Общий объем финансового обеспечения государственной программы развития туризма до 2024 года составляет 724 млрд рублей. Из них 168,4 млрд — средства федерального бюджета, 75,8 млрд рублей — средства консолидированных бюджетов регионов, 542,1 млрд рублей — внебюджетные источники, сообщается в документе.
Структура включает в себя три федеральных проекта — «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма», входящих в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», а также комплекс мероприятий «Обеспечение системы управления в сфере туризма».
В программе выделено 12 туристских макротерриторий: Большое Золотое кольцо, Западный Юг России, Дальний Восток, Восточный Юг России, Из Москвы в Санкт-Петербург, Большой Урал, Большая Волга, Русский Север и Арктика, Большой Алтай, Большой Кавказ, Русская Балтика, Байкал.
В макротерриторию Большой Урал включена Челябинская область, наряду с Башкортостаном, Пермским краем, Свердловской областью.
В результате реализации госпрограммы должны быть достигнуты следующие цели:
— граждане обеспечены современной туристической инфраструктурой;
— создана и внедрена система поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма;
— созданы условия для обеспечения доступности гражданам поездок по стране в условиях комфортной и безопасной туристической среды;
— созданы и внедрены цифровые решения, обеспечивающие гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны, а также к туристическим цифровым сервисам;
— создана сквозная система финансовой и нефинансовой поддержки, направленной на развитие экспорта туристских услуг;
— увеличено число рабочих мест и повышен кадровый потенциал отечественной туристической отрасли;
— реализованы мероприятия по цифровизации государственного управления в сфере туризма;
— усовершенствовано государственное управление в сфере туризма.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от
27. 2014 г. N 638-П
«Развитие
культуры и туризма
на 2015
— 2019 годы»
(В редакции Постановления
Правительства Челябинской области
от
26. 2016 № 733-П
(В редакции Постановлений Правительства
Челябинской области
от
30. 2015 № 321-П; от
30. 2015 № 485-П;
от
30. 2015 № 718-П; от
11. 2016 № 56-П;
от
05. 2016 № 164-П; от
01. 2016 № 292-П;
от
14. 2016 № 340-П; от
03. 2016 № 527-П;
от
27. 2016 № 594-П; от
26. 2016 № 733-П;
от
07. 2017 № 170-П; от
13. 2017 № 365-П;
от
18. 2017 № 448-П; от
26. 2017 № 570-П)
В соответствии
со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением
Правительства Челябинской области от
25. 2013 г. N 148-П «О Порядке принятия решений о разработке
государственных программ Челябинской области, их формировании и
реализации» Правительство Челябинской области
Утвердить
прилагаемую государственную программу Челябинской области «Развитие
культуры и туризма в Челябинской области на 2015 — 2019 годы». (В редакции Постановления Правительства
Челябинской области от
26. 2016 № 733-П)
постановление
Правительства Челябинской области от
22. 2013 г. N 342-П «О государственной программе Челябинской области
«Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на
2014 — 2016 годы» (Южноуральская панорама, 16 ноября 2013 г. , N 174,
спецвыпуск N 40);
постановление
Правительства Челябинской области от
22. 2013 г. N 344-П «О государственной программе Челябинской области
«Укрепление материально-технической базы учреждений культуры муниципальных
образований Челябинской области на 2014 — 2015 годы» (Южноуральская
панорама, 7 ноября 2013 г. , N 167; 15 ноября 2014 г. , N 159, спецвыпуск N 51);
постановление
Правительства Челябинской области от
22. 2013 г. N 345-П «О государственной программе Челябинской области
«Оснащение музыкальными инструментами и сопутствующим оборудованием
образовательных учреждений культуры и искусства Челябинской области на 2014 —
2015 годы» (Южноуральская панорама, 16 ноября 2013 г. , N 174, спецвыпуск N
40; 2 октября 2014 г. , N 152, спецвыпуск N 41);
постановление
Правительства Челябинской области от
29. 2014 г. N 555-П «О внесении изменений в постановление
Правительства Челябинской области от 22. 2013 г. 344-П» (Южноуральская панорама,
15 ноября 2014 г. , N 179, спецвыпуск N 51);
постановление
Правительства Челябинской области от
16. 2014 г. N 470-П «О внесении изменений в постановление
Правительства Челябинской области от 22. 2013 г. N 345-П» (Южноуральская
панорама, 2 октября 2014 г. , N 152, спецвыпуск N 41).
Настоящее
постановление подлежит официальному опубликованию.
Настоящее
постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
Челябинской области С. Комяков
от
26. 2016 № 733-П; от
07. 2017 № 170-П;
от
13. 2017 № 365-П; от
18. 2017 № 448-П)
Челябинской области
«Развитие культуры и туризма
в Челябинской области на
2015 — 2019 годы»
государственной программы
Челябинской области
«Развитие культуры и
туризма в Челябинской области
на 2015 — 2019
годы»
Ответственный исполнитель
государственной программы Челябинской области
—
Министерство культуры Челябинской
области
Соисполнители государственной программы
—
Министерство строительства и
инфраструктуры Челябинской области;Министерство дорожного хозяйства и
транспорта Челябинской области;областные государственные учреждения
культуры (по согласованию);социально ориентированные
некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области культуры и
искусства на территории Челябинской области (по согласованию)
Подпрограммы государственной программы
—
подпрограмма «Сохранение и
развитие культурно-досуговой сферы на 2015 — 2019 годы»;подпрограмма «Развитие
государственных театров и концертных организаций на 2015 — 2019 годы»;подпрограмма «Развитие
художественного образования на 2015 — 2019 годы»;подпрограмма «Сохранение объектов
культурного наследия на 2015 — 2016 годы»;подпрограмма «Развитие внутреннего
и въездного туризма на 2015 — 2019 годы»;подпрограмма «Укрепление
материально-технической базы учреждений культуры на 2015 — 2019 годы»;подпрограмма «Финансовое
обеспечение деятельности Министерства культуры Челябинской области на 2017 —
2019 годы»
Программно-целевые инструменты
государственной программы
—
отсутствуют
Основная цель государственной программы
—
реализация на территории Челябинской
области государственной политики в сфере культуры, искусства, туризма,
кинообслуживания населения, художественного образования
Основные задачи государственной
программы
—
создание условий для обеспечения прав
граждан на доступ к информации, культурным ценностям, занятиям любительским
творчеством и народными художественными промыслами;обеспечение доступности
профессионального театрального и исполнительского музыкального искусства
жителям Челябинской области;сохранение и развитие системы
профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства в
Челябинской области;сохранение и государственная охрана
объектов культурного наследия, расположенных на территории Челябинской
области;создание благоприятных условий для устойчивого
развития сферы туризма в Челябинской области;укрепление материально-технической базы
учреждений культуры и искусства Челябинской области;обеспечение эффективной деятельности
Министерства культуры Челябинской области
Целевые индикаторы и показатели
государственной программы
—
охват населения библиотечным
обслуживанием (процентов);количество посетителей областных музеев
(тыс. человек);количество зрителей на мероприятиях
(спектаклях, концертах и других), проведенных театрально-концертными учреждениями
(тыс. человек);численность граждан Российской
Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения (тыс. человек);уровень удовлетворенности граждан
Челябинской области качеством предоставления государственных и муниципальных
услуг в сфере культуры (процентов)
Этапы и сроки реализации
государственной программы
—
государственная программа реализуется в
2015 — 2019 годах в один этап
Объемы бюджетных ассигнований
государственной программы
—
общий объем финансирования на реализацию мероприятий государственной
программы составляет 7074635,547 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета — 59210,987 тыс. рублей;средства областного бюджета — 6989852,19 тыс. рублей;средства местных бюджетов — 25572,37 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году — 1320205,66 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета — 1314703,76 тыс. рублей;средства местных бюджетов — 5501,9 тыс. рублей;в 2016 году — 1354708,017 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета — 5345,787 тыс. рублей;средства областного бюджета — 1346126,82 тыс. рублей;средства местных бюджетов — 3235,41 тыс. рублей;в 2017 году — 1822174,57 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета — 53865,2 тыс. рублей;средства областного бюджета — 1751474,31 тыс. рублей;средства местных бюджетов — 16835,06 тыс. рублей;в 2018 году — 1284722,2 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета — 1284722,2 тыс. рублей;в 2019 году — 1292825,1 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета — 1292825,1 тыс. рублей;в том числе в разрезе подпрограмм: подпрограмма
«Сохранение и развитие культурно-досуговой сферы на 2015 — 2019
годы» — 1645728,147 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета — 9260,487 тыс. рублей;средства областного бюджета — 1627960,76 тыс. рублей;средства местных бюджетов — 8506,9 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году — 293753,11 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета — 293753,11 тыс. рублей;в 2016 году — 315647,427 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета — 5345,787 тыс. рублей;средства областного бюджета — 310301,64 тыс. рублей;в 2017 году — 431952,51 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета — 3914,7 тыс. рублей;средства областного бюджета — 419530,91 тыс. рублей;средства местных бюджетов — 8506,9 тыс. рублей;в 2018 году — 300826,1 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета — 300826,1 тыс. рублей;в 2019 году — 303549,0 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета — 303549,0 тыс. рублей; подпрограмма
«Развитие государственных театров и концертных организаций на 2015 —
2019 годы» — 2900322,7 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета — 2900322,7 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году — 536349,58 тыс. рублей;в 2016 году — 558305,12 тыс. рублей;в 2017 году — 706219,6 тыс. рублей;в 2018 году — 548264,0 тыс. рублей;в 2019 году — 551184,4 тыс. рублей; подпрограмма
«Развитие художественного образования на 2015 — 2019 годы» —
1987617,26 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета — 1987617,26 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году — 386876,36 тыс. рублей;в 2016 году — 382904,6 тыс. рублей;в 2017 году — 436431,1 тыс. рублей;в 2018 году — 389511,0 тыс. рублей;в 2019 году — 391894,2 тыс. рублей; подпрограмма «Сохранение
объектов культурного наследия на 2015 — 2016 годы» — 75839,1 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета — 75839,1 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году — 41121,72 тыс. рублей;в 2016 году — 34717,38 тыс. рублей; подпрограмма «Развитие
внутреннего и въездного туризма на 2015 — 2019 годы» — 84984,38 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета — 84984,38 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году — 20497,01 тыс. рублей;в 2016 году — 26087,9 тыс. рублей;в 2017 году — 27466,67 тыс. рублей;в 2018 году — 5428,2 тыс. рублей;в 2019 году — 5504,6 тыс. рублей; подпрограмма
«Укрепление материально-технической базы учреждений культуры на 2015 —
2019 годы» — 257945,26 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета — 49950,5 тыс. рублей;средства областного бюджета — 190929,29 тыс. рублей;средства местных бюджетов — 17065,47 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2015 году — 41607,88 тыс. рублей;средства областного бюджета — 36105,98 тыс. рублей;средства местных бюджетов — 5501,9 тыс. рублей;в 2016 году — 37045,59 тыс. рублей;средства областного бюджета — 33810,18 тыс. рублей;средства местных бюджетов — 3235,41 тыс. рублей;в 2017 году — 179291,79 тыс. рублей;средства федерального бюджета — 49950,5 тыс. рублей;средства областного бюджета — 121013,13 тыс. рублей;средства местных бюджетов — 8328,16 тыс. рублей;в 2018 году — 0,0 тыс. рублей;в 2019 году — 0,0 тыс. рублей; подпрограмма
«Финансовое обеспечение деятельности Министерства культуры Челябинской
области на 2017 — 2019 годы» — 122198,7 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета — 122198,7 тыс. рублей;в том числе по годам:в 2017 году — 40812,9 тыс. рублей;в 2018 году — 40692,9 тыс. рублей;в 2019 году — 40692,9 тыс. рублей
(В
редакции Постановления Правительства Челябинской областиот
13. 2017 № 365-П)
Ожидаемые результаты реализации
государственной программы
основными ожидаемыми результатами
реализации государственной программы является достижение следующих
показателей:охват населения библиотечным
обслуживанием — 42,57 процента в 2019 году;увеличение количества посетителей
областных музеев до 232,2 тыс. человек в 2019 году;(В
редакции Постановления Правительства Челябинской области
от
13. 2017 № 365-П)количество зрителей на мероприятиях
(спектаклях, концертах и другом), проведенных театрально-концертными
учреждениями, в 2019 году — 687,7 тыс. человек;увеличение численности граждан
Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, до 953
тыс. человек в 2019 году;увеличение уровня удовлетворенности граждан Челябинской области
качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере
культуры до 80 процентов в 2019 году
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ
И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Государственная программа
Челябинской области «Развитие культуры и туризма в Челябинской области на
2015 — 2019 годы» определяет цели, задачи и направления развития культуры
и туризма в Челябинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации
мероприятий, показатели их результативности.
Государственная программа
направлена на создание благоприятных условий для формирования
духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Челябинской
области, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы
культуры, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и
искусства Челябинской области, обеспечение эффективной деятельности
Министерства культуры Челябинской области, реализацию на территории Челябинской
области государственной политики в сфере культуры, искусства, туризма,
кинообслуживания населения, художественного образования.
Характеристика текущего
состояния отрасли культуры и туризма в Челябинской области:
Челябинская область расположена на
Южном Урале и на западной окраине Западно-Сибирской равнины, граничит с
Казахстаном, Республикой Башкортостан, Свердловской, Оренбургской и Курганской
областями, относится к Уральскому федеральному округу.
Сфера культуры и туризма
Челябинской области представлена различными учреждениями, в том числе:
библиотечное дело — 861
библиотека, в том числе 1 Комплекс информационно-библиотечного обслуживания;
культурно-досуговая деятельность —
822 культурно-досуговых учреждения;
парки культуры и отдыха — 14;
образование в сфере культуры: 1
федеральное высшее учебное заведение; 5 областных образовательных организаций
(2 высшего, 2 среднего и 1 дополнительного профессионального образования); 130
детских школ искусств;
музейное дело — 46 музеев;
профессиональное искусство: 6
областных и 8 муниципальных театров; 4 концертные организации;
кинематография — 54 киноустановки;
охрана объектов культурного
наследия — 1 государственное областное учреждение и 1 муниципальное;
туризм: 1 областное
государственное бюджетное учреждение культуры «Центр развития туризма
Челябинской области», 3 муниципальных центра развития туризма, 400
туристических фирм, 153 гостиницы и иных коллективных средств размещения.
В Челябинской области постоянно
осуществляется поддержка профессиональных театральных коллективов и концертных
организаций.
Во исполнение постановления
Губернатора Челябинской области государственными премиями Челябинской области в
сфере культуры и искусства награждается с 2012 года 10 человек, размер
государственной премии Челябинской области в сфере культуры и искусства
составляет 100 тыс. рублей каждому.
Также работники культуры и
искусства награждаются премией Законодательного Собрания Челябинской области в
социальной сфере в области культуры и искусства.
Согласно перечням поручений
Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской
Федерации, а также во исполнение распоряжения Правительства Российской
Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р «О Концепции развития театрального
дела в Российской Федерации на период до 2020 года» в 2012 году
Министерством культуры Челябинской области разработана Концепция долгосрочного
развития театрального дела в Челябинской области на период до 2020 года,
одобренная распоряжением Правительства Челябинской области от 10. 2012 г. N
303-рп «О Концепции долгосрочного развития театрального дела в Челябинской
области на период до 2020 года», целью которой является определение путей
и способов сохранения достижений сценического искусства, а в долгосрочной
перспективе (2013 — 2020 годы) — обеспечение динамичного развития театрального
дела как в традиционных формах, так и с использованием экспериментальных
подходов посредством адаптации имеющегося мирового опыта в этой сфере.
На основании распоряжения
Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р «О
Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного
туризма в Российской Федерации (2011 — 2016 годы)» одним из главных
направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу
экономического развития государства является создание условий для улучшения
качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры
отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и
конкурентоспособности туристских услуг.
Преобразования в обществе,
экономические реформы не могли не затронуть сферу культуры и туризма, которая в
последние годы характеризовалась ростом творческой инициативы граждан,
потребителей и заказчиков услуг с одной стороны и сокращением государственной
поддержки с другой. В результате этого исполнение обязательств по обеспечению
прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры
и создание условий для повышения качества жизни населения, которые являются
основной задачей государственной политики по развитию сферы культуры в
Российской Федерации, выполняются не в полном объеме.
В настоящее время существует
ряд нерешенных проблем в отрасли культуры и туризма, в их числе:
1) слабая материально-техническая
база учреждений культуры и туризма;
2) дефицит квалифицированных
кадров;
3) низкий престиж профессий
культуры и искусства;
4) ограничения в беспрепятственном
доступе к качественным культурным продуктам людей, нуждающихся в особой
поддержке государства;
5) неразвитая инфраструктура
культурного туризма и его информационная составляющая;
6) высокая стоимость проживания,
питания, транспортного и иного туристского обслуживания;
7) невыгодные экономические
условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие
готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;
8) большое количество ветхих
объектов культурного наследия;
9) низкий уровень межрегиональных
культурных коммуникаций и недостаточное финансирование межрегиональных
мероприятий.
Решение этих проблем возможно
только программными методами путем реализации в ближайшие годы комплекса
первоочередных мероприятий. Программно-целевой метод решения проблем культуры и
туризма позволяет ежегодно определить самые болевые точки отрасли,
сосредоточить средства на решении той или иной проблемы, а также своевременно
реагировать на быстро меняющиеся требования времени.
Культура и туризм могут
действенно создавать возможности для содержательного и насыщенного досуга, но
для их реализации необходимы вложения в инфраструктуру.
Это особенно актуально в связи с
принятием в 2010 году Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений». Переход в новые типы учреждений требует новой системы
управления, суть которой заключается в переходе от управления ресурсами к
управлению результатами, увеличению внебюджетных доходов от деятельности
учреждения. Учреждения нового типа должны быть саморазвивающимися,
конкурентоспособными, создающими максимальные условия для удовлетворения
изменившихся потребностей и запросов потребителей услуг.
Достижение данной цели будет
зависеть не только от специфики услуг, внешней конъюнктуры, но и в немалой
степени от существующих кадровых и материально-технических ресурсов,
использования современных инновационных подходов в целях обеспечения
непрерывности развития культуры и туризма посредством формирования эффективной
среды для экспериментирования, новаторства, внедрения новых технологий
распространения и потребления продуктов культуры.
Целью мероприятий,
направленных на развитие библиотечного дела и обслуживания населения
Челябинской области, является преломление негативной тенденции сокращения числа
читателей. Проблемы внедрения современных информационных технологий в сфере
развития библиотечного дела могут быть решены посредством: пополнения фондов
библиотек актуальной литературой, увеличения количества документов на
электронных носителях, создания поисково-справочного аппарата. Необходимы
активные меры по продвижению чтения среди населения и особенно молодежи,
созданию комфортных условий для читателей, расширению перечня дополнительных
услуг для пользователей.
Основная задача развития
музейного дела — стать мощным фактором имиджевой привлекательности Челябинской
области. В современных реалиях необходимо шире переходить к динамичным,
современным, «бросающимся в глаза» формам музейной работы. Музейные
технологии Челябинской области отстают от накопленного мирового опыта, музей не
должен быть скучным, он должен быть открытием при первом же посещении.
Для дальнейшего развития
культурно-досугового, театрального и музыкального искусства требуются
модернизация сценического, светозвукового оборудования, решение вопросов,
связанных с обеспечением художественных коллективов высококвалифицированными
специалистами, оказание поддержки талантливым актерам и исполнителям. В связи с
отдаленностью региона от центральных районов России и высокой стоимостью оплаты
проезда необходима поддержка творческих коллективов для участия в
международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах. Из-за увеличения постановочных расходов, расходов на рекламную деятельность,
низкой платежеспособности населения без дополнительного финансирования
невозможны расширение производственной деятельности театрально-зрелищных
учреждений, организация полноценной гастрольной деятельности за пределами
Челябинской области.
Существенной проблемой,
оказывающей негативное влияние на темпы и перспективы развития отрасли,
остается кадровый дефицит. Низкая заработная плата работников культуры влечет
проблему старения кадров. Отсутствие молодых специалистов с современным
мышлением ощущается практически во всех видах деятельности. Проблемы в сфере
подготовки кадров для учреждений культуры и искусства могут быть решены
посредством создания условий для выявления и поддержки одаренных детей и
талантливой молодежи Челябинской области, создания условий для закрепления
молодых специалистов в отрасли, оказания поддержки талантливым студентам и
учащимся образовательных организаций культуры и искусства Челябинской области.
Проблема сохранения самобытной
традиционной культуры, накопленного культурного наследия Челябинской области,
особенно на фоне изменения федерального законодательства и делегирования
федеральных полномочий органам исполнительной власти в этой сфере, приобретает
сегодня чрезвычайную актуальность. Поддержка и развитие самодеятельного
народного творчества, являющегося показателем уровня духовного и
интеллектуального развития населения, — одно из приоритетных направлений
политики государства в сфере культуры.
Необходимы дополнительные меры
государственной поддержки народным художественным промыслам, системе подготовки
кадров в сфере культуры и искусства, областным творческим союзам,
осуществляющим в Челябинской области социально ориентированные культурные
проекты, направленные на сохранение и возрождение культурного наследия,
популяризацию культурных ценностей в сфере народного творчества, народных
художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, театрального,
музыкального, хореографического, фотографического и циркового искусства.
Гуманитарные практики не знают
иного способа создания нового, нежели интерпретация и новое освоение уже
существующего наследия. Сохранение культурного наследия — памятников и
артефактов — должно восприниматься как формирование мощной платформы для роста
актуальной современной культуры, для создания новых смыслов, новых
конкурентоспособных систем и новых рыночных продуктов. Одной из основных
проблем в сфере сохранения памятников архитектуры и истории является то, что
мероприятия по их реставрации и ремонту требуют значительных инвестиций.
В настоящее время значительная
часть памятников истории и культуры Челябинской области находится под угрозой
уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного
воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от
разрушительных воздействий природных процессов.
Развитие институций, направленных
на сохранение объектов культуры, — одна из базовых задач культурной политики
Челябинской области.
Восстановление
работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из
важнейших задач государства, необходимо с особым вниманием относиться к
созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. В связи с этим
развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из реальных
инструментов оздоровления нации.
Туризм играет важную роль в
решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест,
рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния
нации. В настоящий момент туризм является одним из важных направлений оживления
экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер
экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения,
транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное
питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором
социально-экономического развития Челябинской области.
Разработка государственной
программы продиктована необходимостью определения принципов государственной
поддержки культуры и туризма в Челябинской области, регламентирования
приоритетных направлений и разработки комплекса конкретных мероприятий развития
отрасли культуры и туризма до 2017 года. Государственная программа
ориентирована на преемственность культурных традиций Челябинской области и
необходимость проведения модернизации отрасли исходя из современных условий
развития общества, культурных запросов и потребностей граждан.
Важнейшими условиями успешной
реализации государственной программы являются:
признание стратегической роли и
приоритета культуры для обеспечения суверенитета и территориальной целостности
государства, социальной и межнациональной стабильности;
качественное изменение подходов к
оказанию услуг и развитию инфраструктуры отрасли культуры и туризма, повышению
профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала;
расширение использования
современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов,
а также создание отраслевой информационной инфраструктуры;
проведение анализа существующего
опыта по государственно-частному партнерству в целях реализации комплекса мер
по увеличению объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры
и туризма;
оптимизация и повышение
эффективности бюджетных расходов в сфере культуры и туризма, внедрение
современных подходов бюджетного планирования, контроля, оценки рисков,
внутреннего и внешнего аудита.
Социальная эффективность
государственной программы состоит в укреплении единого культурного пространства
Челябинской области с целью формирования мировоззрения, общественного сознания,
поведенческих образцов и норм; поддержке разнообразия национальных культур,
взаимной терпимости и самоуважения, развития межнациональных и межрегиональных
культурных связей; перевода отрасли культуры и туризма на инновационный путь
развития, превращения культуры и туризма в наиболее современную и
привлекательную сферу общественной деятельности; широкого внедрения информационных
технологий в сферу культуры и туризма; выравнивания уровня доступности
культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов,
социального статуса и места проживания; преодоления диспропорций, вызванных
разной степенью обеспеченности населения учреждениями культуры в различных
субъектах, городах и сельской местности; формирования культурной среды,
отвечающей растущим потребностям личности и общества; повышения качества,
разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры и туризма; создания условий
для участия всего населения Челябинской области в культурной жизни, а также
вовлеченности детей, молодежи, инвалидов в активную социокультурную
деятельность; создания благоприятных условий для улучшения культурно-досугового
обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли,
развития самодеятельного художественного творчества, стимулирования потребления
культурных благ; увеличения уровня социального обеспечения работников культуры,
финансовой поддержки социально значимых проектов; укрепления имиджа Челябинской
области.
Помимо социальной
эффективности государственная программа имеет бюджетную и экономическую
эффективность.
Бюджетная эффективность реализации
государственной программы состоит в:
увеличении налоговых поступлений в
бюджет Челябинской области за счет расширения перечня и увеличения объема
предоставляемых платных услуг для населения во время проведения
культурно-досуговых мероприятий;
уменьшении затрат на профилактику
наркомании, алкоголизма, табакокурения.
Экономическая эффективность
реализации государственной программы состоит в:
создании единого культурного и
информационного пространства, способствующего повышению туристической и
инвестиционной привлекательности Челябинской области;
повышении конкурентоспособности
услуг, предоставляемых областными государственными учреждениями культуры и
туризма;
снижении миграционного процесса за
счет развития благоприятной социальной инфраструктуры, повышения качества жизни
человека;
создании дополнительных рабочих
мест за счет строительства новых учреждений культуры по организации и
проведению культурно-досуговых мероприятий на территории Челябинской области.
Реализация государственной
программы к 2019 году позволит модернизировать сеть государственных и муниципальных
учреждений культуры и туризма, создать условия, обеспечивающие равный и
свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ, активизировать
интеграцию Челябинской области в мировой культурный процесс, укрепить
позитивный образ Челябинской области за рубежом.
Раздел II. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
В соответствии со Стратегией
государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р,
основной целью государственной программы является реализация на территории
Челябинской области государственной политики в сфере культуры, искусства,
туризма, кинообслуживания населения, художественного образования.
Государственная программа
предусматривает решение следующих задач:
1) создание условий для
обеспечения прав граждан на доступ к информации, культурным ценностям, занятиям
любительским творчеством и народными художественными промыслами;
2) обеспечение доступности
профессионального театрального и исполнительского музыкального искусства
жителям Челябинской области;
3) сохранение и развитие системы
профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства в
Челябинской области;
4) сохранение и государственная
охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Челябинской
области;
5) создание благоприятных условий
для устойчивого развития сферы туризма в Челябинской области;
6) укрепление
материально-технической базы учреждений культуры и искусства Челябинской
области;
7) обеспечение эффективной
деятельности Министерства культуры Челябинской области.
Решение указанных задач
обеспечивается через систему мероприятий, предусмотренных в следующих
подпрограммах:
подпрограмма «Сохранение и
развитие культурно-досуговой сферы на 2015 — 2019 годы»;
подпрограмма «Развитие
государственных театров и концертных организаций на 2015 — 2019 годы»;
подпрограмма «Развитие
художественного образования на 2015 — 2019 годы»;
подпрограмма «Сохранение
объектов культурного наследия на 2015 — 2016 годы»;
подпрограмма «Развитие
внутреннего и въездного туризма на 2015 — 2019 годы»;
подпрограмма «Укрепление
материально-технической базы учреждений культуры на 2015 — 2019 годы»;
подпрограмма «Финансовое
обеспечение деятельности Министерства культуры Челябинской области на 2017 —
2019 годы».
Для оценки хода реализации
государственной программы предусмотрена система индикативных показателей как
для государственной программы в целом, так и для подпрограмм.
Сведения об индикативных показателях
государственной программы приведены в приложении 1 к государственной программе.
Раздел III. СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
Для достижения цели
государственной программы необходимо выполнение задач государственной программы
путем реализации подпрограмм, указанных в разделе II государственной программы.
Мероприятия государственной
программы будут проведены в 2015 — 2019 годах в один этап.
Значения индикативных показателей
государственной программы приведены в приложении 1 к государственной программе.
Прекращение реализации мероприятий
государственной программы осуществляется в случаях прекращения финансирования
государственной программы или необоснованного недостижения целевых индикативных
показателей.
Раздел IV. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Система мероприятий
государственной программы реализуется в рамках подпрограмм, обеспечивающих
решение задач государственной программы.
Система мероприятий
государственной программы представлена в приложении 2 к государственной
программе.
Раздел V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
(Раздел в редакции
Постановления Правительства Челябинской
области
от
13. 2017 № 365-П)
Финансирование государственной программы
осуществляется за
счет федерального бюджета,
областного бюджета и местных бюджетов.
Общий объем
финансирования на реализацию
мероприятий
государственной программы
составляет 7074635,547 тыс. рублей, в том
подпрограмма «Сохранение и развитие культурно-досуговой
сферы на
2015 — 2019 годы» — 1645728,147 тыс. рублей, в том
числе:
подпрограмма
«Развитие
государственных театров и
концертных
организаций на 2015 — 2019
годы» — 2900322,7 тыс. рублей, в том числе:
подпрограмма «Развитие художественного образования на
2015 — 2019
годы» — 1987617,26 тыс. рублей, в том числе:
подпрограмма «Сохранение объектов культурного наследия
на 2015 —
подпрограмма «Развитие внутреннего и въездного туризма
на 2015 —
подпрограмма «Укрепление материально-технической
базы учреждений
культуры на 2015 — 2019 годы»
— 257945,26 тыс. рублей, в том числе:
средства областного
бюджета — 190929,29 тыс. рублей;
подпрограмма «Финансовое обеспечение
деятельности Министерства
культуры Челябинской области на
2017 — 2019 годы»
— 122198,7 тыс.
в 2019 году — 40692,9 тыс. рублей.
Раздел VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И
МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Ответственный исполнитель
государственной программы:
1) организует реализацию
государственной программы и несет ответственность за достижение индикативных
показателей государственной программы и конечных результатов ее реализации, а
также за эффективное использование бюджетных средств;
2) представляет по запросу Министерства
экономического развития Челябинской области сведения, необходимые для
проведения мониторинга реализации государственной программы;
3) запрашивает у соисполнителей
информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Министерства
экономического развития Челябинской области;
4) проводит оценку эффективности
мероприятий, осуществляемых соисполнителями;
5) запрашивает у соисполнителей
информацию, необходимую для подготовки годового отчета;
6) подготавливает годовой отчет и
представляет его в Министерство экономического развития Челябинской области до
1 марта года, следующего за отчетным;
7) ежегодно, не позднее 1 декабря
текущего финансового года, утверждает план реализации государственной программы
и направляет его в Министерство экономического развития Челябинской области;
8) обеспечивает разработку
государственной программы, ее согласование и внесение на утверждение в
установленном порядке в Правительство Челябинской области;
9) формирует структуру
государственной программы, а также перечень соисполнителей государственной
программы;
10) организует размещение на своем
официальном сайте в сети Интернет годового отчета.
1) осуществляют реализацию
мероприятий государственной программы, в отношении которых они являются
соисполнителями;
2) представляют в установленный
срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов
на запросы Министерства экономического развития Челябинской области, а также
отчет о ходе реализации мероприятий государственной программы;
3) представляют ответственному
исполнителю информацию, необходимую для подготовки годового отчета;
4) по запросу представляют
ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в
эксплуатацию объектов, создание которых завершено, актов выполнения работ и
иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным
государственным (муниципальным) контрактам в рамках реализации мероприятий
государственной программы.
Реализация государственной
программы осуществляется в соответствии с планом реализации государственной
программы, разрабатываемым на очередной финансовый год и содержащим перечень
наиболее важных, социально значимых контрольных событий государственной
программы с указанием их сроков и ожидаемых результатов (далее именуется — план
реализации).
В случае принятия решения о
внесении изменений в план реализации ответственный исполнитель в 10-дневный
срок с момента утверждения соответствующего решения уведомляет о нем
Министерство экономического развития Челябинской области.
Ответственный исполнитель
государственной программы готовит годовой отчет, который содержит:
1) конкретные результаты,
достигнутые за отчетный период;
2) перечень мероприятий
государственной программы, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в
установленные сроки;
3) анализ факторов, повлиявших на
ход реализации государственной программы;
4) данные об использовании
бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий государственной
программы;
5) информацию о внесенных
ответственным исполнителем изменениях в государственную программу;
6) оценку эффективности
использования бюджетных средств на реализацию государственной программы.
Реализация государственной
программы осуществляется:
на основе государственных
контрактов на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд,
заключаемых государственным заказчиком со всеми исполнителями программных
мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
на основе смет расходов областных
казенных учреждений, утвержденных Министерством культуры Челябинской области,
для реализации мероприятий пункта 5 приложения 2 к государственной программе, а
также для реализации мероприятий, изложенных в разделе V перечня мероприятий в
сфере культуры и искусства на 2016 год и перечня мероприятий в сфере культуры и
искусства на 2017 год, финансируемых по разделу «Культура, кинематография»,
приложения 11 к государственной программе;
путем предоставления субсидий
областным бюджетным учреждениям в рамках выполнения государственного задания в
соответствии с порядком, установленным Правительством Челябинской области для
реализации мероприятий пунктов 6, 16, 18, 21, 24, 29 приложения 2 к
государственной программе;
путем предоставления субсидий
областным бюджетным учреждениям культуры на иные цели:
в 2015 году в соответствии с
порядком, установленным Правительством Челябинской области для реализации
мероприятий, изложенных в пунктах 7, 17, 20, 23, 25, 28 приложения 2 к
государственной программе;
в 2016 — 2017 годах в соответствии
с порядком определения объема и условиями предоставления областным бюджетным
учреждениям культуры субсидий из областного бюджета на иные цели приложения 12
к настоящей государственной программе для реализации мероприятий, изложенных в
пунктах 20, 23, 25, 28 приложения 2 к государственной программе, а также для
реализации мероприятий, изложенных в разделе IV перечня мероприятий в сфере
культуры и искусства на 2016 год и перечня мероприятий в сфере культуры и
искусства на 2017 год, финансируемых по разделу «Культура,
кинематография», приложения 11 к государственной программе;
Развитие культуры и туризма в Челябинской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Развитие культуры и туризма в Челябинской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Туризм:
- Агентский договор в туризме
- База отдыха
- Возврат денег за путевку
- Возврат денег за туристическую путевку в связи с коронавирусом
- Договор на оказание туристических услуг
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: К юридическому определению понятия экологического туризма(Васильева М. )(«Lex russica», 2020, N 4)Применительно к понятию экологического туризма на ООПТ следует найти сбалансированные цели рекреационного характера, когда стремление создать и реализовать привлекательный туристский продукт не шло бы вразрез с природоохранными задачами ООПТ. Именно на рекреационные цели надо обратить первоочередное внимание, поскольку познавательный туризм является для ООПТ традиционным (а для заповедников до внесения Федеральным законом от 30. 2011 N 365-ФЗ изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», разрешивших на специально выделенных участках биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников капитальное строительство для развития физической культуры и спорта, — единственным видом туризма <32>), со сложившейся инфраструктурой. При этом содержание рекреации в федеральных национальных парках и в природных парках регионального значения может быть различно, а законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, которые могут иметь рекреацию в качестве основной задачи, как, например, природно-исторические парки Москвы выполняют в первую очередь культурно-просветительские и рекреационные функции и одновременно в них также сохраняются уникальные природные объекты. Виды допустимой рекреационной деятельности могут быть определены посредством установления перечней разрешенных к строительству объектов туристской инфраструктуры. В условиях неопределенности в отношении видов таких объектов в рамках федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология» национальные парки «Плещеево озеро» (Ярославская область), «Тункинский» (Республика Бурятия), «Зюраткуль» и «Таганай» (Челябинская область), «Башкирия» (Республика Башкортостан), «Угра» (Калужская область), «Прибайкальский» (Иркутская область) и «Русский Север» (Вологодская область) получат в 2019 г. 100 млн руб. на создание и реконструкцию туристской инфраструктуры <33> — на обустройство троп и кемпингов, строительство визит-центров.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:»Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Челябинской области о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве»(Заключено 15. 2018)Стороны содействуют развитию межрегиональной экономической интеграции и укреплению связей в таких сферах, как: транспорт, информационные коммуникации, промышленность, агропромышленный комплекс, торговля и услуги, архитектура и строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство городских территорий, здравоохранение, образование, наука, культура, туризм и спорт, архивное дело, охрана окружающей среды, семейная и молодежная политика, взаимодействие с социально ориентированными негосударственными некоммерческими организациями, других областях, составляющих предмет взаимной заинтересованности.