Государственные программы самарской области до 2030 года

Во вторник, 17 сентября, состоялось расширенное заседание кабинета министров и Совета при губернаторе по вопросам стратегического развития региона. В нем приняли участие руководители министерств и ведомств, главы муниципалитетов, общественники, представители кадровых резервов, почетные граждане.

В ходе мероприятия Дмитрий Азаров обозначил основные вехи в развитии Самарской области за последние два года и основные стратегические векторы ее дальнейшего развития. Была представлена и обновленная «Стратегия социально-экономического развития региона на период до 2030 года».

Отметим, что заседание проводилось ровно через год после вступления Дмитрия Азарова в должность губернатора Самарской области.

Открывая расширенное заседание правительства, губернатор отметил: «Мы придаем стратегическому планированию особое значение. Качественно составленная и последовательно реализуемая стратегия — залог успешного развития региона».

Стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года существенно доработана и обещает стать основным инструментом перспективного планирования. В создании Стратегии активно участвовали жители и органы власти всех муниципалитетов Самарской области. Летом и осенью 2018 года по всей области проходили стратегические сессии, активно работал сбор предложений граждан через Интернет. В итоге в ходе работы над стратегией было выработано более 900 тысяч предложений, после обобщения  многие из них легли в основу обновленной Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года.

Стратегия была скорректирована с национальными целями и задачами, которые обозначил перед страной президент Владимир Путин и которые были конкретизированы в нацпроектах. Как подчеркнул губернатор, некоторые элементы стратегии развития Самарской области повлияли на содержание федеральных стратегических документов. Так, например, строительство моста через Волгу как важнейшая часть транспортного коридора «Европа — Западный Китай» вошла в Федеральную стратегию развития транспортной системы России.

«Полтора-два года назад нам приходилось очень напряженно работать в режиме «пожарной команды», решая в цейтноте целый ворох сложнейших задач. Сейчас наш регион вышел на устойчивую траекторию развития, и мы ясно видим перспективы. Мы имеем планы деятельности на годы вперед, подкрепленные финансовыми, законодательными и организационными ресурсами. Пожелания и мечты превратились в подкрепленные средствами и детально расписанные конкретные планы по каждой сфере», — подчеркнул Дмитрий Азаров.

Обновленную Стратегию глава региона призвал рассматривать как живой документ, в который власти будут вносить изменения вместе с жителями. «Мы должны стремиться к лидерству, рассматривая нынешнюю, обновленную стратегию не как догму, принятую раз и навсегда, а как «живой» документ, в который мы вместе будем вносить коррективы, открывать для себя новые горизонты», — отметил Дмитрий Азаров.

О корректировках, которые были выработаны для Стратегии социально-экономического развития региона, рассказал первый вице-губернатор — председатель правительства Самарской области Виктор Кудряшов. Он отметил, что за последние два года произошли существенные изменения в жизни как региона, так и страны.

«Появился новый мощнейший инструмент развития — нацпроекты. Принята стратегия пространственного развития России на период до 2025 года, согласно которой Самарская область вошла в группу геостратегических приграничных регионов, а Самара и Тольятти выделены как наиболее перспективные центры экономического роста страны», — отметил глава регионального кабмина.

В обновленной Стратегии остались неизменными главные цели и задачи, такие, как улучшение качества жизни населения, рост конкурентоспособности экономики, повышение эффективности деятельности органов власти. Однако механизм их достижения изменился. Стратегия базируется на демографическом прогнозе, и, поскольку в связи с изменениями границ трудоспособного возраста численность трудящихся граждан будет расти, их доля в общей численности населения увеличится и достигнет в 2030 году 61,2% против 55,3% в 2018 году. Это приведет к сокращению демографической нагрузки на трудоспособное население. «И если в стратегии, принятой два года назад, прогнозируемые демографические сдвиги (то есть снижение численности населения трудоспособного возраста) были сдерживающим фактором, угрозой для развития региона, то в новых условиях трудовых ресурсов будет достаточно для ускоренного экономического развития», — отметил Виктор Кудряшов.

В вопросе повышения конкурентоспособности производителей региона в стратегии сделан акцент на наращивание темпов производительности труда. Перед правительством области стоит задача вовлечь не менее 250 промпредприятий в реализацию соответствующего нацпроекта. На сегодня заявки на участие в программе подали уже более 70 крупных предприятий с оборотом свыше 400 млн руб. в год. Около 400 сотрудников региональных предприятий прошли обучение по программе повышения производительности труда.

Добавлены новые направления развития отрасли химической отрасли: производство полиэтиленгликоля, высокоэкологичного полипропиленгликоля, аминоспиртов, антиокислителей. Эти вещества сейчас не производятся в РФ или производятся в недостаточном количестве.

В соответствии с договоренностью Дмитрия Азарова и главы ПАО «Газпром» Алексея Миллера, будет создана рабочая группа по проведению научных исследований и организации создания современного газохимического комплекса на территории Самарской области. Первое заседание рабочей группы состоится уже до конца года.

«Перечисленные направления развития были включены в стратегию по предложению самих предприятий, входящих в соответствующие кластеры, а не придуманы нами. Задача региональной власти — опираясь на стратегию, защищать интересы самарских производителей», — резюмировал председатель правительства.

В среду, 12 июля, правительство Самарской области утвердило стратегию социально-экономического развития области на период до 2030 года.

Это важнейший региональный документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на долгосрочную перспективу. Стратегия подготовлена с учетом требований, предусмотренных федеральным законодательством.

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин отмечает, что согласно «Стратегии 20-30», к 2020 г. необходимо полностью реструктуризировать экономику региона и создать благоприятные условия для бизнеса, в 2025 г. регион должен стать ведущим производственным хабом, а к 2030 г. превратиться в центр промышленных инноваций России. Глава региона уверен, что экономический и человеческий потенциал позволяют достичь поставленных целей.

«У нас очень высокий человеческий капитал. В Самарскую область всегда со всех концов страны ехали люди, которые хотели в жизни чего-то добиться, проявить себя, сделать что-то важное для страны. Их дети, внуки на генном уровне впитали традиции дедов и отцов. В этом смысле у Самарской области очень большие возможности стать одним из инновационных центров страны к 2030 году», — подчеркнул Николай Меркушкин.

Отметим, что в разработке стратегии приняли участие региональные и муниципальные органы власти, широкий круг экспертов из представителей крупных предприятий, малого и среднего бизнеса, вузы, целевые группы общественности.

Документ прошел общественное обсуждение, в том числе был рассмотрен на заседаниях общественной палаты Самарской области, совета при губернаторе Самарской области по вопросам стратегического развития Самарской области, где в целом документ получил положительную оценку и был рекомендован к принятию. Также документ прошел согласование в федеральных органах исполнительной власти. Минэкономразвития России было подготовлено положительное сводное заключение.

В основу стратегии развития Самарской области положен анализ конкурентоспособности региона и результаты опроса населения на тему удовлетворенности качеством жизни в регионе, участниками которого стали различные категории жителей всех муниципальных образований области — свыше 4 тыс. человек.

Стратегическими целями социально-экономического развития Самарской области являются три взаимообеспечивающих вектора — улучшение качества жизни населения, рост конкурентоспособности экономики и повышение эффективности деятельности органов власти.

Указывается, что в мировом масштабе Самарская область может принять на себя роль значимого центра космических исследований и инжиниринга, образовательного центра в области технических наук, ключевого транспортного узла, соединяющего Европу с Азией и уникального центра рекреации и туризма.
Комплексная реализация стратегических целей позволит достигнуть достойного уровня жизни в регионе, вернуть Самарскую область в топ самых развитых регионов страны и укрепить регион на мировой арене.

Повышение конкурентоспособности региона тесно связано с развитием инфраструктуры. Самым масштабным проектом, существенно меняющим транспортный каркас региона, станет строительство мостового перехода через Волгу в районе с. Климовка с обходом Тольятти, по которому ведутся проектные работы.

Всего в стратегию включено 55 стратегических проектов производственной, инфраструктурной и социальной направленности. При этом планируется, что перечень проектов будет пополняться.

Общий объем инвестиций в основной капитал за 2016–2030 годы должен составить более 9 трлн рублей. Из них более 5,5 трлн — собственные средства, почти 3,5 трлн — привлеченные (1,6 трлн — кредиты и займы, 1 трлн — бюджетные средства, 170 млн — иностранные инвестиции).

Планируется, что лидером по инвестициям станет нефтехимический кластер — 41% от общего объема. За ним должны следовать логистика и коммуникации — 17,9%.

Из проектов, которые ранее широко не обсуждались в концепции заявлено развитие аэротрополиса на базе аэропорта «Курумоч». Его проработкой занимается областной минтранс и Корпорация развития Самарской области.

В стратегии также определены основные направления по развитию малого и среднего предпринимательства.

Важное место в стратегии отводится социальной политике, направленной на улучшение качества жизни населения. Это и демографическое развитие, и повышение материального благосостояния жителей, улучшение экологической ситуации, развитие системы образования, кадрового обеспечения, развитие системы здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, социальной защиты, развитие гражданского общества, обеспечение граждан доступным комфортным жильем, развитие жилищно-коммунального хозяйства. Большое внимание уделяется развитию высшего и среднего профессионального образования.

В целях реализации стратегии будет подготовлен соответствующий план мероприятий.

Переход России к новой инновационной модели устойчивого экономического роста с целью достижения сбалансированного социально-экономического развития предполагает активную позицию субъектов Российской Федерации, поиск и реализацию ими нестандартных политических, экономических и социальных решений на региональном и муниципальном уровне.

Важнейшим условием осуществления этой задачи является скоординированное с федеральным центром участие в создании макроэкономических и институциональных условий формирования инновационной модели роста, использование современных механизмов трансформации стратегий долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов в реальные программы действий.
 Объективно оценить реальное состояние дел, предложить пути преодоления негативных тенденций и определить стратегические направления развития – задача каждого субъекта Российской Федерации.
 Правительством Самарской области перед коллективом экспертов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» была поставлена задача провести комплексный анализ состояния экономики и социальной сферы и предложить свое видение стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. В условиях изменения взглядов на процессы глобализации, причины возникновения и глубину воздействия мировых кризисов на региональные экономики эта работа приобрела особую актуальность. Во главу угла этой работы было поставлено переосмыслить миссию Самарской области в российском и мировом контексте, наметить и обосновать долгосрочные приоритеты, цели и задачи долгосрочного социально-экономического развития Самарской области на перспективу, а также предложить меры и современные механизмы достижения стратегических целей.
 Новизна представленного исследования и его отличие от аналогичных ранее разработанных документов заключается в том, что в качестве внешних условий долгосрочного развития Самарской области авторами учитывались новые явления и вызовы в мировой и российской экономике. На основе отраслевых форсайт-исследований предлагаются новации по направлениям технологического перевооружения традиционных отраслей экономики и социального сектора, нестандартные подходы к развитию и размещению производительных сил Самарской области. В том числе, по модернизации существующих базовых автомобильного, авиакосмического, нефтедобычи и нефтеперерботки, химического, и созданию новых кластеров «креативной» экономики: инновационно-информационного, медико-фармацевтического, туристско-рекреационного, транспортно-логистического. Модернизация и перевооружение производственных и инфраструктурных комплексов увязывается в проекте Стратегии с участием предприятий, научных центров, университетов региона в технологических платформах и проектах инновационного развития госкорпораций, с совершенствованием институциональной системы регионального и муниципального управления. Авторы видят возможность существенного улучшения качества жизни населения Самарской области на путях устойчивого гармоничного развития ее производительных сил и создания благоприятной жизненной среды, сохранения и эффективного использования историко-культурного и природного потенциала области в интересах сегодняшнего и будущих поколений. Едва ли ни впервые для целей совершенствования стратегического управления развитием региона выполнен анализ состояния гражданского общества в Самарской области и предложены меры для эффективного взаимодействия публичной власти, бизнеса и активной части населения области.
 В Стратегии представлены два сценария развития Самарской области: инерционный и инновационный, связанные со стратегией развития России. Они определяют коридор возможностей и необходимость гибкого реагирования на отклонения от движения по траектории инновационного развития. Сформированный в результате определения целевых показателей, их динамического балансирования и ресурсного обоснования сценарий инновационного развития Самарской области подразумевает при его реализации полномасштабное взаимодействие Правительства Самарской области с федеральным центром, другими субъектами Российской Федерации, использование возможностей расширения присутствия области на межрегиональных и международных рынках.
 В Стратегии сформулирована миссия Самарской области как основополагающее понятие стратегического управления и его высшая цель. Авторы разработки видят в Самарской области регион – эталон, пионера и лидера, в среде других российских регионов. Отсюда и формула миссии: «Создание образцового для России региона, задающего современные стандарты гармоничного социального развития, инновационной экономики и технологического лидерства в интересах нынешних и будущих поколений. Стремление Самарской области сохранить и сделать ближе для жителей Поволжья, России и всего мира уникальные объекты историко-культурного наследия и природные территории, в первую очередь, природного комплекса «Самарская Лука». Превращение Самарской области в зону успеха, здоровья и благополучия ее жителей».
 На основе такой трактовки миссии главная стратегическая цель Самарской области определена как:
 «реализация стратегических экономических и социальных приоритетов Самарской области в гармонии с приоритетами внешней и внутренней политики Российской Федерации, достижение европейских стандартов качества жизни населения на основе технологической модернизации традиционных и опережающего развития новых перспективных видов экономической деятельности, эффективного функционирования региональной экономики, сохранения историко-культурного и природного наследия – «сокровищницы Поволжья».
 По расчетам авторов, активно использовавших идеи и предложения как внешних экспертов, так и широкого круга специалистов и руководителей предприятий и органов исполнительной власти Самарской области, реализация Стратегии в ее инновационном варианте позволит к 2030 году по отношению к 2010 году:
 — осуществить переход к устойчивому развитию;
 — обеспечить рост реального скорректированного дохода в расчете на душу населения более чем в 3 раза и снизить уровень абсолютной бедности по отношению к 2010 году примерно в 5 раз;
 — предельно смягчить процесс депопуляции населения; к 2030 году не менее чем в 1,5 раза снизить уровень младенческой смертности; увеличить ожидаемую продолжительность жизни при рождении примерно на 5 лет;
 — обеспечить опережающее развитие социальной инфраструктуры, повышение уровня экологической безопасности и сохранения окружающей среды до европейских стандартов;
 — обеспечить сохранение и эффективное использование объектов историко-культурного и природного наследия Самарской области;
 — существенно улучшить структуру и показатели развития экономического потенциала и инновационной экономики Самарской области;
 — предусмотреть и провести комплекс мер, обеспечивающих в средне- и долгосрочной перспективе эффективный экономический рост, в том числе стабильный рост ВРП (в % к предыдущему году) в пределах 104,5 — 107,4%;
 — кардинально, не менее чем в 3 раза повысить рост производительности труда;
 — существенно увеличить долю инвестиций в основной капитал в ВРП, инвестиционную привлекательность и уровень реализации инвестиционного потенциала Самарской области;
 — существенно повысить роль гражданского общества, обеспечить сбалансированность интересов населения, бизнеса и власти при выработке и реализации программ социально-экономического развития Самарской области ее правительством и органами местного самоуправления.
 Проекту стратегии предстоит пройти профессиональную экспертизу и общественное обсуждение. В итоге Правительство Самарской области сможет получить новый важный инструмент развития, пользующийся доверием и поддержкой власти, бизнеса и гражданского общества.

Читать также:  Государственные программы инвестиций в строительстве

   *) Авторы — научный коллектив Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», разработчики научно-исследовательской работы по теме «Разработка стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года»

Государственные программы самарской области до 2030 года

Самарская область должна стать регионом успеха, здоровья и благополучия ее жителей

Самара, 18 сентября — АиФ-Самара.

Во вторник, 17 сентября, состоялось расширенное заседание правительства Самарской области и Совета при губернаторе по вопросам стратегического развития региона, сообщает региональное правительство.

Государственные программы самарской области до 2030 года

В нем приняли участие руководители министерств и ведомств, главы муниципалитетов, общественники, представители кадровых резервов, почетные граждане. В ходе мероприятия Дмитрий Азаров обозначил основные вехи в развитии Самарской области за последние два года и основные стратегические векторы ее дальнейшего развития. Также в ходе сегодняшнего заседания была представлена обновленная «Стратегия социально-экономического развития региона на период до 2030 года».

Расширенное заседание проводится ровно через год после вступления в должность Дмитрия Азарова на пост губернатора Самарской области. Напомним, в сентябре 2017 года указом президента РФ Владимира Путина Дмитрий Азаров был назначен врио главы региона. 9 сентября 2018 года он одержал убедительную победу в первом туре выборов губернатора Самарской области, набрав 72,63 % голосов, а 17 сентября 2018 года Дмитрий Азаров вступил в должность.

Открывая расширенное заседание правительства, губернатор отметил: «Мы придаем стратегическому планированию особое значение. Качественно составленная и последовательно реализуемая стратегия – залог успешного развития региона. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто четко ставит себе цели и задачи, ясно представляет свои возможности, максимально эффективно использует преимущества. Поэтому для Самарской области, стремящейся быть в числе регионов-лидеров страны, прогнозная стратегия – это непременное условие для развития».

В марте 2018 года в послании к жителям губернии Дмитрий Азаров поставил задачи, которые предстоит решить для опережающего развития региона во всех сферах деятельности. Для того, чтобы воплотить все задуманное в жизнь, в Самарской области была существенно доработана комплексная стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года. Этот документ призван стать основным инструментом перспективного планирования.

Губернатор отдельно подчеркнул: очень важно, что в создании стратегии самое активное участие приняли жители и органы власти всех муниципалитетов Самарской области. Летом и осенью 2018 года по всей области проходили стратегические сессии, активно работал сбор предложений граждан через интернет. В итоге в ходе работы над стратегией были выработаны более 900 тысяч предложений! Все они были обобщены и многие из них легли в основу обновленной Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года.

Кроме того, чтобы стратегия стала «рабочим документом, а не просто набором мечтаний», её корректировали в соответствии с национальными целями и задачами, которые обозначил перед страной президент Владимир Путин и которые были конкретизированы в национальных проектах. В свою очередь, подчеркнул губернатор, некоторые элементы стратегии развития Самарской области повлияли на содержание федеральных стратегических документов. Так, например, строительство моста через Волгу как важнейшая часть транспортного коридора «Европа – Западный Китай» вошла в федеральную стратегию развития транспортной системы России.

«Полтора-два года назад нам приходилось очень напряженно работать в режиме «пожарной команды», решая в цейтноте целый ворох сложнейших задач. Сейчас наш регион вышел на устойчивую траекторию развития, и мы ясно видим перспективы. Мы имеем планы деятельности на годы вперед, подкрепленные финансовыми, законодательными и организационными ресурсами. Пожелания и мечты превратились в подкрепленные средствами и детально расписанные конкретные планы по каждой сфере», — подчеркнул Дмитрий Азаров.

Обновленную стратегию глава региона призвал рассматривать как живой документ, в который власти будут вносить изменения вместе с жителями. «Мы должны стремиться к лидерству, рассматривая нынешнюю, обновленную стратегию не как догму, принятую раз и навсегда, а как «живой» документ, в который мы вместе будем вносить коррективы, открывать для себя новые горизонты», — отметил Дмитрий Азаров.

Большое внимание глава региона уделил ходу реализации нацпроектов. В текущем году на эти цели в Самарской области направлено почти 25 млрд. руб., а в целом регион привлек из федерального бюджета 26,7 млрд рублей. Это больше, чем выделялось региону в самые пиковые годы подготовки к Чемпионату мира.

После трех лет падения базовых показателей удалось добиться позитивного перелома в экономике Самарской области. ВРП устойчиво растет как в номинальном, так и в реальном выражении, укрепляется промышленный комплекс – в 2017-2019 годах здесь отмечена устойчивая положительная динамика (105,7% относительно уровня 2016 г.).

За полтора года в регионе было открыто 21 новое промышленное предприятие, создано 15,3 тыс. рабочих мест. Одним из локомотивов промышленного роста региона стал АвтоВАЗ, достигший в 2018 году чистой прибыли в размере 5,8 млрд рублей против убытка в 9,5 млрд рублей в 2017-ом. Это лучшие показатели за последние десять лет. «И достигнуто это было не только благодаря самоотверженной работе крупнейшего трудового коллектива, но и тем мерам поддержки, которые заводу оказывало и оказывает государство. Меня нередко упрекают в том, что слишком явно лоббирую интересы АвтоВАЗа. Но как можно поступить иначе, если от устойчивой работы автогиганта зависит жизнь и благополучие более 200 тыс. жителей Самарской области! Это и сам трудовой коллектив, и предприятия-смежники, и семьи заводчан. Как же может быть иначе!», — отметил Дмитрий Азаров.

Читать также:  Каковы внутренние и внешние заимствования в рамках государственной программы внешних заимствований, и каковы их юридические последствия?

Совместную, командную работу власти региона выстраивают и с другими предприятиями губернии. В 2018-2019 годах благодаря лоббированию интересов региона промышленным предприятиям Самарской области выделены федеральные субсидии на сумму 1,35 млрд. рублей. Для стимулирования модернизации производств в 2019 году создан областной Фонд развития промышленности. По федеральной программе все больше предприятий повышают производительность труда.

Серьезные успехи демонстрирует Автоград. На территории особой экономической зоны «Тольятти» созданы объекты инфраструктуры, работают 10 производств. В 2018-2019 годах резидентами ОЭЗ инвестировано 2,3 млрд. рублей. Технопарк «Жигулевская долина» стал региональным оператором фонда «Сколково». Эффективно работают механизмы «ТОР» в Тольятти, они позволили дополнительно привлечь в город более 38 млрд. рублей инвестиций, из них полтора уже вложены. В 2019 году статус территории опережающего развития получил Чапаевск. Активно развиваются индустриальные парки «Преображенка» и «Чапаевск».

Серьезных успехов удалось добиться и в отрасли АПК. Благодаря мерам господдержки, за 1,5 года сельхозпроизводители приобрели 565 тракторов, 254 комбайнов и другой техники на сумму 5,5 млрд. рублей. Такого обновления техники в регионе не было с советских времен. Увеличиваются посевные площади, продолжается восстановление оросительных систем. В 2018 году и за истекший период 2019 года получателями грантов на поддержку начинающих фермеров стали 71 КФХ, грантов на развитие семейных животноводческих ферм – 8 КФХ. Для продвижения продукции местных производителей введена системы товарной символики «Самарский продукт». «Эту задачу мы определяли с вами совместно. По состоянию на 1 сентября разрешение на ее использование получила 61 организация более 1000 товаров – от продуктов питания до сельхозтехники», — сообщил губернатор.

Растут объемы денежных инвестиций в регион. В национальном рейтинге состояния инвестклимата менее чем за два года область поднялась на 41 позицию, заняв лидирующие позиции в стране по динамике роста инвестиционной привлекательности. Такую впечатляющую динамику отметил президент страны Владимир Путин.

Вместе с экономикой растет и качество жизни в Самарской области. «Каждому человеку хочется жить в комфортной среде, передвигаться по хорошим дорогам, получать качественное образование, своевременную и достаточную медицинскую помощь, иметь возможность культурного досуга и занятий спортом. На это направлены наши усилия и здесь тоже есть, о чем рассказать», — отметил глава региона.

После четырёх лет падения реальных доходов заработок граждан начал расти. Происходит существенное снижение уровня безработицы, и особенно это заметно в Тольятти, где эта проблема стояла наиболее остро. Сегодня количество вакансий в Автограде превышает количество безработных. Всего в регионе за полтора года создано 15,5 тысяч новых рабочих мест.

«Для любого человека огромное значение также имеет качество среды проживания. Поэтому в рамках нацпроекта в 2019 году мы начали новую программу переселения из ветхого и аварийного жилья. В этом году в новые квартиры будут переселены около 500 человек, в 2020 году – в два раза больше», — сообщил Дмитрий Азаров.

В зоне особого внимания правительства стоит вопрос обеспечения жильем льготных категорий граждан. В 2019 году жильем были обеспечены 820 молодых семей, 711 детей-сирот и 240 ветеранов Великой Отечественной войны. Беспрецедентное внимание уделяется и решению проблемы обманутых дольщиков. К 1 октября 2019 года в регионе будет создан Фонд защиты участников долевого строительства, что позволит ускорить решение этой застарелой проблемы. «В 2018 году из реестра проблемных уже исключено 4 объекта, в текущем году 3, что позволило 1,5 тысячам жителей избавиться от статуса обманутых дольщиков. До конца 2019 года в соответствии с реальными планами будет решен вопрос еще пяти проблемных объектов. Еще около 500 семей въедут в свои квартиры. Уверен, добьемся и поддержки федерального бюджета», — подчеркнул глава региона.

В рамках программы по формированию комфортной городской среды в 2018 году было благоустроено 395 дворовых и 135 общественных территорий. В 2019 году в соответствии с итогами общественного голосования особое внимание было уделено благоустройству общественных территорий, их число увеличилось до 178. «Самое главное, все мы видим совсем иной качественный уровень благоустройства, организации городских и сельских пространств. Я рад, что мы достигли такого качества», — отметил губернатор.

Продолжается приведение в порядок транспортных артерий региона. В 2018 году построено и отремонтировано более 400 км региональных и местных дорог. Такие темпы сохранены и в 2019 году. Завершается строительство Фрунзенского моста в Самаре, движение по нему будет запущено до конца года, а также многоуровневой развязки трассы М-5 в Самаре. За счет областного бюджета проводится обновление общественного транспорта Самары, Тольятти и Новокуйбышевска.

Дмитрий Азаров отметил, что в сфере образования приоритетом является доступность мест в детских садах, особое внимание при этом уделяется созданию ясельных групп. В 2018 году были введены в строй девять детсадов. Сейчас в Самарской области строятся и капитально ремонтируются сразу 28 садиков, в 17 из них работы будут закончены в этом году.

«За неполные два года уже введены в строй 4 школы, а это почти 4 с половиной тысячи новых мест! Одна школа открыла свои двери после вынужденного длительного закрытия и проведенной реконструкции, еще одна будет открыта до конца года», — подчеркнул глава региона. Сегодня школы региона активно оснащаются современным оборудованием по предмету «Технология». На базе сельских школ 29 муниципалитетов начали работать 45 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Обновляется парк школьных автобусов, перед 1 сентября школам передали 89 машин.

Губернатор напомнил, что в области среднего профессионального образования 2019-й стал годом обновления учреждений: проводится ремонт сразу в 45 техникумах и колледжах. Активно внедряются демонстрационные экзамены по стандартам WorldSkills. Сегодня регион занимает 2 место в стране по качеству их проведения.

Активно развивается сфера здравоохранения. Дмитрий Азаров подчеркнул, в регионе растет доступность высокотехнологичной медпомощи: в 2018 году ее получили 20,9 тыс. жителей области, рост составил почти 13% к 2017 году, за 8 месяцев 2019 года такая помощь оказана уже почти13-ти тысячам человек. В Самарской области открыто 11 новых учреждений здравоохранения, среди них два крупных медицинских центра в Тольятти, отремонтировано 47 объектов здравоохранения, закуплено 60 автомобилей скорой помощи. Активно внедряется проект «Бережливая поликлиника», в первую очередь в 17 детских отделениях. В 2019 году создается центр амбулаторной онкологической помощи, переоснащены медицинские организации региона, оказывающие помощь онкобольным, переоснащаются региональный сосудистый центр и два сосудистых отделения в Тольятти. Ведется активная работа над повышением доступности первичной медпомощи жителям сел. В 2018 году введены в эксплуатацию восемь ФАПов. В 2019 году будет открыто еще 14. В села поставлены 20 автомобилей «Нива» для доставки пожилых граждан до медучреждений.

Развитие системы физкультуры и спорта – один из приоритетов работы правительства Самарской области. 2018-2019 годах в регионе введены, помимо объектов, построенных к Чемпионату мира по футболу, 10 крупных спортобъектов и 30 площадок, открыт инклюзивный детский спортпарк. До конца года к ним прибавятся еще четыпе ФОКа и 15 спортплощадок. Ведется строительство Дворца спорта в Самаре, ФОКов «Акробат» и «Союз», легкоатлетического манежа в Тольятти, крытого катка в Похвистнево.

Подводя итоги работы за последние два года, Дмитрий Азаров отметил серьезное укрепление позитивного имиджа региона на федеральном уровне.

«Осенью 2017-го он висел буквально на волоске, ведь проведение Чемпионата мира по футболу в Самаре было под вопросом. Проявив самарский характер, приложив серьезные усилия, вместе с федеральными властями мы буквально вытащили ситуацию, которая кому-то уже казалась безнадежной. Чемпионат мира прошел «на отлично», став незабываемым праздником. Регион узнали по всему миру, а то, что сделано, будет многие годы служить людям», — заявил губернатор.

Дмитрий Азаров отметил, что оправдав доверие страны и президента, регион обеспечил мощную поддержку по самым разным аспектам развития: «Мы смогли выиграть в очень серьезной конкуренции между регионами за размещение Шестого кассационного суда. Скоро откроется его здание на Крымской площади в Самаре. Это большой успех региона, а кроме того это сотни высококвалифицированных рабочих мест». Самарско-Тольяттинская агломерация признана в Стратегии пространственного развития России одним из ведущих центров роста экономики страны. «Это показатель авторитета и роли нашей области. Все вышеназванное дает понимание верности выбранного в Самарской области два года назад курса. Сделано немало, но точно мы обязаны ставить новые амбициозные цели. Впереди у нас огромная работа по действенной реализации в регионе всех национальных проектов. Не сомневаюсь, она нам по плечу!»

О корректировках, которые были выработаны для стратегии социально-экономического развития региона, рассказал первый вице-губернатор – председатель правительства Самарской области Виктор Кудряшов. Он отметил, что за последние два года произошли существенные изменения в жизни как региона, так и страны. «Появился новый мощнейший инструмент развития – нацпроекты. Принята стратегия пространственного развития России на период до 2025 года, согласно которой Самарская область вошла в группу геостратегических приграничных регионов, а Самара и Тольятти выделены как наиболее перспективные центры экономического роста страны», — отметил глава регионального кабмина. Цели нацпроектов были учтены и в стратегии. «Отличительной особенностью работы также стало максимальное вовлечение в этот процесс жителей всех муниципальных образований области», — подчеркнул Виктор Кудряшов. Только на анализ и систематизацию предложений потребовалось полгода. Результатом этой работы явилось и то, что сегодня все города и районы области имеют собственные долгосрочные стратегии развития, увязанные с региональной стратегией.

Читать также:  Государственная программа сельский дом культуры

Анализ предложений показал, что жителей региона волнует состояние сферы ЖКХ, вопросы благоустройства, состояния дорожно-транспортной инфраструктуры, экологии, спортивных и культурных объектов, качество и доступность медицинских услуг, дополнительного образования. Тематика проблем во многом пересекается с задачами, обозначенными Президентом в национальных проектах.

В обновленной стратегии остались неизменными главные цели и задачи, такие, как улучшение качества жизни населения, рост конкурентоспособности экономики, повышение эффективности деятельности органов власти. Однако механизм их достижения изменился. Стратегия базируется на демографическом прогнозе, и, поскольку в связи с изменениями границ трудоспособного возраста численность трудящихся граждан будет расти, их доля в общей численности населения увеличится и достигнет в 2030 году 61,2% против 55,3% в 2018 году. Это приведет к сокращению демографической нагрузки на трудоспособное население. «И если в стратегии, принятой два года назад, прогнозируемые демографические сдвиги, то есть снижение численности населения трудоспособного возраста, были сдерживающим фактором, угрозой для развития региона, то в новых условиях трудовых ресурсов будет достаточно для ускоренного экономического развития», — отметил Виктор Кудряшов. При этом председатель правительства региона подчеркнул, что пока сохраняется тренд уменьшения общей численности населения области (Это связано с демографическими ямами Великой Отечественной войны и 1990-х). Реальные инструменты решения этой задачи предусмотрены в нацпроектах «Демография» и «Здравоохранение».

При корректировке стратегии дополнен перечень и значения целевых показателей развития социальных отраслей. В частности, это касается значения уровня бедности. Снизить его более чем в два раза поможет ускоренное развитие экономики, рост занятости и адресная социальная поддержка нуждающихся. Первые результаты налицо: в 2018 году удалось переломить отрицательную тенденцию и выйти на динамику роста реальных доходов населения. По итогам шести месяцев текущего года рост реальных доходов составил 100,5%, что выше общероссийских показателей.

«Сегодня мы не могли бы говорить ни о каком росте, если бы в ноябре 2017 года губернатором Дмитрием Азаровым не были бы приняты решения о восстановлении льгот работающим ветеранам, благодаря чему более 50 тысяч человек получили дополнительные социальные выплаты», — подчеркнул Виктор Кудряшов. Напомним, что также по поручению губернатора с 2018 года в законодательстве Самарской области нормативно закреплена обязательность ежегодной индексации размера социальных выплат в соответствии с темпами инфляции.

В вопросе повышения конкурентоспособности производителей региона в стратегии также произошли изменения: сделан акцент на наращивание темпов производительности труда. Перед правительством области стоит задача вовлечь не менее 250 промпредприятий в реализацию соответствующего нацпроекта. На сегодняшний день заявки на участие в программе уже подали более 70 крупных предприятий с оборотом свыше 400 млн. руб. в год. Около 400 сотрудников региональных предприятий прошли обучение по программе повышения производительности труда.

Добавлены новые направления развития отрасли химической отрасли: производство полиэтиленгликоля, высокоэкологичного полипропиленгликоля, аминоспиртов, антиокислителей. Эти вещества сейчас не производятся в РФ или производятся в недостаточном количестве.

В соответствии с договоренностью Дмитрия Азарова и главы ПАО «Газпром» Алексея Миллера будет создана рабочая группа по проведению научных исследований и организации создания современного газохимического комплекса на территории Самарской области. Первое заседание рабочей группы состоится уже до конца года.

«Перечисленные направления развития были включены в стратегию по предложению самих предприятий, входящих в соответствующие кластеры, а не придуманы нами. Задача региональной власти, опираясь на стратегию, защищать интересы самарских производителей», — резюмировал председатель правительства.

Выступая на Совете, председатель Общественной палаты Самарской области Виктор Сойфер обратил внимание на те аспекты, которые, по его мнению, также необходимо учесть при планировании дальнейшего социально-экономического развития региона. В первую очередь председатель общественной палаты обратил внимание участников заседания на вопрос, связанный с начислением платы за вывоз ТКО. Напомним, в начале губернатор поручал Общественной палате провести опросы среди жителей и выяснить, какой формат оплаты услуг является оптимальным для большинства. «Я знаю, что сейчас правительство работает над вопросом снижения норматива накопления и снижением тарифа. Но мне кажется, что мы недостаточно работаем над такой темой, как оплата по факту»,- сказал Виктор Сойфер.

Он отметил, что муниципальные власти, в чьей зоне ответственности находятся контейнерные площадки, должны организовать работу по мониторингу за количеством поступивших и вывезенных отходов, чтобы эти показатели учитывались при взимании платы за данный вид коммунальных услуг. «Здесь нужна работа по цифровизации, мониторингу количества вывезенных ТКО. Когда это будет сделано, может снизиться оплата услуги, можно будет четко объяснять населению, за что берут деньги».

Глава региона поддержал позицию председателя региональной Общественной палаты и подчеркнул: ответственность муниципалитетов в вопросе сбора и вывоза ТКО крайне высока. Именно органы местной власти должны проводить разъяснительную работу с населением, следить за качеством содержания контейнерных площадок, актуализировать схемы размещения контейнерных площадок, контролировать работу регоператора.

«При этом работа, о которой сказано, ведется и правительством: и по корректировке схем, и по уточнению нормативов, и по порядку взимания платы. Эта работа, безусловно, будет обобщена по итогам анализа годового цикла»,- подчеркнул Дмитрий Азаров.

Кроме того, Виктор Сойфер обратил внимание присутствующих на проблемы, которые влечет за собой цифровизация всех сфер жизнедеятельности: «Согласно атласу профессий, составленному инновационным центром «Сколково», к 2030 году исчезнут 57 профессий. Мы должны задуматься о том, что будет с людьми, которые могут потерять работу», — сказал Виктор Сойфер. Председатель Общественной палаты подчеркнул, что следую тренду цифровизации и увеличивая число специалистов в области IT-технологий, нельзя отказаться от подготовки кадров в других отраслях.

«В этой ситуации не менее 50% айтишников должны быть подготовлено на смежные, базовые специальности, такие как медицина и здравоохранение, социально-гуманитарная сфера, точное земледелие. Мы должны разработать соответствующие образовательные программы и внедрить их в Самарской области»,- предложил Виктор Сойфер.

Дмитрий Азаров отметил, что данная работа уже ведется ведущими вузами области: «Давайте вместе подумаем, какая здесь нужна поддержка от региона, посмотрим, какие меры поддержки нужны дополнительно из регионального бюджета на эти новые специальности необходимы и на новые образовательные программы. Эта работа для нас не является уникальной. Такое сотрудничество с университетом уже отработано и давайте проведем ее в соответствии с требованиями сегодняшнего времени».

Ряд предложений на заседании озвучил и директор самарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени Н.М. Тулайкова Сергей Шевченко. Он отметил, в стратегии определено три этапа развития агропищевого кластера, которые направлены на повышение эффективности производства, повышение глубины переработки сырья и развития пищевой промышленности, развитие агробиотехнологий.

«Ключевые направления достижения этих целей должны быть наполнены практическими шагами по решению конкретных задач. Это в первую очередь импортозамещение. Здесь необходимо развитие селекции и семеноводства, о котором сегодня много говорят, но нам необходимо это сделать. Речь идет о задачах, стоящих перед сформированным на базе 5 научных учреждений РАН на территории Самарской и Ульяновской областей в единый Самарский ФИЦ РАН. На его базе необходимо сформировать селекционный центр нового поколения, который способен создавать сорта и исходный материал для селекции по средствам новых генетических и биотехнологических манипуляций, при этом должны сократиться сроки создания сортов и гарантированно создание сортов с заданными признаками и свойствами. Это целый комплекс вопросов, связанный с подготовкой кадров, материальный базы исследований и т.д. Однако это позволит решить еще одну очень амбициозную задачу – развития экспортного потенциала аграрной отрасли региона», — сказал Сергей Шевченко.

Член молодежного правительства Самарской области Дмитрий Стулов предложил активнее проводить информационную работу с молодежью, рассказывать о том, какие перспективы для региона и для каждого жителя открывает обновленная стратегия. К примеру, он предложил на следующем молодежном форуме «IВолга» сделать упор на стратегическое развитие до 2030 года, а также познакомить с документом учащихся школ и ссузов области: «Учащимся 10 и 11 классов было бы полезно провести хотя бы один урок по стратегическому развитию региона, что бы они знали, какие структуры будут более обширно развиваться с перспективой на несколько лет вперёд. Эта информация поможет ребятам определиться с выбором профессии и высшего учебного заведения, куда они будут поступать».

Комментируя итоги работы по обновлению стратегии развития региона, ректор СГЭУ Светлана Ашмарина подчеркнула: в Самарской области за последние два года кардинально изменились условия для развития. «У нас поменялся инвестиционный климат. Бизнес получил условия для развития: надежды на стабильную и внятную экономическую политику, сохранность капитала, на устойчивый рост». По мнению ректора, обновленная стратегия поможет вывести социально-экономическую обстановку в регионе на качественно новый уровень: «Именно поэтому мы у себя – в экономическом университете – тоже приняли решение об обновлении стратегической программы развития. Нужно существенное обновление и образовательных программ и форм воспитательной работы с учетом современной молодежной ментальности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *