Национальный проект «Образование»
Ключевые цели нацпроекта — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года утвержден паспорт национального проекта «Образование».
Паспорт нацпроекта разработан Минпросвещения России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».
Срок реализации нацпроекта: с января 2019 года по 2024 год (включительно).
ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»
Методические рекомендации по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в малочисленных малокомплектных сельских школах
Современная малокомплектная школа России и Карелии. Научно-методическое пособие. Ефлова З.Б., Сергина Е.А., Столяров Г.Г.
Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе: научное электронноеиздание / О. А. Бычкова, З. Б. Ефлова, Е. С. Казько, Т. Ю. Конкина, В. Л. Кошкаров, Е. А. Сергина, С. И. Смирнова, Г. М. Янюшкина ; науч. ред.-сост. З. Б. Ефлова
Образовательная организация и сообщества территории: теория и практика успешного опыта: сборник научных статей и научно-практических материалов / науч. ред. З. Б. Ефлова
Социально-педагогические технологии в образовании: сб. научных и научно-практических статей Всероссийского научно-практического форума «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции» / науч. ред.-сост. З. Б. Ефлова, В. Л. Кошкаров, С. И. Смирнова
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2012 – 2016 ГОДЫ
Специальное образование в Республике Беларусь является неотъемлемой частью образовательной системы, направленной на обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития, а также на подготовку их к трудовой деятельности, семейной жизни, социализацию и интеграцию в общество.
Проект Концепции Государственной программы развития специального образования на 2012 – 2016 годы разработан на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 2/1795), основополагающих актов ООН, других международных организаций.
Специальное образование в Республике Беларусь характеризуется в настоящее время следующими показателями и тенденциями.
На законодательном уровне закреплены права на получение образования детьми с особенностями психофизического развития и создание для этого специальных условий как в учреждениях специального образования, так и в иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования.
В Республике Беларусь проживают 126 785 детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 7,14 процента от общей численности детей в республике. Количество детей с особенностями психофизического развития возрастает (в 2009 году в республике проживали 122 137 детей с особенностями психофизического развития).
Одним из приоритетов специального образования является формирование системы ранней комплексной помощи. Ежегодно ранней комплексной помощью в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) охвачены более 1000 детей с особенностями психофизического развития. На базе ЦКРОиР в 2010/2011 учебном году функционируют 110 отдельных кабинетов ранней комплексной помощи, что позволяет в большинстве регионов страны качественно и своевременно решать вопросы выявления и оказания коррекционной помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии.
На уровне дошкольного образования в республике работает 48 специальных дошкольных учреждений, 1124 пункта коррекционно-педагогической помощи, 376 интегрированных групп. В соответствии с запросами родителей количество интегрированных групп в учреждениях дошкольного образования республики с 2004 года по настоящее время увеличилось в два раза.
На уровне общего среднего образования в 2010/2011 учебном году работает 63 специальные общеобразовательные и вспомогательные школы и школы-интерната. За последние пять лет количество специальных школ и школ-интернатов сократилось на 21 процент. Сохранившаяся сеть школ и школ-интернатов позволяет обеспечить специальным образованием все категории детей с особенностями психофизического развития.
Активно развивается интегрированное обучение и воспитание. Ежегодно возрастает количество интегрированных классов в учреждениях общего среднего образования и количество учащихся с особенностями психофизического развития, которые получают специальное образование в учреждениях общего среднего образования. В 2010/2011 учебном году функционирует более 6000 специальных и интегрированных классов. Это позволяет большинству учащихся с особенностями психофизического развития жить в семье и получать образование в тех же условиях, что и их сверстники, а родителям полноценно заниматься воспитанием своих детей.
Коррекционно-педагогическую помощь дети с легкими нарушениями развития получают в 1412 пунктах коррекционно-педагогической помощи, открытых в учреждениях общего среднего образования. Сеть пунктов сформирована и позволяет охватить коррекционно-педагогической помощью всех нуждающихся в ней учащихся.
Ежегодно в 143 ЦКРОиР обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь около 7000 детей с особенностями психофизического развития, в том числе с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, которые ранее считались необучаемыми. Обучение в ЦКРОиР позволяет сформировать у этой категории детей относительную самостоятельность, а их родителей вернуть к полноценной трудовой деятельности.
В целях учебно-методического обеспечения специального образования с 2006 по 2010 год издано 375 наименований учебной литературы для различных категорий детей с особенностями психофизического развития, ежегодно издаются учебные пособия на основе рельефно-точечного шрифта Брайля.
Ведется работа по разработке и внедрению специализированных информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Создан сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь asabliva.by, который активно посещается специалистами, родителями, лицами с особенностями психофизического развития.
В системе профессионально-технического образования лица с особенностями развития обучаются в 67 учреждениях профессионально-технического образования: функционирует 9 центров профессиональной и социальной реабилитации, 148 специальных групп и 31 группа интегрированного обучения. Сеть учреждений, в которых могут получать профессионально-техническое образование лица с особенностями психофизического развития, расширяется.
На уровне среднего специального образования в 2009/2010 учебном году обучались 1045 инвалидов (в 2008/2009 учебном году – 1094, в 2007/2008 учебном году – 1267), что составляет менее 1 процента от общего количества учащихся указанного уровня образования. По причине отсутствия единых межведомственных подходов к созданию системы непрерывной социальной реабилитации указанной категории выпускников, заявок на их трудоустройство ежегодно сокращается количество учреждений среднего специального образования, в которых функционируют специальные группы для лиц с особенностями психофизического развития: в 2008/2009 учебном году специальные группы были открыты в пяти учреждениях, в 2010/2011 – в двух.
В системе высшего образования обучается менее 1 процента студентов, имеющих инвалидность (в 2008/2009 году – 1721, в 2009/2010 учебном году – 1794).
Анализ современного состояния специального образования показывает, что в стране определена государственная политика в отношении образования лиц с особенностями психофизического развития, направленная на учет их интересов и всестороннюю поддержку.
Вместе с тем, имеется ряд проблем, решение которых требует значительных организационных, кадровых и финансовых ресурсов.
Материально-техническая база учреждений специального образования, большинство из которых открывалось во второй половине ХХ века, нуждается в обновлении. Недостаточно современных технических средств обучения, специального оборудования и приспособлений, которые могли бы значительно повысить качество образования учащихся с особенностями психофизического развития. Так, только единичные учреждения образования оснащены специализированным программно-аппаратным оборудованием, в 60 процентах учреждений состояние стандартного программного обеспечения не позволяет использовать современные ИКТ, только 47 процентов учреждений специального образования подключены к сети Интернет.
Отмечается недостаточная готовность к интегрированному обучению и воспитанию учреждений дошкольного, общего среднего образования в части создания специальных условий (технических, кадровых, психологических).
Требуется совершенствование работы по повышению качества специального образования путем внедрения новых образовательных технологий, в том числе ИКТ.
Необходимо активизировать работу по созданию специальных условий для лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
В республике нет отечественной научной школы в области специального образования, следствием чего является недостаточная фундаментальность, обоснованность получаемых научных результатов.
Отсутствуют единые межведомственные подходы к созданию системы непрерывной социальной реабилитации и трудоустройства молодых инвалидов после завершения их обучения в учреждениях образования.
Таким образом, имеется объективная необходимость в разработке Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы (далее – Государственная программа).
Целями Государственной программы является совершенствование системы специального образования, повышение качества и доступности образования для лиц с особенностями психофизического развития.
Для реализации указанных целей необходимо выполнение следующих мероприятий:
завершение оптимизации и реорганизации сети учреждений специального образования;
создание специальных условий для лиц с особенностями психофизического развития на всех уровнях основного образования;
разработка и внедрение современных технологий, в том числе ИКТ в образование лиц с особенностями психофизического развития;
формирование толерантного отношения в обществе к лицам с особенностями психофизического развития.
Реализация мероприятий Государственной программы позволит:
осуществить максимально раннее выявление и оказание помощи детям с особенностями психофизического развития через оборудование 143 кабинетов ранней комплексной помощи (в 100 процентах ЦКРОиР);
провести оптимизацию сети учреждений специального образования через закрытие (реорганизацию) более 20 процентов специальных школ (школ-интернатов);
создать на базе учреждений специального образования 52 ресурсных центра;
обновить материально-техническое оснащение и создать доступную и необходимую образовательную среду для учащихся с особенностями психофизического развития в 100 процентах учреждений специального образования и в 70 процентах учреждений дошкольного и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования;
обеспечить разработку и внедрение современных ИКТ в образовательный и коррекционный процесс для лиц с особенностями психофизического развития через оснащение 100 процентов учреждений, реализующих образовательные программы специального образования, стандартным и специализированным программно-аппаратным оборудованием;
расширить возможности получения профессионального образования для лиц с особенностями психофизического развития на всех уровнях профессионального образования через открытие 30 интегрированных и 88 специальных групп в учреждениях профессионально-технического образования; создание центров профессиональной и социальной реабилитации в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, создание адаптивной образовательной среды в учреждениях среднего специального (8 учреждений) и профессионально-технического (2 учреждения) образования;
создать единое информационное пространство для оказания помощи в решении юридических вопросов и получении необходимой профессиональной информации от различных ведомств через создание веб-сайтов в 334 учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования.
Срок реализации Государственной программы – 2012 – 2016 годы.
Заказчиком Государственной программы является Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком.
Заказчик-координатор – Министерство образования Республики Беларусь.
Утверждающий Государственную программу орган – Совет Министров Республики Беларусь.
Источниками финансирования Государственной программы являются средства республиканского и местных бюджетов, выделенные на образование, иные средства, не запрещенные законодательством, с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании бюджета на очередной финансовый год. Объемы финансирования Государственной программы составят 32 953,4 млн. рублей, из них средств республиканского бюджета – 12 090,6 млн. рублей, местных бюджетов – 20 862,8 млн. рублей. Плановые объемы расходов приведены в ценах 2010 года.
Федеральные, региональные программы, планы, проекты, комплексы мер, концепции
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493.2. Комплекс мер по этнокультурному развитию финно-угорских народов Российской Федерации, утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 5 декабря 2016 года № 9633п-П44.3. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, от 28 мая 2014 года № 3241п-П8;4. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы5. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы6. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы7. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы8. Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы9. Концепция развития географического образования в Российской Федерации10. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р11. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р вместе с «Планом мероприятий на 2017 — 2020 годы по реализации Концепции) 12. Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на 2018 — 2020 годы (утверждено Правительством РФ 07.02.2018 N 987п-П8)13. План мероприятий «дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 722-р) 14. План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р).15. План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р)16. План мероприятий по реализации в 2018-2020 годах Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 января 2018 года № 118-р) 17. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29 мая 2017 года № 24018. Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 2013 года № 517 «О праздновании 100-летия образования Республики Карелия»;19. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
1. Государственная программа Республики Карелия «Доступная среда в Республике Карелия» на 2016 — 2020 годы (Постановление Правительства Республики Карелия от 9 июня 2016 года N 211-П2. Государственная программа Республики Карелия «Культура Республики Карелия» на 2014-2020 годы (Постановление Правительства Республики Карелия от 30 августа 2014 года № 278-П).3. Государственная программа Республики Карелия «Развитие образования» на 2014 – 2025 годы (Постановление Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П. В редакции Постановления Правительства Республики Карелия от 17 декабря 2018 года N 471-П).4. Комплекс мер по модернизации общего образования Республики Карелия на 2013 год и на период до 2020 года. (Постановление Правительства Республики Карелия от 22 марта 2013 года № 104-П5. Комплекс мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы, учителей карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия на 2016-2020 годы (Приказ Министерства образования Республики Карелия от 11.12.2015 года № 1700)6. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на территории Республики Карелия (Распоряжение Правительства Республики Карелия от 15 июля 2013 года N 469р-П)7. Комплексные меры по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года на территории Республики Карелия в 2016-2018 годах (Распоряжение Правительства Республики Карелия от 28 сентября 2018 года N 614р-П).8. Комплексный план мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей, производства и оборота информационной продукции для детей на территории Республики Карелия на 2018-2020 годы, Распоряжение Правительства Республики Карелия от 27 февраля 2018 года № 145р-П9. Комплексный план мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Республике Карелия на 2016-2018 годы (Распоряжение Правительства Республики Карелия N 261р-П от 16 мая 2014 года).10. Комплексный план реализации основных мероприятий Концепции этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017-2025 годы (Распоряжение Правительства Республики Карелия N 182р-П от 04 апреля 2017 года) 11. Перечень основных мероприятий по противодействию идеологии терроризма среди обучающихся образовательных организаций на 2017 год. (Приказ Министерства образования Республики Карелия от 27 января 2017 года № 97) 12. План мероприятий «дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в сфере образования Республики Карелия на 2013 – 2018 годы (Распоряжение Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2013 года № 224р-П) 13. План мероприятий на 2015-2018 годы по реализации в Республике Карелия первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Республики Карелия от 10 декабря 2015 года № 774р-П)14. План мероприятий по реализации в 2016 — 2020 годах в Республике Карелия Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Распоряжение Правительства Республики Карелия от 13 декабря 2016 года № 940р-П)15. План мероприятий по реализации в Республике Карелия в 2018 году основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года (Распоряжение Правительства Республики Карелия от 19 сентября 2018 года № 594р-П) 16. План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в Республике Карелия на 2016-2020 годы. (Распоряжение Правительства Республики Карелия от 31 октября 2016 года № 834р-П)17. План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования в 2020 году 100-летия образования Республики Карелия (Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2018 N 93-р. В редакции распоряжения Правительства РФ от 26.01.2018 N 93-р. ) 18. План реализации в Республике Карелия в 2019 году Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р; распоряжение ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» № 2 от 15.02.2019 г.).19. План реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования» на очередной 2018 финансовый год и на плановый период 2019-2020 годов» Приказ Министерства образования Республики Карелия от 05.03.2018 № 212 20. План действий по внедрению региональной системы оценки качества образования в Республике Карелия. ( Приказ Министерства образования Республики Карелия о т 28.09.2018 №751 21. План основных мероприятий до 2020 года, проводимых на территории Республики Карелия в рамках Десятилетия детства (Распоряжение Правительства Республики Карелия от 30.01.2019 № 68р-П). 22. 23. План реализации мероприятий Концепции преподавания русского языка и литературы в Республике Карелия в 2019 году24. Региональный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»25. Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей» 26. Региональный проект «Современная школа» 27. Региональный проект «Успех каждого ребенка» 28. Региональный проект «Учитель будущего» 29. Региональный проект «Цифровая образовательная среда» в Республике Карели 30. Среднесрочный План на 2016-2020 годы по реализации Концепции развития библиотечного дела в Республике Карелия до 2020 года и на период до 2025 года. (Приказ Министерства культуры Республики Карелия от 09 ноября 2015 года №539).31. План основных мероприятий до 2020 года, проводимых на территории Республики Карелия в рамках Десятилетия детства (Распоряжение Правительства Республики Карелия от 30.01.2019 № 68р-П).