5. Программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Кому положены льготные лекарства
Льготные лекарства, а также медицинские изделия и лечебное питание готово приобрести за человека государство — но это актуально только для некоторых категорий граждан. В 2022 году правительство тратило на каждого льготника в среднем 1007,9 в месяц.
Единого списка, в котором все категории льготников и диагнозы, а также бесплатные лекарства и медицинские товары, которые им положены, не существует, потому что в разных случаях используют разные каналы финансирования. Есть два основных таких источника: федеральный бюджет и региональный бюджет.
Предлагаю пошагово пройти по всем возможным вариантам и попробовать найти либо себя, либо свою болезнь в нужных документах.
Боремся за бесплатное лекарство, если оно жизненно необходимо, но не входит в основные списки
Если нужное лекарство не входит в ЖНВЛП и территориальную программу региона, но вы относитесь к льготникам, побороться еще можно.
Сделать исключение могут в том случае, если другое лекарство получить жизненно важно. Такое решение может принять только врачебная комиссия. Напоминаю: если по медицинским показаниям вам нужен препарат конкретной торговой марки, а не тот, что выиграл в тендере при госзакупке, это тоже должна подтвердить врачебная комиссия.
По закону врачебная комиссия должна быть в любом медицинском учреждении. Для рассмотрения вашего случая вы можете обратиться к руководителю медицинской организации, где проходите лечение, с соответствующей письменной просьбой. Просьбу можно изложить в свободной форме. Решение врачебной комиссии можно обжаловать в суде.
По данным Фонда общественного мнения, 80% россиян уверены в том, что ни им, ни членам их семьи не положены льготные препараты.
Но одних только пенсионеров в России около 40 миллионов — это больше 25% населения, и все они имеют право как минимум на покупку лекарств за полцены, со скидкой.
При этом 39% тех, кто покупает лекарства самостоятельно, оценивают затраты в аптеке как существенные, а 59% отмечают, что препараты, которые они регулярно покупают, серьезно дорожают.
Некоторые люди думают, что «отвоевать» бесплатные лекарства нереально бюрократии, а если вдруг получится, это не будет стоить потраченных сил. Даже если вы тоже так считаете, полезно узнать, как устроена система льготного обеспечения лекарствами в нашей стране и она страшна на самом деле.
Сходите к врачу
Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам.
Ранее по программе госгарантий авансирование в размере 1/12 от годового распределенного объема медпомощи без учета фактического количества пролеченных пациентов осуществлялось во всех медорганизациях независимо от ситуации в субъекте. Норма об авансировании действовала с августа 2020 года, и Минздрав РФ был намерен продлить ее действие в 2021-м.
Поправки в программу госгарантий также уточняют правила финансирования федеральных медорганизаций во время переходного периода, пока не утвержден Порядок распределения и перераспределения объемов медпомощи таким центрам после принятых изменений в №326-ФЗ «Об ОМС».
Согласно обновлениям в ПГГ, федеральные центры, заключившие договор на оказание медпомощи в 2021 году и работавшие по ОМС в 2019 году, будут получать деньги авансом в размере 1/12 объема медпомощи, оказанной в 2019 году, а организации, не участвовавшие в оказании медпомощи в 2019 году, в размере 1/12 от объемов, указанных в заявке на 2021 год, скорректированных на коэффициент 0,8.
В феврале 2021 года Минздрав РФ представил проект постановления, определяющий правила финансирования федеральных медорганизаций с 2021 года. Документом вводится понятие «базовые объемы» предоставления медпомощи, которые рассчитываются министерством и ФФОМС и доводятся до федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находится медорганизация.
Базовые объемы определяются исходя из информации, указанной в заявках самих центров, – данные об операционной активности и качестве оказания медпомощи в отчетном периоде, а также с учетом коэффициентов дифференциации для конкретных регионов, параметров базовой программы ОМС и бюджета ФФОМС. Авторы проекта документа подчеркивают, что объемы должны быть не ниже тех, что были оказаны медорганизацией в предыдущий год, при условии сохранения коечного фонда и отсутствии изменений в программе госгарантий (в части нормативов объемов предоставления медпомощи).
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
1. В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
2. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:
1) целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
3) порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;
4) порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
7) объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
8) объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования;
9) перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
10) порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме.
(п. 10 введен Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
3. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
4. При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются:
1) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;
2) особенности половозрастного состава населения;
3) уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики;
4) климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций;
5) сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно осуществляет мониторинг формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и производит оценку реализации таких программ, а совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — территориальных программ обязательного медицинского страхования.
6. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации заключают соглашения о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящей части соглашения заключаются по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(часть 6 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 418-ФЗ)
Документ версии 2023–2025 годов сохранил возможность медорганизациям получать авансом более 1/12 от планового годового объема средств – такую меру ввели в начале 2022 года для опережающих закупок лекарств и медизделий на фоне западных санкций. Также из 2022 года в новую версию ПГГ перешла возможность оплачивать тесты на грипп из средств ОМС.
Другие разделы документа так или иначе претерпели изменения.
Правительство поручило Минздраву до 1 марта разработать порядок организации и оплаты медицинской реабилитации на дому, а также представить перечень необходимых для профильной медпомощи вмешательств и медизделий. Также министерство получило указание установить «критерии оказания медпомощи больным с гепатитом С», которая с этого года получила полноценное тарифное сопровождение в программе ОМС.
Федеральному фонду ОМС (ФФОМС) теперь предписано проводить анализ того, как медорганизации расходуют полученные от оказания медпомощи средства ОМС и не допускают ли нецелевых расходов. Особенное внимание фонд будет уделять превышению расходов на оплату связи, транспорта, коммунальных услуг, содержание имущества, арендные платежи. Нецелевые траты, уточняет текст ПГГ, могут привести к снижению зарплат медиков, поэтому об отклонениях в структуре тарифа ОМС медорганизаций поручено сообщать напрямую Минздраву и региональному правительству. Минздрав же предоставит ежеквартальный доклад в Правительство РФ.
Территориальным фондам, также говорится в программе госгарантий, предстоит ежеквартально мониторить уровень оплаты труда медиков, в том числе получающих новые социальные выплаты Правительства РФ.
С 2023 года профилактические медосмотры, диспансеризация и диспансерное наблюдение вышли из состава подушевого финансирования медорганизаций. Теперь такие мероприятия, как и ряд диагностических – КТ, МРТ, молекулярно-генетические исследования, – будут оплачиваться только за единицу объема медпомощи или за комплексные посещения. Такая мера должна повысить для клиник финансовую привлекательность профилактики, уверены в Департаменте здравоохранения Москвы, где объявили о запуске своей программы проактивного наблюдения за хроническими больными.
Всего на амбулаторный сегмент из средств ОМС в 2023 году уйдет минимум 1 трлн рублей, как утверждал председатель ФФОМС Илья Баланин, – это 39% от общего объема финобеспечения ОМС. В 2021-м финансовый объем первичной медпомощи в ОМС составлял 837,6 млрд (24,9%), в 2022-м – и вовсе 13,9%, или 918,6 млрд рублей.
К статьям трат федерального бюджета в ПГГ добавлены расширенный неонатальный скрининг и расходы на обследование доноров органов.
Кроме того, регионам дали право устанавливать в своих терпрограммах госгарантий нормативы объема и финансовых затрат на оказание медпомощи больным с ВИЧ-инфекцией (за счет средств субъекта), гепатитом С (за счет ОМС) для взрослых и детей отдельно, а также для ведения школ диабета (за счет ОМС). Информацию, как именно рассчитывать эти нормативы, Минздрав доведет до субъектов отдельно.
Претерпели изменения почти все средние нормативы объемов и финансирования медпомощи базовой программы ОМС – они определяют, в каком объеме и на какую сумму в целом по стране будет проведено лечение по различным направлениям и условиям оказания медпомощи.
Впервые появился специальный блок нормативов для профиля «медицинская реабилитация». В амбулаторных условиях нормативы составили 19,9 тысячи рублей на одно комплексное посещение и 0,002954 случая реабилитации на одного застрахованного, в дневном стационаре – 24 тысячи рублей и 0,002823 комплексных посещений, в круглосуточном – 47,3 тысячи рублей и 0,006804 комплексных посещений.
Сравнительная таблица средних нормативов в 2022 и 2023 годах для базовой программы ОМС
Критерии доступности медпомощи
Введены новые критерии эффективности работы регионов в сфере здравоохранения. К ним теперь отнесены: количество пациентов с гепатитом С, получивших противовирусную терапию (на 100 тысяч населения), доля пациентов соцучреждений с хроническими заболеваниями под диспансерным наблюдением, доля впервые выявленных онкологических заболеваний на диспансеризации, доля прооперированных в течение двух дней после поступления в стационар по поводу перелома шейки бедра, а также количество случаев госпитализации с различными хроническими диагнозами на 100 тысяч населения.
Тарифы и клинико-статистические группы
Самые заметные изменения в системе КСГ произошли в сегментах онкологической медпомощи, лечения гепатита С, терапии генно-инженерными биологическими препаратами (ГИБП) и в разделе медицинской реабилитации.
Количество КСГ для противоопухолевой терапии (кроме онкогематологии) увеличилось с 17 до 19 как для дневного, так и для круглосуточного стационара. Коэффициенты затратоемкости (КЗ) соответственно составили 0,39–61,22 для дневного и 0,38–35,35 для круглосуточного стационаров. Пересмотрены коэффициенты затратоемкости онкогематологических КСГ, а для оплаты хирургического лечения онкозаболеваний ввели две новые группы – «Прочие операции при ЗНО» (уровень 1 и уровень 2).
Впервые в перечень коэффициентов сложности лечения пациента (КСЛП) введен новый коэффициент для оплаты сопроводительной лекарственной терапии при ЗНО. На этапе подготовки ПГГ предполагалось, что для сопроводительной терапии появится пул отдельных КСГ, а количество противоопухолевых групп кратно увеличится, но от этой идеи отказались.
Для оплаты лечения хронического вирусного гепатита С в 2023 году в дневном стационаре будет применяться 18 схем лекарственной терапии и 4 КСГ с КЗ от 6 до 18,77 (ранее только две группы с коэффициентами 4,9 и 22,2 без специальных лексхем). Первый КСГ предполагал оплату лечения пегилированными интерферонами с коэффициентом затратоемкости 4,9, а второй – препаратами прямого противовирусного действия в безинтерфероновом режиме.
Теперь же введена дифференциация исключительно по безинтерфероновым схемам без использования пегилированного интерферона. В первом уровне – схемы с Зепатиром (гразопревир+элбасвир) и Викейрой Пак (дасабувир; омбитасвир+паритапревир+ритонавир) – с рибавирином и без. Предельная зарегистрированная цена на Зепатир – 74,1 тысячи рублей без НДС, на Викейру Пак – 70,4 тысячи рублей. Самые дорогие схемы – с Мавиретом (глекапревир+пибрентасвир) от AbbVie вместе с софосбувиром (производят Gilead и «Фармасинтез»), с рибавирином и без. Предельная цена на Мавирет – 171,7 тысячи рублей, на софосбувир – от 46,5 до 74,5 тысячи рублей.
ГИБП и селективные иммунодепрессанты
Количество КСГ для оплаты случаев лечения с применением генно-инженерных биологических препаратов и селективных иммунодепрессантов увеличено до 20, в 2022 году их было три. Диапазон стоимости тарифов составил до 2,26 млн рублей (в 2022 году до 153 тысячи рублей). Вместо 31-го МНН, которые в 2022 году могли использоваться в КСГ с применением ГИБП, появилась 121 лекарственная схема.
В перечень КСГ добавлены три группы для учета и оплаты случаев продолжительной реабилитации пациентов с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата:
— st 37.024 «Продолжительная медицинская реабилитация пациентов с заболеваниями ЦНС»;
— st 37.025 «Продолжительная медицинская реабилитация пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы»;
— st 37.026 «Продолжительная медицинская реабилитация пациентов с заболеваниями ЦНС и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы (сестринский уход)».
Кроме того, введена минимальная длительность законченного случая реабилитационных КСГ, а для оплаты первого этапа медицинской реабилитации, проводимой в реанимационном отделении, ввели новый КСЛП.
Пересмотр перечней высокотехнологичной медпомощи, причем в обоих списках – вне базовой программы ОМС (ВМП-II) и погруженных в нее (ВМП-I), – стал одной из главных новаций программы госгарантий на 2023 год. Из перечней исчезли минимум 122 метода, часть из которых дублируют клинико-статистические группы (КСГ), а часть уже исключена из клинических рекомендаций. Всего изменения затронули восемь профилей: «онкология», «травматология и ортопедия», «акушерство и гинекология», «гастроэнтерология», «дерматовенерология», «офтальмология», «педиатрия» и «ревматология». Пополнился и список наиболее дорогостоящих методов ВМП третьего перечня.
ГИБП: педиатрия, ревматология
В группах ВМП-I с применением ГИБП профилей «ревматология», «дерматовенерология» и «гастроэнтерология» оставлена только инициация либо смена терапии ГИБП, вся поддерживающая терапия перенесена в оплату по КСГ. Кроме того, появилась новая группа профиля «педиатрия» – «Поликомпонентное лечение юношеского артрита с инициацией или заменой ГИБП» с тарифом 198,4 тысячи рублей.
Появились три специальные группы ВМП-II для лечения при помощи ГИБП ревматологических болезней у детей со стоимостью лечения за случай 351, 637 и 903 тысячи рублей. Исключена поддерживающая терапия из методов лечения для пациентов до 18 лет с тяжелым течением бронхиальной астмы, обострением атопического дерматита или хронической крапивницей тяжелого течения, имеющих болезнь Крона и рецидивирующий неспецифический язвенный колит.
Массивные правки затронули хирургические методы в онкологии. Из группы 20 (в новой редакции 18) исключены 106 методов лечения, но они оставлены в КСГ, уточнили в ЦЭККМП. Еще 12 методов перенесены сюда из перечня ВМП-II, кроме того, для исключения дублирования методов изменены формулировки видов лечения.
Из групп 21 и 22 ВМП-II (в новой редакции 19 и 20) исключены 70 методов (в том числе 12 перенесены в раздел I перечня ВМП), конкретизирована формулировка для семи методов лечения. Из группы 23 (в новой редакции 21) исключены методы лечения, предполагающие комбинированное лечение злокачественных новообразований, сочетающее обширные хирургические вмешательства и лекарственное противоопухолевое лечение, требующее интенсивной поддерживающей и корригирующей терапии. Суммарно исключен 21 метод.
Авторы ПГГ добавили в раздел ВМП-II два новых вида лечения ЗНО – «Сопроводительная терапия и лечение осложнений у детей после трансплантации гемопоэтических стволовых клеток в раннем посттрансплантационном периоде» (стоимость – 2,473 млн рублей) и «Системная радионуклидная терапия радиофармацевтическими лекарственными препаратами, мечеными 177lu» при раке предстательной железы (472,3 тысячи рублей).
В разделе ВМП-I разбита на несколько групп различной стоимостью баллонная вазодилатация с установкой стентов в сосуд для нескольких типов пациентов, в зависимости от количества устанавливаемых стентов. Добавлен метод лечения «Коронарное шунтирование на работающем сердце без использования искусственного кровообращения».
ВМП с использованием уникальных методик (ВМП-III)
Получившие тарификацию восемь методов ВМП третьего, эксклюзивного, раздела, пополнились еще одним пунктом: «Эндоваскулярное лечение врожденных, ревматических и неревматических пороков клапанов сердца, опухолей сердца» с помощью транскатетерной реконструкции митрального клапана сердца по типу «край-в-край» с тарифом 4 млн рублей за операцию. Эти вмешательства имеют право проводить только федеральные медцентры, и на 2023 год, уточняли в ФФОМС, клиникам выделят 456 квот ВМП-III, а в 2024 году – уже более 1 тысячи.
1. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются:
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 55-ФЗ)
1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
2) специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
2. При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 06.03.2019 N 18-ФЗ)
2.1. Предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, подлежат государственному регулированию и определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственному регулированию не подлежат предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, используемые для подготовки к имплантации, предотвращения осложнений при хирургических вмешательствах, доставки, фиксации и извлечения медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, и включенные в указанный перечень.
(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)
2.2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) осуществляет государственную регистрацию или перерегистрацию предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) ведет государственный реестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанный реестр содержит следующие сведения:
а) наименование производителя медицинского изделия;
б) наименование медицинского изделия;
в) вид медицинского изделия в номенклатурной классификации медицинских изделий;
г) регистрационный номер медицинского изделия;
д) зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на медицинское изделие в рублях;
е) дата государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на медицинское изделие.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 33-ФЗ)
3. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 489-ФЗ)
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 489-ФЗ)
3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов — по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний, а с ребенком-инвалидом, который в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выданной по результатам проведения медико-социальной экспертизы, имеет ограничения основных категорий жизнедеятельности человека второй и (или) третьей степеней выраженности (ограничения способности к самообслуживанию, и (или) самостоятельному передвижению, и (или) ориентации, и (или) общению, и (или) обучению, и (или) контролю своего поведения), — независимо от возраста ребенка-инвалида;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 317-ФЗ)
5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований — при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;
6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала;
7) медицинская деятельность, связанная с донорством органов и тканей человека, в том числе костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, в целях трансплантации (пересадки), включающая проведение мероприятий по медицинскому обследованию донора, обеспечение сохранности донорских органов и тканей до их изъятия у донора, изъятие донорских органов и тканей, хранение и транспортировку донорских органов и тканей.
(п. 7 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 271-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 129-ФЗ)
4. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.
5. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются:
1) перечень видов (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи), форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
2) перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;
3) категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;
4) базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
5) средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;
6) требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности медицинской помощи.
6. В части медицинской помощи, оказание которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в программе государственных гарантий, устанавливаются:
1) перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
2) перечень заболеваний, состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
3) категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
4) порядок и условия оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, целевые значения критериев доступности медицинской помощи.
7. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Проверяем, получить бесплатное лекарство через региональный бюджет, если нельзя через федеральный
Список препаратов, за которые готов полностью или частично платить регион, должен содержаться в территориальной программе государственных гарантий оказания медицинской помощи. В региональные списки входят лекарства, которых нет в ЖНВЛП.
Чтобы найти нужную программу, надо ввести в поисковике «территориальная программа государственных гарантий 2023 Москва», заменяя Москву на нужный регион. Например, закон, который приняло правительство Башкортостана, мне удалось найти на официальном сайте Территориального фонда ОМС республики.
Перечень бесплатных препаратов, не входящих в ЖНВЛП, в нем начинается с — обратите внимание, что в этом списке тоже указаны действующие вещества, а не торговые наименования.
Региональные списки не стоит недооценивать, в них часто включают дорогие средства. Например, рисдиплам для лечения спинальной мышечной атрофии, или СМА, стоит от 800 000 за упаковку — и он есть в списке. Правда, это лекарство в конце декабря включили и в ЖНВЛП — теперь его смогут получить люди из любого региона.
В закон правительства Башкортостана включен тедуглутид — препарат для людей с редким синдромом короткой кишки с кишечной недостаточностью, который стоит десятки тысяч рублей.
Требования к пациентам при оплате лекарств по региональной льготе часто не такие строгие, как по федеральной.
Например, при ревматоидном артрите федеральный бюджет будет платить за некоторые лекарства, только если у вас есть инвалидность, а региональный заплатит просто при установленном диагнозе и соответствующем назначении врача. О таких нюансах лучше спросить у лечащего врача, который выписывает рецепт, к сожалению, здесь все индивидуально.
Если у вас есть право получать лекарство как за счет федерального бюджета, так и за счет регионального, у врача есть возможность самостоятельно выбрать источник финансирования при выписке рецепта. Он сделает это, исходя из наличия препарата по той или иной льготе.
Получаем рецепт на бесплатное лекарство или лекарство со скидкой
За рецептом нужно обратиться в поликлинику. Она может быть и частной, но только если принимает пациентов по ОМС, — в ином случае врач не сможет выписать рецепт на нужном бланке. Рецепт может выписать как терапевт, так и врач узкой специальности.
На прием вы можете принести все заключения и результаты анализов, подтверждающие ваш диагноз. Если вы наблюдаетесь у доктора давно, проблемы с рецептом возникнут.
Внесение в регистр. Сразу рецепт не выдадут — сначала вас должны внести в необходимый регистр.
После первого приема важно убедиться, что вы появились в соответствующем регистре. Например, если у вас есть инвалидность — это регистр пенсионного фонда, есть также регистр по «жизнеугрожающим, хроническим, прогрессирующим редким заболеваниям» и отдельный регистр для «высокозатратных» болезней. Вы в любом случае должны попасть в один из регистров, и только после этого врач сможет выдать нужный рецепт.
Проверить статус можно на сайте госуслуг, обычно он обновляется в течение пяти рабочих дней. Не важно, в какой регистр вас внесли, статус в любом случае будет отображен в справке.
Чтобы ее найти, нужно зайти в раздел «Документы», затем в раздел «Льготы и выплаты». Либо просто перейдите по ссылке, предварительно авторизовавшись на сайте. Справку с сайта никуда нести не надо — она нужна, только чтобы вы были уверены, что уже находитесь в регистре.
После попадания в регистр вы сможете получать льготные лекарства регулярно. Правда, для этого раз в месяца придется получать у врача рецепт.
Получение рецепта. После того как вы убедились, что получили право на получение «социальных услуг», нужно сходить к врачу еще раз, за рецептом.
Вам нужен рецепт, выписанный лечащим врачом на бланке (л). В случае с наркотическими и психотропными препаратами выдают дополнительный рецепт на бланке формы или
У любого рецепта есть срок действия — максимальный составляет 180 дней. Если препарат вам назначили в федеральном центре, право на его получение все равно придется подтвердить в поликлинике по месту жительства.
Так выглядит нужный вам рецепт
Вместо льготных лекарств можно получать денежную выплату
Еще один важный момент: если у вас есть инвалидность, то вы можете отказаться от льгот и получать денежную компенсацию. Такое решение можно принять ежегодно до 1 октября. Если вы сделали выбор в пользу денег, к сожалению, в этом году льготные лекарства получить уже не выйдет. В следующем году вы сможете изменить свое решение.
Добавка к ежемесячной денежной выплате при этом получится довольно скромной — в пределах 1000 в месяц в зависимости от группы инвалидности.
Сколько можно сэкономить, если получать лекарства от государства
В России перегруженный и сложный механизм выдачи льготных лекарств, но разобраться в нем реально. Иногда это поможет сэкономить небольшие, но приятные суммы, а иногда — избежать больших дыр в бюджете.
К примеру, я принимаю препарат венлафаксин для лечения тревожного расстройства. При заказе в петербургской аптеке через сервис самый дешевый вариант в дозировке 75 мг стоит 633 . В упаковке 30 таблеток, врач назначил мне одну таблетку в день. Венлафаксин входит в ЖНВЛП, так что, будь я льготником, 7596 в год.
Можно посчитать более «дорогую» болезнь — к примеру, диабет первого типа. Если вам только что поставили диагноз, придется купить глюкометр. Возьмем не самый дорогой, но и не самый дешевый вариант за 835 . для него стоят примерно 626 за 25 штук. Согласно рекомендациям, при диабете первого типа сахар нужно измерять не менее четырех раз в сутки. В год на можно потратить около 36 558 . Сумма очень примерная, но вы можете оценить ее масштаб.
Еще при диабете нужно ежедневно колоть инсулин. Пять ручек с препаратом стоят 1871 . В одной ручке 300 единиц, человек с сахарным диабетом может тратить от 30 единиц в день. Для ручек нужны иглы, это около 1500 в месяц. В год таким образом можно потратить еще около 32 000 . А ведь это далеко не все, что может понадобиться для лечения болезни.
Стоимость года лечения диабета первого типа без учета анализов, осложнений и дополнительных расходов — 69 393
Льготные категории перечислены в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ, регулирующему обеспечение граждан льготными препаратами. Там указано, какие группы людей и что могут получить от государства бесплатно, в каких случаях и при каких заболеваниях.
Чтобы найти свою категорию, надо отыскать себя в столбике «Группы населения». Проще всего открыть документ и ввести нужную категорию в строке поиска вверху сайта.
Список большой, но в нем перечислены в том числе довольно редкие категории: испытатели ядерного оружия, люди, эвакуированные из зоны отчуждения в 1986 году, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей.
Распространенные категории льготников:
Обратите внимание, что в некоторых случаях человеку положены не только лекарства, но и средства для реабилитации, перевязочные материалы и даже зубные протезы. К примеру, людям с инвалидностью первой группы, неработающим людям с инвалидностью второй группы и детям с инвалидностью в возрасте до 18 лет можно за счет государства приобрести калоприемники и мочеприемники, трости, костыли, опоры, и другие средства реабилитации.
Проверяем право на скидку 50%, если бесплатно получить лекарство нельзя
Некоторые люди, не подходящие под требования закона для получения бесплатных лекарств, могут получить на них скидку 50%.
Такое право дает приложение № 2 к уже знакомому нам постановлению правительства о льготных лекарствах. В список тех, кому положена скидка, входят:
В постановлении есть еще несколько редких категорий.
Проверяем, нужное лекарство за счет федерального бюджета
В постановлении правительства о льготных лекарствах может быть написано, что человеку положены «все лекарственные средства». Однако это стоит читать как «все средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, или ЖНВЛП».
самое касается и лекарств для людей, которым положена скидка 50%: она будет только на препараты из установленного списка.
Обратите внимание, что в списках указаны действующие вещества препаратов, а не торговые наименования. Если вы не знаете действующего вещества лекарства, которое ищете, загляните в инструкцию к нему. Действующее вещество, активное вещество, международное непатентованное наименование — это одно и .
Вы не всегда можете получить лекарство определенной торговой марки — выдают тот препарат, который победил в тендере при госзакупке, именно он попадает в список ЖНВЛП.
Если вы считаете, что по медицинским показаниям вам нужен конкретный препарат, например оригинал, а не дженерик, это должна подтвердить врачебная комиссия — о том, как ее собрать, мы поговорим ниже.
Если нужного лекарства нет в ЖНВЛП, но вы входите в список льготников выше — переходите к следующему шагу.
Чем дженерики отличаются от оригиналов
Дженерик — это препарат, содержащий самое действующее вещество, что и оригинал, но выпускает его другой производитель. Стоят дженерики, как правило, дешевле. В этом препарате и в оригинале содержится действующее вещество в одинаковом количестве.
Теоретически дженерики должны обладать лекарственным действием, что и оригиналы, но это не всегда так, потому что для производства лекарств разные компании могут использовать разные вспомогательные вещества или сырье.
Получаем лекарство в аптеке по льготному рецепту
Отправляйтесь в социальную аптеку, льготные лекарства можно получить только там. Их список есть на сайте регионального минздрава, но проще всего уточнить у врача адрес ближайшей, когда будете получать рецепт.
Если препарата в аптеке нет, провизор обязан занести его в журнал неудовлетворенного спроса и поставить на запись печать аптеки. С этого момента лекарство обязаны выдать в течение 5—10 дней либо 15 дней, если препарат назначила врачебная комиссия. Можно также поинтересоваться у провизора, препарата в других социальных аптеках города.
Если сотрудник не записывает ваши данные в журнал и предлагает просто перезвонить, не соглашайтесь, это незаконно.
Вы можете сослаться на профессиональный стандарт провизора, утвержденный Министерством труда и соцзащиты, и попросить сотрудника показать его должностную инструкцию. Если это не помогает, на его действия можно пожаловаться в региональный минздрав, депздрав или отделение Росздравнадзора.
Запомнить
Бывают случаи, когда лекарство нужно срочно, а аптека не может его выдать, и пациент вынужден покупать препарат за свои деньги. В этом случае деньги можно вернуть, если сохранились чеки.
С чеками и рецептом нужно обратиться в региональный минздрав либо пенсионный фонд, если есть инвалидность. Обычно это не помогает и приходится идти в суд, но практика показывает, что суды часто встают на сторону пациента.
По закону органы исполнительной власти обязаны своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые гражданину положены бесплатно или со скидкой.
Если отстоять свои права в суде не получилось, можно обратиться в благотворительные и пациентские организации, занимающиеся защитой прав людей с вашей болезнью. Это, к примеру, Российская ревматологическая ассоциация «Надежда», Московская диабетическая ассоциация, благотворительная организация «Кожные и аллергические болезни».
Обжалуем действия врача, если он не выдает льготный рецепт
Иногда врач может отказываться выписать нужный препарат, ссылаясь на то, что его нет в аптеках. Это незаконно, и вы можете отстаивать свои права.
Родители детей до трех лет могут получить льготный рецепт практически на любое лекарство — ведь большинство базовых препаратов, например от простуды или аллергии, входят в ЖНВЛП. Не стоит забывать просить у педиатра рецепт на специальном бланке.
Если рецепт не выдают, обратиться с жалобой можно:
Лучше начать с главного врача, затем переходить к страховой и только после этого обращаться к другим вариантам.
Страховые компании охотно помогают пациентам, номер вашей страховой вы можете найти на полисе ОМС. Пожаловаться можно, просто позвонив по этому номеру, — дальнейшие шаги вам подскажет сотрудник.
Жалобу в Минздрав можно отправить на официальном сайте либо заказным письмом с уведомлением, желательно с описью вложения.
Смотрим на список болезней, при которых можно получить бесплатные лекарства
В приложении можно посмотреть список болезней, при которых положена помощь от государства, даже если человек не относится к льготным категориям.
Распространенные болезни из списка:
Стоит взглянуть на список положенных лекарств. К примеру, больному лепрой бесплатно выдадут все необходимые средства, а человеку с системной красной волчанкой — только определенные группы препаратов.
В этом списке тоже есть не только лекарства, но и медицинские товары. Например, при хронических урологических заболеваниях бесплатно можно получить катетеры Пеццера, которые используют для отведения мочи.