до 99 процентов.
В 2017 году завершится масштабная модернизация крупнейших в Европе Люберецких очистных сооружений «Мосводоканала», рассказывал недавно гендиректор очистных сооружений Михаил Богомолов.
«На предприятии проводится достаточно серьезная работа по модернизации: перекрыто 80–85 процентов отстойников и открытых каналов, запущены фильтры-установки по очистке воздуха», – прокомментировал министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган.
от 10 июля 2014 г. N 394-ПП
ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ НОВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(в ред. постановления Правительства Москвы от 22.11.2016 N 772-ПП)
В целях реализации задач, определенных планом действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 2423-р, а также для обеспечения формирования и реализации Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить основные положения новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года (приложение 1).
2. Создать Межведомственную рабочую группу по организации разработки Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года в соответствии с положениями новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года.
3. Утвердить Положение о Межведомственной рабочей группе по организации разработки Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года в соответствии с положениями новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года (приложение 2).
4. Установить, что органы исполнительной власти города Москвы учитывают в рамках реализации и актуализации соответствующих государственных программ города Москвы и направлениях деятельности органов исполнительной власти города Москвы, не включенных в государственные программы города Москвы, основные положения новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.
к постановлению Правительства
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
1. Основные положения новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года (далее — новая экологическая политика) определяют ключевые принципы и ориентиры развития города Москвы для обеспечения экологического преимущества столицы в будущем, являются основой для формирования и реализации Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года.
2. Ключевыми ориентирами и принципами новой экологической политики являются:
2.1. Приоритетность сохранения биоразнообразия, естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов. Важность и необходимость защиты естественных экологических систем и естественных процессов, местных видов растений и животных. Отказ от угрожающих биоразнообразию технологий и внедрение технологий бережного содержания городских территорий, водных объектов, обеспечивающих безопасность естественных природных сообществ. Восстановление нарушенных естественных экологических систем.
2.2. Признание значимой роли окружающей среды как фактора здоровья и качества жизни людей. Обеспечение поэтапного снижения риска для здоровья людей путем предотвращения и ограничения загрязнения окружающей среды, включая уменьшение загрязнения воздуха, совершенствование системы управления инфраструктурой городского водоснабжения, а также совершенствование практики обращения с отходами производства и потребления и химическими веществами.
2.3. Необходимость использования наилучших доступных технологий, перехода на современные природоохранные практики, организационные и технические решения для улучшения качества окружающей среды, особенно в областях территориального планирования, строительства, регулирования водосборных бассейнов и рационального водопользования.
2.4. Качественные преобразования транспортной системы, направленные на обеспечение чистоты воздуха, снижение уровня шума и значительное сокращение антропогенных выбросов двуокиси углерода. Инвестиции в общественный транспорт, перевод автобусного парка на электрические двигатели, газовое топливо, стимулирование обновления автопарка транспортными средствами более высокого экологического класса, электрическим и гибридным транспортом. Повышение роли велотранспорта, развития инфраструктуры и системы проката для него.
2.5. Обеспечение поэтапного перехода к низкоуглеродной экономике с максимальным охватом различных отраслей промышленности, городского хозяйства в целях снижения «углеродного следа» города Москвы и воздействия на климат при сокращении выбросов парниковых газов. Развитие и внедрение технологий «зеленого строительства» на территории города Москвы, научно обоснованное внедрение возобновляемых источников энергии.
2.6. Внедрение инновационных экологичных технологий очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, снижения уровней шума, очистки почв, восстановления поверхностных водных объектов, содержания городских территорий и коммунальной инфраструктуры.
2.7. Необходимость увеличения площади территорий зеленых насаждений за счет озеленения неблагоустроенных территорий и озеленения территорий реорганизуемых промышленных зон, санитарно-защитных зон промышленных предприятий, сооружений и иных объектов.
2.8. Необходимость экореконструкции сложившихся жилых районов, формирования эколого-градостроительных структур нового типа на присоединенных территориях города Москвы в целях создания комфортных условий жизни и работы населения с учетом факторов воздействия на природные среды, в том числе Московского авиаузла. Обеспечение развития экологического туризма, экопросветительской и рекреационной инфраструктуры.
2.9. Кардинальное изменение баланса между захораниваемыми, сжигаемыми и вторично перерабатываемыми отходами производства и потребления при минимизации объема захораниваемых отходов производства и потребления и существенном повышении доли вторично перерабатываемых отходов. Поэтапное внедрение раздельного сбора отходов производства и потребления. Использование существующего низкого уровня переработки и вторичного использования отходов производства и потребления как возможности для внедрения низкоуглеродных технологий, способных обеспечить экономию бюджетных средств и будущие экономические преимущества города Москвы. Развитие нормативной правовой базы, направленной на минимизацию объемов образования и захоронения отходов производства и потребления, повышение экономической эффективности и экологической безопасности системы обращения с отходами производства и потребления.
2.10. Возмещение вреда окружающей среде и ликвидация накопленного экологического ущерба, загрязнений прошлых лет, в том числе на присоединенных территориях, с применением подходов, подтвердивших высокую экологическую эффективность.
2.11. Обеспечение экологической безопасности, включая обеспечение радиационной и химической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов, предупреждение экологических и иных рисков, обусловленных климатическими изменениями.
2.12. Консолидация сил и ресурсов в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности в городе Москве (в том числе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности). Обеспечение эффективного участия граждан, коммерческих и некоммерческих организаций в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экологической безопасности. Развитие института общественного экологического контроля.
2.13. Доступность экологической информации, «прозрачность» принятия решений, имеющих экологическую составляющую. Поддержка информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и реализуемых природоохранных планов.
2.14. Формирование экологической культуры населения города Москвы. Интегрирование экологического просвещения и экологического образования во все городские программы и мероприятия, где это уместно. Формирование у всех слоев населения, прежде всего у детей и молодежи, экологически ответственного мировоззрения. Поддержка инициатив, направленных на формирование экологической культуры. Развитие движения экологических волонтеров. Повышение информированности коммерческих и некоммерческих организаций по вопросам природоохранного законодательства и рационального природопользования, обучение их методам управления организациями с учетом экологических требований.
3. Реализация новой экологической политики в соответствии с ключевыми ориентирами и принципами обеспечивается следующими основными механизмами:
3.1. Разработка и реализация Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года, а также принимаемые в развитие ее будущих положений государственные программы города Москвы, планы действий по достижению целевых показателей (ожидаемых конечных результатов), другие мероприятия.
3.2. Реформирование системы управления города Москвы в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, направленное на максимальное привлечение общественности, экспертов и научных специалистов, представителей бизнеса к принятию экологически значимых решений. Создание эффективных меж- и надотраслевых коллегиальных органов по формированию и реализации Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года. Эффективное распределение полномочий между исполнительными органами государственной власти города Москвы, содействие эффективному распределению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы в области охраны окружающей среды, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Исключение избыточных и дублирующих друг друга функций.
3.3. Формирование экономических механизмов, направленных на стимулирование охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности. Развитие экономического стимулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, включая стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства путем внедрения наилучших доступных технологий, использования возобновляемых природных ресурсов, рационального использования невозобновляемых природных ресурсов, стимулирование организаций, осуществляющих оздоровление и реабилитацию экологически неблагополучных и загрязненных территорий. Стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологичной продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий.
3.4. Развитие и внедрение в систему принятия управляющих решений методологии учета стоимости экосистемных услуг с учетом перспективных затрат на поддержание устойчивого развития территории (экономических выгод от сохранения естественных природных систем, природных ландшафтов и природного комплекса). Формирование современных подходов к оценке градостроительных и инвестиционных проектов, учитывающих значимый вклад фактора наличия и доступности «зеленых пространств» в стоимость недвижимости, потенциал для привлечения рабочих мест и инвестиций, туристическую привлекательность города Москвы.
3.5. Поддержка формирования рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг и социально ориентированных услуг в области охраны окружающей среды, развития добровольной экологической сертификации товаров и услуг. Приоритетность экологических показателей при осуществлении закупок для государственных нужд, поддержка более экологически чистых альтернатив.
3.6. Совершенствование нормативной правовой и методологической базы города Москвы, инициативы по развитию нормативных правовых актов и методических документов Российской Федерации, в том числе в области «экологизации» закупок для государственных нужд, внедрения экологических показателей при оценке эффективности государственных программ города Москвы, создания стандартов «зеленого строительства», внедрение наилучших доступных технологий, развитие системы региональных мер по социальному поощрению и экономическому стимулированию граждан, государственных, общественных и коммерческих организаций, принимающих активное участие в деле формирования и реализации Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года.
3.7. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, содействие внедрению передового природоохранного опыта других стран и регионов, технических и организационных решений с подтвержденной экологической эффективностью.
3.8. Научное обеспечение природоохранной деятельности, научно обоснованный выбор приоритетов и реализуемых природоохранных решений.
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ НОВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
1. Межведомственная рабочая группа по организации разработки Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года в соответствии с положениями новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года (далее — Межведомственная рабочая группа) создается в целях координации работ и оперативного принятия совместных решений в процессе разработки Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года в соответствии с положениями новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года (далее — новая экологическая политика).
В состав Межведомственной рабочей группы входят руководители следующих органов исполнительной власти города Москвы:
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;
Департамент строительства города Москвы;
Департамент физической культуры и спорта города Москвы;
Департамент здравоохранения города Москвы;
Департамент городского имущества города Москвы;
Департамент финансов города Москвы;
Департамент образования города Москвы;
Департамент культуры города Москвы;
Департамент культурного наследия города Москвы;
Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы;
Департамент градостроительной политики города Москвы;
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы;
Департамент торговли и услуг города Москвы;
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы;
Департамент экономической политики и развития города Москвы;
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;
Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы;
Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы;
Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы;
Комитет общественных связей города Москвы.
Также в состав Межведомственной рабочей группы входят представители общественности — члены Общественного экологического совета при Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, состав которого утверждается приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Основными задачами Межведомственной рабочей группы являются:
— координация работы органов исполнительной власти города Москвы в части их участия в подготовке материалов и разработке Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года;
— решение организационных вопросов, связанных с разработкой положений Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года в соответствии с положениями новой экологической политики;
— рассмотрение обосновывающих материалов, представляемых в Межведомственную рабочую группу разработчиками Экологической стратегии города Москвы на период до 2030 года.
2. Межведомственная рабочая группа в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы, а также настоящим Положением.
3. Межведомственная рабочая группа в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:
— рассматривает предложения отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы по реформированию структуры управления города Москвы в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности;
— рассматривает предложения отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы по совершенствованию нормативных правовых актов города Москвы в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности города Москвы, необходимому для реализации положений Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
— осуществляет иные функции по координации реализации задач новой экологической политики.
4. Межведомственная рабочая группа имеет право:
— запрашивать от органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы необходимые материалы по вопросам, связанным с деятельностью Межведомственной рабочей группы;
— принимать в пределах своей компетенции решения по итогам рассмотрения предложений отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, а также иные решения, касающиеся координации деятельности органов государственной власти города Москвы по вопросам компетенции Межведомственной рабочей группы;
— привлекать в установленном порядке для обсуждения вопросов, связанных с деятельностью Межведомственной рабочей группы, должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы, а также экспертов и консультантов.
5. Организация и координация деятельности Межведомственной рабочей группы осуществляется председателем Межведомственной рабочей группы — руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
6. Заседания Межведомственной рабочей группы проводятся председателем Межведомственной рабочей группы по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца и являются правомочными, если на них присутствует не менее половины ее состава.
Повестка дня заседания Межведомственной рабочей группы готовится и утверждается председателем Межведомственной рабочей группы с учетом предложений отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы.
Письменное уведомление о заседании Межведомственной рабочей группы с повесткой дня заседания направляется членам Межведомственной рабочей группы не позднее двух рабочих дней до дня заседания.
В случае невозможности участия в заседании Межведомственной рабочей группы члены Межведомственной рабочей группы могут направлять для участия в заседании Межведомственной рабочей группы своих представителей в ранге не ниже заместителя руководителя органа исполнительной власти города Москвы.
7. Решения Межведомственной рабочей группы оформляются протоколом заседания, который утверждается председателем Межведомственной рабочей группы.
Решения Межведомственной рабочей группы принимаются простым большинством голосов членов Межведомственной рабочей группы, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председателя Межведомственной рабочей группы является решающим.
Копия протокола рассылается членам Межведомственной рабочей группы и иным заинтересованным органам исполнительной власти города Москвы для реализации принятых решений в рамках их компетенции в недельный срок после проведения заседания.
Решения Межведомственной рабочей группы являются обязательными к исполнению органами исполнительной власти города Москвы.
8. В целях решения организационных, информационно-аналитических вопросов деятельности Межведомственной рабочей группы, в том числе в период между заседаниями Межведомственной рабочей группы, решением Межведомственной рабочей группы создается исполнительный орган Межведомственной рабочей группы в составе не менее 7 человек, в состав которого могут входить представители членов Межведомственной рабочей группы.
Состав исполнительного органа Межведомственной рабочей группы и положение о нем утверждаются решением Межведомственной рабочей группы.
9. Ответственный секретарь Межведомственной рабочей группы назначается приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Какой эффект дало строительство медцентра по стандартам LEED, как работает сервис фудшеринга и что можно увидеть в музее не подлежащих переработке вещей? Рассказываем о самых интересных проектах этого года.
На соискание премии в области охраны окружающей среды поступило более сотни заявок. В финальный шорт-лист включили 34 проекта. Победителей определяло экспертное жюри конкурса, оценивая новизну решений и инновационность проектов, вклад в сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Лауреатами стали 8 проектов. Они были отмечены в четырех номинациях. За первое и второе место в каждой номинации предусмотрен денежный приз в размере 200 тысяч рублей и 100 тысяч рублей соответственно, а также памятные призы – нагрудный знак, удостоверение и наградная статуэтка.
Номинация «Лучший реализованный проект с использованием экологически чистых и энергосберегающих технологий»
Первое место. Проект рекуперативного торможения на электропоездах «Ласточка» на МЦК (структурное подразделение дирекции скоростного сообщения филиала ОАО «РЖД»)
Система при торможении электропоезда позволяет преобразовать кинетическую энергию в электрическую. Происходит это при помощи тяговых электродвигателей. Такая система позволяет снижать энергопотребление для подвижных составов, и как следствие, идет сокращение негативного воздействия на окружающую среду.
Второе место. Проект онкологического амбулаторно-диагностического центра АО «Медицина» (компания HPBS)
Здание центра спроектировано и построено по международным стандартам «зеленого» строительства LEED. За счет внедрения этой системы удалось на 17% снизить энергопотребление и почти вдвое уменьшить расход воды (по сравнению с аналогичными проектами). Объекты, сертифицированные по «зеленым» строительным стандартам, показывают высокий уровень экологической безопасности для людей. Технологии, которые используются при их строительстве, позволяют в разы снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Номинация «Лучший эколого-образовательный и эколого-просветительский проект»
Первое место. Проект «Экошкола онлайн» (Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма)
Суть проекта заключается в том, чтобы познакомить школьников с биологическим разнообразием как растительного, так и животного мира Москвы и области, рассказать о роли особо охраняемых природных территорий. Занятия в онлайн экошколе проводятся в качестве факультатива, в первый летний месяц школьных каникул.
Второе место. Проект «Немузеймусора»
Это выставочное пространство, на котором собраны выброшенные и неподлежащие переработке вещи. Объединяет два направления – музейную площадку и точку приема сырья для вторичной переработки. Также на территории музея в интерактивной форме проводятся лекции и мастер-классы для детей и взрослых, связанные с ответственным отношением к покупкам и береженому отношению к ресурсам.
Номинация «Лучшие достижения в области охраны окружающей среды представителей общественных экологических объединений»
Первое место. Проект «Публичный отчет Движения ЭКА за 2019 и 2020 гг.» (Межрегиональная экологическая общественная организации «ЭКА»)
Отчет компании включает информацию о пяти различных проектах компании. Основную задачу в его публикации компания видит в привлечении как можно большего количества людей к вопросам сохранения природы и снижения экологического следа.
Одним из крупных проектов, по которому предоставлен отчет, является «Посади лес». Его суть в том, что каждый человек на специальной краудфандинговой платформе может приобрести сертификат на посадку дерева и тем самым внести вклад в восстановление лесов, причем не выходя из дома. Оформить на себя саженец можно онлайн. На местах деревья высаживают волонтеры проекта. В период с 2015 по 2021 гг. высажено более 2,5 млн деревьев при участии компаний-партнеров в 52 регионах РФ. Как результат: компенсировано более 420 тысяч тонн углекислого газа С02.
Второе место. Проект сервиса по распределению нереализованных продуктов питания «Фудшеринг» (АНО «Фудшеринг»)
Это экологический сервис по распределению продуктов питания. Авторы проекта договариваются с бизнесом и «спасают» еду, которую производители, магазины, кафе или пекарни не успевают реализовать. К примеру, нераспроданный к концу дня свежий хлеб, пекарни могут передать волонтерам проектам. Они, в свою очередь, оперативно вручат ее тем, кто в ней заинтересован: малообеспеченным и многодетным семьям, пенсионерам.
Цель проекта – формирование социальной ответственности у людей, адресная помощь населению и снижение объема образования пищевых отходов.
Номинация «Лучшие журналистские материалы, теле- и радиопередачи об экологии Москвы»
Первое место. Медиапроект «Сортировочная» (Сортировочная/Москва24)
Это эколого-просветительский проект, который знакомит с темой ответственного потребления и бережного отношения к природе. Основная часть контента – видеоролики на YouTube-канале медиапроекта. Изменения климата, глобальное потепление, атомная энергетика, фудшеринг, продукты без упаковки, сортировка мусора – темы, которые подробно поднимаются на канале.
Второе место. Проект «Серия публикаций о московских экопроектах для москвичей» (сетевое экологическое издание Recyclemag.ru)
Издание выпустило серию публикаций о московских экологических проектах. Они направлены на популяризацию экологичного образа жизни, привлечение внимание к проблемам в сфере экологии. Публикации затрагивают актуальные для горожан темы, в числе которых создание сети карбоновых полигонов, лесовосстановление, снижение углеродного следа от покупок, создание экологичной одежды и обуви, переработка отходов, а также поддержка предпринимательских экоинициатив.
Лауреатами еще одного конкурса на соискание премий правительства Москвы – за лучший проект комплексного благоустройства природных и озелененных территорий города в 2021 году стали 6 проектов. Участвовать в нем могли представители проектных организаций и образовательных учреждений.
Премиями отмечены
- Проект комплексного благоустройства набережной Марка Шагала (АО «Моспроект-3»);
- Проект комплексного благоустройство парка в поселке Марьино, поселения Филимонковское в Новой Москве (ООО «Юнистрой проект»);
- Проект оживления территории детского сада, создания устойчивого природного ландшафта в детском саду мегаполиса, как основы образования и экологического развития детско-взрослого сообщества (школа самоопределения № 734 им. А. Н. Тубельского);
- Проект создания экологических маршрутов на территории ООПТ «Долина реки Котловки» (Российский университет дружбы народов);
- Проект ревитализации рекреационной зоны «Сухой пруд» в парке Кусково (Государственный университет управления).
Справочно
Конкурс на соискание премий Правительства Москвы в области охраны окружающей среды Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проводит с 2003 года. Его цель – популяризация экологического образования и просвещения, укрепление в обществе экологических ценностей для стимулирования деятельности физических лиц в области охраны окружающей среды города Москвы. В конкурсе могут участвовать представители московского бизнеса, крупных корпораций и промышленных предприятий, экологических организаций, НКО и городских сообществ, СМИ, образовательных учреждений и проектных организаций.
Еще один конкурс на соискание премий правительства Москвы за лучший проект комплексного благоустройства природных и озелененных территорий города проводится с 2011 года. Его цель — поощрение представителей проектных организации, студентов и преподавателей профильных вузов, предлагающих проекты по сохранению, восстановлению и развитию природных и озелененных территорий Москвы. Предусмотрено шесть премий: три премии по 100 тысяч рублей для сотрудников проектных организаций, и еще три по 70 тысяч рублей для представителей образовательных учреждений.
Каждый год российские организации запускают экологические акции, в которых может поучаствовать каждый желающий. Рассказываем, что можно сделать для экологии прямо сейчас.
Посадить деревья в своём дворе
Если вы живёте в Москве, можете поучаствовать в акции «Миллион деревьев», которую проводит Департамент природопользования и окружающей среды города Москвы.
Эту акцию придумали для того, чтобы московские дворы стали зеленее и в них появились самые разные растения. Чтобы принять участие, нужно зайти на сайт «Активный гражданин», проголосовать за озеленение своего двора и выбрать растения, которые вы бы хотели там видеть. Голосования проходят каждый год летом и зимой — их анонсируют на сайте.
Также в рамках акции можно высадить деревья и кустарники в своём дворе самостоятельно — для этого нужно обратиться в местную управу со специальным заявлением. О том, как это делается, подробнее рассказано на сайте Департамента природопользования и окружающей среды.
Подарить дерево ребёнку
В 2019 году в Москве запустилась акция Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы «Наше дерево». Любая семья может посадить в одном из столичных парков именное дерево в честь рождения ребёнка. Подать заявку можно на сайте московской мэрии.
На интерактивной карте вам предложат выбрать место для высадки и заполнить электронную форму. После этого придёт приглашение — вы сможете помочь специалистам высадить саженец, а потом поучаствовать в празднике.
Посадить дерево своими руками
Летом по всей России стартовала акция «Сохраним лес». Её организовали Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства и Всероссийское общество охраны природы при поддержке «Молодёжи ОНФ».
Цель акции — посадить 40 млн деревьев по всей стране, и принять в ней участие может любой желающий. Для этого нужно зайти на сайт и выбрать свой регион. На карте вы увидите, где можно посадить саженец. В назначенное время нужно будет лишь приехать на место: там выдадут инвентарь и всё необходимое, чтобы вы смогли собственноручно посадить дерево.
Оплатить посадку дерева
Если вы не хотите или не можете посадить дерево сами, можете оплатить посадку дерева в проекте «Посади лес». Это российский экологический стартап, который существует с 2015 года. За пять лет команда собрала средства на посадку 195 144 деревьев. Акция будет продолжаться, пока число не достигнет миллиона.
Посадка одного дерева стоит 150 рублей. Чтобы принять участие в акции, нужно зайти на сайт проекта и сделать взнос. После этого вам пришлют сертификат, подтверждающий вклад в восстановление российских лесов. Позже вы получите фото и GPS-координаты деревьев, которые команда посадила благодаря вам.
Сдать ненужную технику
Вместо того, чтобы выкидывать на свалку старый телевизор или ненужный аудиоплеер, его можно сдать на утилизацию. В 2019 году группа компаний «М.Видео-Эльдорадо» объявила, что запускает проект по сбору и утилизации бытовой техники и электроники. К концу 2020 года более 300 магазинов «М.Видео» и «Эльдорадо» в Москве и Московской области принимают ненужные электроприборы. Их отправляют на заводы, сотрудничающие с группой компаний, и перерабатывают.
Также в магазины «М.Видео» и «Эльдорадо» можно приносить использованные батарейки и складывать в специальные боксы. Этот проект запустился в 2018 году, и с тех пор покупатели успели отдать на переработку более семи тонн батареек.
Отказаться от кассовых ордеров
Если у вас есть вклад в «Сбербанке», вы можете помочь сохранить российский лес, отказавшись от печати бумажных кассовых ордеров. Раньше, когда вкладчики приходили в отделение, чтобы внести или снять наличные со счёта, банк всегда выдавал им соответствующий документ. Каждый год на это расходовалось около 100 млн бумажных листов (это стопка бумаги примерно в 10 км высотой).
15 сентября 2020 года, во время Российских дней леса, «Сбербанк» объявил, что теперь клиенты могут отказаться от такой услуги. Вместо того, чтобы расходовать бумагу, можно получить ордер в мобильном приложении или на сайте «Сбербанк Онлайн».
Если все вкладчики перестанут печатать кассовые ордеры на бумаге, за год можно будет спасти примерно 13 тысяч деревьев — это лес размером с пять футбольных полей.
Сдать ненужные книги
Владельцы магазина обещают, что для каждой книги найдутся читатели — даже если вам она кажется неинтересной. Для того, чтобы отдать книги в магазин, нужно заполнить короткую заявку на сайте. Литературу, которая подходит «Ходасевичу» по тематике, в магазине продадут по низким ценам. Остальную гости магазина смогут забрать даром.
Также можно отнести книги в одну из точек буккроссинга — это места, где горожане обмениваются книгами, оставляя их на специальной полке, подоконнике или шкафу. Узнать, где находится ближайшая к вам полка буккроссинга, можно на сайте «Наш круговорот» или в группе во «ВКонтакте».
Купить косметику и помочь тайге
Российская компания Natura Siberica запустила проект «Поможем тайге вместе!». Компания выделила три гектара на своей органической ферме в Хакасии, чтобы высадить на них семена сибирского кедра, а через три года пересадить подросшие саженцы в лес.
В честь начала проекта Natura Siberica запустила серию косметики doctor Taiga — в неё входят сыворотки для лица, тоники для умывания и многое другое. Один рубль с каждого купленного продукта этой серии идет на инициативу «Поможем тайге вместе!».
Отдать ненужную обувь на переработку
В 2019 году российская сеть обувных магазинов Rendez-Vous объявила, что запускает программу «Подарите старой обуви новую жизнь». Первый пункт приёма открылся в магазине Rendez-Vous в ТЦ «Авиапарк». Сейчас старые ботинки и туфли можно сдать в любой магазин сети по всей России. Для этого нужно просто принести её в магазин. За каждую пару подарят скидочный купон на 500 рублей.
Обувь отправится на Дмитровский завод РТИ, там её переработают в мелкую крошку, а из неё сделают покрытия для стадионов, беговых дорожек и детских площадок.
Рассказать о шуме
Самый комфортный уровень шума для человека — 30 децибел. Это громкость, с которой шелестят листья. В большом городе мы каждый день оказываемся окружены резкими и громкими звуками, которые плохо влияют на здоровье и психологическое состояние.
С 2007 года в Москве работает акустическая служба — специалисты компании ГПБУ «Мосэкомониторинг» отслеживают уровень шума и публикуют отчеты. По закону, с семи утра до 11 вечера уровень шума в квартирах не должен превышать 55 децибел, а ночью — 45 децибел. Если вы заметили, что шум вокруг вас превышает допустимый уровень, вы можете помочь специалистам и собственным соседям, рассказав о проблеме в соответствующую службу.
Если за окном по ночам идет громкая стройка, стоит обратиться в Департамент природопользования или Мосгосстройнадзор. Если под окном шумит шоссе, можно обратиться в электронную приемную столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды. Полный список служб, которые принимают такие обращения, можно найти на официальном сайте московской мэрии.
Отдать зубные щётки на переработку
Специалисты рекомендуют менять зубную щётку раз в три месяца. То есть в год каждый из нас должен выбрасывать по четыре зубных щётки. Сдать их на переработку сложно: зубные щётки делаются из пластмассы, резины и нейлона, прочно сцепленных друг с другом. Большинство пунктов раздельного приема мусора не принимают такие отходы.
Летом 2020 года российская компания Splat вместе с магазином «Перекрёсток» запустила проект по сбору пластиковых зубных щёток. Теперь в каждом «Перекрёстке» есть специальный бокс, куда можно сложить ненужные зубные щётки любой марки. После бокса они отправляются на специальные заводы, где из них делают тротуарную плитку. Акция продлится год — до августа 2021-го.
Отдать ненужные вещи «Свалке»
«Свалка» — это российский проект, который дарит новую жизнь старым вещам. Если накопилось много ненужных предметов и не хочется заниматься сортировкой и ездить по разным пунктам сбора, можно обратиться в «Свалку» — её сотрудники приедут и заберут всё, от чего вы хотите избавиться.
Некоторые предметы будут использованы в проекте «Дебошь» — это аттракцион, в котором можно крушить и ломать специально оборудованную комнату, чтобы избавиться от стресса. То, что жалко крушить, отправляется в раздел «барахолка» — магазин проекта «Свалка», где можно купить подержанные товары.
Подписаться на рассылку о бережном потреблении
«Теперь так» — российский проект, который помогает всем желающим сделать свой образ жизни более экологичным, научиться экономить природные ресурсы и сокращать количество отходов. У проекта есть практический курс бережного потребления, который состоит из шести модулей.
Курс учит, как сортировать мусор, ухаживать за домом и питомцами, устраивать вечеринки, оптимизировать гардероб, путешествовать и работать в офисе с пользой для экологии. Также у «Теперь так» есть спецмодули, посвященные маркировкам на товарах и работе в заведениях общепита.
Все курсы и модули состоят из рассылок, которые приходят на электронную почту. Те, кто не может позволить себе оплатить обучение, могут проходить его бесплатно. Чтобы поддержать проект, можно заплатить за обучение или купить экологические товары в магазине «Осока высокая», который связан с проектом.
Поучаствовать в марафоне «Собиратора»
«Собиратор» — это российский благотворительный проект, который помогает людям вести более экологичный образ жизни. В пункты «Собиратора» можно сдать на переработку вторсырьё, ненужные вещи, которые вы хотите отдать нуждающимся, или вещи для повторного использования. Также проект проводит мероприятия, экологические акции и мастер-классы.
Прямо сейчас проходит экологический марафон «Собиратора». За 700 рублей любой желающий может получить курс из семи видеоуроков о том, как организовать дома сбор мусора, куда лучше всего сдавать ненужные вещи и вторсырьё и как сократить количество отходов в своей жизни. Каждый урок сопровождается дополнительными материалами. Вырученные деньги пойдут в помощь «Собиратору», чтобы он и дальше мог помогать горожанам сортировать отходы и делать город чище.
Сводить детей в экоцентр
В Москве работают девять экоцентров: в них есть музеи с интерактивными экскурсиями и экспонатами.
Например, в экоцентре «Воробьёвы горы» есть «лаборатория», где дети могут провести собственные экологические исследования. В экспозиции «Мой парк, мой город» установлены стереоизображения, которые помогают переноситься в прошлое, а на выставке «Планета Земля — наш дом» есть раздел с интерактивными играми, посвященными экологии.
В Кузьминках и Измайлове можно посмотреть на настоящие пасеки и попробовать мёд, который на них собрали. В свободное время любой желающий может сходить с семьёй в один из экоцентров. Список и адреса можно посмотреть на сайте Мосприроды.