Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В рассматриваемой Стратегии перечислены следующие проблемы в инновационной сфере Республики Мордовия:
отсутствие эффективного взаимодействия участников инновационного процесса;
низкая степень использования информационно-коммуникационных технологий при реализации инноваций;
отсутствие или несогласованность элементов государственной системы поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности на региональном уровне;
Мордовия не обладает богатыми запасами природных ресурсов и значительно уступает многим регионам по развитию стратегических отраслей промышленности;
промышленные предприятия продолжают отдавать предпочтение продуктовым, а не процессным инновациям.
При реализации инновационной политики Правительство Республики Мордовия руководствуется Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-3 «О стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г.
Рисунок 1 – Стратегические направления инновационного развития Республики Мордовия
На реализацию инновационной политики региона оказывают влияние многие нормативно-правовые акты, например:
Постановление «О Межведомственной комиссии по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия»;
Правила предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат по оплате процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций и Порядок оценки инвестиционных проектов;
Правила предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга;
Порядок ведения Перечня приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия;
Положение о порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений Государственного учреждения «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» в аренду и оказания услуг субъектам малого предпринимательства Республики Мордовия;
Порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций и др.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г. в рамках развития инновационной деятельности осуществляются следующие мероприятия: формирование инфраструктуры инновационной деятельности: ГУ «Республиканский бизнес-инкубатор», Мордовский центр научно-технической информации, Центр трансфера технологий при Мордовском государственном университете, Научно-технологический парк Мордовии.
Таблица 2. – Цели и задачи Государственной программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013–2021 г.
Цели
создание эффективной региональной научно-инновационной системы, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовия, на основе формирования развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциалов республики
Задачи
подготовка квалифицированных кадров и повышение уровня культуры в научно-инновационной сфере;создание новых научных инновационно активных предприятий, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики;эффективное использование научно-инновационного потенциала научных организаций, вузов, предприятий, бизнеса, стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности;организация участия субъектов научно-инновационной деятельности Республики Мордовия в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях;реализация экономически эффективных научно-инновационных проектов в интересах социально-экономического развития республики;формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, совершенствования системы государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию в интересах развития республики;формирование целостной системы организационных, экономических, правовых ресурсов и их сосредоточение на приоритетных направлениях развития научно-инновационной сферы;создание и дальнейшее развитие республиканской инновационной инфраструктуры;реализация комплексного инвестиционного проекта по развитию инновационного территориального кластера
Государственная программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013–2021 г. имеет ряд показателей, которые должны быть достигнуты до 2021 г. Для выявления эффективности программы, сравним текущие показатели с прогнозными показателями, которые указаны в программе (таблица 3).
К позитивным факторам следует отнести превышение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной реализованной продукции Республики Мордовия (27,5 %). Величина этого важного с позиций обеспечения конкурентоспособности показателя растет, что подтверждает положительную результативность инновационной деятельности (в соответствии с Государственной программой научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 – 2021 г. , удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг должен составить 33,0 % к 2021 г. Данный показатель находится в зоне «стабильности» и не представляет угроз для инновационной не стабильности региона. Показатель затраты на научные исследования и разработки с представленных данных увеличивается, но не совпадает с прогнозными данными. Если смотреть на прогнозные показатели в программе, можно сделать вывод, что республика не полностью выполняет прогнозные значения.
Таблица 3 – Сравнение прогнозных показателей государственной программы научно-инновационного развития Республики Мордовия с текущими данными
Показатель(индикатор)
2017г. 2018г. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ,услуг, %
Фактические показатели
27,2
27,5
Прогнозные показатели
27,9
30,1
Затраты на научные исследования и разработки (всех организаций региона) млн. Фактические показатели
842,7
926,1
Прогнозные показатели
1000,0
1100,0
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП, %
Фактические показатели
0,44
0,43
Прогнозные показатели
0,99
1,04
На основе анализа нормативно-правовых актов, можно выделить четкое понимание того, что для дальнейшего развития экономики республики в условиях отсутствия собственных природных сырьевых ресурсов решающее значение приобретают динамика и результативность инновационных процессов в реальном секторе экономики.
Таким образом, модель инновационного развития Республики Мордовия состоит в успешном социально-экономическом развитии региона на основе инновационной деятельности, прежде всего посредством обеспечения эффективной работы технопарка и стимулировании кооперации между промышленными предприятиями, учреждениями науки и образования. С точки зрения программно-целевого механизма реализации инновационной политики выступают такие основополагающие документы как Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г, Федеральная программа развития технопарков в сфере высоких технологий, а так же Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013–2021 г.
Республика Мордовия относится к регионам с индустриально-аграрным типом экономической специализации. В таблице 1 приведены основные социально-экономические показатели развития республики.
Таблица 1 – Основные социально-экономические показатели Республики Мордовия
Тенденции развития экономики региона можно оценить по динамике валового регионального продукта (ВРП) и инвестиций в основной капитал. Если по объему ВРП среди субъектов РФ Мордовия занимает лишь 64 место (за 2017 г. ), то по темпам роста наиболее существенный показатель (более 10 %) был достигнут в 2016 г. За 2018 г. Республика Мордовия вошла в ТОП-8 регионов, где стабильно развивалась промышленность. По этому показателю Мордовия вошла в одну группу с такими субъектами, как Вологодская область, Московская область, Новосибирская область, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Инвестиции в основной капитал за 2014-2018 гг. выросли на 3,7 млрд. руб. или на 7,8 %, однако темп их роста в динамике неустойчив. К числу важнейших проблем республики относится снижение численности населения и высокий уровень демографической нагрузки на работающее население.
Можно констатировать, что в республике активно реализуется политика по привлечению инвестиций, развитию инновационной деятельности, которая оказывает влияние на темпы экономического роста, повышение конкурентоспособности территории. В этих целях была разработана Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013-2021 годы (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 мая 2013 г. № 183), в которой особое место отводится функционированию институтов регионального развития. Ключевыми направлениями их деятельности являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания в основных отраслях экономики. На наш взгляд, в процессе создания институтов регионального развития в Мордовии можно выделить 4 этапа: 2005-2009 гг. , 2010-2014 гг. , с 2015 г. по настоящее время. В республике первые институты развития были зарегистрированы в 2006 г. , к ним относятся некомерческие организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия» и «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия», а также государственное казенное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» (табл. В 2009 г. были созданы автономные учреждения «Технопарк-Мордовия» и «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия». «Технопарк-Мордовия» можно считать самым масштабным и значимым инновационным проектом Республики Мордовия, количество резидентов, специализирующихся на электронном приборостроении, волоконной оптике и оптоэлектронике, энергосберегающей светотехнике, нанотехнологиях и композитных материалах, информационных технологиях и биотехнологиях постоянно возрастает.
В последние годы во многих регионах страны одним из самых заметных институтов стали корпорации развития, которые являются региональными операторами приоритетных инвестиционных проектов и их отличительной особенностью является решение не конкретного проекта, выполняющего конкретную цель, а решение более масштабных задач. В Мордовии такая организация создана в 2013 г. Это результат второго этапа формирования институтов развития в регионе.
Таблица 2 – Институты регионального развития в Республике Мордовия
Наименованиеинститута развития, год создания
Субъектыдеятельности
Перечень услуг,предоставляемых субъектам деятельности
НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия». Создан в 2006 г. Малые предприятия в научно-технической сфере, зарегистрированные в Республике Мордовия (организационные формы — ООО или ЗАО)
Поддержка венчурных инвестиций. Финансирование проектов в области сельского хозяйства, промышленности, инноваций в научно-технической сфере. Государственное казенное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия». Создан в 2006 г. Субъекты малого и среднего предпринимательства
Консалтинг, информационная, организационная, методическая поддержка субъектов МСП
Автономное учреждение «Технопарк-Мордовия». Создан в 2009 г. Ведущие промышленные компании республики, внедряющие инновационные продукты и технологии
Формирование научно-инно-вационной инфраструктуры, стимулирование научной и инновационной деятельности
Автономное учреждение «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия». Создан в 2009 г. Субъекты малого и среднего предпринимательства
Предоставления услуг по обеспечению доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам банков
Инновационный территориальный кластер Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением». Создан в 2013 г. 18 участников, 13 из которых промышленные предприятия -производители источников света, световых приборов, электронных компонентов и автоматизированных систем управления освещением, 2 научные организации, 1 образовательное учреждение
Удержание позиций региона на рынке традиционных источников света и осветительных приборов на их основе, освоение новых рынков инновационных продуктов, развитие кластерной структуры
ООО «Корпорация развития Республики Мордовия». Создана в 2013 г. Субъекты хозяйственной деятельности республики
Развитие промышленных парков, привлечение инвестиций, финансирование инвестиционных проектов, развитие механизмов государственно-частного партнерства, инвестиционный маркетинг региона
Агентство инновационного развития Республики Мордовия. Создано в 2014 г. Субъекты инновационной деятельности Республики Мордовия
Содействие развитию инновационной экосистемы республики и прогрессу инновационных проектов
Территория опережающего развития «Рузаевка». Решение Правительства РФ в 2017 г. Предприятия различных отраслей экономики
Привлечение инвесторов, открытие новых производств и появление новых рабочих мест
В 2013 году было подписано соглашение о создании инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением».
Таким образом, активное формирование в Республике Мордовия институтов регионального развития способствуют социально-экономическому развитию и росту качества жизни населения.
Список использованной литературы^
Мордовия: Стат. ежегодник. /Мордовиястат. – Саранск, 2019. – 438 с.
Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М. : Альпина Паблишер, 2011. – 454 с.
Исследование системы программно-целевого регулирования социально-экономического развития Республики Мордовия
1ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Огарёва»
Для осуществления программно-целевого регулирования развития территории необходимо создать и поддерживать определенную систему, состоящую из различных элементов, непосредственно или опосредованно связанных с применением метода целевых программ к управляемой сфере. Система программно-целевого регулирования социально-экономического развития Республики Мордовия является сложным многосоставным объектом. Разработкой, реализацией и координацией программ в Республике Мордовия занимается все министерства и ведомства, однако не все субъекты управления имеют одинаковые полномочия в части реализации программ. В разработке и реализации программ социально-экономического развития региона задействованы:– Глава Республики Мордовия является высшим должностным лицом РМ и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти РМ. Глава РМ обладает широчайшим перечнем полномочий и по существу определяет направления социально-экономического развития всей республики. – Государственное Собрание Республики Мордовия является высшим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Мордовия. К ведению Государственного Собрания РМ относятся: утверждение программ социально-экономического развития РМ, представленных Главой РМ и др. Государственное Собрание является представительным органом и выполняет функцию связи власти с обществом и выражения интересов всех слоев и групп населения. – Правительство Республики Мордовия. Правительство РМ является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти РМ. Правительство Республики Мордовия: разрабатывает проекты программ социально-экономического развития РМ и готовит отчеты об их выполнении для представления Главой РМ на утверждение Государственного Собрания РМ; осуществляет управление экономическими и социально-культурными процессами с целью комплексного социально-экономического развития Республики Мордовия и т. – Министерство финансов Республики Мордовия. Министерство финансов РМ является исполнительным органом государственной власти РМ, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики. Следующим элементом системы программно-целевого регулирования развития региона является подсистема целевых программ, в которую входят государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, государственные программы Республики Мордовия, республиканские целевые программы, ведомственные программы Республики Мордовия, муниципальные целевые программы муниципальных образований Республики Мордовия. Заметим, что система целевых программ имеет иерархическую структуру: она формируется по принципу «сверху-вниз» с целью обеспечения стратегического управления посредством краткосрочных и среднесрочных программ. Все программы региона взаимосвязано направлены на достижение стратегической цели развития республики – повышение качества жизни населения. Таблица 1 – Расходы республиканского бюджета Республики Мордовия в рамках государственных (целевых) программ (республиканские средства)Анализ государственных программ позволил определить наиболее приоритетные сферы развития региона: повышение уровня и качества жизни населения региона, развитие сельского хозяйства и промышленности, в частности, за счет создания инновационных и наукоемких производств, а также увеличение человеческого капитала за счет развития образования и здравоохранения. Завершая анализ системы программно-целевого регулирования Республики Мордовия, можно сделать следующие выводы. Программно-целевое регулирование рассматривается как сложная система взаимосвязанных элементов, призванная решить, либо нивелировать существующие в регионе социально-экономические проблемы. В настоящее время в регионе помимо федеральных реализуются 27 государственных программ Республики Мордовия, а также ряд муниципальных целевых программ, принимаемых в каждом муниципальном образовании региона. Таким образом, действующая система программно-целевого регулирования социально-экономического развития региона позволяет повышать качество управления регионом на основе эффективного использования программно-целевого метода регулирования социально-экономического развития региона. Список использованных источников