СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ КАЗАХСТАНА НА 2011-2020 ГОДЫ И ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ

утверждена в 2011 г. Цель программы – гармоничная яз. политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование гос. как важнейшего фактора укрепления нац. единства при сохранении яз. всех этносов, живущих в РК. Ключевые задачи программы: совершенствование и стандартизация методологии обучения гос. ; развитие инфраструктуры обучения гос. ; стимулирование процесса обучения гос. ; повышение престижа употребления гос. ; повышение востребованности гос. ; усовершенствование и систематизация лексического фонда казах. ; совершенствование языковой кул-ры; функционирование рус. в коммуникативно-языковом пространстве; сохранение языкового многообразия в РК; изучение англ. и др. иностр. Ключевые показатели реализации программы: увеличение доли взрослого населения, владеющего гос. по результатам сдачи «Казтест»: к 2014 г. – до 20%, к 2017 г. – до 80%, к 2020 г. – до 95%; увеличение доли выпускников школ, владеющих гос. на уровне В1 к 2017 г. – до 70%, к 2020 г. – до 100%; увеличение доли казахо-языч. контента в гос. СМИ к 2014 г. – до 53%, к 2017 г. – до 60%, к 2020 г. – до 70%; увеличение доли упорядоченного терминологического фонда казах. к 2014 г. – до 20%, к 2017 г. – до 60%, к 2020 г. – до 100%; увеличение доли взрослого населения РК, владеющего рус. к 2020 г. – до 90%; увеличение доли этносов, охваченных курсами по обучению родному яз. при этно-культ. объединениях к 2014 г. – до 60%, к 2017 г. –до 80%, к 2020 г. – до 90%; увеличение доли населения РК, владеющего англ. к 2014 г. – до 10%, к 2017 г. – до 15%, к 2020 г. – до 20%; увеличение доли населения, владеющего тремя яз. (гос. , рус. и англ. ) к 2014 г. – до 10%, к 2017 г. – до 12%, к 2020 г. – до 15%.

Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы была принята Указом Президента Республики Казахстана № 110 от 29 июня 2011 года.

Цель Программы – гармоничная языковая политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстане.

Ключевыми задачи программы являются:

· совершенствование и стандартизация методологии обучения государственному языку;

· развитие инфраструктуры обучения государственному языку;

· стимулирование процесса обучения государственному языку;

· повышение престижа употребления государственного языка;

· повышение востребованности государственного языка;

· усовершенствование и систематизация лексического фонда казахского языка;

· совершенствование языковой культуры;

· функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве;

· сохранение языкового многообразия в Казахстане;

· изучение английского и других иностранных языков.

В результате реализации Государственной программы развития и функционирования языков Казахстан должен достичь следующихключевых показателей:

· увеличение доли взрослого населения, владеющего государственным языком по результатам сдачи «Казтест»: к 2014 году – до 20%, к 2017 году – до 80%, к 2020 году – до 95%;

· увеличение доли выпускников школ, владеющих государственным языком на уровне В1 к 2017 году – до 70%, к 2020 году – до 100%;

· увеличение доли казахоязычного контента в государственных средствах массовой информации к 2014 году – до 53%, к 2017 году – до 60%, к 2020 году – до 70%;

· повышение степени удовлетворенности населения работой ономастических комиссий в части соблюдения принципов прозрачности и общественного доступа к обсуждению процесса принятия решения к 2014 году – до 60%, к 2017 году – до 75%, к 2020 году – до 90%;

· увеличение доли упорядоченного терминологического фонда казахского языка к 2014 году – до 20%, к 2017 году – до 60%, к 2020 году – до 100%;

· увеличение доли взрослого населения республики, владеющего русским языком к 2020 году – до 90%;

· увеличение доли этносов, охваченных курсами по обучению родному языку при национально-культурных объединениях к 2014 году – до 60%, к 2017 году – до 80%, к 2020 году – до 90%;

· увеличение доли населения республики, владеющего английским языком к 2014 году – до 10%, к 2017 году – до 15%, к 2020 году – до 20%;

· увеличение доли населения, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским) к 2014 году – до 10%, к 2017 году – до 12%, к 2020 году — до 15%.

Все мероприятия, предусмотренные данной Программой, основаны на приоритетности развития государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства и направлены на полноценное удовлетворение духовно-культурных и языковых потребностей граждан Казахстана.

В 2008 году стало очевидным, что информационное общество в России развивается гораздо медленнее, чем в других странах, и в существовавших условиях нельзя ожидать каких-либо заметных перемен. Реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010) была не вполне успешной. Государство приняло решение пересмотреть подход к своей политике в области информационных технологий. Пришло понимание того, что ценны не внедренные технологии и разработанные информационные системы сами по себе, а то, какую пользу они приносят гражданам, бизнесу, всему обществу.

В современном постиндустриальном, информационном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления.

В настоящее время наиболее активно развиваются технологии управления бюджетной, налоговой системами; технологии государственных информационных порталов, реализующих взаимодействие граждан, бизнеса и органов управления через компьютерные сети; технологии накопления информации в единых государственных базах данных; технологии муниципальных информационных систем, информационных систем жилищно-коммунальной сферы, геоинформационных систем, электронного документооборота.

Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности.

Именно поэтому разработана и утверждена государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», задачи которой во многом определены основными положениями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также результатами выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)». Реализуемые направления, в рамках которых достигается решение задач Программы, включают улучшение качества жизни граждан и условий развития бизнеса в информационном обществе, создание электронного государства и повышение эффективности государственного управления, развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, создание базовой инфраструктуры информационного общества и др.

Портал государственных и муниципальных услуг, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, электронный муниципалитет, электронный регион, электронное правительство, электронное государство являются примерами информационных технологий управления, которые в настоящее время становятся инструментами повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Вопросы правового регулирования использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении нашли отражение в следующих основных федеральных нормативно-правовых актах:

· Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;

Читать также:  Государственные программы по поддержке пчеловодства

· Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

· Федеральный закон № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных»;

· Федеральный закон № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

· Федеральный закон № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

· Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-212;

· Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г

· Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20 октября 2010 г.

Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» была впервые принята распоряжением Правительства России №1815-р от 20 октября 2010 года, а затем утверждена постановлением правительства РФ № 313 от 15 апреля 2014 года «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)»». Ответственным исполнителем программы определено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Министерство следит за тем, чтобы все государственные расходы в этой сфере осуществлялись продуманно и централизованно, не дублировали друг друга.

При подготовке госпрограммы Министерство связи и массовых коммуникаций РФ учитывало мировой опыт подобных программ, текущее состояние отрасли рынка ИКТ. Авторы руководствовались Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и Стратегией развития информационного общества.

Цели и задачи Госпрограммы — получение гражданам и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием.

Показателями успешной реализации Программы станут рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и увеличение количества граждан, использующих госуслуги в повседневной жизни. К 2020 году планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными госуслугами, с 11% (показателя 2010 года) до 85%.

Программа состоит из четырех подпрограмм:

«Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;

«Безопасность в информационном обществе»;

«Информационное государство».

Подпрограмма «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе». Исполнитель: Россвязь.

Задачи этой подпрограммы:

· Обеспечение доступности услуг электросвязи на территории Российской Федерации.

· Развитие федеральной почтовой связи.

· Совершенствование механизмов управления использованием радиочастотного спектра.

· Управление развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры информационного общества и услугами, оказываемыми на ее основе.

Бюджет подпрограммы: 1,86 млрд рублей.

Подпрограмма «Информационная среда». Исполнитель: Роспечать.

· Строительство, восстановление, реконструкция, переоборудование объектов телерадиовещания.

· Электронные средства массовой информации: контент и доступ к нему.

· Участие России в международном информационном пространстве.

· Поддержка социально значимых проектов в сфере средств массовой информации.

· Развитие национальных информационных ресурсов.

Бюджет подпрограммы: 6,4 млрд рублей.

Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе». Исполнители: Минкомсвязь, Роскомнадзор, ФСБ России, Роспечать.

· Контроль и надзор.

· Предупреждение информационно-технологических угроз национальным интересам России.

· Противодействие терроризму, экстремизму, насилию.

· Развитие грид-технологий, т. технологий создания и эксплуатации географически распределенных вычислительных инфраструктур, которые объединяют разнородные ресурсы и реализуют возможность коллективного доступа к этим ресурсам.

Бюджет подпрограммы: 1,2 млрд рублей.

Подпрограмма «Информационное государство». Исполнители: Минкомсвязь, Минздравсоцразвития, Минобрнауки.

· Управление развитием информационного общества.

· Развитие электронного правительства.

· Повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий.

· Услуги на основе информационных технологий в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения.

· Развитие сервисов на основе информационных технологий в области образования, науки и культуры.

· Поддержка региональных проектов в сфере информационных технологий.

Бюджет подпрограммы: 1,94 млрд рублей.

В целях обеспечения реализации этой Стратегии осуществляются мониторинг и статистическое наблюдение показателей развития информационного общества в Российской Федерации. По результатам этого мониторинга Президенту Российской Федерации представляется ежегодный национальный доклад о состоянии развития информационного общества в Российской Федерации.

Реализация основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (далее – Стратегия) к 2015 году должна была обеспечить достижение определенных контрольных значений следующих показателей, определяющих состояние развития информационного общества в Российской Федерации.

Вот некоторые из этих показателей в таблице:

Место Российской Федерации в международных рейтингах развития информационного общества
В числе двадцати ведущих стран мира
2. Место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры
Не ниже десятого
3. Доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации
100%
4. Сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития
До 2 раз
5. Наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети “Интернет”
Не менее чем в 75% домашних хозяйств
6. Доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота
70%
7. Доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек – не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов
100%

К 2015 году ни один из этих показателей не был достигнут, поэтому необходимо признать, что пока реализация государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» не является достаточно успешной. Тем не менее, некоторые задачи этой государственной программы начали решаться.

Была обеспечена в режиме реального времени видеотрансляция процедур голосования избирателей и подсчета голосов на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года. Но это было разовое мероприятие.

Для обеспечения возможности предоставлять государственные услуги в электронном виде создана соответствующая технологическая база и инфраструктура:

· единая система идентификации и аутентификации, сервис проверки сертификатов и ключей электронной подписи;

· экспертная система центров телефонного обслуживания;

· система межведомственного электронного взаимодействия;

· единая система справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;

· государственная электронная почтовая система для подачи обращений с использованием личного кабинета на едином портале;

· мобильные приложения для доступа к сервисам электронного правительства;

· платёжные сервисы для осуществления электронных платежей за государственные услуги.

До 2013 года создавалась национальная платформа облачных вычислений, обеспечивающая предоставление «облачных» сервисов для органов государственной власти (SaaS, PaaS, IaaS). Но по состоянию на середину 2015 года эта платформа не работает.

Читать также:  В Нижегородской области существует программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, а также постановление местного правительства

Актуализированы системы «Портал Правительства Российской Федерации» и «Сайт Председателя Правительства Российской Федерации». Проведена модернизация информационно-технологического обеспечения Администрации Президента Российской Федерации.

В информационной системе о государственных и муниципальных торгах на реализацию (продажу) введён в действие официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www. torgi. gov. Постоянно расширятеся номенклатура выставляемых на торги объектов.

Подготовлена рабочая документация для создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Разработаны концепция построения и макет единой системы учета результатов НИОКР гражданского направления, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

Расширена техническая поддержка пользователей свободного программного обеспечения.

Создана первая очередь единого портала для популяризации культурного наследия и традиций России, проведено первичное наполнение портала, создан прототип национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента.

Доработаны и созданы новые электронные сервисы в здравоохранении, а также определены требования к системе персонального мониторинга здоровья человека, к системе поддержки принятия врачебных решений, проведена опытная эксплуатация программного комплекса «Реестр нормативно-справочной информации системы здравоохранения, социального развития и трудовых отношений».

Тем не менее, по заключению Счетной палаты, установлено, что план программы на 2012 год не утверждался, координацией деятельности по программе не занималось ни одно из структурных подразделений Министерства. А на сентябрь 2013 года программа была реализована на 1. 1% от уровня финансирования, запланированного на весь год.

О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАНВ статье анализируются результаты Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, которая вступили сегодня в фазу завершения. В качестве источника информации используются отчеты, опубликованные на сайтах акиматов городов и районных центров. Достижение поставленных целей сопровождается решением ряда задач в языковом поле Казахстана, прежде всего сохранением русского языка как языка межнационального общения, изучением английского языка и других иностранных языков как языков международного общения, а также сохранением языкового многообразия. Ключевые слова: государственная программа, развитие и функционирование языков, Казахстан, обучение языкам, государственный язык, языковое образование, акимат. ВВЕДЕНИЕ В современной системе образования Казахстана завершается становление новой парадигмы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Обеспечение интеграции Казахстана в европейскую зону высшего образования идет через реформирование системы образования в школе и вузе, в том числе и иноязычного образования. В 2011 году в Казахстане были приняты две значимые государственные программы, которые были направлены на повышение качества образования на всех ступенях, а также особое внимание уделялось качественным изменениям в сфере языкового образования, а именно, изучения казахского языка как государственного, русского языка как языка межнационального общения и английского как языка международного общения. Это Государственная программа развития и функционирования языков и Государственная программа развития образования в Казахстане. В 2020 году завершается реализация комплекса мероприятий, которые были предусмотрены этими программами в плане обучения языкам и которые должны вывести казахстанское образование на новые позиции в мире. В Костанайской области функционировало 18 центров обучения казахскому и английскому языкам, действовали 17 этнокультурных центров. Казахоязычный контент на областном телеканале «Казахстан-Костанай» составил в 2014 году 72%. Доля казахоязычного контента в государственных печатных средствах массовой информации (районные и городские) составила 50%. Все 18 центров обучения языкам являются государственными организациями. На их базе организованы бесплатные курсы по обучению казахскому языку. В 2014 году 1037 слушателей изучали английский язык. ВЫВОДЫ Итак, в результате нашего исследования мы пришли к выводу, что принятие долгосрочных государственных программ в области развития образования и языков в Республике Казахстан в целом способствовало привлечению внимания общества к назревшим проблемам в этих сферах, позволило обозначит эти проблемы и наметить пути их решения. В обществе значительно повысился интерес к изучению трех значимых для гражданина Казахстана языков, возросло количество граждан, владеющих тремя языками, значительно обновилась материально-техническая база школ: появились специализированные кабинеты, учебные пособия нового поколения и т. Однако стали очевидными на завершающем этапе и некоторые проблемы, требующие своего решения. Мақалада бүгінгі таңда аяқталу кезеңіне енген Қазақстан Республикасында тілдерді дамыту мен қолданудың 2011-2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасының нәтижелері талданады. Ақпарат көзі ретінде қала және облыс орталықтары әкімдіктерінің сайттарында жарияланған есептер қолданылады. Қойылған мақсаттарға жету Қазақстанның тіл саласындағы бірқатар мәселелерді шешумен қатар, бірінші кезекте орыс тілін халықаралық қатынас тілі ретінде сақтау, ағылшын және басқа да шет тілдерін халықаралық қатынас тілі ретінде үйрену, сонымен қатар тілдік әртүрлілікті сақтау болып табылады.

Госпрограмма развития языков в Казахстане

В 2019 году, согласно государственной программе развития языков, 90% казахстанцев должны знать казахский. Однако сегодняшние реалии очень далеки от желаемого. Почему? Разбирается Айман Жусупова, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК.

Главная цель Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2019 годы – это обеспечение полномасштабного функционирования государственного языка. Сфера применения казахского языка в госорганах, делопроизводстве, СМИ, науке, прикладных исследованиях, отчасти и в повседневной жизни была явно недостаточной.

Необходимо отметить, что ситуация на момент принятия данной госпрограммы в 2010 году была весьма проблемной. В то время в СМИ, на конференциях, круглых столах шли ожесточенные дебаты в связи с разработкой и принятием «Доктрины национального единства».

Полномасштабное функционирование казахского языка в качестве государственного — общая цель, для достижения которой ставилось 8 задач и 9 целевых индикаторов. В числе наиболее важных – увеличение до 90% граждан, которые бы в 2019 году владели государственным языком.

Напомним также, что 10 лет назад, в 2009 году, состоялась перепись населения Казахстана, результаты которой в разрезе владения языками были опубликованы в 2010.

Данные о владении казахским языком опирались на самооценку граждан, а посему картина получилась несколько приукрашенной

По данным статистики, подавляющее большинство казахов, русских, украинцев, узбеков и представителей других этнических групп отметили, что они хорошо либо в совершенстве знают государственный язык.

Вероятно, все вышеозначенные факторы и сказались на постановке задачи по достижению очень высокой степени овладения казахским языков  — в этом году 93–98% казахстанцев всех национальностей должны были знать, понимать и говорить на государственном языке.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ КАЗАХСТАНА НА 2011-2020 ГОДЫ И ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ

Инструменты и инновации

Сама госпрограмма включает 3 блока, направления:

  • овладение государственным языком,
  • популяризация и расширение сферы применения государственного языка,
  • повышение уровня языковой культуры казахстанцев.

Предлагались различные варианты и пути достижения поставленных целей, меры, проекты. В их числе разработка методологии, методик обучения государственному языку, расширение сети государственных и негосударственных центров обучения языку, повышение квалификации и обучение преподавателей казахского языка.

Читать также:  О Приказе Министерства образования Российской Федерации от 19 апреля 2011 г. № 1500 и федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ. Таможенное делопроизводство

Кроме того планировалась организация бесплатных курсов при центрах по обучению государственному языку, стимулирование овладения государственным языком, PR-мероприятия, акции, формирующие престижность государственного языка, владения казахским языком, расширение казахского контента в СМИ, создание специальных обучающих программ, фильмов.

К числу инноваций в этой сфере можно отнести разработку методологии и методик обучения казахскому языку

Как в период реализации данной государственной программы, так и в целом в постсоветский период в Казахстане было разработано и предложено множество методик, специальных курсов обучения казахскому языку.

Многие из новых методик обучения казахскому языку презентовались как «чудо-техники», которые за две недели или за два месяца позволяли бы овладеть государственным языком если не в совершенстве, то как минимум на разговорном уровне. Однако, к сожалению, сколько-нибудь значимо на языковую среду они фактически не повлияли.

Желаемое за действительное

Госпрограмма была рассчитана на 2011–2019 годы и близится к завершению, но результаты очень далеки от заявленных индикаторов. Согласно госпрограмме планировалось, что в 2019 году казахским языком будет владеть 90% казахстанцев. Совершенно очевидно, что

в настоящее время казахским языком в достаточной мере владеют не более 2/3 населения страны

На чем основано подобное утверждение? Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, на начало января 2019 года казахи составляли 67,9% от всего населения страны. При этом часть коренного населения в городах не владеют либо слабо владеют казахским языком.

Можно предположить, что данные различных исследований не отражают реальную картину, поскольку казахи, не владеющие либо слабо владеющие родным языком при опросах мягко говоря лукавят, утверждая, что в доcтаточной мере владеют государственным языком.

Как мы уже писали, этот феномен очень ярко проявился в ходе последней переписи населения Казахстана 2009 года. Так, 98,3% респондентов-казахов указали, что понимают устную речь, свободно читают – 95,4%, свободно пишут – 93,2%.

Конечно, почти стопроцентное владение казахским языком, включая не только разговорный, но и письменный, это из разряда выдачи «желаемого за действительное». Видимо, в 2010 году, по горячим следам проведенной переписи населения, разработчики госпрограммы развития и функционирования языков на 2011–2019 годы как факт восприняли данные Переписи о почти стопроцентном владении государственного языка. Отсюда и завышенные цели программы, что 9 из 10 казахстанцев всех национальностей будут знать хорошо казахский язык в 2019 году.

Чего удалось добиться?

За годы независимости и особенно в последнее десятилетие, то есть в период реализации госпрограммы, казахский язык поступательно расширял сферы своего применения.

Каковы достижения на сегодняшний день? Во-первых, доминирующая часть граждан осознала необходимость овладения казахским языком, нигилизма в отношении госязыка уже нет.

Во-вторых, дети и молодежь весьма успешно овладевают казахским языком при дошкольном, школьном и вузовском образовании. Практически все городские казахи, не владеющие либо слабо владеющие родным языком, определяют своих детей в казахские детсады и школы.

Заметен тренд, когда не только казахи, но и русские, украинцы, корейцы, представители других этнических групп также водят детей в казахские детсады.

Сегодня дети и молодежь в подавляющем большинстве владеют казахским языком

В-третьих, казахский язык успешно развивается в сфере культуры, прежде всего массовой культуры. Казахскоязычная эстрада, юмористические шоу на фоне других жанров и направлений переживают определенный бум.

Кроме того, вопреки утверждениям ряда представителей казахской творческой интеллигенции, в рассматриваемой сфере в последнее десятилетие заметен прогресс, который нельзя отрицать. Не только городские казахи, но и русские, представители других этнических групп в той или иной степени владеют разговорным казахским.

Персональная ответственность

Опыт реализации госпрограммы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2019 годы и многих других госпрограмм показывает, что необходима персональная ответственность первых лиц тех министерств и ведомств, на которые возложена реализация программ.

Уполномоченным органом по реализации госпрограммы развития и функционирования языков утверждено министерство культуры и спорта Республики Казахстан. Соисполнителями этой программы определены ряд других министерств. Сегодня среди основных соисполнителей – министерство образования и науки и министерство информации и общественного развития.

Так сложилось, что именно эти министерствам не очень «везет» в плане бесконечных структурных разделений, слияний, переформатирования, что также не способствует преемственности и персональной ответственности.

Структурная стабильность способствовала бы преемственности кадров, самих госпрограмм и их реализации, персональной ответственности руководителей, которые должны и могли бы довести начатое дело до конца.

Рекомендации

У экспертов разное видение решения проблем развития казахского языка. Полагаем, что итоги реализации госпрограммы, которая по срокам близится к завершению, актуализируют следующие направления.

Ключевое значение имеет освоение казахского языка с первых лет жизни ребенка

В семье, в детском саду, в начальных классах школы. Ребенок в этом случае не учит язык в разрезе грамматики, а осваивает его как родной или один из двух родных языков, набирает лексический запас, использует как средство общения. Специалисты уже давно доказали, что дети могут осваивать одновременно два языка как родные и это не доставляет им никаких проблем или трудностей.

В госпрограмме, на наш взгляд, несколько преувеличены значение, роль дистанционного обучения казахскому языку посредством интернет-уроков в режиме online. Язык – живое средство общения. Ничто не заменит занятий в аудитории, прямого общения на казахском языке слушателей курсов между собой.

Важно, чтобы люди не стеснялись ошибок, разговаривая по-казахски в повседневной жизни, на улицах, в магазинах — тогда освоение казахского разговорного пойдет значительно быстрее. Немаловажно, чтобы при этом те, кто знают казахский в совершенстве, позитивно и благожелательно относились к стремлению сограждан освоить разговорный казахский язык.

В госпрограмме много говорится о стимулах по освоению казахского языка, однако на деле никаких особых преференций не замечено и не практикуется. Поэтому крайне важно ввести какие-то конкретные поощрения за освоение языка, возможно небольшие надбавки, учет сертификатов, тестирования при продвижении по службе и карьерной лестнице.

важным является доступность обучения казахскому языку для взрослого населения

В госпрограмме в качестве одного из основных направлений в обеспечение полномасштабного функционирования государственного языка указываются бесплатные курсы при центрах по обучению государственному языку. Однако они не приобрели широкий размах, рядовым гражданам о них ничего неизвестно. Подобных курсов очень мало, а информации о них по непонятным причинам практически нигде не представлена.

На наш взгляд, широкая сеть бесплатных курсов обучения казахскому языку, безусловно, способствовала бы функционированию государственного языка в полной мере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *