Отечественный опыт оценки госпрограмм
Исследование отечественного опыта развития методик формирования, реализации и оценки эффективности госпрограмм показало следующее.
1 Отсутствие унифицированного подхода к оценке эффективности реализации государственных программ в субъектах РФ.
2 Различные подходы к проведению оценки эффективности даже в рамках одного субъекта России.
3 Различные подходы к построению математического аппарата методик оценки эффективности государственных программ, применяемых в субъектах РФ. Например, эффективность может оцениваться как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом программы к затратам на них. А может — как отношение достигнутого результата только к затратным финансовым показателям.
В отечественном опыте отсутствует практика мониторинга хода реализации госпрограмм. В качестве такового, на наш взгляд, могла бы выступить экспертиза отчетов о ходе исполнения госпрограмм. В этом случае при проведении экспертизы годового отчета об исполнении госпрограмм можно использовать интегральную оценку эффективности их реализации с применением весовых коэффициентов целевых индикаторов. Это позволит вывести качественную характеристику реализации программы на основании соотношения оценки результативности реализации программы и уровня ее финансового обеспечения, а именно: эффективная, недостаточно эффективная, неэффективная.
Интегральная оценка эффективности реализации госпрограмм
Под интегральной оценкой эффективности реализации (далее — R) госпрограммы (ГП) понимается показатель, определяющий качественную характеристику реализации программы на основании соотношения интегральной оценки результативности реализации госпрограммы и уровня финансового обеспечения госпрограммы. Рассчитывается по формуле:
R = Iср /Vфин
где Iср — интегральная оценка результативности реализации ГП;
Vфин — уровень финансового обеспечения ГП.
Интегральная оценка результативности реализации ГП — это уровень достижения установленных значений целевых индикаторов, скорректированный с учетом присвоенных весовых значений целевых индикаторов. Определяется в процентах по формуле:
Iср = ∑nj=1 ij
где ij — показатель оценки выполнения j-го целевого индикатора;
n — количество целевых индикаторов ГП.
Показатель оценки выполнения целевого индикатора определяется в процентах по формуле:
ij = Ij x kj
где Ij — индекс результативности целевого индикатора за отчетный период;
kj — весовой коэффициент, присвоенный целевому индикатору.
Весовой коэффициент целевого индикатора — параметр, отражающий значимость, относительную важность целевого индикатора в сравнении с другими, оказывающими влияние на достижение цели.
Индекс результативности целевого индикатора за отчетный период определяется в процентах и рассчитывается по формуле:
I = ((Ifj — Ibj) / (Ipj — Ibj )) x 100
где Ifj — фактическое значение целевого индикатора за отчетный период;
Ibj — базовое значение целевого индикатора — фактическое значение целевого индикатора программы на начало отчетного периода (или значение целевого индикатора программы в случае, если программа не была бы реализована в отчетном периоде);
Ipj — плановое значение целевого индикатора на отчетный период.
Уровень финансового обеспечения программы за отчетный период Vфин определяется в процентах и рассчитывается по формуле:
Vфин = (Vf / Vp) х 100%
где Vf — фактические затраты, направленные на реализацию программы в отчетном периоде с учетом всех источников финансирования;
Vp — запланированный объем финансирования программы за счет всех источников финансирования.
Рассчитанное значение интегральной оценки эффективности реализации государственной программы ® в дальнейшем сопоставляется с приведенными в таблице 2 значениями для определения качественной характеристики оценки реализации государственной программы.
Таблица 2. Интегральная оценка эффективности реализации программы
Цель программного подхода — повышение эффективности, прозрачности и подотчетности при использовании бюджетных средств. Однако даже само понятие «эффективность» нормативно не определено. Анализ других определений также показал отсутствие единого подхода к терминологической базе. Считаем, что в бюджетных документах необходимо ввести основные понятия программного бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, например «эффективность», «результативность» и т. д. В этом случае разрешится и следующая методологическая проблема — по персонификации ответственности. Реализация программного бюджета подразумевает достижение запланированных конечных результатов, которых невозможно будет добиться без определения ответственного за их исполнение и соответствующих мер ответственности.
Переход от института госпрограмм в его нынешнем виде к более действенным механизмам госуправления — одна из актуальных задач современности. Применение различных механизмов оценки эффективности госпрограмм на разных этапах их реализации позволит повысить эффективность использования государственных финансов и будет способствовать совершенствованию внешнего финансового контроля.
Зарубежный опыт оценки госпрограмм
Важными моментами оценки государственных программ в зарубежной практике, которая насчитывает более чем 50-летнюю историю, являются:
- повышение уровня ответственности и полномочий должностных лиц, реализующих программы;
- повышение подотчетности и эффективности использования ресурсов;
- наличие в бюджете конкретных показателей, позволяющих провести оценку каждой реализуемой программы;
- процесс формирования системы показателей оценки эффективности госпрограмм проходит в разрезе трех позиций: гражданин, потребитель, налогоплательщик;
- привлечение к оценке госпрограмм внешних экспертов.
Важно
Все существующие методики оценки основаны на план-фактном анализе, то есть характеризуют только исполнительскую дисциплину, а также анализируют показатели, которые заложены самими ответственными исполнителями при разработке госпрограммы.
О РАЗРАБОТКЕ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.02.2018 N 196, от 25.12.2018 N 1662, от 10.05.2019 N 585, от 31.05.2019 N 696, от 08.06.2019 N 746, от 17.07.2019 N 903, от 27.12.2019 N 1918, от 31.12.2019 N 1948, от 06.02.2020 N 105, от 16.04.2020 N 518, от 14.05.2021 N 731, от 26.05.2021 N 786, от 24.03.2022 N 451)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Правила разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации (далее — Правила);
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
Установить, что в 2017 году Правила применяются с учетом следующих особенностей:
внесение в Правительство Российской Федерации проектов актов Правительства Российской Федерации об утверждении государственных программ Российской Федерации, на которые распространяется действие Правил (далее — пилотные государственные программы), осуществляется ответственными исполнителями пилотных государственных программ без их согласования с соисполнителями и участниками пилотных государственных программ, федеральными органами исполнительной власти, за исключением Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, без проведения общественного обсуждения указанных проектов актов Правительства Российской Федерации и их рассмотрения общественными советами ответственных исполнителей соответствующих пилотных государственных программ, а также без представления дополнительных и обосновывающих материалов, предусмотренных подпунктами «а» — «к», «н» и «о» пункта 15 Правил;
разработка пилотных государственных программ осуществляется без использования аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.programs.gov.ru), предусмотренного пунктом 4 Правил;
разработка пилотных государственных программ осуществляется без проведения ранжирования проектов (программ) и ведомственных целевых программ, предусмотренного пунктом 29 Правил, а также без оценки обеспеченности целей пилотных государственных программ проектами (программами) и ведомственными целевыми программами, предусмотренной пунктом 12 Правил;
при формировании процессной части пилотной государственной программы, предусмотренной пунктом 10 Правил, допускается включение в нее отдельных мероприятий без разработки соответствующих ведомственных целевых программ;
в целях интеграции в пилотную государственную программу федеральных целевых программ в ее составе может формироваться самостоятельное направление (подпрограмма);
план мониторинга реализации пилотных государственных программ, предусмотренный пунктом 39 Правил, утверждается ответственным исполнителем соответствующей пилотной государственной программы совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации на период до 30 апреля 2018 г.
Федеральным органам исполнительной власти, являющимся ответственными исполнителями пилотных государственных программ:
внести до 15 ноября 2017 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении пилотных государственных программ, подготовленных с учетом пункта 2 настоящего постановления;
Абзац третий. — Утратил силу (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 196)
Министерству экономического развития Российской Федерации:
по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерством финансов Российской Федерации утвердить до 1 ноября 2017 г. требования к форме предоставления сводной информации по опережающему развитию приоритетных территорий;
утвердить до 15 ноября 2017 г. методические рекомендации по проведению ранжирования проектов (программ) и ведомственных целевых программ с учетом оценки достижения целей пилотных государственных программ;
представить до 15 ноября 2017 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ», в том числе в части установления возможности включения в ведомственные целевые программы мероприятий, носящих межведомственный характер, и упрощения процедуры утверждения ведомственных целевых программ.
Федеральным органам исполнительной власти, являющимся ответственными исполнителями, соисполнителями и участниками государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы», обеспечить представление в 2018 году отчетности о ходе реализации указанных государственных программ в 2017 году в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
Председатель Правительства Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242
Определимся с понятиями
Государственная программа — система мероприятий и положений, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития*. Она состоит из подпрограмм и целевых программ, которые, в свою очередь, делятся на ведомственные целевые программы и основные мероприятия и воплощаются в виде конкретных действий, реализуемых в рамках государственных (муниципальных) заданий. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.
* Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
Оценка эффективности государственных программ
Ирина Валентиновна ТУЛЯКОВА, председатель Счетной палаты Владимирской области
Проблемы госпрограмм
Счетная палата Владимирской области в ходе реализации своих полномочий по аудиту госпрограмм выявила следующие проблемы формирования и исполнения региональных государственных программ, а также отчетов об их исполнении.
1Низкое качество госпрограмм: недостатки структуры; неприемлемое качество системы показателей (индикаторов); отсутствие четкого разделения сфер реализации; необъективное отражение инструментов реализации государственной политики, влияющее на эффективность реализации госпрограмм.
2Отсутствие полной интеграции бюджетных процессов и госпрограмм: несоответствие форматов бюджета и госпрограмм; отсутствие совместного планирования расходов различного назначения (текущих, капитальных и т. д.); неполный охват расходов бюджета.
3Низкая эффективность реализации текущих госпрограмм: отсутствие возможности перераспределения бюджетных ассигнований в процессе исполнения бюджета; осуществление фактической деятельности исполнителей госпрограммы осуществляется по отдельным планам, но не в рамках госпрограммы.
4Формальность оценки эффективности реализации госпрограмм: недостатки и несовершенство системы отчетности исполнителя госпрограммы; низкая ответственность руководителей за реализацию госпрограммы; наличие временного лага между деятельностью исполнителя госпрограммы и полученными результатами госпрограммы.
Одной из первопричин недостаточного качества разрабатываемых государственных программ и их реализации является неработоспособность принципа декомпозиции целей, целевых показателей и индикаторов. Стратегии развития соответствующих отраслей и содержание государственных программ не коррелируют между собой.
Проблема низкого качества целеполагания характерна также для целевых значений показателей результативности государственных программ. В разделе «Оценка эффективности» некоторых программ встречаются фразы общего характера: «создать условия», «обеспечить», «повысить», «улучшить» и т. д. В результате оценить реальный социально-экономический эффект от выполнения мероприятий будет сложно.
Чтобы выработать новые подходы к оценке эффективности госпрограмм, целесообразно изучить положительный зарубежный и отечественный опыт.
Таблица 1. Положительный опыт оценки госпрограмм в зарубежной практике
ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пункты утратили силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2021 N 786)
Годовой отчет о ходе реализации пилотной государственной программы и об оценке ее эффективности (далее — годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и участниками пилотной государственной программы.
Участники пилотной государственной программы представляют соисполнителю информацию для подготовки годового отчета до 10 февраля (уточненную информацию — до 16 апреля) года, следующего за отчетным. Соисполнители пилотной государственной программы представляют ответственному исполнителю информацию для подготовки годового отчета до 20 февраля (уточненную информацию — до 22 апреля) года, следующего за отчетным. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 N 451)
Подготовка годового отчета производится с использованием портала государственных программ в сроки, установленные для представления годового отчета.
Годовой отчет представляется ответственным исполнителем до 1 марта (уточненный годовой отчет — до 10 мая) года, следующего за отчетным, в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за социально-экономическое развитие приоритетных территорий (за исключением пилотных государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на приоритетных территориях), на бумажном носителе и размещается в электронном виде на портале государственных программ, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2020 N 518, от 24.03.2022 N 451)
Годовой отчет содержит:
информацию о достижении целей пилотной государственной программы за отчетный период, а также прогноз достижения целей пилотной государственной программы на предстоящий год и по итогам ее реализации в целом;
перечень контрольных точек, пройденных и не пройденных (с указанием причин) в установленные сроки согласно плану мониторинга реализации пилотной государственной программы;
б(1)) информацию о достижении фактических значений показателей федеральных проектов, ведомственных проектов, отдельных мероприятий федеральных проектов, ведомственных целевых программ за отчетный период; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.07.2019 N 903, от 16.04.2020 N 518)
б(2)) информацию о количестве запланированных и наступивших контрольных точек ведомственных проектов, включенных в состав пилотной государственной программы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2019 N 903)
информацию о федеральных проектах, ведомственных проектах, ведомственных целевых программах и отдельных мероприятиях федеральных проектов, реализация которых осуществляется с нарушением установленных параметров и сроков; (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2019 N 746)
анализ факторов, повлиявших на ход реализации пилотной государственной программы;
данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию пилотной государственной программы;
информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в пилотную государственную программу;
предложения о сокращении (об увеличении) финансирования и (или) корректировке, досрочном прекращении федеральных проектов, ведомственных проектов, ведомственных целевых программ, отдельных мероприятий федеральных проектов или пилотной государственной программы в целом; (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2019 N 746)
сведения о ресурсном обеспечении и оценке расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий пилотной государственной программы Российской Федерации на приоритетных территориях; (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2019 N 746)
сведения о ходе реализации пилотной государственной программы на приоритетных территориях. (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2019 N 746)
Форма годового отчета утверждается Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в 15-дневный срок со дня получения от ответственного исполнителя годового отчета направляют свои заключения в Правительство Российской Федерации.
Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации пилотной государственной программы при необходимости заслушивается на заседании Правительства Российской Федерации в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
Ответственный исполнитель направляет в месячный срок до дня рассмотрения в Правительстве Российской Федерации доклада, указанного в пункте 46 настоящих Правил, соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за социально-экономическое развитие приоритетных территорий, на бумажном носителе и размещает их в электронном виде на портале государственных программ, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2020 N 518)
Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за социально-экономическое развитие приоритетных территорий, в части мероприятий, реализуемых на приоритетных территориях, не позднее чем за 14 дней до дня рассмотрения доклада, указанного в пункте 46 настоящих Правил, представляют в Правительство Российской Федерации заключения на материалы ответственного исполнителя. Заключения содержат в том числе информацию о достижении целей пилотных государственных программ в отчетном периоде и прогноз достижения целей пилотных государственных программ в плановом периоде, а также предложения о необходимых решениях для их достижения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2020 N 518)
Требования к докладу ответственного исполнителя о ходе реализации пилотной государственной программы утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за социально-экономическое развитие приоритетных территорий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2020 N 518)
Информация о кассовых расходах федерального бюджета на реализацию пилотных государственных программ представляется Министерством финансов Российской Федерации до 20 апреля (предварительная информация — до 20 февраля) года, следующего за отчетным, в Министерство экономического развития Российской Федерации, а в части сведений, составляющих государственную тайну, — также ответственным исполнителям. (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2019 N 746)
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, до 20 апреля (предварительная информация — до 1 марта) года, следующего за отчетным, представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и ответственным исполнителям информацию о кассовых расходах бюджета соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации на реализацию пилотных государственных программ.
Подготовка сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности пилотных государственных программ осуществляется в соответствии с требованиями и в сроки, установленные Правилами формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 903 «Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2020 N 518)
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за социально-экономическое развитие приоритетных территорий, до 4 мая (предварительная информация — до 20 марта) года, следующего за отчетным, представляют в Министерство экономического развития Российской Федерации согласованную с Министерством экономического развития Российской Федерации аналитическую информацию о мероприятиях, реализуемых в рамках пилотных государственных программ (за исключением пилотных государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на приоритетных территориях), и финансовом обеспечении таких мероприятий с оценкой влияния их реализации на развитие приоритетных территорий по форме, утвержденной федеральными органами исполнительной власти, ответственными за социально-экономическое развитие приоритетных территорий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2020 N 518)
Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2019 N 903)
Годовой отчет подлежит размещению на официальном сайте ответственного исполнителя в сети «Интернет».
Абзац второй. — Утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2019 N 903)
VII. Полномочия ответственного исполнителя, руководителя, соисполнителей и участников пилотной государственной программы
а—ж) подпункты утратили силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2021 N 786)
запрашивает у соисполнителей и участников пилотной государственной программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности пилотной государственной программы и подготовки годового отчета;
подготавливает годовой отчет и представляет его в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;
подпункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2021 N 786)
Руководитель пилотной государственной программы:
обеспечивает представление отчетности в ходе реализации пилотной государственной программы;
Соисполнители пилотной государственной программы:
запрашивают у участников пилотной государственной программы информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы ответственного исполнителя, а также информацию, необходимую для проведения оценки эффективности пилотной государственной программы и подготовки годового отчета;
представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности пилотной государственной программы и подготовки годового отчета;
Участники пилотной государственной программы:
представляют ответственному исполнителю и соисполнителю информацию, необходимую для осуществления мониторинга реализации пилотной государственной программы, оценки ее эффективности;
Ответственный исполнитель, соисполнители и участники пилотной государственной программы представляют по запросу Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации дополнительную (уточненную) информацию о ходе реализации пилотной государственной программы.