Исследование системы программно-целевого регулирования социально-экономического развития Республики Мордовия, а также научно-инновационных программ на 2013-2021 годы

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В рассматриваемой Стратегии перечислены следующие проблемы в инновационной сфере Республики Мордовия:

отсутствие эффективного взаимодействия участников инновационного процесса;

низкая степень использования информационно-коммуникационных технологий при реализации инноваций;

отсутствие или несогласованность элементов государственной системы поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности на региональном уровне;

Мордовия не обладает богатыми запасами природных ресурсов и значительно уступает многим регионам по развитию стратегических отраслей промышленности;

промышленные предприятия продолжают отдавать предпочтение продуктовым, а не процессным инновациям.

При реализации инновационной политики Правительство Республики Мордовия руководствуется Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-3 «О стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г.

Рисунок 1 – Стратегические направления инновационного развития Республики Мордовия

На реализацию инновационной политики региона оказывают влияние многие нормативно-правовые акты, например:

Постановление «О Межведомственной комиссии по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия»;

Правила предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат по оплате процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций и Порядок оценки инвестиционных проектов;

Правила предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга;

Порядок ведения Перечня приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия;

Положение о порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений Государственного учреждения «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» в аренду и оказания услуг субъектам малого предпринимательства Республики Мордовия;

Порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций и др.

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г. в рамках развития инновационной деятельности осуществляются следующие мероприятия: формирование инфраструктуры инновационной деятельности: ГУ «Республиканский бизнес-инкубатор», Мордовский центр научно-технической информации, Центр трансфера технологий при Мордовском государственном университете, Научно-технологический парк Мордовии.

Таблица 2. – Цели и задачи Государственной программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013–2021 г.

Цели
создание эффективной региональной научно-инновационной системы, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовия, на основе формирования развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциалов республики

Задачи
подготовка квалифицированных кадров и повышение уровня культуры в научно-инновационной сфере;создание новых научных инновационно активных предприятий, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики;эффективное использование научно-инновационного потенциала научных организаций, вузов, предприятий, бизнеса, стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности;организация участия субъектов научно-инновационной деятельности Республики Мордовия в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях;реализация экономически эффективных научно-инновационных проектов в интересах социально-экономического развития республики;формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, совершенствования системы государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию в интересах развития республики;формирование целостной системы организационных, экономических, правовых ресурсов и их сосредоточение на приоритетных направлениях развития научно-инновационной сферы;создание и дальнейшее развитие республиканской инновационной инфраструктуры;реализация комплексного инвестиционного проекта по развитию инновационного территориального кластера

Государственная программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013–2021 г. имеет ряд показателей, которые должны быть достигнуты до 2021 г. Для выявления эффективности программы, сравним текущие показатели с прогнозными показателями, которые указаны в программе (таблица 3).

К позитивным факторам следует отнести превышение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной реализованной продукции Республики Мордовия (27,5 %). Величина этого важного с позиций обеспечения конкурентоспособности показателя растет, что подтверждает положительную результативность инновационной деятельности (в соответствии с Государственной программой научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 – 2021 г. , удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг должен составить 33,0 % к 2021 г. Данный показатель находится в зоне «стабильности» и не представляет угроз для инновационной не стабильности региона. Показатель затраты на научные исследования и разработки с представленных данных увеличивается, но не совпадает с прогнозными данными. Если смотреть на прогнозные показатели в программе, можно сделать вывод, что республика не полностью выполняет прогнозные значения.

Читать также:  Государственная программа Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013-2030 годы". (Главы 5-10)

Таблица 3 – Сравнение прогнозных показателей государственной программы научно-инновационного развития Республики Мордовия с текущими данными

Показатель(индикатор)
 2017г. 2018г. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ,услуг, %
Фактические показатели
27,2
27,5

Прогнозные показатели
27,9
30,1

Затраты на научные исследования и разработки (всех организаций региона) млн. Фактические показатели
842,7
926,1

Прогнозные показатели
1000,0
1100,0

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП, %
Фактические показатели
0,44
0,43

Прогнозные показатели
0,99
1,04

На основе анализа нормативно-правовых актов, можно выделить четкое понимание того, что для дальнейшего развития экономики республики в условиях отсутствия собственных природных сырьевых ресурсов решающее значение приобретают динамика и результативность инновационных процессов в реальном секторе экономики.

Таким образом, модель инновационного развития Республики Мордовия состоит в успешном социально-экономическом развитии региона на основе инновационной деятельности, прежде всего посредством обеспечения эффективной работы технопарка и стимулировании кооперации между промышленными предприятиями, учреждениями науки и образования. С точки зрения программно-целевого механизма реализации инновационной политики выступают такие основополагающие документы как Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г, Федеральная программа развития технопарков в сфере высоких технологий, а так же Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013–2021 г.

Республика Мордовия относится к регионам с индустриально-аграрным типом экономической специализации. В таблице 1 приведены основные социально-экономические показатели развития республики.

Таблица 1 – Основные социально-экономические показатели Республики Мордовия

Тенденции развития экономики региона можно оценить по динамике валового регионального продукта (ВРП) и инвестиций в основной капитал. Если по объему ВРП среди субъектов РФ Мордовия занимает лишь 64 место (за 2017 г. ), то по темпам роста наиболее существенный показатель (более 10 %) был достигнут в 2016 г. За 2018 г. Республика Мордовия вошла в ТОП-8 регионов, где стабильно развивалась промышленность. По этому показателю Мордовия вошла в одну группу с такими субъектами, как Вологодская область, Московская область, Новосибирская область, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Инвестиции в основной капитал за 2014-2018 гг. выросли на 3,7 млрд. руб. или на 7,8 %, однако темп их роста в динамике неустойчив. К числу важнейших проблем республики относится снижение численности населения и высокий уровень демографической нагрузки на работающее население.

Можно констатировать, что в республике активно реализуется политика по привлечению инвестиций, развитию инновационной деятельности, которая оказывает влияние на темпы экономического роста, повышение конкурентоспособности территории. В этих целях была разработана Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013-2021 годы (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 мая 2013 г. № 183), в которой особое место отводится функционированию институтов регионального развития. Ключевыми направлениями их деятельности являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания в основных отраслях экономики. На наш взгляд, в процессе создания институтов регионального развития в Мордовии можно выделить 4 этапа: 2005-2009 гг. , 2010-2014 гг. , с 2015 г. по настоящее время. В республике первые институты развития были зарегистрированы в 2006 г. , к ним относятся некомерческие организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия» и «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия», а также государственное казенное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» (табл. В 2009 г. были созданы автономные учреждения «Технопарк-Мордовия» и «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия». «Технопарк-Мордовия» можно считать самым масштабным и значимым инновационным проектом Республики Мордовия, количество резидентов, специализирующихся на электронном приборостроении, волоконной оптике и оптоэлектронике, энергосберегающей светотехнике, нанотехнологиях и композитных материалах, информационных технологиях и биотехнологиях постоянно возрастает.

Читать также:  Что такое ресурсное обеспечение государственной программы

В последние годы во многих регионах страны одним из самых заметных институтов стали корпорации развития, которые являются региональными операторами приоритетных инвестиционных проектов и их отличительной особенностью является решение не конкретного проекта, выполняющего конкретную цель, а решение более масштабных задач. В Мордовии такая организация создана в 2013 г. Это результат второго этапа формирования институтов развития в регионе.

Таблица 2 – Институты регионального развития в Республике Мордовия

Наименованиеинститута развития, год создания
Субъектыдеятельности
Перечень услуг,предоставляемых субъектам деятельности

НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия». Создан в 2006 г. Малые предприятия в научно-технической сфере, зарегистрированные в Республике Мордовия (организационные формы — ООО или ЗАО)
Поддержка венчурных инвестиций. Финансирование проектов в области сельского хозяйства, промышленности, инноваций в научно-технической сфере. Государственное казенное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия». Создан в 2006 г. Субъекты малого и среднего предпринимательства
Консалтинг, информационная, организационная, методическая поддержка субъектов МСП

Автономное учреждение «Технопарк-Мордовия». Создан в 2009 г. Ведущие промышленные компании республики, внедряющие инновационные продукты и технологии
Формирование научно-инно-вационной инфраструктуры, стимулирование научной и инновационной деятельности

Автономное учреждение «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия». Создан в 2009 г. Субъекты малого и среднего предпринимательства
Предоставления услуг по обеспечению доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам банков

Инновационный территориальный кластер Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением». Создан в 2013 г. 18 участников, 13 из которых промышленные предприятия -производители источников света, световых приборов, электронных компонентов и автоматизированных систем управления освещением, 2 научные организации, 1 образовательное учреждение
Удержание позиций региона на рынке традиционных источников света и осветительных приборов на их основе, освоение новых рынков инновационных продуктов, развитие кластерной структуры

ООО «Корпорация развития Республики Мордовия». Создана в 2013 г. Субъекты хозяйственной деятельности республики
Развитие промышленных парков, привлечение инвестиций, финансирование инвестиционных проектов, развитие механизмов государственно-частного партнерства, инвестиционный маркетинг региона

Агентство инновационного развития Республики Мордовия. Создано в 2014 г. Субъекты инновационной деятельности Республики Мордовия
Содействие развитию инновационной экосистемы республики и прогрессу инновационных проектов 

Территория опережающего развития «Рузаевка». Решение Правительства РФ в 2017 г. Предприятия различных отраслей экономики
Привлечение инвесторов, открытие новых производств и появление новых рабочих мест

В 2013 году было подписано соглашение о создании инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением».

Таким образом, активное формирование в Республике Мордовия институтов регионального развития способствуют социально-экономическому развитию и росту качества жизни населения.

Читать также:  Госпрограмма субсидирования автокредитов

Список использованной литературы^

Мордовия: Стат. ежегодник. /Мордовиястат. – Саранск, 2019. – 438 с.

Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М. : Альпина Паблишер, 2011. – 454 с.

Исследование системы программно-целевого регулирования социально-экономического развития Республики Мордовия

1ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Огарёва»

Для осуществления программно-целевого регулирования развития территории необходимо создать и поддерживать определенную систему, состоящую из различных элементов, непосредственно или опосредованно связанных с применением метода целевых программ к управляемой сфере. Система программно-целевого регулирования социально-экономического развития Республики Мордовия является сложным многосо­ставным объектом. Разработкой, реализацией и коорди­на­цией программ в Республике Мордовия занимается все мини­стерства и ведомства, однако не все субъекты управления имеют одинако­вые полномочия в части реализации программ. В разработке и реализации программ социально-экономического развития региона задействованы:– Глава Республики Мордовия является высшим должностным лицом РМ и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти РМ. Глава РМ обладает широчайшим перечнем полномочий и по существу определяет направления социально-экономического развития всей республики. – Государственное Собрание Республики Мордовия является высшим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Мордовия. К ведению Государственного Собрания РМ относятся: утверждение программ социально-экономического развития РМ, представленных Главой РМ и др. Государственное Собрание является представительным органом и выполняет функцию связи власти с обществом и выражения интересов всех слоев и групп населения. – Правительство Республики Мордовия. Правительство РМ является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти РМ. Правительство Республики Мордовия: разрабатывает проекты программ социально-экономического развития РМ и готовит отчеты об их выполнении для представления Главой РМ на утверждение Государственного Собрания РМ; осуществляет управление экономическими и социально-культурными процессами с целью комплексного социально-экономического развития Республики Мордовия и т. – Министерство финансов Республики Мордовия. Министерство финансов РМ является исполнительным органом государственной власти РМ, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики. Следующим элементом системы программно-целевого регулирования развития региона является подсистема целевых программ, в которую входят государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, государственные программы Республики Мордовия, республиканские целевые программы, ведомственные программы Респуб­лики Мордо­вия, муниципальные целевые программы муниципальных образований Респуб­лики Мордовия. Заметим, что система целевых программ имеет иерархическую структуру: она формируется по принципу «сверху-вниз» с целью обеспечения стратегического управления посредством краткосрочных и среднесрочных программ. Все программы региона взаимосвязано направлены на дос­тиже­ние стратегической цели развития республики – повышение качества жизни населения. Таблица 1 – Расходы республиканского бюджета Республики Мордовия в рамках государственных (целевых) программ (республиканские средства)Анализ государственных программ позволил определить наиболее приоритетные сферы развития региона: повышение уровня и качества жизни населения региона, развитие сельского хозяйства и промышленности, в частности, за счет созда­ния инновационных и наукоемких производств, а также увеличение человеческого капитала за счет развития образования и здравоохранения. Завершая анализ системы программно-целевого регулирования Республики Мордовия, можно сделать следующие выводы. Программно-целевое регулирование рассматривается как сложная система взаимосвязанных элементов, призванная решить, либо нивелировать существующие в регионе социально-экономические проблемы. В настоящее время в регионе помимо федеральных реализуются 27 государственных программ Республики Мордовия, а также ряд муниципальных целевых программ, принимаемых в каждом муниципальном образовании региона. Таким образом, действующая система программно-целевого регулирования социально-экономического развития региона позволяет повышать качество управления регионом на основе эффективного использования программно-целевого метода регулирования социально-экономического развития региона. Список использованных источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *