Форум
Регистрация
- Теги:
- Правительства Республики Казахстан
- Постановление
Обсуждение (0)Для того, чтобы участвовать в обсуждении Вам необходимо авторизоваться
Отправить на e-mail
Біздің жаңалықтарға жазылу үшін e-mail-ыңызды қалдырыңыз
Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы была принята Указом Президента Республики Казахстана № 110 от 29 июня 2011 года.
Цель Программы – гармоничная языковая политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстане.
Ключевыми задачи программы являются:
совершенствование и стандартизация методологии обучения государственному языку;
развитие инфраструктуры обучения государственному языку;
стимулирование процесса обучения государственному языку;
повышение престижа употребления государственного языка;
повышение востребованности государственного языка;
усовершенствование и систематизация лексического фонда казахского языка;
совершенствование языковой культуры;
функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве;
сохранение языкового многообразия в Казахстане;
изучение английского и других иностранных языков.
В результате реализации Государственной программы развития и функционирования языков Казахстан должен достичь следующих ключевых показателей:
увеличение доли взрослого населения, владеющего государственным языком по результатам сдачи «Казтест»: к 2014 году – до 20%, к 2017 году – до 80%, к 2020 году – до 95%;
увеличение доли выпускников школ, владеющих государственным языком на уровне В1 к 2017 году – до 70%, к 2020 году – до 100%;
увеличение доли казахоязычного контента в государственных средствах массовой информации к 2014 году – до 53%, к 2017 году – до 60%, к 2020 году – до 70%;
повышение степени удовлетворенности населения работой ономастических комиссий в части соблюдения принципов прозрачности и общественного доступа к обсуждению процесса принятия решения к 2014 году – до 60%, к 2017 году – до 75%, к 2020 году – до 90%;
увеличение доли упорядоченного терминологического фонда казахского языка к 2014 году – до 20%, к 2017 году – до 60%, к 2020 году – до 100%;
увеличение доли взрослого населения республики, владеющего русским языком к 2020 году – до 90%;
увеличение доли этносов, охваченных курсами по обучению родному языку при национально-культурных объединениях к 2014 году – до 60%, к 2017 году – до 80%, к 2020 году – до 90%;
увеличение доли населения республики, владеющего английским языком к 2014 году – до 10%, к 2017 году – до 15%, к 2020 году – до 20%;
увеличение доли населения, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским) к 2014 году – до 10%, к 2017 году – до 12%, к 2020 году — до 15%.
Все мероприятия, предусмотренные данной Программой, основаны на приоритетности развития государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства и направлены на полноценное удовлетворение духовно-культурных и языковых потребностей граждан Казахстана.
«Программа по реализации языковой политики на 2020-2025 годы утверждена в РК» — Как отмечается, основой для реализации первого направления программы «Модернизация казахского языка на основе латинографического алфавита» и третьего направления «Развитие языкового капитала граждан Казахстана» являются задачи, указанные в пунктах 6. 7 «Языковая модернизация» и 6. 8 «Инициатива обеспечения доступа к лучшим мировым знаниям» Стратегического плана развития РК до 2025 года. Задачами Стратегического плана развития будет обеспечен максимальный охват населения возможностями обучения иностранным языкам, в особенности английскому.
Продолжится внедрение трехъязычия по опыту Назарбаев Интеллектуальных школ на всех уровнях образования. В рамках программы будет осуществлен поэтапный перевод казахского алфавита на латинскую графику.
Программа также предусматривает осуществление задач, обозначенных в Послании главы государства К-Ж. Токаева от 2 сентября 2019 года народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана». Глава государства отметил, что на основе конкретных мер необходимо создать условия для развития языка и культуры этнических групп страны и усилить роль казахского языка как языка межнационального общения.
В этой связи в Программе предусмотрены необходимые меры для полноценного функционирования государственного языка, имеющего глубокую историческую, культурную и психологическую базу, как языка межэтнического общения на территории Казахстана.
Также Программа является основой создания благоприятных условий для развития языков и культуры этнических групп, в том числе приумножения лингвистического капитала граждан страны.
«Доля граждан Казахстана, владеющих государственным языком, в 2025 году должна составить 95%» — Одной из задач программы является усиление роли государственного языка как языка межэтнического общения. «В этой связи в программе предусмотрены необходимые меры для полноценного функционирования государственного языка, имеющего глубокую историческую, культурную и психологическую базу, как языка межэтнического общения на территории Казахстана», – отмечается в документе.
Согласно целевым индикаторам программы, доля населения, владеющего государственным языком, в 2020 году должна составить 90,5%, в 2021 году – 91%, в 2022 году – 92%, в 2023 году – 93%, в 2024 году – 94%, 2025 году – 95%.
Доля участников письменной коммуникации, использующих латинографический алфавит, должна составить: в 2022 году – 10%, в 2023 году – 20%, в 2024 году – 30%, в 2025 году – 50%.
Доля казахоязычного контента в государственных средствах массовой информации: в 2020 году – 74%, в 2021 году – 75%, в 2022 году – 76%, в 2023 году – 77%, в 2024 году – 78%, в 2025-м – 79%.
Доля населения, владеющего тремя языками (казахским, русским и английским): в 2020 году – 26%, в 2021 году – 27%, в 2022 году – 28%, в 2023 году – 29%, в 2024 году – 30%, в 2025 году – 31%.
Авторы программы отмечают, что в некоторых сферах общества государственный язык не применяется на уровне, соответствующем своему нормативно-правовому статусу, и приводят в пример некоторые страны бывшего СССР, где законодательно закреплен статус только государственного языка.
«Быть ли латинизации в Казахстане? Что значит новая языковая программа до 2025 года?» — Казахстанский политолог Максим КАЗНАЧЕЕВ озвучил StanRadar. com свое мнение о новой программе развития языка в Казахстане до 2025 года — При появлении инициатив в области укрепления и развития государственных языков в информационное пространство действительно вбрасываются негативные настроения части общества. Отчасти, эти настроения подогреваются намеренно, когда нужно продемонстрировать конфликт с Москвой и выбить у нее экономические преференции. А Россия, как вы знаете заинтересована в сохранении и развитии русского языка в постсоветской Центральной Азии.
То, что эмиграция из Казахстана продолжается — это факт. И то, что значительную часть эмигрантов составляют русскоязычные, условно «городские» казахи — тоже факт. Это подтверждается статистикой. За последние 15-20 лет из Казахстана уехали около 200 тысяч казахов, большую часть из них составили люди с высшим образованием.
Периодически всплывающие языковые вопросы для части населения действительно являются серьезным стимулом для отъезда из страны.
Другая проблема и аргумент для появления «чемоданного настроения» — качество образования. Оно падает. И это касается обучения как на казахском, так и на русском языке. И если родители хотят создать перспективы для детей они стараются любой ценой отправить их учиться в зарубежный ВУЗ — китайский, российский, европейский, американский, без разницы.
Для этого нужно знать в первую очередь, английский, во вторую очередь — русский. Иногда китайский. Но никак не казахский. Казахский язык с точки зрения социальной мобильности не дает никаких преимуществ.
Идея перехода на латинскую графику принадлежит Елбасы Нурсултану Назарбаеву и части его ближайшего окружения, замкнутых на Турцию и США. Сейчас происходят кадровые перестановки и некоторых идеологов из Акорды уже убрали.
Нынешний президент не является столь однозначным сторонником этой идеи. Судя по его действиям, он очень сильно не спешит в языковом вопросе. Вплоть до того, что базовые сроки перехода на латинскую графику могут постепенно по техническим причинам сдвигать вправо. Потом еще правее, и еще.
Асель ОМИРБЕК – «Программа развития языков: куда уходят бюджетные миллиарды?» — Согласно спущенной еще десять лет назад разнарядке, к 1 января 2020 года казахский язык должен был одержать полную и безоговорочную победу. Предполагалась, что к этому времени на нем свободно заговорят, как минимум, 95 процентов казахстанцев. Пару лет назад «горячие головы» поостыли и скорректировали масштабы триумфа, посчитав, что и 90 процентов будет вполне достаточно. Но вот минула знаковая дата, а обещанного чуда ни в 95, ни в 90 процентов не случилось, хотя его и растили на бюджетных дрожжах. Даже напротив, мыльный пузырь у всех на глазах лопнул. Впрочем, на его месте уже рождается новый, на выдувание которого из казны выделяются не менее впечатляющие суммы.
Как нетрудно догадаться, речь идет о программах развития и функционирования языков, которые клепает отечественное Министерство культуры. Предпоследняя, действовавшая на протяжении последних десяти лет, закончила свой скорбный путь аккурат в канун Нового года. Именно в нее разработчики закладывали сверхпроценты, смело рисуя абстрактные картины нашего общего казахскоязычного будущего, обещая и совершенствование методологии обучения государственному языку, и развитие инфраструктуры его преподавания, и то, что пользование им станет делом престижным, и много еще чего. Но, как говорится, обещать – не значит жениться.
Кстати, о деньгах. Если вдуматься, сколько средств за эти годы было потрачено на банальное очковтирательство, то хочется не смеяться, а плакать. Как сообщает Telegram-канал «Строгий агашка», последняя программа обошлась бюджету в кругленькую сумму: «Ее реализацию разделили на три этапа: 2011-2013 гг. , 2014-2016 гг. и 2017-2019 гг. Суммы выделялись баснословные. Так, первая стадия обошлась в 19,1 миллиарда тенге, вторая – в 9,7 миллиарда, а третья – 7,3 миллиарда. В сумме – более 36 миллиардов тенге (92 миллиона долларов по нынешнему курсу). Около 90 процентов этих средств ушли на продвижение и развитие казахского языка. Так, 16 миллиардов тенге потратили на государственный информационный заказ. Значительная часть использована для перевода учебников и книг, для поддержки литераторов и на другие акции. Примерно 10 процентов, согласно официальным данным, использованы для сохранения роли русского языка, продвижения английского языка и поддержки языков этнических групп».
Складывается ощущение, что больше ста миллионов долларов чиновники все эти двадцать лет планомерно закапывали в песок.
Впрочем, самое печальное в данной ситуации – то, что за эти пляски на костях казахского языка и за выброшенные на ветер миллиарды никто не ответит. А между тем, в канун наступления Нового года на свет появилась очередная государственная программа по реализации языковой политики в Республике Казахстан, теперь уже на 2020 — 2025 годы. На нее из бюджета выделяют почти 17 миллиардов тенге.
Об утверждении Государственной программы по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020 -2025 годы
№
Іс — шаралар түрі
мерзімі
жауаптылар
1
Мемлекеттік тіл тақырыбына арналған материалдар
07-19. 2020
Блялова К. Омарова К. 2
Үш тұғырлы тіл саясаты тақырыбына арналған материалдар
07-19. 2020
Айтжанова Г. 3
Латын графикасына негізделген қазақ әліпбиі тақырыбына арналған материалдар
21. 09-03. 2020
Магауиянова Г. Жолдыбекова Г. 4
Мемлекеттік тіл тақырыбына арналған материалдар
21. 09-03. 2020
Куандыков Б. Смагулова Г. 5
Үш тұғырлы тіл саясаты тақырыбына арналған материалдар
21. 09-03. 2020
Жапелова З. Жексенбаева А. Саматов Д. 6
Латын графикасына негізделген қазақ әліпбиі тақырыбына арналған материалдар
05-17. 2020
Акылтаева М. Магауиянова Г. 7
Мемлекеттік тіл тақырыбына арналған материалдар
05-17. 2020
Кусенова Ж. Максутова Г. 8
Үш тұғырлы тіл саясаты тақырыбына арналған материалдар
05-17. 2020
Кәгібай Г. Амирбекова С. 9
Латын графикасына негізделген қазақ әліпбиі тақырыбына арналған материалдар
19-31. 2020
Абеуова Л. Адилбаева Ж. 10
Мемлекеттік тіл тақырыбына арналған материалдар
19-31. 2020
Тусенова А. Сланбекова З. 11
Үш тұғырлы тіл саясаты тақырыбына арналған материалдар
19-31. 2020
Ауезханова Г. Сулейменова М. 12
Латын графикасына негізделген қазақ әліпбиі тақырыбына арналған материалдар
02-14. 2020
9 сын,Курганбаева-Абдугуланова А. 13
Мемлекеттік тіл тақырыбына арналған материалдар
02-14. 2020
6 сын, Касимова Б. Бралина С. 14
Үш тұғырлы тіл саясаты тақырыбына арналған материалдар
02-14. 2020
Сулейменова Ш. Оралова А. 15
Латын графикасына негізделген қазақ әліпбиі тақырыбына арналған материалдар
16-28. 2020
5 сынып, Қазкенова А. 16
Мемлекеттік тіл тақырыбына арналған материалдар
16-28. 2020
7 сын. Абдрахманова А. Рахимжанов Б. 17
Үш тұғырлы тіл саясаты тақырыбына арналған материалдар
16-28. 2020
8 сын. Кучкарбаева З. , Ағеділ А. 18
Латын графикасына негізделген қазақ әліпбиі тақырыбына арналған материалдар
30. 11-12. 2020
Мыкышева А. Сланбекова Г. 19
Мемлекеттік тіл тақырыбына арналған материалдар
30. 11-12. 2020
Кездесу, Омарова К. 20
Үш тұғырлы тіл саясаты тақырыбына арналған материалдар
30. 11-12. 2020
Тиштыбаева А. Токен Р. 21
Латын графикасына негізделген қазақ әліпбиі тақырыбына арналған материалдар
14-31. 2020
Мухаметкалиева Л. Магауиянова Г. 22
Мемлекеттік тіл тақырыбына арналған материалдар
14-31. 2020
Шаушекова М. 23
Үш тұғырлы тіл саясаты тақырыбына арналған материалдар
14-31. 2020
Блялова К. ,Кәгібай Г. Амирбекова С.
«Қарағанды қаласының білім бөлімі» ММ
№34 жалпы білім беретін мектебі
Мемлекеттік тіл саясатын БАҚ-та насихаттау және оған ақпараттық қолдау көрсету бойынша
2020 жылдың ІІІтоқсанына арналған
МЕДИАЖОСПАР БОЙЫНША ЕСЕП
№
Баспа БАҚ/телеарна/сайт/әлеуметтік желі аккаунты
атауы
Ұсынылған форматы
Фото айғақтар
Мақала/телеөнім/интернет-
мақала/әлеуметтік желідегі пост
тақырыбы, авторы(және сұхбат беруші)
Жарияланған мерзімі,
газеттің №
Жауапты
Мемлекеттік тіл тақырыбына арналған материалдар
1. ziatker. kz
Мақала
«Мемлекеттік тіл-қазақ тілі»
Куандыков Б. Н
22. 2020
№С-1600778515
Б. Н Куандыков
2. Инстаграм
sosh34
Тәрбие сағаты
«Тіл- тірегіміз, соғып тұрған жүрегіміз» 7 «А» сынып
Г. Б Смагулова
24. 2020
Г. Б Смагулова
Үштұғырлы тіл саясаты тақырыбына арналған материалдар
1. edulife. kz
мақала
«Үш тұғырлы тіл — ел тірегі өскелең ұрпақтың болашағы»А. Жексенбаева
24. 2020
А. Жексенбаева
2
www. infourok. ru
Clil үштілді cабақ әзірлемесі
Циклдік параметр. 7-сынып
Үштілді сабақ
Жапелова З. Т
24. 2020
Жапелова З. Т
Латын графикасына негізделген қазақ әліпбиі тақырыбына арналған материалдар
1. Ziatker. kz
Баяндама
«Латын қарпіне көшудің ұлттық сипаты»
Г. С Магауиянова
22. 2020
№С-1600752629
Магауиянова Г
№
Баспа БАҚ/телеарна/сайт/әлеуметтік желі аккаунты
атауы
Ұсынылған форматы
Фото айғақтар
Мақала/телеөнім/интернет-
мақала/әлеуметтік желідегі пост
тақырыбы, авторы(және сұхбат беруші)
Жарияланған мерзімі,
газеттің №
Жауапты
Мемлекеттік тіл тақырыбына арналған материалдар
1. bilimorda
Республикалық ғылыми-практикалық порталы
мақала
«Туған тілім-бабам тілі- өз тілім»
Ж. С Кусенова
12. 2020
№PN 0002615
(диплом)
Ж. С Кусенова
Үштұғырлы тіл саясаты тақырыбына арналған материалдар
Мемлекеттік тіл саясатын ақпараттық қолдау көрсету бойынша
2021 жылдың І-ІІ тоқсанына (квартал)арналған
2021 жылғы 12 ақпаннан 18 ақпан аралығында жарияланған мақалалар тізімі
2021 жылғы 19ақпаннан 25 ақпан аралығында жарияланған мақалалар тізімі
2021 жылғы 26 ақпаннан 4 наурыз аралығында жарияланған мақалалар тізімі
2021 жылғы 5 наурыздан 11 наурыз аралығында жарияланған мақалалар тізімі
2021 жылдың ІІІ тоқсанына (квартал)арналған
МЕДИАЖОСПАР БОЙЫНША 09. 04-15. 04 аралығындағы ЕСЕП
МЕДИАЖОСПАР БОЙЫНША 15. 04-22. 04 аралығындағы ЕСЕП
МЕДИАЖОСПАР БОЙЫНША 23. 04-06. 05 аралығындағы ЕСЕП
МЕДИАЖОСПАР БОЙЫНША 21. 05-27. 05 аралығындағы ЕСЕП