Документы, регламентирующие содержание общего образования
Государственные образовательные стандарты
ТЕМА 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТ
Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющий:
- минимум содержания основных образовательных программ;
- максимальный объем учебной нагрузки:
- требования к уровню подготовки выпускников.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ( ст.7) введены образовательные стандарты начальной, средней и высшей школы. Минимальное общее среднее образование не гарантирует продолжения обучения в вузе, но является обязательным для овладения рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возможность продолжения обучения в вузе по одному из выбранных профилей. Требования к уровню подготовленности школьников, успешно завершивших максимальное общее образование, определяются требованиями к абитуриентам соответствующих вузов.
Стандарт предостерегает от ошибок, которые могут допустить школы, получившие в настоящее время право на автономность.
Известно, что в вузы поступает около трети выпускников школ. Реагируя только на этот факт, во многих зарубежных учебных заведениях вводилась система предметов по выбору. Результат получился угрожающим: снижение общего развития школьников и уровня их общеобразовательной подготовки. Вторая ошибка заключается в том, что, усиливая гуманитарный аспект содержания образования, школы в то же время меньше уделяют внимания основам наук. В результате произошло снижение физико-математической подготовки учащихся.
Чтобы избежать названных и других ошибок при отборе содержания образования, стандартом предусмотрено: выделение ядра образования, обязательного для всех школ; усиление значимости гуманитарных аспектов содержания образования; сохранение внимания к естественно-математическому циклу предметов; усиление внимания к развитию школьников; ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности. Все вышеприведенные акценты стандарта определяют ориентацию планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника школы параметры, как общее развитие, сформированность учебной деятельности, коммуникативные умения, культура поведения, усвоение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены требования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы.
Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, определенного уровня развития основных сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих:
- адаптацию к окружающей природной и социальной среде;
- овладение разными видами деятельности;
- сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм;
- определенный уровень общей эрудиции.
Таким образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, необходимые для развития индивидуальности и социализации школьника.
Содержание стандарта школьного образования отражается в базисном учебном, который обязателен для использования всеми общеобразовательными учреждениями России.
В его структуре выделяются:
а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение и к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и личностные уровня развития основных сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих:
Государственный стандарт общего образования – совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.
Государственный стандарт общего образования устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования и его результатов, сроков освоения образовательных программ.
Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:
- равные возможности для всех граждан в получении качественного общего образования;
- единство образовательного пространства в Российской
Федерации; - академические свободы обучающихся и педагогических
работников; - академическую мобильность обучающихся, право выбора
образовательного учреждения; - защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
- преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования;
- социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;
Содержание начального образования должно обеспечивать освоение основ общей интеллектуальной и учебной деятельности, в том числе чтения, письма, счета, знакомства с окружающим миром, начал этики и эстетики, развитие коммуникативных и общих учебных умений, навыков взаимодействия в коллективе. Начальное образование – это первая ступень общего образования, цель которой
В соответствии с государственным образовательным стандартом начальное обучение детей в Российской Федерации начинается с 7 (6) лет, курс обучения – 3 (4) года. В системе российского начального образования довольно продолжительный период сосуществуют два типа школы: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет).
Основным направлением, определяющим перспективу развития начального образования, является 4-летняя школа с началом обучения в 6 лет. В связи с планируемым переходом обучения в средней образовательной школе на 12-летнее обучение (начало XXI в.), ведется разработка новых подходов к начальному образованию.
Учащиеся в любой школе имеют равные возможности для получения образования, соответствующее уровням:
- базовое – на уровне минимального стандарта государственных программ;
- повышенный – это образование, превышающее минимальный стандарт;
- промежуточный уровень – повышенный уровень по предметам профилирующего направления и базового уровня по остальным предметам.
Учебные планы и программы
Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).
Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:
- продолжительность учебного года, длительность четвертей
и каникул; - полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном
заведении; - распределение предметов по годам обучения;
- количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
- количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
- структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.д.
В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, цели, концепция формирования содержания. Он разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций.
Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве стран
учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит:
- объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;
- тематическое содержание изучаемого материала;
- ориентировочное количество времени, которое учитель
может потратить на изучение отдельных вопросов курса; - перечень основных мировоззренческих вопросов;
- указания по реализации межпредметных и межкурсовых
связей; - перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
- рекомендуемую литературу.
В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ.
В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимся в соответствии с их интересами и возможностями.
Решение о введении дифференцированных программ и создании классов’ с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т.п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения, поэтому подготовке эффективных учебных пособий уделяется большое внимание, к созданию учебных книг привлекаются виднейшие специалисты.
Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
- мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению
данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе; - информационную, позволяющую учащимся расширить
объем знаний доступными способами преподнесения ин
формации; - контрольно-корректирующую (тренировочную), которая
предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Наряду с традиционными все шире применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др. Дидактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы – от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно принять в комплексе с традиционными учебными материалами.
Абстрактное мышление, логику хорошо развивают компьютерные обучающие программы. Знание, переданное компьютером, неизбежно является неполным, усеченным, формализованным. Поэтому компьютерные учебные материалы оказываются весьма эффективными при изучении знаний, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ и для выполнения тренировочных упражнений, контроля знаний.