Как составить программу по федеральным государственным требованиям

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

В
СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

2.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

2.1. Разработка и
утверждение рабочей программы по учебным предметам и рабочих программ
внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и
реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочие программы
разрабатываются учителем (группой учителей).

2.3. Рабочие программы по
учебным предметам составляются на отдельный класс.

2.4. При составлении,
согласовании, рассмотрении и утверждении рабочей программы должно быть
обеспечено ее соответствие следующим документам:

федеральным государственным
образовательным стандартам начального общего и основного общего
образования;

требованиям к результатам освоения ООП
НОО, ООП ООО ;

примерной программе дисциплины,
утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе,
прошедшей экспертизу и апробацию);

федеральному перечню учебников,
утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования;

учебному плану школы;

2.5. Рабочая программа
учебного предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или
индивидуальной.

2.6. Рабочая программа
учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания
учителем поурочного планирования учебного курса на каждый учебный год (приложение 6).

2.7. Если в примерной или
авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а
указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет
часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические
комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3.
СТРУКТУРА, ОФОРМЛЕНИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Структура рабочей
программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной
системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно- методического
материала.

3.2. Составитель рабочей
программы может самостоятельно:

раскрывать
содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО, ФГОС ООО и примерной
программе;

конкретизировать
и детализировать темы;

устанавливать
последовательность изучения учебного материала;

распределять
учебный материал по годам обучения;

распределять
время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их
дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов
школы;

конкретизировать требования к результатам
освоения основной образовательной программы обучающимися;

включать
материал регионального компонента по предмету;

выбирать,
исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и
контроля уровня подготовленности обучающихся;

уплотнять
(объединять темы уроков) содержание материала из-за праздничных дней,
карантина, природных факторов путем слияния близких по содержанию тем уроков,
уменьшения количества аудиторных часов на письменные опросы (сочинения, эссе и
др.).

3.3. Структура рабочей
программы:

1) Титульный лист (приложение 1)

2) Пояснительная записка
(приложение 2)

3) Содержание учебного
предмета   (приложение
3)

4)  Планируемые образовательные результаты (приложение 4)

5) Тематическое
планирование (приложение 5)

6) Поурочное планирование
(приложение 6)

7) Учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса (приложение 7)

4.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

4.1.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по
ширине, абзац 1,25 см, поля слева 2 см, остальные 1 см; листы формата А4.
Таблицы вставляются непосредственно в текст.

4.2.
Титульный лист считается первым, не нумеруется, также, как и листы приложения.
На титульном листе указывается:

полное наименование образовательного
учреждения в соответствии с Уставом;

отметки о согласовании и утверждении
программы;

название рабочей программы (предмет, курс
в соответствии с учебным планом школы);

сведения о составителе (ФИО, должность);

название населенного пункта, в котором
реализуется рабочая программа;

год составления рабочей программы.

4.3. Тематическое планирование
представляется в виде таблицы с указанием наименования разделов и
тем программы, количества часов (в т. ч. на контрольные и практические работы),
отводимых на изучение каждой темы, даты изучения, видов деятельности, видов и
форм контроля, электронных (цифровых) образовательных ресурсов.

4.4. Поурочное планирование
представляется в виде таблицы с указанием наименования тем уроков,
количества часов (в т. ч. на контрольные и практические работы), отводимых на
изучение каждой темы, даты изучения, видов и форм контроля.

5.
УТВЕРЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

5.1. Рабочая программа
утверждается ежегодно до начала учебного года приказом директора
образовательного учреждения (в печатном и электронном виде).

5.2. Утверждению рабочей
программы предшествуют следующие процедуры:

обсуждение рабочей программы на заседании
методического объединения учителей;

получение экспертного заключения
(согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога.
Допускается проведение экспертизы рабочей программы с привлечением внешних
экспертов.

принятие педагогическим советом.

5.3. Все изменения,
дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года,
должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога.

5.4. Оригиналы
утвержденных программ учебных предметов, курсов (как составной части ООП НОО,
ООП ООО) а также календарно-тематическое планирование учебного курса на учебный
год хранятся у заместителя директора по УВР в течение текущего учебного года.
Рабочий экземпляр находится у учителя для осуществления учебного процесса.

5.5. В конце каждой
четверти или полугодия, учебного года составитель программы заполняет карточку
учета прохождения программы (Приложение 8)

5.6.В конце учебного года
рабочие программы архивируются и хранятся в архиве в течение 3-х лет.

Рабочая
программа сдается каждым учителем заместителю директора по УМР до 20 июня
учебного года в электронном виде. До 28 августа учебного года рабочие программы
утверждаются на заседаниях ПС, данные о протоколе и подпись директора вносятся
на титульный лист рабочей программы и сдаются в электронном и бумажном виде на
подпись и хранение заместителю директора по УВР.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение

«Основная школа поселка Зорино Гвардейского муниципального
округа Калининградской области»

238203,
Россия, Калининградская область, Гвардейский район, поселок Зорино, ул.
Центральная, дом17, тел./факс

педагогическим
советом                                                                                  
Директор МБОУ «ОШ пос. Зорино»

Рабочая программа начального (основного) общего образования

предмета «             »

учитель (название
преподаваемого предмета)

20 ___ г

Общая
характеристика учебного предмета

Цели
изучения учебного предмета

Целями
изучения (название предмета) по программам основного общего образования
являются:

Место
учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «     » входит в  предметную  область 
«       » и является обязательным
для  изучения.

Содержание учебного предмета «       », представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного
общего образования.

Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе
отводится  —      ч. (      часов в неделю).

При
разработке раздела следует опираться на примерную программу Министерства образования
РФ с учетом выбранного УМК и авторской программы.

Как составить программу по федеральным государственным требованиям

Физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

Адаптации
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

Овладение универсальными учебными
познавательными действиями

Базовые логические действия:

2.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

3.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Принятие себя и других:

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Что такое образовательная программа

Это вообще один документ или несколько? Что должно быть в программе?

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Как составить программу по федеральным государственным требованиям

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что представляет собой образовательная программа и какие виды программ бывают;
  • как устроена подготовка образовательных программ, в том числе дополнительного образования;
  • каково содержание (структура) образовательных программ.

Образовательная программа — это, с одной стороны, фактическое содержание учебного курса, а с другой — документация, определяющая содержание образования (знания, умения, навыки или компетенции), его объём и планируемые результаты обучения.

Всё, что касается образовательных программ в детсадах, школах, колледжах, вузах и организациях дополнительного образования (ДПО), регулирует Федеральный закон «Об образовании в РФ».

В законе приведено такое определение, которое к тому же объясняет, что именно входит в образовательные программы:

«Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Получается, что образовательная программа описывает, сколько длится обучение (обычно в академических часах), какие предметы, курсы или дисциплины преподаются и сколько часов уделяется тому или иному содержательному компоненту обучения, какие материалы используются для обучения, в каких формах и когда проходит аттестация. Причём всё это описание может содержаться даже не в одном, а в нескольких разных документах.

Есть ещё определение образовательной программы из Международной стандартной классификации образования (МСКО). Там образовательная программа описана как единый комплекс или последовательность видов образовательной деятельности или коммуникации, спланированной и организованной для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение определённого периода времени. Общей характеристикой образовательной программы является то, что, по достижении целей обучения или после выполнения образовательных задач, выдается документ, подтверждающий успешное её завершение.

Для каждого уровня образования — от детского сада до профессиональной переподготовки — существуют свои разновидности образовательных программ. Вот как они классифицируются в статье 12 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Как составить программу по федеральным государственным требованиям

В эту категорию входят, во-первых, основные общеобразовательные программы — те, которые используются в детсадах и школах. То есть программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Во-вторых, к этой группе относятся и основные профессиональные образовательные программы. Они, свою очередь, делятся ещё на два вида:

  • образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена;
  • образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, а также ассистентуры-стажировки.

И в-третьих, закон включает сюда же основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих.

Требования к образовательным программам школ, колледжей и вузов определяются в федеральных образовательных стандартах — ФГОС. О них мы расскажем ниже. Причём в эти образовательные программы в обязательном порядке включается также программа воспитания и календарный план воспитательной работы (это предусмотрено статьёй 12.1, которая появилась в законе «Об образовании в РФ» в 2020 году). В этой сфере также применяются примерные и федеральные образовательные программы. Иными словами, школа или колледж может вообще не разрабатывать свои программы на основе ФГОС, а просто взять и использовать готовые. Подробнее об этом тоже расскажем далее.

Таким образом, в сфере формального образования образовательные программы строго регламентируются государством. И если в сфере высшего образования ещё возможно некоторое разнообразие, то в школьном образовании всё движется к унификации.

В этой категории находятся дополнительные общеобразовательные программы, их может быть два вида:

  • Дополнительные общеразвивающие программы — они доступны детям и взрослым и бывают технические, естественно-научные, физкультурно-спортивные, художественные, туристско-краеведческие, социально-педагогические.
  • Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей.

Ещё сюда входят дополнительные профессиональные программы. Они тоже делятся на две разновидности:

  • программы повышения квалификации — для тех, кто совершенствуется в рамках своей профессии;
  • программы профессиональной переподготовки — для желающих получить новую профессию.

В отличие от основных образовательных программ, подход к проектированию программ дополнительного образования может быть довольно свободным. Государственных стандартов для этого типа образования нет, а это значит, что методисты могут довольно творчески подходить к проектированию содержания, используя для этого различные модели и опираясь на принципы педагогического дизайна. Однако для разработки дополнительных профессиональных программ закон всё же предусматривает некоторые правила.

Как составить программу по федеральным государственным требованиям

Согласно закону «Об образовании в РФ», образовательная организация самостоятельно разрабатывает образовательные программы. Но на самом деле, как мы уже пояснили выше, очень многое зависит от того, о каких образовательных программах идёт речь — основных или дополнительных.

Дело в том, что основным общеобразовательным и профессиональным программам обязательно нужна государственная аккредитация — иначе организация не сможет выдать выпускнику аттестат или диплом государственного образца. Иными словами, какой бы интеллектуальной и креативной ни была программа, например, в частной школе, частном колледже или в частном вузе, но если у неё нет госаккредитации, то с формальной точки зрения считается, что у выпускника этой программы нет образования соответствующего уровня (основного, или среднего профессионального, или высшего).

Чтобы программа получила государственную аккредитацию, она должна соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.

А вот программы дополнительного образования, и аспирантуры, а также образования обучающихся с нарушением интеллекта и основные программы профессионального обучения государство не аккредитует. То же относится и к дополнительным образовательным программам.

В любом случае образовательная программа, будь она, например, по школьному предмету, или это программа бакалавриата в вузе, или программа какого-то онлайн-курса, — это труд методиста и педагога (преподавателя, эксперта по теме курса).

Как составить программу по федеральным государственным требованиям

Требования к основным образовательным программам — их структуре, условиям реализации и результатам освоения — сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Цели стандартов — обеспечить единство образовательного пространства РФ, учитывать потребности общества и государства в квалифицированных кадрах, гарантировать качество образования и его преемственность. Это означает, что, например, ребёнок, изучивший программу начальной школы, должен быть готов перейти в пятый класс в любой школе России и приступить к освоению следующего образовательного этапа, а подросток, оканчивающий школу, должен быть готов сдать стандартные ОГЭ и ЕГЭ. В свою очередь, выпускник любого колледжа или вуза должен обладать одним и тем же базовым набором знаний и компетенций, чтобы работать по конкретной специальности, на которую он выучился.

Федеральные стандарты предусматривают обязательную часть (например, строго определённое количество часов изучения конкретных предметов), а также часть, которую формирует само учебное заведение. Например, в школе с углублённым изучением естественных наук образовательная программа может включать уроки биологии, химии и физики сверх обязательного минимума.

Для детских садов и школ существует по одному ФГОС для каждого уровня образования. А вот в среднем профессиональном и высшем образовании есть стандарты для каждого направления подготовки. Например, только для бакалавриата, специалитета и магистратуры действует около 720 ФГОС.

При этом для некоторых вузов предусмотрены специальные условия. Например, МГУ, СПбГУ, вузы категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также другие университеты из перечня, утверждённого президентом РФ, имеют право самостоятельно разрабатывать стандарты образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Это обеспечивает им относительную свободу в формировании программ. Правда, требования к результатам обучения в таких стандартах не могут быть ниже федеральных.

Как составить программу по федеральным государственным требованиям

Кроме ФГОС, детсадам, школам и колледжам необходимо ориентироваться ещё и на разработанные Минпросвещения готовые образовательные программы.

Так, в сентябре 2022 года принят законопроект, унифицирующий дошкольные и школьные образовательные программы. Появились понятия федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральных основных образовательных программ (ФООП).

ФООП обозначает учебно-методическую документацию, которая включает федеральные рабочие программы учебных предметов, учебный план, календарный учебный график, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Школа или детсад могут сами определять, принимать им федеральную образовательную программу полностью (тогда собственную учебно-методическую документацию разрабатывать не нужно) или частично. Однако в обновлённом законе «Об образовании в РФ» указаны обязательные части этих программ:

  • в начальной школе необходимо использовать федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру;
  • в средней и старшей школе обязательными становятся федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Предполагается, что уже к 1 сентября 2023 года школы перейдут на использование ФООП.

Ранее детские сады и школы могли ориентироваться на примерные образовательные программы, собранные в официальном реестре. А вот новая редакция закона «Об образовании» допускает их использование только в среднем профессиональном образовании. Примерные программы для колледжей также включают в себя рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Как составить программу по федеральным государственным требованиям

У организаций ДПО ситуация иная — общеобразовательные программы образовательная организация разрабатывает самостоятельно, как правило, без каких‑либо ФГОС. Программы дополнительного профессионального образования — тоже, но для них, во-первых, в законе есть правило: их содержание должно учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования к профессиям, специальностям и должностям (конечно, если такие установлены, потому что далеко не для всех профессий, особенно новых, есть профстандарты и квалификационные требования).

Во-вторых, для некоторых особенных программ дополнительного профессионального образования утверждаются типовые программы — так предусмотрено в статье 76 закона «Об образовании в РФ». Например, типовые программы по пожарной безопасности утвердило МЧС России, а программы дополнительного медицинского и фармацевтического образования — Минздрав.

Как составить программу по федеральным государственным требованиям

В-третьих, особый статус у программ профессиональной переподготовки. Поскольку такая программа направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (то есть это фактически получение новой профессии), то при её разработке нужно учитывать не только квалификационные требования, но и ФГОС соответствующих программ высшего или среднего профессионального образования (это тоже предусмотрено статьёй закона «Об образовании в РФ»).

Ещё при реализации программ дополнительного профессионального образования нужно учитывать Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утверждён приказом Минобрнауки от 01.07.2013 №499. Специальных правил там на самом деле немного. Например, установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Во всех остальных случаях и во всём остальном, что не урегулировано нормативными требованиями, образовательную программу дополнительного образования можно строить так, как считают нужным преподаватели и методисты. Сейчас сфера методических подходов к созданию образовательных программ очень активно развивается и включает в себя множество интересных инструментов, позволяющих сделать учебный курс действительно увлекательным.

Итак, образовательная программа — это содержание конкретного образовательного курса. А что именно там должно быть написано? У каждой программы должны быть указаны как минимум цели и планируемые результаты освоения, она должна содержать учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы — словом, всё, что перечислено в определении образовательной программы из закона.

Если подробнее, то требования к структуре программ, для которых установлены ФГОС, нужно смотреть как раз в соответствующих стандартах. Например, программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный — и ФГОС регламентирует, что должно быть в каждом из них.

Учебный план в структуре дополнительной профессиональной программы, согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

Для программ переквалификации там же установлено, что они обязательно должны содержать:

  • характеристики новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
  • характеристики компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

Как составить программу по федеральным государственным требованиям

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

«Поженить» современный продуктовый подход с Федеральным государственным образовательным стандартом — вполне реально. Советы методиста.

Как составить программу по федеральным государственным требованиям

Методист направления высшего образования в Skillbox, преподаватель немецкого и латинского языков. В сфере образования 8 лет. Любимая цитата: «Если вам дали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили». Участвовала в разработке магистерской программы МПГУ и Skillbox «Проектирование образовательного опыта»

Я несколько лет работала в разных московских вузах и заметила дурную тенденцию: многие методисты большую часть времени следят только за тем, чтобы пакет документов (учебный план, рабочие программы, фонды оценочных средств и другие методические материалы) соответствовал техническим требованиям. А времени на разработку, наполнение и улучшение качества учебных программ уже не остаётся.

Позже я познакомилась с современным процессом проектирования образовательных программ и поняла, как можно соединить современные концепции проектирования образования, не нарушая технических требований и стандартов ФГОС.

Чаще всего при проектировании образовательных программ используется известная и хорошо зарекомендовавшая себя модель ADDIE (аббревиатура от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Это пять этапов создания продукта. В данном случае продуктом выступает образовательная программа.

Ольга Скворцова / Skillbox

Мы в Skillbox проектируем высшее образование на основе этой модели, но со своими особенностями. В этой статье разберём три этапа ADDIE-модели: анализ, проектирование, разработка, а ещё — наш четвёртый дополнительный этап вне модели ADDIE — создание индивидуальных траекторий.

Изучите потребности и запросы заказчика

Например, в роли заказчика может выступать вуз-партнёр, совместно с которым реализуется программа бакалавриата или магистратуры, как это происходит сейчас в Skillbox, или структурное подразделение вуза, которое обращается к собственному методисту для разработки новой программы.

Погрузитесь в предметную область

Для этого проведите анализ статей и публикаций в области программы высшего образования, которую вы хотите создать. Статьи (могут быть научными или публицистическими) и публикации (СМИ, социальные сети) нужны для погружения в контекст, понимания рынка, перспектив выпускника — такой анализ нужен, чтобы понять, что именно будет востребовано в конкретной профессиональной области, когда студенты окончат университет, какие навыки им нужно приобретать сейчас.

Проанализируйте целевую аудиторию и рынок

Целевая аудитория программы — это обучающиеся и их потребности, а рынок — профессиональная среда, в которую студенты попадут после выпуска.

Придумайте совместно с продюсером

Пусть оно выгодно отличает вашу программу от уже существующих аналогов на рынке.

Сформулируйте цели и результаты обучения

Опирайтесь при этом на исследования рынка труда и мнение экспертов. Чем тщательнее проработаны цели, тем легче будет составить учебный план, тем понятнее будут задачи преподавателя — программа получится более качественной.

На этом этапе очень важно определить методики оценки эффективности программы, чтобы видение разработчика и ожидания заказчика и студента не расходились. Сегодня в высшем образовании используется в основном компетентностный подход, когда результаты образования остаются значимыми за пределами образовательной системы — в профессиональной сфере выпускника. Значит, проектирование образовательной программы надо начинать с глубокого исследования рынка труда.

Это самый трудоёмкий этап, но если его пропустить или сделать поверхностно, то это плохо скажется на следующих этапах и в итоге процесс не сработает или сработает со слабым результатом.

При проектировании программ не обойтись без интервью с экспертом или экспертной группой — из числа представителей рынка труда, то есть возможных будущих работодателей и опытных коллег студентов нашей образовательной программы. Компетентностный подход, о котором было сказано выше, предполагает, что выпускник программы будет обладать нужными работодателю компетенциями.

Результатом этого исследования должна стать карта компетенций будущего выпускника.

Вопросы экспертам для составления карты компетенций

  • Что сделает его ценным сотрудником — прибыль для компании, креативность, возможность создавать новое, менять компанию или соответствовать традициям и сохранять их?
  • Что будущий специалист должен уметь делать, чтобы обеспечить эту ценность? Как его деятельность должна отличаться от работы коллег, чтобы компания сочла его конкурентоспособным?
  • Что входит в обязанности будущего специалиста? Какие типы задач он должен уметь выполнять, чтобы достичь хорошего результата?
  • Какими инструментами он для этого должен владеть?
  • Что будущий специалист должен понять про специфику профессии, чтобы самостоятельно справляться с другими задачами?
  • Какими гибкими навыками («софт-скиллами») он должен обладать?

Во время работы с экспертами не забываем обращаться к ФГОС, чтобы сопоставить компетенции, прописанные в стандарте, с теми, которые удалось выделить в результате исследований.

Согласно ФГОС, компетенции делятся на:

  • универсальные (УК);
  • общепрофессиональные (ОПК);
  • профессиональные (ПК).

УК и ОПК устанавливаются ФГОСом, а вот ПК — вузом. В образовательной программе прописывается перечень компетенций (то есть навыков, которыми будет обладать выпускник после освоения программы) с их характеристиками.

В учебном плане и в  содержится перечень компетенций, подходящий конкретной программе, и каждая дисциплина формирует определённый набор компетенций.

Итогом этого этапа должен стать учебный план образовательной программы. И здесь нам понадобятся результаты исследований, проведённых на предыдущих этапах.

Учебный план — это перечень дисциплин и практик, последовательность их изучения (в каком семестре какая дисциплина изучается), количество часов, которое отводится на изучение каждой из них, и информация о форме контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен).

Учебный план разрабатывается с опорой на исследования и анализ, который проводился на предыдущих этапах проектирования образовательного опыта. Анализ статей, публикаций даёт понимание контекста профессии и отрасли, анализ конкурентов — помогает сформировать уникальное торговое предложение нашей образовательной программы, а анализ рынка и вакансий — понять, какие навыки нужны будущему выпускнику.

  • Определитесь с направлением подготовки и уровнем образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).
  • Опирайтесь на проведённое на этапе 1 исследование, особенно в части анализа конкурентов. Посмотреть учебные планы по похожим программам всегда полезно. Нет ничего зазорного в том, чтобы подглядеть, как у кого построен курс. По крайней мере, можно понять, как он не должен выглядеть (если программа конкурентов кажется вам неудачной), а если повезёт, то можно поймать полезный инсайт и придумать выгодное УТП.
  • Составьте драфт учебного плана отдельными большими блоками — что-то вроде прототипа или плана-схемы будущей программы.

На этом этапе снова загляните во ФГОС или в собственный образовательный стандарт, если он есть у вуза, чтобы уточнить обязательные дисциплины базовой части учебного плана.

Зачётная единица — это обозначение того, сколько времени от всей программы заложено на ту или иную дисциплину. Чем сложнее дисциплина, чем больше информации она в себе несёт, тем больше часов требуется на её освоение.

Во время разработки учебного плана нужно заложить логику построения программы. Лучше всего сделать это схематично. Например, можно отрисовать её в Miro или любым другим удобным способом. Такая визуализация будет полезна как для самого методиста, так и для экспертов.

Учебный план строится из трёх основных элементов:

  • Базовая часть — дисциплины и практика, которые формируют как универсальные, так и обязательные профессиональные компетенции. В эту часть включаются обязательные дисциплины, которые перечислены во ФГОС, — философия, иностранный язык, история, безопасность жизнедеятельности, физическая культура. Также в эту часть учебного плана включаются дисциплины, составляющие основу будущей профессии. Они формируют общие профессиональные компетенции и являются базой или неким трамплином для изучения узкоспециализированных предметов (например, дискретная математика и теория алгоритмов — базовые предметы для направления «Прикладная информатика»).
  • Вариативная часть — здесь на базе той основы, которая заложена в первой части, создаётся несколько возможных специализаций (направленностей). Трек каждой специализации выстраивается по грейдам: постепенно усложняется программа обучения внутри конкретной специализации. Студент может как выбрать конкретную специализацию, так и ознакомиться с несколькими специализациями на базовом уровне.
  • Факультативы — это элективные курсы, которые студент может выбирать для изучения. Наличие факультативов позволяет создать более персонализированную индивидуальную образовательную траекторию. Мы в Skillbox обычно предлагаем в каждой программе высшего образования на выбор три вида таких курсов.
  • Дополнительная специализация: студент выбирает предметы, которые напрямую не связаны с его специальностью.
  • Культурный электив: участие в культурном проекте (например: театр, музыкальная группа).
  • Элективные курсы по гибким навыкам: это позволяет проработать слабые стороны, которые у каждого студента свои (тайм-менеджмент, публичные выступления, эффективные коммуникации).

Остаётся обсудить получившийся план с заказчиком и экспертами и утвердить его. Потом занимаемся его содержанием и наполнением.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) — это персональный путь студента, на котором он выбирает дисциплины, позволяющие ему развить определённые навыки, углубить знания в рамках специализации и расширить кругозор.

Например, в бакалаврской программе по веб-разработке с РАНХиГС студент может выбрать одно из трёх направлений — углублённое изучение Python, РНР или веб-дизайна, а может попробовать свои силы понемногу в каждой специализации, каждый семестр выбирая дисциплины разных направлений.

Но не во всех программах предусмотрено несколько разных специализаций, например, магистратура — это само по себе уже узконаправленное образование, единый трек для всех вполне подойдёт. Например, на нашей совместной с МПГУ магистерской программе подготовки специалистов в области проектирования образовательного опыта все будут учиться по одному треку.

Не стоит бояться ФГОС и воспринимать его как ограничивающий свободу документ. Если научиться извлекать из него пользу, он начнёт работать на вас, а не против вас.

Проектирование образовательных программ в высшем образовании — это непростой процесс, который требует соблюдения определённых стандартов. Но в этом процессе всегда есть место творчеству: общению с экспертами в разных областях, созданию индивидуальных траекторий, которые не только делают студента конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, но и воспитывают интересную, гармоничную личность. Быть причастным к созданию классного продукта в сфере образования — значит немного менять мир к лучшему.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Утратил силу с 1 сентября 2021 года. — Федеральный закон от 26.05.2021 N 144-ФЗ.

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

8.1. Обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

9.1. Федеральные государственные требования устанавливаются:

О завершении реализации в аспирантуре (адъюнктуре) программ подготовки в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами после 01.09.2021 см. ФЗ от 30.12.2020 N 517-ФЗ.

1) к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

2) к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуре и условиям их реализации, срокам обучения по этим программам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», образовательные организации высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково» и территориях инновационных научно-технологических центров, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 517-ФЗ, от 07.10.2022 N 397-ФЗ)

11. Образовательные организации высшего образования, указанные в части 10 настоящей статьи, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно устанавливаемые требования, которые не могут быть ниже федеральных государственных требований.

(часть 11 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

«Федеральные образовательные программы, Федеральные государственные образовательные стандарты, дополнительные профессиональные программы»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ,

I. Федеральные основные образовательные программы

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования — бакалавриат

4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования — специалитет

5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования — магистратура

6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры

8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

9. Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1. Дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

2. Дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

3. Дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок

4. Дополнительные профессиональные программы в области кадастровой деятельности

5. Дополнительные профессиональные программы в области экспортного контроля

6. Дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям

7. Дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

8. Дополнительные профессиональные программы в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности

9. Дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности

10. Дополнительные профессиональные программы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

11. Дополнительные профессиональные программы в сфере частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации

12. Дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования

13. Дополнительные профессиональные программы в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих)

14. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в области противодействия коррупции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *