Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Доктор экономических наук, профессор
Нина Григорьевна Шамшурина
ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
Лекция 1. Программы
государственных
гарантий
в
области
здравоохранения
1 вопрос: Программа
Государственных гарантий оказания
населению бесплатной медицинской
помощи: цель, задачи, финансирование.
В
условиях рыночной экономики ресурсы,
которые государство может предоставить,
ограничены. Одной из мер повышения
эффективности использования ресурсов,
является переход
от содержания государством сети бюджетных
учреждений к финансированию пакетов
государственных и муниципальных услуг.
Это
закреплено в Бюджетном кодексе Российской
Федерации, в котором введено понятие
минимального государственного социального
стандарта.
Минимальный
государственный социальный стандарт
— это пакет государственных и муниципальных
услуг, предоставление которых гражданам
на безвозмездной и безвозвратной основе
гарантируется государством на всей
территории РФ, за счет финансирования
из бюджетов всех уровней и государственных
внебюджетных фондов.
Минимальные
социальные стандарты закрепляют принципы
социальной и географической справедливости
при предоставлении государственных и
муниципальных услуг. В соответствии со
ст. 7 Бюджетного кодекса РФ, установление
таких стандартов, а также норм и нормативов
финансовых затрат на единицу предоставленных
государственных или муниципальных
услуг относится к компетенции федеральных
органов государственной власти.
В
здравоохранении роль минимального
социального стандарта выполняет
Программа государственных гарантий
обеспечения населения бесплатной
медицинской помощью, которая принимается
Правительством РФ и финансируется за
счет бюджетов всех уровней и средств
обязательного медицинского страхования.
Поэтому в состав Программы входит
базовая программа ОМС.
Цель Программы:
реализация конституционных прав
граждан Российской Федерации в получении
бесплатной медицинской помощи
гарантированного объема и качества.
Программа определяет
виды и объемы медицинской помощи,
предоставляемой населению бесплатно.
Разработанная Программа — это те
обязательства, которые может взять на
себя государство по определению объема
бесплатной помощи на данный момент.
Начиная с 1998 г.,
Программа ежегодно утверждается
Постановлением Правительства
Российской Федерации.
На основе Федеральной
программы, которая разрабатывается
совместно Министерством здравоохранения
Российской Федерации и Федеральным
фондом ОМС, на местах разрабатываются
и утверждаются территориальные
программы. Программы, принимаемые в
регионах, не должны ни по содержанию,
ни по стоимости быть ниже Федеральной
программы, чтобы обеспечить всем
гражданам равные возможности. Вместе
с тем, исходя из региональных
возможностей, территориальные программы
могут быть расширены, а их стоимость
повышена по сравнению с Федеральной.
Это зависит от возможностей региона и
реальной экономической ситуации.
1) создание единого
правового и экономического механизма
реализации конституционных прав граждан
на получение гарантированной
(бесплатной) медицинской помощи;
2) создание единой
системы планирования и финансирования
медицинской помощи;
3) обеспечение
баланса между обязательствами государства
по предоставлению населению гарантированной
(бесплатной) медицинской помощи и
выделяемых для этого ресурсов.
Программа включает
в себя перечень видов медицинской
помощи, предоставляемых населению
бесплатно, Базовую программу обязательного
медицинского страхования, объемы
медицинской помощи, подушевой норматив
финансирования здравоохранения,
обеспечивающий предоставление
гарантированных объемов медицинской
помощи.
Всем гражданам
Российской Федерации в рамках Программы
бесплатно предоставляются следующие
виды медицинской помощи:
1. Скорая медицинская
помощь при состояниях, угрожающих жизни
или здоровью гражданина или окружающих
его лиц, вызванных внезапными
заболеваниями, обострениями хронических
заболеваний, несчастными случаями,
осложнениями беременности и при родах.
Скорая медицинская
помощь, оказываемая станциями
(отделениями, пунктами) скорой
медицинской помощи, предоставляется
за счет бюджета; для ее получения не
имеет значения, застрахован ли гражданин
по ОМС. При оказании скорой медицинской
помощи осуществляется бесплатная
лекарственная помощь в соответствии с
Перечнем жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств, ежегодно
утверждаемым Министерством здравоохранения
Российской Федерации.
2.
Амбулаторно-поликлиническая помощь,
включая проведение мероприятий по
профилактике (в том числе диспансерному
наблюдению), диагностике и лечению
заболеваний, как в поликлинике, так и
на дому.
— при острых
заболеваниях и обострениях хронических
болезней, отравлениях и травмах,
требующих интенсивной терапии,
круглосуточного медицинского наблюдения
и изоляции по эпидемиологическим
показаниям;
— при патологии
беременности, родах и абортах;
— при плановой
госпитализации с целью проведения
лечения и реабилитации, требующих
стационарного режима.
При стационарном
лечении лекарственная помощь
осуществляется бесплатно в соответствии
с вышеупомянутым Перечнем.
В связи с тем, что
стационарная помощь является наиболее
дорогостоящей, предполагается
развитие так называемых стационарозамещающих
технологий: дневных стационаров и
стационаров на дому; дома сестринского
ухода и т.д.
Основную медицинскую
помощь граждане получают по программе
обязательного медицинского страхования,
и финансируется за счет средств
обязательного медицинского страхования.
Базовой программой
определены группы заболеваний и
состояний, при которых оказывается
амбулаторно-поликлиническая и стационарная
помощь застрахованным: инфекционные
и паразитарные заболевания (за исключением
венерических заболеваний, туберкулеза
и СПИДа), новообразования, болезни
эндокринной системы, расстройства
питания и нарушения обмена веществ,
болезни нервной системы, болезни крови,
болезни глаза и его придаточного
аппарата, болезни уха и сосцевидного
отростка, болезни системы кровообращения,
болезни органов дыхания, болезни органов
пищеварения, болезни мочеполовой
системы, болезни кожи и подкожной
клетчатки, болезни костно-мышечной
системы и соединительной ткани,
травмы, отравления и некоторые другие
последствия воздействия внешних причин,
а также некоторые врожденные аномалии
(пороки развития) и деформации у взрослых.
2 вопрос: Условия
предоставления
бесплатной
медицинской
помощи.
Территориальные
программы содержат не только объемы
медицинской помощи, но и условия
предоставления бесплатной медицинской
помощи.
В амбулаторно-поликлинических
учреждениях предусматривается:
1) возможность
выбора пациентом врача в рамках договора
ОМС;
2) объем диагностических
и лечебных мероприятий для конкретного
пациента определяется лечащим врачом;
3) вероятность
очереди плановых больных на прием к
врачу и проведение диагностических и
лабораторных исследований;
4) направление
пациента на плановую госпитализацию.
1) возможно наличие
очереди на плановую госпитализацию;
2) больные могут
быть размещены в палатах на 4 и более
мест;
3) больные, роженицы
и родильницы обеспечиваются лечебным
питанием в соответствии с физиологическими
нормами, утвержденными МЗ РФ;
4) предоставление
возможности одному из родителей или
иному члену семьи, по усмотрению
родителей, находиться вместе с больным
ребенком. Обеспечение питанием и койкой
лица, ухаживающего за госпитализированным
грудным ребенком, а также за ребенком
до 3 лет при наличии медицинских показаний
для ухода, и др.
Оказание медицинской
помощи по программам ОМС осуществляется
только застрахованным гражданам.
Однако программы
обязательного медицинского страхования
охватывают далеко не все виды медицинской
помощи, которые граждане РФ получают
бесплатно. Так, в Базовую программу не
входит лечение туберкулеза и СПИДа.
Лечение этих и
других социально значимых заболеваний
финансируется из бюджета. За рамки
Базовой программы вынесено также
оказание скорой медицинской помощи,
что также финансируется из бюджета, и
многое другое.
В Программе
государственных гарантий обеспечения
граждан Российской Федерации бесплатной
медицинской помощью выделен специальный
раздел, который определяет медицинскую
помощь, предоставляемую населению
за счет бюджетов всех уровней:
1) федерального
бюджета — медицинская помощь, оказываемая
в федеральных медицинских учреждениях,
в том числе дорогостоящие виды медицинской
помощи, перечень которых утверждается
Министерством здравоохранения
Российской Федерации;
2) бюджетов субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований:
а) скорая медицинская
помощь, оказываемая станциями
(отделениями, пунктами) скорой
медицинской помощи;
б)
амбулаторно-поликлиническая и стационарная
помощь, оказываемая в специализированных
диспансерах, больницах (отделениях,
кабинетах) при венерических заболеваниях,
туберкулезе, синдроме приобретенного
иммунодефицита (СПИД), психических
расстройствах, наркологических
заболеваниях, при беременности, абортах
по медицинским и социальным показаниям,
родах и в послеродовом периоде, при
врожденных аномалиях (пороках
развития), деформациях и хромосомных
нарушениях у детей, отдельных состояниях,
возникающих в перинатальном периоде.
За счет средств
бюджетов всех уровней осуществляются
диспансерное наблюдение здоровых
детей, льготное лекарственное обеспечение
и зубопротезирование, а также финансирование
медицинской помощи, оказываемой
фельдшерско-акушерскими пунктами,
хосписами, больницами сестринского
ухода, лепрозориями, центрами по борьбе
со СПИДом, финансирование центров
медицинской профилактики,
врачебно-физкультурных диспансеров,
детских санаториев, домов ребенка, бюро
судебно-медицинской экспертизы и
патологоанатомических отделений,
центров экстренной медицинской
помощи, станций, отделений, кабинетов
переливания крови, санитарной авиаций.
Соседние файлы в папке Новые
11.1.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ
Примером
текущего планирования в здравоохранении
с использованием изложенных выше
принципов и методов является Программа
государственных гарантий оказания
гражданам РФ бесплатной медицинской
помощи (далее
— Программа).
Программа
ежегодно утверждается постановлением
Правительства РФ с целью реализации
конституционных прав граждан РФ на
получение бесплатной медицинской
помощи.
Программа
состоит из шести разделов и включает:
общие положения; виды и условия оказания
медицинской помощи; источники финансового
обеспечения медицинской помощи;
нормативы объема медицинской помощи;
нормативы финансовых затрат на единицу
объема медицинской помощи, подушевые
нормативы финансирования, порядок и
структуру формирования тарифов на
медицинскую помощь; критерии доступности
и качество медицинской помощи.
— создание
единого правового и экономического
механизма реализации конституционных
прав граждан на получение гарантированной
(бесплатной) медицинской помощи;
— обеспечение
баланса между обязательствами государства
по предоставлению населению гарантированной
(бесплатной) медицинской помощи и
выделяемых для этого ресурсов.
В
рамках Программы населению бесплатно
предоставляются следующие виды
медицинской помощи:
— скорая
медицинская помощь, в том числе
специализированная (санитарно-авиационная);
— специализированная
медицинская помощь, в том числе
высокотехнологичная.
Все
эти виды помощи населению РФ предоставляются
за счет средств обязательного медицинского
страхования и бюджетов всех уровней.
Для
разработки Программы используются
следующие группы нормативов:
— нормативы
объемов медицинской помощи;
— нормативы
финансовых затрат на единицу объема
медицинской помощи.
Нормативы
объемов медицинской помощи. К этим
показателям относятся:
— норматив
амбулаторно-поликлинической
помощи, который
устанавливается в количестве посещений
на одного человека в год (2010 г. — 9,5
посещений);
— норматив
медицинской помощи, предоставляемой
в дневных стационарах всех типов, который
устанавливается в количестве пациенто-дней
на 1 человека в год (2010 г. — 0,59 пациенто-дней);
— норматив
стационарной помощи, который
устанавливается в количестве койко-дней
на 1 человека в год (2010 г. — 2,78 койкодней);
— норматив
скорой медицинской помощи, который
устанавливается в количестве вызовов
на 1 человека в год (2010 г. — 0,318 вызова).
Нормативы
финансовых затрат на единицу объема
медицинской помощи. К этим показателям
относятся:
— норматив
финансовых затрат на 1 посещение в
амбулаторно-поликлиническую
организацию (2010
г. — 218,1 руб.);
— норматив
финансовых затрат на 1 пациенто-день в
дневном стационаре (2010
г. — 478 руб.);
— норматив
финансовых затрат на 1 койко-день в
стационаре (2010
г. — 1380,6 руб.);
— норматив
финансовых затрат на 1 вызов скорой
медицинской помощи (2010
г. — 1710,1 руб.).
Кроме
того, в рамках Программы
устанавливается подушевой
норматив финансирования Программы (2010
г. — 7634,4 руб.), отражающий размер средств
на компенсацию затрат по предоставлению
бесплатной медицинской помощи в расчете
на 1 человека в год.
11.2.
УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ
ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В
соответствии с Программой государственных
гарантий оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи органы государственной
власти субъектов РФ разрабатывают
соответствующие территориальные
программы. В
них могут устанавливаться дополнительные
условия, виды и объемы оказания
медицинской помощи за счет средств
бюджетов субъектов РФ и муниципальных
образований. Подушевые нормативы
финансирования территориальной
программы формируются исходя из
вышеперечисленных нормативов объемов
медицинской помощи и финансовых затрат
с учетом соответствующих районных
коэффициентов.
Территориальная
программа государственных гарантий
оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи включает:
— территориальную
программу обязательного медицинского
страхования (подробнее см. гл. 21.);
— перечень
заболеваний и видов медицинской помощи,
предоставляемой населению бесплатно
за счет бюджетов всех уровней и средств
обязательного медицинского страхования
(ОМС);
— перечни
организаций здравоохранения, работающих
в системе ОМС, и медицинских учреждений,
финансируемых из бюджетов;
— объемы
медицинской помощи, установленные для
медицинских учреждения субъекта РФ,
муниципальных образований, ведомственных
и частных медицинских организациях,
работающих в системе ОМС, и финансовые
средства на выполнение этих объемов;
— перечень
жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств, изделий
медицинского назначения и расходных
материалов, применяемых при оказании
медицинской помощи в рамках территориальной
программы;
— перечень
медицинских учреждений субъекта РФ,
оказывающих специализированную
высокотехнологичную медицинскую помощь
за счет средств бюджета субъекта РФ;
— условия
и порядок предоставления бесплатной
медицинской помощи населению субъекта
РФ в рамках территориальной программы;
— информацию
о численности населения (по группам и
категориям заболеваний), при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства
и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно
или с 50% скидкой.
— консолидация
различных источников финансирования
для обеспечения населения гарантированной
(бесплатной) медицинской помощью;
— обеспечение
сбалансированности обязательств
государства по предоставлению населению
бесплатной медицинской помощи и
выделяемых для этого финансовых средств;
— повышение
эффективности использования имеющихся
ресурсов здравоохранения.
Для
разработки территориальных программ
используется следующий алгоритм (рис.
11.1).
При
формировании территориальных программ
федеральные нормативы объемов медицинской
помощи корректируются с учетом
особенностей возрастно-полового
состава, уровня и структуры заболеваемости
населения субъектов РФ.
Муниципальные
задания утверждаются
одновременно с бюджетами муниципальных
районов и городских округов и являются
составной частью территориальной
программы государственных гарантий
оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи.
Рис.
11.1. Порядок разработки территориальной
программы государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи
Важным
разделом территориальной программы
является план мероприятий по устранению
или сокращению дефицита финансовых
средств. Этот план включает в себя
комплекс мер по повышению эффективности
использования ресурсов. В частности,
он предусматривает организацию
двухсменного обследования и лечения,
включая выходные и праздничные дни;
исключение дублирования в стационарах
больниц результатов амбулаторно-поликлинического
обследования; расширение практики
ранней выписки пациентов из стационара
на амбулаторно-поликлиническое лечение.
Кроме того, перспективным направлением
повышения эффективности использования
ресурсов являются развитие
стационарзамещающих организационных
технологий (дневные стационары в
амбулаторнополиклинических, больничных
учреждениях, стационары на дому),
внедрение современных технологий
диагностики и лечения и др.
В
планировании здравоохранения на всех
уровнях управления, помимо программ
государственных гарантий,
разрабатываются целевые
медико-социальные программы на
основе выбранных приоритетов в охране
здоровья населения. Такой программно-целевой
подход в условиях дефицита материальных,
финансовых и других ресурсов позволяет
направлять их на развитие наиболее
приоритетных отраслей здравоохранения,
достигая тем самым максимальных
результатов в наиболее сжатые сроки.
Поэтому программно-целевой подход
становится все более привлекательной
формой планирования в здравоохранении,
а целевая программа — директивным
документом, который содержит увязанный
по срокам, ресурсам, исполнителям
комплекс мероприятий для эффективного
решения поставленных задач.
Примерами
таких программ на федеральном уровне
служат программы «Предупреждение и
борьба с социально значимыми
заболеваниями», «Планирование семьи»,
«Безопасное материнство», «Скорая
медицинская помощь», «Программа
модернизации здравоохранения» и др.
Источником
финансирования таких программ являются
средства бюджетов всех уровней
(федерального, регионального,
муниципального), государственных
внебюджетных фондов (Пенсионный фонд
РФ, Федеральный фонд ОМС, Фонд социального
страхования РФ), других источников, не
запрещенных законодательством РФ. Как
правило, финансовое обеспечение целевых
программ осуществляется из разных
источников (на условиях софинансирования)
в рамках заключенных договоров или
соглашений.
Разработка
и реализация комплексных целевых
медико-социальных программ являются
перспективными направлениями
совершенствования управления
здравоохранением и как результат этого
— повышения качества и доступности
оказываемой населению медицинской
помощи.
11.3.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Для
анализа выполнения плановых объемов
медицинской помощи территориальной
программы рассчитывают следующие
статистические показатели:
В
системе обязательного медицинского
страхования финансирование учреждений
здравоохранения зависит от выполнения
плановых объемов медицинской помощи
и установленных тарифов оплаты отдельных
ее видов. Поэтому для устойчивого
обеспечения организаций здравоохранения
финансовыми ресурсами значения этих
показателей должны приближаться к
100%.
Анализ
выполнения нормативов финансовых
затрат территориальной программы
осуществляется на основе следующих
показателей:
*
АПО — амбулаторно-поликлиническая
организация.
Изучение
этих показателей позволяет оценить
полноту поступления и целевое
использование финансовых средств,
которые находятся в распоряжении
организаций здравоохранения для оплаты
медицинской помощи. Значения показателей
должны приближаться к 100%.
Кроме
того, для анализа качества медицинской
помощи, оказываемой в рамках территориальной
программы, разрабатывается ряд
специальных статистических показателей,
которые рассчитываются по формулам:
Эти
показатели рассчитывают специалисты
как органов управления здравоохранением,
отдельных организаций здравоохранения
(ведомственная экспертиза), так и
медицинских страховых организаций
(вневедомственная экспертиза). По
результатам анализа территориальных
программ ряда субъектов РФ эти показатели
соответственно составили 0,12-0,15;
0,005-0,006; 0,08-0,011.
Слайд 2
В 2001 году она была трансформирована в Программу государственных гарантий
оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.
Слайд 13
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях
месту вызова бригады скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
Слайд 2
В 2001 году она была трансформирована в Программу государственных гарантий
оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.
Слайд 5
условия оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ;территориальную программу
обязательного медицинского страхования;
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год
Утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 г. № 782.
Одноканальное финансирование бесплатной медицинской помощи
по полному тарифу,
рассчитанному на основе стандарта медицинской помощи,
через систему ОМС.
По оценкам экспертов, в 2014 г. 69% размеров
здравоохранения будет аккумулироваться в системе ОМС.
Слайд 9
перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в областных государственных бюджетных
учреждениях здравоохранения;
способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам в рамках обязательного медицинского страхования и структуру тарифа на оплату медицинской помощи;
Слайд 12
Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощибюджетные ассигнования федерального бюджетабюджет субъекта
средства бюджета государственного фонда ОМС
Слайд 3
Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема
медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории РФ бесплатно.
Слайд 7
перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп
населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарства и ИМН отпускаются по рецептам врачей бесплатно (с 50% скидкой);
Слайд 3
Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема
медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории РФ бесплатно.
Слайд 10
порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской
помощи отдельным категориям граждан в учреждениях здравоохранения;
целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи;
Слайд 10
порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской
помощи отдельным категориям граждан в учреждениях здравоохранения;
целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи;
Слайд 4
Территориальная Программа включает в себя
помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
Слайд 11
нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
подушевые нормативы финансирования.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год
Утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 г. № 782.
Одноканальное финансирование бесплатной медицинской помощи:
Поэтапный переход учреждений
преимущественно на одноканальное финансирование через систему ОМС отрабатывался с 2007 г. в 12 субъектах РФ в рамках пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.
Способ разрешения
С целью разрешить экономические противоречия, например, противоречие между уровнем государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению и уровнем их финансирования,
сферы здравоохранения,
введения населения,
развития платных медицинских
организационно-правовых форм
этом смысле коммерциализация выливается в процесс постепенного лечебно-профилактических учреждений к хозяйствования
Слайд 1
Программа государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи А.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год
Утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 г. № 782.
Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи:
Медицинская помощь на территории РФ оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов ОМС.
Слайд 14
амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника;в
дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
Слайд 13
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях
месту вызова бригады скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
Слайд 14
амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника;в
дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
Слайд 5
условия оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ;территориальную программу
обязательного медицинского страхования;
Слайд 11
нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
подушевые нормативы финансирования.
Тест 1. Ответ
№326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», 29. 2010 г.
Страховые взносы работодателей.
Страховые взносы субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти на неработающее население.
Функции страховщика в системе ОМС выполняет ФФ ОМСкоторый формирует, кроме прочего, страховой запас и резерв финансирования , Программы модернизации здравоохранения субъектов РФ на основе региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ.
частной системы
здравоохранения в систему ОМС на основе договорных отношений.
Слайд 6
перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения
и расходных материалов для реализации Программы;
Слайд 12
Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощибюджетные ассигнования федерального бюджетабюджет субъекта
средства бюджета государственного фонда ОМС
Используйте гипотетические данные и рассчитайте «Уровень расходов в ОМС»
Уровень расходов определяется путем сопоставления фактических плановых
показателей. Расчет расходной части программы ОМС осуществляется по следующей формуле:
Сумма требуемых финансовых средств
Стоимость одного посещения к врачу данной специальности Число к/дн. госп. дан.профиля 1000
Например, региональный коэффициент 1,17; дефлятор 1,07
Слайд 1
Программа государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи А.
Слайд 6
перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения
и расходных материалов для реализации Программы;
Слайд 15
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Слайд 9
перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в областных государственных бюджетных
учреждениях здравоохранения;
способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам в рамках обязательного медицинского страхования и структуру тарифа на оплату медицинской помощи;
Слайд 7
перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп
населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарства и ИМН отпускаются по рецептам врачей бесплатно (с 50% скидкой);
Слайд 8
перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы, в том числе
Территориальной программы ОМС;
государственное задание (установленные объемы медицинской помощи) медицинским организациям, участвующим в реализации Программы;
Слайд 15
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Черты «социальной модели» здравоохранения
Создание условий для функционирования здравоохранения как межотраслевой макроэкономической корпорации.
Усиление профилактической направленности медицинской помощи, всемерное поддержание здорового образа жизни населения.
Повышение социальной ответственности государства за здоровье граждан.
Повышение социальной ответственности работодателей (бизнеса) путём развития дополнительного медицинского страхования; ДМС; отчислений из прибыли предприятий на развитие здравоохранения города, как межотраслевого социально-экономического показателя эффективности деятельности коммерческого предприятия.
Дифференциация системы оплаты труда медицинских работников в зависимости от результата – здоровья контингента прикреплённых.
Развитие системы ОМС в направлении повышения затрат на работающее население, соответствующих стандартам медицинской помощи и компенсации затрат лечебно-профилактических учреждений.
Развитие ПМСП путём расширения общеврачебной практики (ОВП) и практики семейного врача.
Развитие геронтологии, создание хосписов и усиление взаимосвязи социальной службы со здравоохранением.
Развитие многообразия форм собственности, организационно-правовых форм деятельности, типов учреждений здравоохранения как условия создания современной
Тест 1. Ответьте на вопрос, что считается социально- приемлемым вариантом сокращения программы ОМС?
— исключение из Программы отдельных видов медицинской помощи (например, отдельных видов стоматологической помощи для взрослых);
-предоставление отдельных видов помощи только определённым контингентам населения;
-введение доплат населения за оказанную помощь;
-установление лимита доплат по отношению к средней заработной плате на конкретной территории;
-при превышении сроков стационарного лечения пациент оплачивает определённый процент от стоимости каждого дня госпитализации;
возможность проведения частных консультаций и лечения в стационарах силами относительно небольшой группы врачей высшей категории.
Выберите правильный ответ: А) все ответы верны; Б) все ответы неверны; В) верны первые два утверждения.
Слайд 4
Территориальная Программа включает в себя
помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
Слайд 8
перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы, в том числе
Территориальной программы ОМС;
государственное задание (установленные объемы медицинской помощи) медицинским организациям, участвующим в реализации Программы;