Двадцать лет назад, 11 июня 1992 года, Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации на 1992 год.
Программа была разработана в соответствии с требованиями закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 года (в редакции от 5 июня 1992 года).
Государственная программа приватизации на 1992 год поставила цели формирования слоя частных собственников, повышения эффективности предприятий, социальной защиты населения и развития социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации, содействия финансовой стабилизации, создания конкурентной среды и демонополизации, привлечения иностранных инвестиций, создания условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации.
В программе была дана классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации в 1992 году. Предприятия были поделены на группы: предприятия, приватизация которых была запрещена; разрешалась только по решению правительства РФ или правительств республик в составе РФ; разрешалась по решению Госкомимущества с учетом мнения отраслевых министерств; разрешалась в соответствии с местными программами приватизации; разрешалась с согласия трудовых коллективов в случаях, предусмотренных законом «О приватизации. «; предприятия, которые подлежали обязательной приватизации.
Программа приватизации предусматривала систему именных приватизационных счетов (чеков), денежную и «малую» приватизацию.
Все государственные (муниципальные) предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделялись на три группы:
‑ мелкие предприятия со среднесписочной численностью работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года менее 1 миллиона рублей подлежали продаже на аукционе (по конкурсу) в соответствии с требованиями Программы;
‑ предприятия со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года более 50 миллионов рублей должны были приватизироваться путем их преобразования в акционерные общества открытого типа;
‑ остальные предприятия могли быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями Программы.
В 1992 году Программа предусматривала использование следующих способов приватизации:
— продажу акций акционерных обществ открытого типа; продажу предприятий на аукционе;
— продажу предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников);
— продажу предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги);
— продажу имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий; выкуп арендного имущества.
На основании заданий Государственной программы приватизации комитеты по управлению государственным имуществом в республиках и областях разрабатывали местные программы приватизации и прогнозировали поступления средств от приватизации в бюджеты разных уровней.
При преобразовании государственных и муниципальных предприятий не допускалось создание акционерных обществ закрытого типа.
Не допускалось создание акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в состав которых входят государственные (муниципальные) предприятия, за исключением случаев приведения их организационно‑правовой формы в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Не допускалось создание предприятий в любой организационно‑правовой форме объединениями государственных (муниципальных) предприятий, а также органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов имущества.
В случае принятия решения о приватизации, способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом.
Коммерческие банки Российской Федерации и иностранные банки, согласно Программе, могли осуществлять кредитование сделок приватизации без ограничений.
Центральным банком РФ кредитные ресурсы на эти цели не выделялись. Местными программами приватизации могло предусматриваться выделение кредитных ресурсов на эти цели из средств, находящихся в распоряжении соответствующих Советов народных депутатов.
В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов, в частности, указы президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации.
Всего за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 миллиардов рублей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 июня 1992 г. N 2980-1
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1992 ГОД
Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
Утвердить Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год и ввести ее в действие с момента опубликования.
С момента введения в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год прекратить действие Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
Правительству Российской Федерации:
до 25 июля 1992 года привести ранее изданные нормативные акты в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год;
до 15 июля 1992 года утвердить с учетом мнения республик в составе Российской Федерации необходимые нормативные акты, обеспечивающие выполнение Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год;
при подготовке проекта Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1993 год предусмотреть с учетом опыта проведения приватизации в 1992 году разработку межреспубликанской программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Российскому фонду федерального имущества до 25 июля 1992 года привести ранее изданные нормативные акты в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
Верховным Советом республик в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и соответствующим комитетам по управлению имуществом в месячный срок со дня опубликования Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год привести республиканские и местные программы приватизации в соответствие с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации до 1 октября 1992 года провести организационно — технические мероприятия, обеспечивающие в срок, установленный программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, наделение граждан Российской Федерации именными приватизационными вкладами (приватизационными чеками).
Правительству Российской Федерации в порядке подготовки к приватизации с использованием именных приватизационных вкладов (приватизационных чеков) до 1 октября 1992 года обеспечить коммерциализацию государственных и муниципальных предприятий с одновременным преобразованием их организационно — правовой формы и осуществлением необходимых сопутствующих мер: взаиморасчетов по поставкам между предприятиями, финансово — кредитной поддержки и санации государственных промышленных предприятий, изменения порядка начисления амортизации.
Установить, что все ранее созданные акционерные общества закрытого типа (товарищества с ограниченной ответственностью), часть уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, подлежит преобразованию в акционерные общества открытого типа.
Установить, что коммерциализация, преобразование в акционерное общество государственного или муниципального предприятия, входящего в концерн, ассоциацию, корпорацию или другое объединение, а также структурного подразделения предприятия (объединения) осуществляются по решению трудового коллектива этого предприятия (структурного подразделения) и представителя собственника (соответствующего комитета по управлению имуществом). В этом случае согласия трудовых коллективов других предприятий (структурных подразделений), входящих в объединение (предприятие), не требуется.
Создание акционерных обществ в форме холдинговых компаний, владеющих контрольными пакетами акций дочерних акционерных обществ, созданных на основе государственных или муниципальных предприятий (а также предприятий более 50 процентов уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности), допускается при положительном решении трудовых коллективов дочерних акционерных обществ, за исключением случаев создания холдинговых компаний по поручению Правительства Российской Федерации.
Привести в соответствие со статьями 9 — 12 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» организационно — правовую форму всех ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений государственных и муниципальных предприятий. Учредительные документы предприятий и объединений, не выполнивших указанные преобразования до 1 октября 1992 года, признаются недействительными.
Установить, что приватизация образовательных учреждений не допускается до установления соответствующей процедуры в законодательстве Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по науке и народному образованию до 1 октября 1992 года представить в Верховный Совет Российской Федерации проект закона Российской Федерации о приватизации образовательных учреждений.
Установить, что споры о признании недействительными сделок по приватизации и иные гражданско — правовые споры, возникающие при подготовке и проведении приватизации, рассматриваются арбитражным судом или судом в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации.
Опубликовать Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год и Закон Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».
Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. ХАСБУЛАТОВ
Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.
14 августа 1992 года президент РФ подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Каждый житель страны получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.
Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысячи.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден указом президента РФ от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В ноябре-декабре того же года состоялись аукционные торги.
Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 триллиона рублей.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.
Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи продлевают денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 миллиарда долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.
Российская Федерация, по состоянию на 1 января 2010 года, являлась собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 акционерных обществ.
27 ноября 2010 года правительство России утвердило «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы».
В июне 2012 года правительство РФ приняло окончательный план приватизации крупных активов на 2012-2013 годы и на период до 2016 года.
1 июля 2013 года российское правительство утвердило прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы.
В авангарде приватизации-2016 было размещение на Московской бирже 10,9% акций «Алросы» в начале июля 2016 года, эта продажа принесла бюджету 52 миллиарда рублей.
В декабре 2016 года была совершена крупнейшая приватизационная сделка по реализации 19,5% акций нефтегазовой компании «Роснефть», которая принесла в бюджет России (с учетом приватизации «Башнефти» компанией, 10,5 миллиарда евро или более одного триллиона рублей.
В феврале 2017 года правительством РФ был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества и основные направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы.
Планом предусматривается приватизация находящихся в федеральной собственности акций 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 10 обществах с ограниченной ответственностью, более одной тысячи объектов другого имущества государственной казны.
В федеральный бюджет РФ на 2017-2019 годы были заложены доходы от приватизации в 2017 году в сумме 138,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 13,6 миллиарда рублей, в 2019 году — 13,9 миллиарда рублей. При этом в ожидаемых поступлениях на 2017 год учтены только два крупных актива: 95,5 миллиарда рублей от продажи 10,9% минус одна акция ВТБ и 24 миллиарда рублей от продажи 25% минус одна акция «Совкомфлота».
Позже власти решили отказаться от приватизации пакета ВТБ, поскольку банк находится под санкциями ЕС и США, что может негативно сказаться на его стоимости.
В мае 2017 года Минфин РФ снизил прогноз доходов федерального бюджета от приватизации на текущий год на 96 миллиардов рублей.
Приватизация 25% минус 1 акция крупнейшей судоходной компании России «Совкомфлот» планировалась на первое полугодие 2017 года, но пока не состоялась.
В одобренном правительством РФ проекте бюджета на 2018-2020 годы Министерством финансов РФ не предусмотрено приватизации крупных пакетов госкомпаний. Однако правительство продолжает работу по конкретным сделкам, многое в этом вопросе будет зависеть от рыночных условий.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Приватизация в России
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 января 2021 года; проверки требуют 5 правок.
Приватизация в России — процесс передачи государственного имущества и муниципального имущества в Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществляется в России с начала 1990-х годов (после распада СССР).
Приватизацию обычно связывают с именами Е. Гайдара и А. Чубайса, занимавшихся в 1990-е годы приватизацией промышленных предприятий, итоги которой часто подвергаются резкой критике — в частности, из-за появления сильного экономического расслоения населения России.
В то же время, приватизации, помимо промышленных предприятий, подверглись и другие активы — сельскохозяйственные предприятия (колхозы и совхозы), земля (разных видов назначения) и жилой фонд. Итоги приватизации в этих областях оказались вне зоны общественного внимания и сколь-нибудь системному анализу и переосмыслению не подвергались.
Подготовительный этапПравить
- малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях («малая» приватизация).
- крупные предприятия, как и часть средних, должны были быть обязательно преобразованы в акционерные общества открытого типа, и затем пройти через продажу акций. При этом не менее 29 % уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки, в обиходе называемые ваучерами («чековая» или «ваучерная» приватизация).
В ряде особо значимых отраслей (недра, лесфонд, шельф, трубопроводы, автодороги общего пользования, телевизионные станции и т. ) приватизация была запрещена. В то же время, обязательной приватизации подлежали предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой и легкой промышленности.
Малая приватизацияПравить
Приватизация малых предприятий (торговля, бытовое обслуживание и т. ) была запущена правительством с начала 1992 года, не дожидаясь одобрения Верховным Советом Госпрограммы по приватизации на 1992 год (которое произошло только в июне).
Ваучерная приватизацияПравить
Обязательным этапом приватизации при продаже за акции была продажа части уставного капитала, не менее 29 %, за ваучеры на публичных аукционах. Для этого необходимо было обеспечить население достаточным количеством ваучеров, к моменту начала аукционов.
Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г. За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.
Критики чековой приватизации считали её нечестной и несправедливой, так как, по их мнению, она привела к незаслуженно быстрому обогащению узкой группы лиц. Например, существовало мнение, что принятый порядок приватизации давал серьёзные преимущества так называемым «красным директорам» (руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена). Используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а также выкупать акции у работников предприятий по заниженным ценам.
Залоговые аукционыПравить
Залоговые аукционы подвергались критике в связи с тем, что:
- отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер;
- результаты залоговых аукционов в глазах значительной части общества были нелегитимными и подорвали доверие к приватизации в целом.
1996 — настоящее времяПравить
Согласно программе приватизации на 2017-19 годы, утвержденной правительством РФ в феврале 2017 года, приватизации (полной или частичной) подлежат госпакеты акций в 298 ФГУПах и 477 акционерных обществах. В целом, доходы от приватизации ожидаются на уровне 5,6 млрд рублей ежегодно.
Приватизация жилфондаПравить
2 декабря 1988 г. Совмин СССР принял постановление «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда», разрешающее продажу гражданам занимаемых ими квартир, а также незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капремонту.
Приватизация землиПравить
Принятый в 1991 году Земельный Кодекс РСФСР впервые ввел разделение земли по 7 категориям целевого использования (сельскохозяйственного назначения / промышленности / населенных пунктов / лесного фонда и т.
В 2001 году, после длительных согласований, был принят новый Земельный Кодекс. Основные положения Кодекса предусматривали:
Земля сельскохозяйственного назначенияПравить
Приватизация земель сельхозназначения являлась наиболее спорным моментом земельной реформы в России; попытки правительства легализовать частную собственность на землю в 1990-х блокировались Госдумой. В связи с этим, приватизация с/х земель, вплоть до принятия в 2002 году закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулировалась Указами Президента РФ.
Дачная земля (земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства)Править
С 2001 года приватизация дачных участков стала возможной на основаниях, прописанных в Земельном Кодексе — то есть, путем выкупа земли в собственность по ставкам, установленным местными органами власти.
В июне 2006 года был принят закон № 93-ФЗ (Дачная амнистия), установивший упрощенный порядок приватизации дачных участков. Согласно положениям этого закона, в бесплатном (и упрошенном) порядке можно приватизировать дачные участки, полученные до 2001 года. Срок бесплатной приватизации — до 1 марта 2018 года.
ИтогиПравить
В июле 2017 года был выпущен доклад ЦСР «Земля для людей», согласно которому несовершенство земельного законодательства стало барьером на пути устойчивого развития страны. Из проблем, в частности, отмечалось что:
1) 90 % земель с/х назначения и населенных пунктов, находящихся в госсобственности, до сих пор не разграничены между РФ / субъектом РФ / муниципалитетом — что препятствует вводу этих земель в оборот (не проведено межевание, то есть фактически не разграничены);
2) менее 50 % участков, поставленных на учёт в Государственном кадастре недвижимости имеют границы, установленные в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства;
3) ввиду отсутствия границ участков, признаваемых государством, осуществление сделок купли-продажи или получение кредитов под залог и т. затруднено;
ПоследствияПравить
- Волков В. В. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ. М., ГУ-ВШЭ, 2004. ISBN 5-7598-0288-7
- Волков В. В. По ту сторону судебной системы, или Почему законы работают не так, как должны Архивная копия от 26 мая 2017 на Wayback Machine // «Неприкосновенный запас» №4 (42), 2005
- Мунтян М. А., Подберезкин А. И., Стреляев С. П. Приватизация и приватизаторы. — М., Воскресенье, 2005. — 308 с.
- Подберезкин А. И., Стреляев С. П., Хохлов О. А., Ястребов Я. И. Секреты российской приватизации. — М. Ступени, 2004. — 144 с.
- Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. М.: Ассоциация Книга. Просвещение. Милосердие. 1995. 567 с.
- Вилькобрисский М. Как делили Россию. История приватизации. СПб. Издательский дом «Питер». 2012. — 189 с.