Программа развития аграрного бизнеса 2016–2020 гг

Программа развития аграрного бизнеса 2016–2020 гг

2020 год является завершающим для многих государственных программ, что дает возможность понять эффективность их реализации. Анализ конкретных программ является хорошим способом оценки качества государственного управления, т. позволяет соотнести полученные результаты (которые в отличие от общего эффекта государственного управления можно измерить) с финансированием, потраченным на реализацию программы.

Четыре года назад, 11. 2016, постановлением Совмина № 196 была принята Государственная программа развития аграрного бизнеса на 2016–2020 годы, которая предполагала реализацию целого комплекса инвестиционных проектов.

Общий объем финансирования должен был составить внушительные 220,7 млрд руб.

Основная нагрузка на осуществление программы легла на плечи предприятий агропромышленного комплекса. Программой предусмотрено выделение финансирования в размере 199,7 млрд руб. (90%) за счет собственных средств предприятий отрасли. Еще 7,6 млрд руб. предполагалось выделить из бюджета и 13,4 млрд руб. – профинансировать за счет кредитов госбанков.

Однако выделенной суммы оказалось недостаточно для реализации всех предусмотренных программой инвестпроектов, из-за чего общий объем и структура финансирования неоднократно пересматривались. С учетом последних изменений от 09. 2020 общий объем средств, направленных на развитие сельского хозяйства в рамках программы, составил 222,8 млрд руб. , увеличившись на 2,1 млрд руб. При этом финансовое участие бюджета выросло до 8,2 млрд, банков – до 14,7 млрд руб.

В 2020 г. программа должна быть завершена. Однако уже сейчас можно сказать, что, несмотря на значительный объем потраченных средств, она не достигла большинства поставленных целей. Исходный документ программы содержит таблицу целевых показателей, благодаря которым мы можем оценить эффективность ее реализации, сопоставив плановые значения с фактическими данными из отраслевых сборников Белстата.

Результаты сравнения (см. таблицу) неутешительны: из 9 целевых параметров программы, которые можно сравнить с фактическими данными Белстата, только один – индекс производства продукции растениеводства – был достигнут. По остальным показателям программа провалилась.

Читать также:  Государственная программа поддержки для малоимущих

Индекс валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве в сопоставимых ценах гораздо ниже ожидаемых значений. Рентабельность продаж сельскохозяйственных организаций осталась низкой, а без участия высокоэффективных фермерских хо­зяйств итоговое значение было бы еще ниже. Отношение кредиторской задолженности и задолженности по кредитам и займам к выручке от реализации говорит о крайне тяжелом финансовом состоянии сельскохозяйственных организаций.

Получается, что реализация новых инвестиционных проектов не только не принесла должного экономического эффекта, а еще больше увеличила финансовую нагрузку на предприятия отрасли, подорвав их финансовую устойчивость. Инвестиционные проекты вымыли все оборотные средства предприятий и еще больше повысили их закредитованность, создавая порочный круг, выбраться из которого без помощи государства уже не получится. Из-за того, что государство приняло на себя обязательство по компенсации части процентов по банковским кредитам, неэффективная реализация программы повлечет за собой увеличение расходов бюджета, а значит, провал программы в какой-то степени заденет каждого из нас. С учетом того, что бюджет в ближайшие годы вряд ли сможет стать профицитным, необходимость субсидирования процентных платежей повлечет за собой увеличение государственных расходов, что неизбежно вызовет урезание других статей государственного бюджета, и вряд ли это будут расходы на государственное управление или правоохранительные органы.

Сравнение прогнозных значений программы с данными Белстата

2016
2017
2018
2019
2020

Рентабельность продаж, %

План
5,80
7,00
8,00
9,00
10,00

Факт
2,7
6,9
4,3
4,6

Введение в оборот мелиорированных земель, тыс. га

План
37,8
31,3
25,4
26,3
37,8

Факт
2,4
2,9
1,2
1,9
5,2

Индекс производства продукции в фермерских хозяйствах

План
126,5
155,5
187
225
282,5

Факт
112
126
113
134

Производительность труда в сельском хозяйстве

План
107,9
106,9
106,3
106,2
105,5

Читать также:  Федеральная государственная программа школьного образования

Факт
106,5
108,9
99,2
108,4

Темп роста экспорта с/х продукции и продуктов питания

План
107,9
106,9
106,3
106,2
105,5

Факт
0,95
1,17
1,06
1,05

Отношение КЗ, кредитов и займов к выручке от реализации

План
1,1
1,07
1,05
1,02
1

Факт
1,29
1,24
1,12
1,12

Индекс производства продукции растениеводства

План
103,7
105,6
107
108,8
109,3

Факт
105,9
112,5
105,6
111,6

Индекс производства продукции животноводства

План
102,5
106,4
110,4
114,4
118,3

Факт
101,5
103,4
102,6
103,1

Индекс валовой добавленной стоимости  в сопоставимых ценах

План

105,2
107,2
109,1
111,4

Факт
97,5
102,5
103,1
101,2

В программу развития агробизнеса включили новые проекты

Программа развития аграрного бизнеса 2016–2020 гг

В Беларуси правительство постановлением от 9. 2018 № 588 внесло коррективы в планы финансирования мероприятий в агропромышленной сфере.

В частности, изменения коснулись финансового обеспечения Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы (далее – программа), утвержденной постановлением Совмина от 11. 2016 № 196. Приблизительно на 12 млн. BYN сокращены расходы на нее за счет кредитов банков. Вместо них мероприятия на эту же сумму будут профинансированы из другого источника – Банка развития.

Его ресурсы будут направлены на реализацию ряда новых проектов по подпрограмме «Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства». В крестьянско-фермерском хозяйстве «ДАК» запланировано создание инновационного центра замкнутого цикла по искусственному осеменению, эмбриональному размножению высокопродуктивных коз и производству новых для Беларуси молочных продуктов. Банк развития предоставит этому хозяйству в 2018 году 326 тыс. BYN.

Также в текущем году чуть более 5,1 млн. BYN будет направлено на строительство в Кормянском районе птичников на птицефабрике «Сож» РУП «Белоруснефть-Особино». Строительство птичников запланировано и в ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский». На реализацию этого проекта Банк развития в соответствии с документом предоставит кредиты в объеме 6,6 млн. BYN.

Читать также:  Законы на государственную службу рк 2 программа

Правительство внесло коррективы и в направления и лимиты директивного кредитования государственных программ и мероприятий банками и открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» в 2018 году, утвержденные постановлением Совмина от 29. 2017 № 1046. Белагропромбанку увеличен на 15 млн. BYN лимит кредитования текущей деятельности в АПК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *