Учебники и учебные программы федеральных государственных образовательных стандартов. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Простыми словами — это обязательные требования к образованию.

ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.

Имеют силу закона и должны соблюдаться государственными и частными учреждениями дошкольного, основного общего, среднего профессионального и высшего образования. На организации с лицензией на дополнительное образование ФГОС не распространяются.

Учебники и учебные программы федеральных государственных образовательных стандартов. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года

С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступают в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования.

Обновлённые стандарты детализировали требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ.

В 2022 г. обязательное введение стандартов предусмотрено для первых и пятых классов. Завершение перехода всех школ на обновлённые ФГОС планируется в 2025 г. Представленные в этом разделе методические рекомендации помогут учителю выстроить образовательный процесс в логике обновлённых стандартов с использованием учебников, которыми обеспечена школа к началу 2022/23 учебного года.

Примерные основные образовательные программы

Примерные рабочие программы

Учебно-методическое обеспечение обновления ФГОС

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».

Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.

Содержание образования отражается в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях.

Учебный план – документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на каждый предмет в год, неделю; продолжительность учебного года и каникул.

Выделяют базисный учебный план как типовой и учебный план, разработанный конкретным учебным заведением. В базисном учебном плане представлен перечень всех учебных дисциплин по годам обучения в школе (вузе). Изучаемые предметы в учебном плане подразделяются на три группы: обязательные (базовый – федеральный компонент), по выбору учащихся (региональный компонент) и предметы, изучение которых определяется советом школы, вуза (школьный, вузовский компоненты). В базисном учебном плане устанавливается распределение часов на различные образовательные области, факультативы, курсы по выбору.

На основе базисного разрабатываются учебные планы школ (вузов) с учетом их специфики. Эти планы различны для дневных, вечерних, заочных, дистанционных форм обучения. На основе учебных планов составляются учебные программы. Учебная программа содержит пояснительную записку о целях изучения данного предмета, об основных требованиях к знаниям и умениям учащихся (студентов), тематическое планирование изучаемого материала по предмету в каждом классе (курсе); собственно программу – перечень разделов и тем по курсу, перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для данного курса; рекомендуемую литературу; вопросы для контроля; тематику курсовых, квалификационных работ (в вузе).

Различают типовые, рабочие и авторские учебные программы. Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер. Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы (в вузе — решением ведущей кафедры). Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения. Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. В основном используются на курсах по выбору, факультативах.

Исторически сложились два способа построения учебных программ: концентрический и линейный. При концентрическом способе построения материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Концентризм обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся. Линейный способ построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. Этот способ более экономичен.

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях. Учебник является источником учебной информации и выступает средством обучения, отражает цели и содержание обучения. В учебнике главной формой является текст. Он делится на:

— основной (базовые термины, их определения, основные факты, явления, процессы, события; описание законов, теорий, ведущих идей и т

— дополнительный (документы, хрестоматийные и справочные материалы, биографические данные, статистические сведения и др

— пояснительный (введения, примечания, разъяснения, словари и т.

Дополнением к учебнику являются учебные пособия, которые углубляют некоторые материалы, дополняют его содержание. К учебным пособиям относят хрестоматии, сборники задач, атласы, сборники упражнений и др.

Вопросы для самостоятельного осмысления

Что понимают под содержанием образования?

Назовите подходы к определению сущности содержания образования.

Каковы критерии отбора содержания образования?

Каково назначение Государственного образовательного стандарта?

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

РФ в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем компонента образовательного учреждения содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.

Учебный план— нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специа­листа, последовательность, интенсивность и сроки изучения учеб­ных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся. В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных предме­тов и основных видов производственной практики. Учебный план составляется в соответствии с квалификационной характеристикой специальности, представленной в Госстандарте по каждому профилю подготовки.

В каждом среднем специальном учебном заведении имеется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий).

Базисный учебный план ссуза — это основной государственный документ, являющийся составной частью государственного стан­дарта этого уровня профессиональной подготовки специалистов. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов этих учебных заведений и исходным документом для их финансирования.

Типовые учебные планы для ссузов носят обычно рекоменда­тельный характер. Они разрабатываются на основе государствен­ного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ.

Учебные планы среднего профессионального учебного заведе­ния составляются с соблюдением нормативного базисного учебного плана с учетом формы обучения (дневной, вечерней, заочной), уровня базовой подготовки (основной или в полном объеме об­щеобразовательной средней школы).

Можно выделить два типа учебных планов ссузов:

собственно учебный план, разрабатываемый на основе государ­ственного базисного учебного плана на длительный период и от­ражающий особенности конкретного среднего профессионально­го учебного заведения (в качестве учебного плана может быть при­нят один из типовых учебных планов по соответствующему про­филю подготовки специалистов);

рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих ус­ловий и утверждаемый педагогическим советом профессиональ­ного учебного заведения ежегодно.

Во всех учебных планах, как и в Государственном стандарте среднего профессионального образования для повышенного и обычного уровней, выделяются федеральный (инвариантный уро­вень — ядро профессиональной подготовки данного направления) и национально-региональный (вариативный — дополнительные про­фили подготовки и специализации).

В таких планах учебные предметы в зависимости от их назначе­ния объединены в блоки социогуманитарной, общепрофессио­нальной и специальной предметной подготовки.

Выделен также специальный раздел «Производственная прак­тика», который определяет основные этапы и виды производствен­ной практики, их объемы и ориентировочные сроки проведения.

Учебная программа — нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательность изучения учебного материала. Программа содержит пояснительную записку — своего рода методическое руководство для преподавателя. В ней раскры­ваются место (назначение) предмета в системе подготовки спе­циалиста, образовательные и воспитательные задачи, а также задачи развития, которые должны быть решены в процессе обуче­ния, указываются связи учебного предмета с другими предмета­ми, с производственной практикой и пути реализации этих свя­зей преподавателем, даются рекомендации по использованию раз­личных форм и методов обучения, организации самостоятельной работы учащихся. В учебной программе приводится примерный тематический план, который раскрывает структуру учебного предмета, его разделыи темы, определяет время, отведенное на изучение каждого из них, соотношение теоретической и практической подготовки по предмету в часах.

Учебные программы содержат списки литературы, тематику курсовых проектов и работ, если они предусмотрены учебным планом.

Обучение как система и как процесс. Этапы процесса обучения. Цели, принципы, содержание обучения.

Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

Обучение как процесс представляет собой совместную деятельность, в ходе которой мастер профессионального обучения организует, стимулирует, корректирует и контролирует деятельность учащихся. Учащиеся овладевают содержанием и видами деятельности, предусмотренными учебной программой, знаниями и умениями.

Государственные стандарты образования положены в основу документов, определяющих содержание образования. Главными документами этого уровня являются учебный план и учебные про­граммы.

Учебный план— это документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных уч­реждений, их распределение по годам обучения, недельное и годо­вое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.

Основные виды учебных планов: базисный учебный план, ти­повые федеральные учебные планы, региональные учебные пла­ны и учебный план школы. Эти планы отражают федеральный (т. общий для всей Федерации), национально-региональный и школьный (конкретный для данного образовательного учреждения) компоненты образования. Кроме того, все содержание образования подразделяется на инвариантную, базовую, обязательную для всех, часть, которая обеспечивает приобщение учащихся к общекуль­турным и национально значимым ценностям, обязательные заня­тия по выбору (часто они связаны с выбором профиля обучения в старшем звене), и вариативную часть, включающую свободно из­бираемые факультативные, индивидуальные и групповые занятия.

Базисный учебный план является частью государственного обра­зовательного стандарта и служит основой для разработки рекомен­дованных Минобразованием России примерных учебных планов для разных типов школ (дневных, вечерних, с русским родным язы­ком обучения, с родным (нерусским) языком обучения и др. ), базисных региональных учебных планов школы (см. таблицу 1). В ба­зисном плане выделены фундаментальная и технологическая (до-профессиональная) подготовка. Предметы сгруппированы по об­разовательным областям: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Это облегчает разработку интегрированных курсов внутри выделенных областей (например, обобщенного курса естествознания).

Базисный учебный план обеспечивает определенный баланс меж­ду естественно-научным и гуманитарным знанием с некоторым при­оритетом гуманитарного цикла в начальной и основной школе и небольшим перевесом обязательных занятий по естественно-науч­ным дисциплинам в звене полного среднего образования. Следует заметить, что приоритет гуманитарного образования на первых двух этапах оправдан тем, что именно гуманитарная культура и гумани­тарное образование составляют основу развития личности на этих этапах, а приоритет естественно-научного содержания в 10 — 11-х классах объясняется необходимостью и возможностью осуществить традиционно присущую отечественному образованию глубокую под­готовку по циклу естественных и математических дисциплин.

Таблица 1 Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Министерством общего и профессионального

образования Российской Федерации

9 февраля 1998 г.

Образователь­ные области
Образовательные компоненты
Количество часов в неделю
 
 
 
 
I
II
III
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI

Филология
Русский язык как государственный Языки и литература
3 6
3 5
3 5
3 6
3 6
3 5
3 5
3 8

3 7
3 5

Математика
Математика Информатика

Обществознание
История Обществознание География
 
 
 
 
 
 
 

Естествознание
Окружающий мир

 
 
 
 
 
 
 
Искусство
Биология Физика Химия
 
 
 
 
 
 
 

Физическая культура
Музыкальное и
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
изобразительное
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
искусство

 
 
 
Технология
Физическая культура
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОБЖ

 
Технология
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Трудовое обучение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Черчение

Обязательные занятия по выбору,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
факультативные, индивидуальные и групповые занятия (6-дневная учебная

неделя)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе

Обязательные занятия по выбору,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
факул ьтативные, индивидуальные и групповые занятия (5-дневная учебная

неделя)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе

Нужно сказать, что реальное соотношение основных блоков изучаемых дисциплин для конкретного учащегося может быть скорректировано за счет вариативной части плана. Этот план предпо­лагает большую по сравнению со всеми ранее действовавшими учебными планами свободу выбора занятий учащимися и свободу для инициативной разработки новых курсов со стороны школы.

К недостаткам базисного и многих разработанных на его осно­ве планов можно отнести сравнительно «скромную» представленность в обязательной части образовательных сфер «Искусство» и «Физическая культура», а также отсутствие целостной образова­тельной области «Человек». Недостатки эти могут быть компенси­рованы за счет вариативной части.

Гораздо более сложной представляется проблема, обозначен­ная в начале главы, а именно проблема синтеза, интеграции обра­зовательных областей, в первую очередь гуманитарного и естест­венно-научного знания, выход учащихся, оканчивающих сред­нюю школу, а в еще большей степени студентов высших учебных заведений на интегрированную картину мира и глобальное мыш­ление, охватывающее в единстве природу, человека, технику, духовный мир — мир чувств, идей, идеалов, способы сохранения и разумного преобразования человеческих отношений и самого человека.

Об этом очень убедительно пишет академик Н. Моисеев: «В нынешних условиях широта образования должна достигаться в первую очередь за счет объединения гуманитарного и естествен­но-научного знания. Пришло время, когда человечество должно ликвидировать пропасть между двумя «цивилизациями» — гума­нитарной и естественно-научной инженерной. » Он считает, что «надо учить не наукам, не предметам, а системе знаний, отдель­ные предметы должны стать ее фрагментами, закрепленными на некотором общем каркасе. Для нас в те годы таким каркасом была физика. Но не физика отдельных фактов, а модели физики. Те­перь таким фактом должна стать экология»1.

Над разрешением этой проблемы работают и практики (инте­грированные курсы, интегрированные уроки, комплексные экс­курсии), и ученые (В. Игнатова, И. Суравегина, Л. Тара­сов, А. Хуторский и др. ), но проблема эта очень сложна и ре­шить ее быстро невозможно.

Конкретное содержание образования по образовательным об­ластям и отдельным предметам определяется учебными програм­мами и учебниками.

Содержание учебных предметов конкретизируется в учебных про­граммах,которые представляют собой документ, устанавливающий

1 Моисеев Н. Время определять национальные цели // Соч. : В 3 т. — М. , 1997. 202-203.

состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам. По каждой теме обозначаются объем знаний (понятия, факты, основные законы, теоремы, рекоменда­ции), способы деятельности (виды упражнений, типы задач, уме­ния и навыки). В программах указываются предполагаемые резуль­таты обучения, определяются межпредметные связи, опорные зна­ния, необходимые для успешного изучения темы или раздела. Не­редко задается и примерная методическая модель изучения мате­риала (опорные понятия, логика и общие методы работы).

Типовые учебные программы, которые утверждаются Министер­ством образования Российской Федерации, раскрывают ведущие положения науки, практики, искусства, техники и носят реко­мендательный характер.

Школьные рабочие программы отражают национально-регио­нальный и школьный компоненты, а также образовательный по­тенциал школы, творческие возможности учителей. Мастера пе­дагогического труда создают оригинальные авторские програм­мы, главным образом по курсам, вводимым именно в данном образовательном учреждении. Такие программы проходят рецен­зирование и утверждаются либо экспертными комиссиями отде­лов (управлений) образования, либо советом школы.

Любая программа должна содержать: объяснительную запис­ку, в которой определяются цели и основные направления рабо­ты по курсу, выделяются ведущие идеи, ключевые подходы, наи­более общие методы изучения; тематический план с примерным распределением часов по темам; раздел, раскрывающий содержа­ние каждой темы с выделением подлежащих изучению фактов, доказательств, законов, теорем, теорий, следствий, прикладных объектов, а также обязательных для овладения умений и навыков; методические указания о способах изучения разделов курса (ме­тоды, основные демонстрации, лабораторные работы и т. ); биб­лиографию с указанием основной и дополнительной литературы.

Исторически сложилось две системы построения учебных про­грамм: линейная и концентрическая. Линейное построение означа­ет последовательное поэтапное изучение материала без возвраще­ния к изучаемой теме. Оно логично, экономно, однако не позво­ляет в должной мере обеспечить глубину и осознанность прора­ботки изучаемого в силу возрастных ограничений, особенно в младших классах. Концентрическое построение предполагает, что ведущие закономерности, понятия, факты могут изучаться не­сколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления учащихся, их развития, обогащения опытом. Концентризм отнимает больше времени, но зато позволяет добиться более глубокого овладения знаниями и более существенного продвижения в развитии.

Негативные стороны линейного и концентрического построе­ния программ удается нейтрализовать, а сильные стороны сохра­нить при использовании так называемого спиралевидного распо­ложения материала. Особенность такого подхода в том, что изуча­емая исходная проблема разрешается постепенно — на основе рас­ширения и углубления круга знаний, познавательного опыта. Про­цесс идет непрерывно, а не путем эпизодических, часто с пере­рывом в несколько лет, возвращений к тем или иным проблемам (Ч. Купсиевич).

К сожалению, пока в программах не удается в должной мере отразить основной результат обучения — уровень развития, сте­пень самостоятельности обучаемых, подготовку их к творческой деятельности. Основная трудность заключается в том, что эти по­казатели очень вариативны, индивидуальны и их унификация или лимитирование очень опасны для живой практики.

И наконец, об учебнике. Учебник и учебные пособия наполняют обучение конкретным материалом, дают ориентиры построения курса педагогу и материал для самостоятельной работы учащимся. В идеале программа и учебник должны в своих исходных основа­ниях и по логике изложения соответствовать друг другу. Этого было проще добиться, когда существовала одна официально утвержден­ная программа по предмету и один стабильный и тоже официально одобренный учебник. Теперь ситуация сложнее. Учебников и посо­бий по каждому курсу несколько, они вариативны, что дает школе и педагогу свободу выбора, но требует от педагогов и методических служб большой работы по согласованию учебников и программ.

Учебник должен содержать систематическое изложение мате­риала, быть достаточно обобщенным, научно безупречным и в то же время доступным, популярным, интересным. Он должен спо­собствовать овладению методами познания, стимулировать раз­витие интереса и мыслительных способностей. Для этого полезно проблемное построение материала, а также достаточное количе­ство фактического материала и иллюстраций. Очень продуманным должен быть методический аппарат учебника: вопросы, задания, словари, таблицы, шрифтовые выделения, рисунки, списки ли­тературы и др. Дополнениями к учебнику, позволяющими расши­рять кругозор, овладевать методами самостоятельной работы, слу­жат хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы, книги для внеклассного чтения, энциклопедии, фонохрестоматии, элек­тронные обучающие программы и другие источники.

Вебинары

Все
Основное общее образование
Начальное общее образование

Рекомендованные продукты и сервисы

  • Инструмент для расширения содержания учебных предметов, развития обучающихся и неотъемлемая часть системы воспитания
  • Модернизация воспитательной системы школ – одно из ключевых требований к условиям реализации ФГОС
  • Проектная деятельность – средство реализации ФГОС и необходимое условие формирования ключевых компетенций для жизни и успешной самореализации ученика
  • Функциональная грамотность. Банк заданийФормирование функциональной грамотности – новый элемент программы формирования универсальных учебных действий в обновлённых ФГОС
  • Использование безопасного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту – важное требование к условиям реализации ФГОС
  • Учебник в наушникахАудиоучебники для занятий в школе и дома. 70 учебников. 7 предметов. С 5 по 9 класс
  • Более 400 стихотворений из школьной программы: аудиопрочтение, подсказки к непонятным словам, иллюстрации
  • Я сдам ЕГЭБанк трудных заданий для подготовки к ЕГЭ по 7 предметам с помощью индивидуальной траектории

Серия курсов повышения квалификации

«Работаем по обновлённым ФГОС»»

  • учителям начальной и основной школы
    (по всем предметам)
  • управленческой команде
  • методистам

Удостоверение установленного образца с регистрацией в базе ФРДО

Часто задаваемые вопросы

  • могут быть использованы любые учебнометодические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников.
  • особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов

Каковы нормативы обеспеченности учащихся средствами обучения?

Каждому учащемуся предполагается учебник и(или) учебное пособие, необходимое для реализации как обязательной части учебного плана, так и части по выбору участниками образовательных отношений.

Дополнительно(!) Организация может предоставлять пособия в электронной форме для 1 и 2 частей учебного плана. Также обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека Организации должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем предметам учебного плана и иметь фонд дополнительной литературы (художественная, научнопопулярная, справочная и периодические издания).

Подробнее ознакомиться с информацией можно: в пункте 36. 1 (НОО), пункте 37. 2 (ООО) ФГОС-2021.

Как работать по обновленным ФГОС с 1 сентября 2022 г

Какие классы в обязательном порядке должны обучаться по обновлённым ФГОС с 1 сентября 2022г

С 01. 2022 учащиеся 1-ых и 5-ых классов российских школ переходят на обновлённые ФГОС.

Могут ли перейти на обучение по обновленным ФГОС с 1 сентября 2022г. учащиеся 2-4 и 6-9 классов?

Решение в отношении 2-4 классов и 6-9 классов о переходе на обучение в соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается образовательной организацией при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Какие бывают ФГОС

На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

  • ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Учебники и учебные программы федеральных государственных образовательных стандартов. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Учебники и учебные программы федеральных государственных образовательных стандартов. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения.

Новый ФГОС 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих?

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

‍«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны».

Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Другие грядущие изменения

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

Учебники и учебные программы федеральных государственных образовательных стандартов. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года

Второй иностранный язык

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится.

ЕГЭ по иностранному языку

В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.

Учебники и учебные программы федеральных государственных образовательных стандартов. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года

ЕГЭ по истории

Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.

Модернизация

В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

Резюме

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

В 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения. Сейчас продолжается их разработка и совершенствование, а главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость.

Помимо реализации новых ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления. Так, в некоторых школах введут урок шахмат. Классы будут оборудованы новейшей техникой. Постепенно вводится второй иностранный язык.

Виды ФГОС

Для каждого уровня образования и отельных категорий детей разработан свой федеральный государственный образовательный стандарт:

  • ФГОС дошкольного образования,
  • ФГОС начального общего образования (1–4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5–9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10–11 классы),
  • ФГОС обучающихся с умственной отсталостью,
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
  • ФГОС среднего профессионального образования,
  • ФГОС бакалавриата,
  • ФГОС специалитета,
  • ФГОС магистратуры,
  • ФГОС аспирантуры,
  • ФГОС ординатуры,
  • ФГОС ассистентуры-стажировки

Всего 13 видов: познакомиться с каждым можно на официальном сайте.

Учебники и учебные программы федеральных государственных образовательных стандартов. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года

Структура ФГОС

Каждый стандарт включает в себя три вида требований:

Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?

Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование? Где будут проходить занятия?

Как ребёнок общается? Самостоятельно ли выполняет задания? Есть ли у него собственная позиция?

Учебники и учебные программы федеральных государственных образовательных стандартов. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года

Зачем нужны ФГОС

ФГОС в России применяются с 2004 года для упорядочения и улучшения нынешней образовательной системы. Также они помогают ученикам эффективнее осваивать программы.

Это значит, где бы ни жил ребёнок — в Москве, Калининграде или Владивостоке — он везде будет получать примерно одинаковые знания.

Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.

Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.

ФГОС — это основа всех основных образовательных программ.

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом,  это фундамент образовательного процесса.

Кто придумывает ФГОС

Правила утверждения и изменения ФГОС установлены Постановлением Правительства РФ от 12. 2019 №434. Министерство просвещения занимается разработкой ФГОС основного общего и среднего образований, а Министерство науки — высшего образования.

Для создания и изменения ФГОС Минпросвещения создает совет Министерства просвещения Российской Федерации по ФГОС. Туда входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций.

Минпросвещения за месяц до даты заседания советов, на которых планируется рассмотреть соответствующие проекты стандартов, размещает их на сайте для информирования общественности. А ещё организует проведение независимой экспертизы. По результатам рассмотрения совет утверждает, отклоняет или дорабатывает проект стандарта.

ФГОС школьного образования

ФГОС для школы принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первые были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения.

Второе поколение ФГОС действовало с 2009 до 2020 года. Акцент в нём был сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделялось проектной и внеурочной деятельности. Предполагалось, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Стандарты третьего поколения вступили в силу в сентябре 2021 года. Главная задача была — конкретизация требований по каждой дисциплине. А ещё усилился акцент на soft skills, подробно указаны перечни предметных и метапредметных результатов, расписаны форматы работ и точки контроля, обозначено максимальное и минимальное количество часов на программу.

«Федеральные государственные образовательные стандарты, дополнительные профессиональные программы»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ,

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования — бакалавриат

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования — специалитет

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования — магистратура

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

Дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

Дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок

Дополнительные профессиональные программы в области кадастровой деятельности

Дополнительные профессиональные программы в области экспортного контроля

Дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям

Дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

Дополнительные профессиональные программы в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности

Дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности

Дополнительные профессиональные программы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования

Дополнительные профессиональные программы в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *