Реализация новой госпрограммы будет способствовать укреплению здоровья граждан и общества в целом.
Министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова презентовала депутатам Сената Парламента РК новую Государственную программу развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016-2019 годы, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу министерства.
Вначале своего выступления она проинформировала о результатах реализации Госпрограммы «Саламатты Қазақстан», рассчитанной на 2011-2015 годы. Благодаря планомерной работе, за указанный период удалось достичь следующих показателей:
— увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 71,62 лет (2010 год – 68,41 лет);
— снижение общей смертности населения почти на 15,3% (2010 год – 8,94 на 1000 населения, 2014 год –7,57);
— снижение материнской смертности в 1,9 раза (2010 год – 22,7 на 100 тыс. родившихся, 2014 год – 11,7);
— снижение младенческой смертности в 1,7 раза (2010 год – 16,58 на 1000 родившихся живыми, 2014 год – 9,72);
— снижение заболеваемости населения туберкулезом на 30,3% (2010 год – 95,3 на 100 тыс. населения, 2014 год – 66,4) и смертности более чем в 2 раза (2010 год – 10,6 на 1000 населения, 2014 год – 4,9).
— удержание распространенности ВИЧ/СПИД на концентрированной стадии (2014 год – 0,2%).
Тамара Дуйсенова подчеркнула, что на ближайшие 4 года стратегическими целями в сфере здравоохранения являются: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 73 лет к 2020 году, повышение доступности и качества медицинских услуг, улучшение системы финансирования и управления в здравоохранении.
Министр сообщила, что в Казахстане будет создана система общественного здравоохранения на основе интеграции эпидемиологической службы и службы формирования здорового образа жизни и рационализации питания.
Ее функции: повышение информированности населения и его вовлечение в мероприятия по профилактике и снижению вредного воздействия различных факторов окружающей среды, нездорового питания и поведенческих рисков; обеспечение эпидемиологического мониторинга за инфекционными и основными неинфекционными заболеваниями, в том числе за нарушениями психического здоровья и травматизмом; обеспечение, координация и расширение межсекторального взаимодействия, направленного на охрану и укрепление здоровья населения страны; обеспечение контроля за соблюдением законодательства и других правовых норм в области охраны здоровья и эпидемиологической безопасности; внедрение международных систем долгосрочного моделирования и прогнозирования развития заболеваний на региональном и национальном уровнях.
Центральным звеном в системе организации медпомощи станет первичная медико-санитарная помощь (далее — ПМСП), в рамках которой планируется поэтапное увеличение объема медицинской помощи и перечня лекарственных средств для бесплатного амбулаторного лечения. Универсальность ПМСП будет обеспечиваться путем дальнейшего перехода к семейному принципу обслуживания (далее — СПО), предусматривающему наблюдение за здоровьем человека в течение всей его жизни с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде, с акцентом на профилактику. СПО будет осуществляться врачами общей практики или мульти-дисциплинарными командами из числа ныне действующих участковых врачей (терапевтов, педиатров, гинекологов), в зависимости от кадровой оснащенности конкретного региона. По мере увеличения численности врачей обшей практики и роста их компетенции, они будут замещать мульти-дисциплинарные команды.
Также предусмотрено дальнейшее развитие транспортной медицины, в том числе санитарной авиации, скорой медицинской помощи и телемедицины, сети передвижных аптечных пунктов.
Специализированная медицинская помощь будет интегрирована со всеми службами здравоохранения. При этом предусматривается разработка и реализация специальных планов действий по основным социально значимым, неинфекционным заболеваниям и заболеваниям, существенно влияющим на демографию населения страны: острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), злокачественные новообразования, травмы, беременность и родовспоможение. По каждому направлению будет оказываться весь цикл услуг: профилактика, лечебные мероприятия, включая реабилитацию, диспансерное наблюдение, медицинские и социальные услуги.
Наряду с этим, продолжится развитие высококвалифицированной специальной медицинской помощи с привлечением лучших мировых практик.
Институциональной основой национальной системы управления качеством медицинской помощи станет Объединенная комиссия по качеству, на которую будут возложены следующие функции: утверждение клинических протоколов, стандартов в здравоохранении; совершенствование системы аккредитации медицинских организаций; содействие в реализации Национальной политики лекарственного обеспечения; принятие решений по включению и исключению лекарственных средств, изделий медназначения и других медицинских технологий в структуру тарифов, возмещаемых за счет ГОБМП и ОСМС; содействие в эффективном управлении человеческими ресурсами в здравоохранении.
С целью решения вопросов качества, безопасности и доступности лекарственных средств, предоставляемых населению, до конца 2015 года будет разработан Казахстанский национальный лекарственный формуляр (далее — КНФ). За основу КНФ взят Британский национальный лекарственный формуляр, который считается в мире «золотым стандартом».
КНФ будет включать весь перечень лекарственных средств, зарегистрированных в Казахстане, информацию об их доказанной клинической эффективности, о возможных побочных эффектах и предельную цену на каждый препарат. Таким образом, он станет большим справочником, как для врачей, так и для граждан страны.
В целях обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения с 2017 года в Казахстане будет внедрено обязательное социальное медицинское страхование.
Государство будет осуществлять взносы за 15 категорий граждан (социально-уязвимые слои населения). Работодатели – за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах – за себя.
Для аккумулирования взносов и закупа медицинских услуг на базе Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК будет создан Фонд социального медстрахования в организационно-правовой форме некоммерческого акционерного общества. Учредителем и единственным акционером Фонда выступит Правительство РК.
Ставки взносов будут повышаться поэтапно: для государства от 4% в 2017 году до 7% в 2024 году, для работодателя от 2% в 2017 году до 5% в 2020 году, для работника с 1% в 2019 году до 2% в 2020 году, для самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) от 2% в 2017 году до 7% в 2020 году. Взносы для работодателей будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога, для работников и самозанятых граждан — при исчислении индивидуального подоходного налога.
Дальнейшее развитие медицинского и сестринского образования будет предусматривать триединство клинической практики, медицинского образования и научной деятельности. С этой целью планируется разработать концепцию развития интегрированных академических медицинских центров (университетских клиник) на основе функционального (консорциумы) и организационного (холдинги) объединения научных организаций, медицинских ВУЗов, стационарных и амбулаторных организаций по принципу полного цикла медицинских услуг и подготовки кадров. Создание новых клинических баз и университетских клиник будет осуществляться в партнерстве с ведущими международными университетами и медицинскими организациями. Получит широкое развитие практика привлечения ведущих зарубежных специалистов, ученых и преподавателей в академические процессы.
Для оценки уровня теоретических знаний и практических навыков выпускников будет внедрена система независимой оценки компетенции, базирующаяся на профессиональных стандартах и лучшей международной практике.
Реализация новой Госпрограммы развития здравоохранения «Денсаулык» будет способствовать укреплению здоровья граждан и общества в целом, увеличению продолжительности жизни; повышению доступности, полноты и качества медицинской помощи; расширению бесплатного амбулаторно-лекарственного обеспечения; снижению уровня неформальных платежей на здравоохранение; обеспечит доступ к современным и безопасным медицинским технологиям и лекарственным средствам.
Фото с сайта kazradio.kaztrk.kz
С 2016 года в Казахстане реализуется программа развития здравоохранения «Денсаулық», которая ставит перед собой задачи развития системы общественного здравоохранения.
О том, как будет совершенствоваться, оптимизироваться, управляться и финансироваться система здравоохранения в интервью Zakon.kz рассказывает директор департамента политики общественного здравоохранения МЗ РК Айжан Есмагамбетова.
— По результатам проведенных реформ в системе здравоохранении основные показатели имеют положительную динамику. К примеру, продолжительность жизни за последние десять лет в Казахстане увеличилась до 72,4 лет. Однако, нам есть куда стремиться. Продолжительность жизни в странах ОЭСР свыше 80 лет. Для поэтапного приближения к стандартам ОЭСР в сфере здравоохранения и улучшения здоровья населения в 2016 году начата реализация Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы.
Основанием для разработки Госпрограммы являлась Стратегия «Казахстан-2050», План нации — 100 конкретных шагов по реализации 5-ти институциональных реформ, Стратегический план развития РК до 2020 года.
Программа «Денсаулық» является логическим продолжением предыдущих госпрограмм и направлена на реализацию задач, которые предусмотрены стратегическим планом РК развития до 2020 г.
Целью Госпрограммы является укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
— По каким направлениям будет проделана работа на 2016-2019 годы?
— Для достижения поставленной цели определены 7 основных направлений Госпрограммы:
1. Развитие общественного здравоохранения, как основы охраны здоровья населения.
2. Интеграция всех служб здравоохранения вокруг нужд населения на основе модернизации и приоритетного развития ПМСП.
3. Обеспечение качества медицинских услуг.
4. Реализация Национальной политики лекарственного обеспечения.
5. Совершенствование системы здравоохранения на основе внедрения солидарности и повышения ее финансовой устойчивости.
6. Повышение эффективности управления человеческими ресурсами в отрасли здравоохранения.
7. Обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры здравоохранения на основе государственно-частного партнерства, инноваций и современных информационно-коммуникационных технологий.
В 2017 году мы реализуем 123 мероприятия из которых 43 – должны быть завершены в текущем году. Программой предусмотрены три целевых индикатора и 36 показателей.
— Не могли бы вы подробнее рассказать о развитие общественного здравоохранения
— Все эти мероприятия реализуется для сохранения и укрепления здоровья населения.
Развитие общественного здравоохранения как основы охраны здоровья населения — сформирована служба общественного здоровья целью, которой является создание доступных и эффективных механизмов по профилактике болезней и укреплению здоровья. Аналогичные службы создаются и в регионах. На сегодня в структуре министерства здравоохранения создан Департамент политики общественного здравоохранения, комитет охраны общественного здравоохранения и его территориальные департаменты, которые находятся до районного уровня, при местных исполнительных органах созданы отделы общественного здоровья.
Основными направлениями деятельности СОЗ — это управление общественным здоровьем, изменения в направлении поддержания здоровья и поведенческих стереотипов населения через просвещение, консультации, пропаганду, поощрение здорового образа жизни на основе межведомственного взаимодействия ПМСП с заинтересованными государственными органами (санитарно-эпидемиологической, экологической, ветеринарной служб).
— Каким образом будет произведена интеграция всех служб здравоохранения вокруг нужд населения?
— Второе направление программы это – оказание медицинской помощи на уровне ПМСП. Предусмотрены модернизация и приоритетное развитие ПМСП, развитие скорой неотложной медицинской помощи, развитие специализированной медицинской помощи с интеграцией всех служб здравоохранения.
В целом, ежегодно в стране регистрируется более 50 млн. посещений к врачам ПМСП. На 1 жителя РК приходится 3 посещения, тогда как в странах ОЭСР этот показатель равен 6,7.
Для обеспечения комплексности и улучшения качества и доступности медицинской помощи, проводится политика обьединения всех служб здравоохранения вокруг нужд пациента. Это туберкулезные, наркологические, онкологические и психиатрические службы.
Пересмотрена структура модели ПМСП, которая направлена на развитие малых форм общей врачебной практики. Это позволит снизить нагрузку на одного врача до уровня стран ОЭСР к 2019 году или до 1500 человек на одного врача.
Для облегчения деятельности медицинских работников ПМСП сокращено количество отчетных и учетных форм на 30%, что позволит сократить бумажный документооборот и снизить нагрузку на медработников и очереди в организациях ПМСП.
На сегодняшний день бесплатными лекарственными средствами на уровне ПМСП обеспечивается почти 2 млн. пациентов. С 2018 года увеличен перечень наименований лекарственных средств вырос с 266 до 274, в результате на 38% увеличено финансирование бесплатного лекарственного обеспечения.
Благодаря упрощенной выписке лекарств сразу на 3 месяца, значительно снизились затраты времени пациентов на посещения поликлиник за бесплатными лекарствами. Ежемесячная выписка бесплатных лекарств сохраняется только для дорогостоящих лекарств и лекарств для лечения редких заболеваний.
Внедряется интегрированная модель по пяти группам заболеваний, которая предусматривает распределение организаций здравоохранения по трем уровням оказания медицинской помощи в масштабах областей. Это онкологические заболевания, инсульты, инфаркты, травмы, родовспоможение и детство. Внедрение интегрированной модели позволит улучшить качество жизни пациентов и снизить летальность по этим заболеваниям.
В целях совершенствования оказания скорой помощи в республике будет создана двухуровневая модель службы скорой медицинской помощи..
Планируется внедрение в РК нового формата приемных покоев многопрофильных стационаров: внедрение триаж-системы, пациентоориентированного подхода, пересмотр кадрового и материально-технического оснащения приемных отделений.
— Как будет обеспечиваться качества предоставляемых услуг?
— В рамках третьего направления – обеспечение качества медицинских услуг предусмотрены стандартизация и управление качеством медицинской помощи, развитие аккредитации и лицензирования в здравоохранении.
При Министерстве здравоохранения создана Объединенная комиссия по качеству медицинских услуг. В состав комиссии входят, неправительственные организации, частный сектор, представители фармацевтических компаний и общественных объединений.
В текущем году, за 9 месяцев одобрено 108 клинических протокола диагностики и лечения, рассмотрено медицинских технологий, из которых было одобрено 18.
В настоящее время проводится работа по переводу ОКК в саморегулируемую организацию, это позволит принимать решения самим профессиональным сообществом в консенсусе с государством. Также, проводится аккредитация профессиональных медицинских ассоциаций с целью оценки их деятельности на соответствие установленным критериям для отбора и дальнейшей передачи им некоторых функций государственного органа.
В рамках дерегулирования планируется передача 14 функций в саморегулируемые организации и конкурентную среду.
— В этом году будет принят законопроект по регулированию цен на лекарства?
— По поручению Главы государства разработан законопроект по государственному регулированию цен на лекарственные средства.
Осуществляется реализация Национальной политики лекарственного обеспечения.
На сегодня увеличивается закуп лекарственных средств, которые проводятся в рамках прямых контрактов с производителями, что позволяет сэкономленные средства направить на закуп дополнительных лекарственных средств.
Доля отечественных производителей в общем закупе Единого дистрибьютора составила 75% в натуральном выражении, 30% в денежном выражении.
Цены снижены на 175 наименований лекарств на 23%, на 134 лекарства отечественных производителей на 5%.
На сегодняшний день Единым Дистрибьютором заключены 53 долгосрочных договора с 31 ОТП на поставку 1639 позиций (ЛС — 1076, ИМН – 563), что позволит запустить новое или модернизировать существующее производство благодаря гарантированному десятилетнему государственному заказу на фармацевтическую продукцию.
— Каким образом панируется повысить эффективность управления человеческими ресурсами в отрасли здравоохранения?
— Надо отметить, что обеспеченность населения врачами в РК выше, чем в странах ОЭСР, а медицинскими сестрами, наоборот ниже.
Вместе с тем, основной проблемой является обеспеченность кадрами, особенно на селе и конечно же качество подготовки кадров.
В связи с этим, мы проводим модернизацию медицинского образования через стратегическое партнерство с зарубежными вузами.
Определены стратегические зарубежные партнеры медицинских вузов, проведена работа по разработке стратегических планов развития на 5 лет, суть которых заключается в изменении программ обучения, расширении академической и управленческой самостоятельности медвузов, созданию университетских клиник, переобучению профессорско- преподавательского состава.
Продолжается работа по модернизации сестринского образования на основе финской моели прикладного бакалавриата.
— Заложены ли в программе, направления обеспечивающие развитие инфраструктуры?
— Одно из направлений программы это — обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры здравоохранения на основе государственно-частного партнерства и современных информационно-коммуникационных технологий.
Предусмотрено развитие сети организаций здравоохранения, повышение эффективности оснащения и использования медицинской техники, обеспечение дальнейшего развития современных информационно-коммуникационных технологий.
Уже на сегодняшний день Министерством совместно с регионами разрабатывается Единый перспективный план развития инфраструктуры здравоохранения, предусматривающий потребность в трансформации сети и подготовку медицинских кадров, с учетом рационального использования ресурсов.
В настоящее время заключены 32 контракта ГЧП на общую сумму 19 млрд. тенге
В текущем году продолжается проект по внедрению электронных паспортов здоровья, которые позволят хранить все данные о здоровье человека на протяжении всей его жизни.
Персонифицированная медицина, благодаря внедрению электронных паспортов здоровья и смарт-медицины, позволит внести в обыденную жизнь каждого гражданина нашей страны инструменты сбережения здоровья. Каждый из нас сможет контролировать свои показатели здоровья, обращаться к специалистам через личный кабинет здоровья. Поэтапно мы перейдем к безбумажному документообороту и решим проблемы загруженности врачей.Они планируются к запуску в эксплуатацию в 2018 году.
Принимаемые меры позволят реализовать поставленную Главой государства задачу к 2050 году по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира и дальнейшее увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет.
Sorry, the page you are looking for is currently unavailable.
Please try again later.
Faithfully yours, nginx.