Государственная программа развития образования в рк на 2011 2020 гг

Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118

«Казахстанская правда» от 14.12.2010 г., № 338 (26399); «Егемен Ќазаќстан» 2010 жылєы 14 желтоќсандаєы № 529-532 (26375)________________________________________

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы (далее — Программа).

2. Правительству Республики Казахстан:

1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;

2) представляет в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемые Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 27.08.2012 № 371 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

4. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года № 626 «О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 — 2012 годы» (САПП Республики Казахстан, 2008 г., № 32, ст. 333).

5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

6. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.

ПрезидентРеспублики Казахстан Н. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРеспублики Казахстанот 7 декабря 2010 года № 1118

Cкачать полную версию

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.

Содержание программы Анализ текущей ситуации в сфере образования Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы Этапы реализации программы Необходимые ресурсы

цель Кардинальная модернизация системы образования, значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение качества образования и выход на европейский уровень

Этапы реализации программы Первый этап – 2015 годы Второй этап – годы

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ — повышение качества педагогических кадров и престижа профессии учителя ; — создание системы непрерывного образования ; — совершенствование структуры, содержания, технологии образования ; — улучшение качества естественно — научного и математического образования, английского языка – как основы для экономики знаний ; — внедрение экономических механизмов в сфере образования ; — обеспечение связи системы образования с научно — технологической и инновационной политикой.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ Признание работодателями высокого качества знаний и навыков выпускников организаций технического и профессионального образования Новые стандарты, учебные планы / программы технического и профессионального образования, соответствующие требованиям рынка труда Направить на реализацию программы млрд. тенге

Направление политики Одна из важных составляющих роста производительности — степень и качество инвестиций в человеческий капитал. Важное направление развития Казахстана — инвестирование в образование, навыки и способности населения.

новое национальное видение к 2020 году Казахстан — образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны.

Условия выполнения программы Казахстан — участник всех основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Благоприятные экономические условия. В экономику республики привлечено ,1 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций. Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных. В 2009 году ВВП на душу населения по республике составил долларов США.

Материальные ресурсы Из 118 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. 7 место в мире по запасам нефти, 6 – по запасам газа,2 – по запасам урана, Казахстан — крупнейший экспортер энергетической продукции. Ведущие отрасли промышленности — цветная и черная металлургия. Конкурентоспособны на мировом рынке казахстанская медь, свинец, цинк и кадмий.

Место страны в современном мире определяется : качеством человеческого капитала, состоянием образования степенью использования науки и техники в производстве

Качество казахстанского образования пока остается малоконкурентным. Задача формирования интеллектуальной нации и создания « экономики знаний » делает учителя ключевой фигурой в развитии государства.

Проблемы подготовки педагогов старение педагогических кадров феминизация профессии непрестижность профессии несовершенство системы подготовки недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов организация воспитательной работы

Проблемы в техническом образовании потребность рынка труда в кадрах удовлетворяется на 30–40%. учебно — методическое обеспечение не отвечают запросам работодателей низкий объем финансирования устаревшее оборудование

Ожидаемые результаты к 2015 г. 12- летняя модель образования в ТиПО переход к рыночной системе новый стандарт образования новая система оценки участие Казахстана в международных исследованиях качества образования повышение статуса учителей совершенствование системы финансирования техническое оснащение

ТиПО к 2020 г интеграция в мировое образовательное пространство обучения в течение всей жизни различные формы обучения подушевое финансирование социальное партнерство

основополагающие принципы акцент на развитие личности ; доступность образования для всех ; гибкость и адаптивность образовательной ; образование в течение всей жизни ; демократичность, транспарентность и подотчетность ; трансферт и внедрение новых методов и технологий, использование лучшего мирового опыта ; широкий доступ к информационным ресурсам.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Слайд 2 Ключевое направление: Инвестиции в будущее Приоритет ключевого направления: Образование Дошкольное воспитание и обучение стратегических целей 5 стратегических целей Среднее образование 5 стратегических целей Техническое и профессиональное образование стратегических целей 6 стратегических целей Высшее и послевузовское образование стратегических целей 8 стратегических целей цель по внедрению электронного обучения 1 цель по внедрению электронного обучения

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Государственная программа по форсированному индустриально- инновационному развитию Программы развития отраслей Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на годы Государственные программы Стратегические планы государственных органов Программы развития территорий Стратегические планы управлений образования областей, гг. Астаны, Алматы Программа «Балапан» Слайд 3

1.Увеличение инвестиций и подушевое финансирование 2.Повышение престижа труда педработников 3.Прозрачное и эффективное управление 4.Развитие электронного образования ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Слайд 4 5. Доступность дошкольного образования 6. Переход на 12-летку 7. 7.Ориентация технического и профессионального образования на требования работодателей 8. 8.Интеграция высшего образования, науки и инноваций Общие По уровням

«В среднем, техническом, профессиональном и высшем образовании будет внедряться система электронного обучения (e-learning)» Стратегический план развития РК до 2020 года, Указ Президента РК от 1 февраля 2010 года 922) Слайд 5

6 Доля учащихся, имеющих компьютер и доступ в сеть Интернет дома, % Страны Имеют компьютер Имеют доступ в сеть Интернет Швеция Швеция9893 Австралия Австралия9584 Гонконг Гонконг9486 Сингапур Сингапур9080 Среднее международное7056 Российская Федерация Российская Федерация5126 Украина Украина4024 Казахстан2816 Йемен Йемен1811 Слайд 6

Технологическая готовность Казахстана КазахстанСШАКанадаСингапурКорея Количество учащихся на 1 ПК % школ не имеющих широкополосного Интернета Слайд 7

У каждого учителя и каждого ученика будет персональный компьютер Будет создано единиц цифровых образовательных ресурсов (100% необходимого учебного контента) Система электронного обучения Слайд 8 ИНДИКАТОРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Цифровым контентом будут обеспечены 100% организаций образования Доля организаций образования, внедривших единую систему электронного обучения

ЦелиИндикаторыРезультаты Развитие системы электронного обучения Доля организаций, образования, внедривших электронное обучение к: 2015 г. – 40% 2020 г. – 90% Доступ к широкополосному Интернету 100% школ. Создание единиц цифровых образовательных ресурсов Цифровым образовательным контентом обеспечены 100% организаций образования У каждого учителя и школьника персональный компьютер Улучшение усвоения учебного материала учащимися Доступ каждого учителя и ученика ко всем лучшим мировым образовательным ресурсам Максимальная скорость информационных потоков в организации учебного процесса и системе управления на всех уровнях Слайд 9 Для внедрения электронного образования необходимо 166,1 млрд. тенге на 5 лет

10 Ключевое направление: инвестиции в будущее Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Приоритет ключевого направления: образование Стратегические цели дошкольного воспитания и обучения 1. Государством обеспечены возможности для полного охвата детей дошкольным воспитанием и обучением как в городской, так и сельской местности к 2020 году. 2. В каждом населенном пункте имеется, как минимум, одна дошкольная организация или созданы условия для осуществления иных форм дошкольного воспитания 3. Созданы условия, стимулирующие развитие частных поставщиков услуг дошкольного воспитания и обучения. 4. К 2015 году развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70-процентный охват дошкольным воспитанием и обучением 5. Функционируют и развиваются различные модели дошкольного воспитания и обучения в зависимости от особенностей регионов Слайд 10

Индикаторы и показатели Госпрограммы Слайд 11 Охват дошкольным воспитанием и обучением Доля дошкольных мини-центров и частных детсадов от общего числа дошкольных организаций

Стратегическая цель Стратегплана-2020: К 2015 году развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70-процентный охват дошкольным воспитанием и обучением МОН определяет политику МИО исполнитель До 2015 года открыть 195 частных, 2125 государственных ДО, 1288 мини-центров Уточнить цифры по областям Слайд 12

Ключевое направление: инвестиции в будущее Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Приоритет ключевого направления: образование Стратегические цели среднего образования Общеобразовательная школа предоставляет академические знания и развивает навыки, способствующие формированию образованного, высоконравственного, критически мыслящего, физически и духовно развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству. 2. Учащиеся казахстанской общеобразовательной школы добиваются высоких результатов в международных сравнительных исследованиях, таких как PISA, TIMSS, PIRLS. 3. Общеобразовательные школы работают по 12-летней модели обучения, обновленным национальным стандартам среднего образования, учебным планам и программам. 4. Внедрен механизм подушевого финансирования средних школ, функционируют попечительские советы школ. 5. Во всех регионах Казахстана функционируют 20 школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы». Слайд 13

Оснащение школ учебными кабинетами новой модификации Доля школ, предоставляющих образование на 3-х языках К 2020 году в 100% школ реализуется программа нравственно-духовного развития личности «Самопознание» ИНДИКАТОРЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Слайд год2020 год PISA, TIMSS PISA, TIMSS, PIRLS, ICILS, TIMSS ADVANCED

Схема перехода на 12-летку Слайд 15 ИНДИКАТОРЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ По старой модели По новой модели Старшая школа (11-12 классы) 12 11Старшая школа (10-11 классы) Основная школа (5-10 классы) 10 9Основная школа (5-9 классы) Начальная школа (1-4 классы) Начальная школа (1-4 классы)

Модель «Назарбаев интеллектуальной Школы» Слайд 16 ИНДИКАТОРЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦелиИндикаторыРезультаты 1. Совершен- ствование форм финансирования Подушевое финансирование: в дошкольном образовании г. в средней школе г. в старших классах г. в ТиПО г. Ваучерное финансирование повышения квалификации педагогов Прозрачность, эффективность финансирования Формирование конкурентной среды в сфере образования Развитие рынка частных услуг для образования ФИНАНСИРОВАНИЕ Слайд 17

Стратегическая цель в сфере среднего образования: Общеобразовательные школы работают по 12-летней модели обучения МОН определяет политику МИО исполнитель Построить объекты «Бейіндік мектеп» в регионах Уточнить цифры по областям Слайд 18

Ключевое направление: инвестиции в будущее Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Приоритет ключевого направления: образование Стратегические цели технического и профессионального 1. Функционирует эффективная система технического и профессионального образования, интегрированная в мировое образовательное пространство. 2. Внедрена Национальная квалификационная система, признаваемая внутренним и внешним рынками труда. 3. Работодателями признается высокое качество знаний и навыков выпускников организаций технического и профессионального образования. 4. Обновлены стандарты, учебные планы/программы технического и профессионального образования, соответствующие требованиям рынка труда. 5. Работодатели участвуют в работе отраслевых и региональных советов по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров. 6. Созданы условия для обучения в течение всей жизни независимо от возраста, уровня образования и профессиональной квалификации. Слайд 19

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1. Стандарты, учебные планы/программы ТиПО, соответствуют требованиям рынка труда 2. Работодатели участвуют в работе отраслевых и региональных советов по развитию ТиПО и подготовке кадров 2015 год 2020 год 1. Эффективная система ТиПО, интегрированная в мировое образовательное пространство 2. Сертификация отраслевыми ассоциациями работодателей качества знаний и навыков выпускников 3. Создание Национальной квалификационной системы, признаваемой внутренним и внешним рынком труда 4. Выбор обучающимся поставщика образовательных услуг по подготовке кадров независимо от формы собственности 5. Гибкость, восприимчивость образовательных программ с учетом изменений требований рынка труда Слайд 20 ЦЕЛИ

Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на внутренние и внешние изменения и процессы. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межстрановые экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных вузах. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым “мировым стандартам”, вырабатываемым мировой наукой и техникой. Процессы глобализации также требуют от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности. В условиях глобализации неизбежна универсализация содержания и технологий образования, которую невозможно остановитьпри существующих мировых информационных и коммуникационных системах в виде Интернет.

Происходит интернационализация высшего образования, которая постепенно приобретает черты качественно нового этапа – интеграции, всемерного сближения национальных образовательных систем, их взаимодополняемости. Превращение высшего образования в мировую социальную систему характеризуется множеством взаимосвязанных элементов разного уровня и характера. Занимая свое специфическое место на рынке образовательных услуг, вузы взаимодействуют в форме сотрудничества или соперничества, вырабатывая основные ориентиры этого рынка. Потребность в устойчивости системы высшего образования предполагает постоянное ее развитие и приспособление к меняющимся условиям современного мира. В этой связи кризис высшего образования, о котором пишут многие эксперты в последние годы, есть не что иное, как сигнал к необходимости реформирования его содержания, форм и задач в ответ на “вызов эпохи”. Кризис усиливает потребность в международной интеграции высшего образования. Таким образом, интеграция высшего образования в мировую систему – это объективно развивающийся процесс, в который можно пытаться не включаться, но который нельзя не замечать.

Интеграционные явления, происходящие в современном мире, коснулись всех сторон жизнедеятельности общества. Государство, которое имеет намерение идти в ногу с международными процессами, уделяет пристальное внимание всем проявлениям глобализации, ставшим уже неизбежностью. В быстро меняющемся мире, возможно, не столь важно быть впереди по показателям социально-экономического развития, а важнее быть гармонизированным в общемировые тенденции.

Образовательные системы зарубежных государств за последние 10– 15 лет совершили резкий скачок в своем развитии. Общество всегда заинтересовано в высокообразованных гражданах, ибо только такие люди способны развивать и обеспечивать общественный прогресс. Рынок и вся его инфраструктура всегда нуждается в квалифицированных специалистах, имеющих профессиональные навыки и знания. Только в этом случае конкуренция будет развивать как сами рыночные отношения, так и обеспечивать прогресс общественных отношений. Личность также имеет потребности в своем развитии, которое реализуется благодаря образованию.

Однако система образования Казахстана не всегда отвечает соответствием индивидуальным, личным потребностям в образовании. Система образования базировалась на нормативном подходе, была жестко регламентированной, и обучающемуся сверху указывала «что учить» и «как учить». Содержание наших образовательных программ состояло из множества предметов и дисциплин, которые не всегда представляли интерес для обучающихся.

Высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособныхспециалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством. В настоящее время функционируют 148 вузов (9 национальных, 2 международных, 32 государственных, 12 негражданских, 93 частных, в том числе 16 акционированных), в которых обучаются свыше 595 тыс. человек.

Тем не менее, большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики. Серьезным скрытым фактором, охватывающим всю систему высшего образования в Казахстане, является коррупция. Политика высшего образования не будет эффективной до тех пор, пока не будут приняты конкретные меры по ее искоренению. Имеют место негативные тенденции в кадровом обеспечении вузов: отсутствует системное воспроизводство профессорско- преподавательского состава, широко практикуется работа по совместительству.

Наряду с этим имеются и многие достижения. Проведенные реформы дают основания говорить, что сегодня казахстанская система подготовки кадров нуждается уже не в радикальной реформе, а в доведении преобразований до логического завершения. Такая модернизация должна проводиться комплексно по целому ряду связанных между собой направлений.

Высшая школа полностью перешла на трехуровневую модель подготовки, принятую в мировой практике: бакалавр — магистр — доктор философии (PhD). Внедрена кредитная технология обучения, целый ряд программ аккредитован в международных аккредитационных центрах. Созданы пять национальных лабораторий открытого типа и 15 лабораторий инженерного профиля, оснащенных самым современным оборудованием.

Госпрограммой вводится целый ряд кардинально новых подходов, многие из них общесистемные, охватывают все уровни подготовки кадров. Безусловно, главный из них – финансирование образования. Глава государства Н.А.Назарбаев отметил, что уже несколько лет объем такого финансирования в Казахстане составляет порядка 4% от ВВП. К примеру, в 2010 году он соответствовал 4,1% ВВП, а это уже хорошее приближение к уровню ряда европейских стран. В 2011 году было предусмотрено дополнительное выделение средств. Только из республиканского бюджета оно составило свыше 461 миллиарда тенге на 2011–2015 годы.

Самым принципиальным изменением, заложенным в документе, является начало реальной интеграции науки с образовательным процессом. Реализация положения «Исследовательский университет» в Законе Республики Казахстан «О науке» от 18.02.2011 г. поставит воссоединение науки с учебным процессом на реальные рельсы. Произойдет и соответствующее изменение содержания обучения – объединение его теоретической и практической составляющих. Сначала в нескольких ведущих университетах, а по мере накопления опыта – и в других вузах страны. Это придаст новый импульс интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное пространство.

В частности, доли вузов, прошедших независимую национальную институциональную и специализированную аккредитацию по международным стандартам, будут доведены до 65 и 30 процентов соответственно. То есть качество высшего образования существенно возрастет. Это также окажет влияние на содержание обучения в высшей школе. Соответственно изменится и классификация вузов. Предусмотрено шесть градаций: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты.

На основе новой классификации будут повышаться требования к вузам – не только частным, но и государственным. Уже с 2012 года их аккредитацию будут проводить некоммерческие неправительственные аккредитационные агентства. В результате система высшей школы оздоровится, и Казахстан станет еще ближе к мировому качеству образования.

Еще одно важное нововведение – предоставление вузам академической свободы. Ее основной смысл – в образовательных программах увеличится компонент по выбору: в бакалавриате – до 70%, в магистратуре – до 80%, в докторантуре – до 90–95%. Впервые в нашей стране поставлен и вопрос автономии вузов. В соответствии с принципами Болонского процесса им будет предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности.

В результате такого обновления всех уровней обучения мы получим систему подготовки кадров, соответствующую мировым стандартам не только по структуре, но и по содержанию обучения, квалификации выпускаемых специалистов.

  • Каримов З. Болонский процесс и региональные вузы / Каримов З., Белобородова Н. // Alma mater∙ — 2006∙ — № 6. — C∙48-49∙
  • Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы//Казахстанская правда, 14 декабря 2010 г.
  • Жумагулов Б. Госпрограмма стартовала. Казахстанское образование вступило в новое десятилетие развития//Казахстанская правда, 11 января 2011г.

Стратегия развития Университета осуществляется в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. В ней указаны основные цели, целевые индикаторы и показатели результатов по повышению конкурентоспособности образования, в том числе высшего профессионального и ТиПО, развитию человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.Постановлением Правительства РК №130 от 11 февраля 2011г. утвержден «План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (I-й этап)».Согласно указанному документу вузам и учреждениям ТиПО определены конкретные задачи, сроки исполнения по годам и кварталам, а также формы представления результатов.На основании изложенного и с целью своевременного и качественного исполнения данного документа1. Утвердить «Календарный план мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Университетом I-го этапа Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы» (приложение №1).2. Обязать Ибатова М.К. — первого проректора, Егорова В.В. — проректора по УР, Исагулова А.З. — проректора по ИиУМР и  Байжабагинову Г.А. — врио проректора по ВР,:2.1 Еженедельно осуществлять мониторинг и анализ выполнения соответствующих разделов Календарного плана реализации ГПРО в курируемых подразделениях с представлением письменного отчета.2.2. Дважды в год, 5 сентября и 5 марта, представлять по итогам полугодия отчет о выполнении Календарного плана реализации ГПРО согласно сферам ответственности.3. Обязать директоров институтов: ГИ – Арыстана И.Д., ИМ – Шарую О.А., ИТЭА – Таткееву Г.Г., ИКТС – Султанову Б.К., ТДИ – Балгабекова Т.К., ИАС – Иманова М.О., ИЭ – Алпысбаеву Н.А., ВТИ – Тюнина И.Д и ИЗДО – Глотова Б.Н. 3.1 Ежедневно осуществлять мониторинг и анализ выполнения Плана на кафедрах с представлением справки курирующему проректору каждый вторник до 1200 ч.3.2. Включить вопрос о выполнении  Календарного плана реализации ГПРО на советах институтов. 4. Обязать заведующих кафедрами:4.1. Обеспечить выполнение мероприятий Календарного плана реализации ГПРО по сферам ответственности.4.2. Включить вопрос о выполнении  Календарного плана реализации ГПРО на заседание кафедры.5. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.1. План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (I этап)РЕКТОР, АКАДЕМИК НАН РК                                     А.М. ГАЗАЛИЕВСоветник ректора                                                       П.А. КропачевПроректор по учебной работе                                    В.В. ЕгоровКалендарный план мероприятий на 2011 – 2015 годы
по реализации Государственной программы развития
образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы (I этап)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *