Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.
Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения следующих задач.
Первая задача — вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи. Решение данной задачи будет достигаться за счет:
развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и др.);
модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети, модернизации системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;
оказания информационно-консалтинговой помощи молодежи, разработки специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, при осуществлении поиска, применения и распространения актуальной информации, обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;
развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов;
поддержки межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участия в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;
реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.
Вторая задача — формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи. Данная система включает в себя:
обеспечение многократного увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора;
создание и развитие системы «социальных лифтов» (поддержки и сопровождения) лауреатов премий и талантливой молодежи из малых городов и сельской местности, адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;
развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;
повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников, активная пропаганда и популяризация достижений талантливой молодежи в России и в мире, организация стажировок в лучших отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах мира;
распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления;
вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.
О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» см. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493.
Третья задача — гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Задачу позволит решить:
развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;
развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;
популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;
поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;
стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников.
Государственная молодёжная политика в Российской Федерации
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 декабря 2022 года; проверки требуют 4 правки.
Основным средством развития потенциала молодёжи является её информирование о возможностях развития, вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.
Развитие молодёжной политики в РоссииПравить
На исходе Советского Союза руководство страны озаботилось проблемами молодёжи. Комсомол был в глубочайшем кризисе и необходимо было решать проблемы молодого поколения вне общественной структуры. Так в 1990 году появилась должность Уполномоченного при Президенте СССР по делам молодёжи, которую тогда предложили занять Андрею Шаронову. Летом 1991 года после выборов Президента России в новом российском Правительстве был создан госкомитет РСФСР по делам молодёжи, который возглавил тот же Андрей Шаронов. В конце 1991 года он стал полномочным представителем правительства по делам молодёжи. 16 сентября 1992 года появился комитет по делам молодёжи при правительстве РФ, который вновь возглавил Андрей Шаронов. 23 декабря 1996 года после ухода Шаронова в Минэкономики России госкомитет возглавила Татьяна Новикова. 24 июня 1998 года вместо Госкомитета возник Департамент по делам молодёжи в Министерстве труда и социального развития.
С 1 июня 2004 года, в результате административной реформы, в рамках вновь образованного Министерства образования и науки возник Департамент государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей (с 2005 года в названии было убрано слово «государственной»), его возглавил Сергей Николаевич Апатенко. С ноября 2006 года — Алина Афакоевна Левитская. В Федеральном агентстве по образованию в 2004 году было создано Управление по делам молодёжи.
Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2007 года № 1274 создан Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи, руководителем которого распоряжением Правительства Российской Федерации назначен Василий Якеменко.
Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи переименован в Федеральное агентство по делам молодёжи. Организационный статус и правовые основы деятельности Агентства закреплены в Положении, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409.
До 21 мая 2012 года Федеральное агентство по делам молодёжи находилось в ведении Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ, 21 мая 2012 года в подчинении министерства образования и науки Российской Федерации. С 23 июня 2012 года руководителем Агентства является Сергей Юрьевич Белоконев.
27 декабря 2013 года Заместителем министра образования и науки Российской Федерации Вениамином Кагановым и руководителем Федерального агентства по делам молодёжи Сергеем Белоконевым был представлен проект «Стратегии развития молодёжи на период до 2025 года».
22 декабря 2022 года на заседании Госсовета президент РФ Владимир Путин сообщил, что молодежная политика является стратегически важной для государства. По его словам, молодые люди, которых сейчас в стране порядка 40 миллионов, через 10—20 лет будут вкладывать свои усилия в реализацию тех целей развития государства, которые определяются уже сегодня.
ЛитератураПравить
- Основы государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р
- Издательский дом Коммерсантъ (недоступная ссылка)
- Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года. government.ru. Дата обращения: 19 января 2016. Архивировано 28 января 2016 года.
- Правительство РФ утвердило основы государственной молодежной политики до 2025 года. ТАСС. Дата обращения: 19 января 2016. Архивировано 26 января 2016 года.
- К молодым нашли седьмой подход // Коммерсантъ. Архивировано 11 января 2021 года.
- Владимир Путин обсудил молодежную политику на Госсовете. Российская газета (22 декабря 2022). Дата обращения: 25 декабря 2022.
- Глава комиссии Госсовета предложил создать нацпроект для работы с молодежью. TACC. Дата обращения: 25 декабря 2022.
- Путин поручил ведомствам разработать концепцию Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Interfax.ru. Дата обращения: 3 февраля 2023.
- Путин поручил утвердить Стратегию реализации молодежной политики. Ведомости. Дата обращения: 7 февраля 2023.
СсылкиПравить
- Гневашева В. А., Фальковская К. И. Эффективность молодёжной политики: проблема определения критериев (результаты экспертного опроса) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 6 (ноябрь — декабрь).
- «Государственная политика в отношении молодёжи» : Монография
- Луков С. В. Анализ рекомендаций Тематической группы ООН (UNTG) по молодёжной политике (2010 г.) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 6 (ноябрь — декабрь).
- «Молодёжная политика —- национальный приоритет России»
- Намлинская О. О. Научно-практическая конференция «Молодёжная политика и молодёжное движение в России: 15 лет перемен» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — . — .
- Харченко К. В. Настольная книга специалиста по молодёжной политике: Учеб. пособие. ISBN 978-5-9904599-1-5. — М., 2013. — .
- Отдел социологии молодёжи ИСПИ РАН
- Тарасов А. Молодёжь как объект классового эксперимента: Часть I, Часть II, Часть III
- Харченко К. В. Белгородская модель программно-целевого регулирования молодёжной политики // Муниципальная власть. — 2009. — . — .
III. Цели и приоритетные задачи государственной
6. Целями государственной молодежной политики являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.
7. Для достижения целей государственной молодежной политики необходимо решить следующие приоритетные задачи:
а) формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
разработка и внедрение просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны;
реализация просветительских и иных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде;
популяризация в молодежной среде литературного русского языка, а также культурных и национальных традиций;
вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению российской культуры, исторического наследия народов страны и традиционных ремесел;
системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями;
вовлечение молодежи в активную работу поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих, студенческих отрядов и молодежных объединений;
вовлечение молодежи в творческую деятельность, поддержка молодых деятелей искусства, а также талантливой молодежи, занимающейся современными видами творчества и не имеющей специального образования;
популяризация людей, достигших выдающихся успехов в своей профессиональной деятельности;
повышение доступности молодежного туризма и развитие его инфраструктуры;
поддержка участия молодежи в реализации проектов экологических организаций и деятельности по реставрации исторических памятников;
развитие механизмов обеспечения доступности для молодежи объектов культурного наследия (в том числе путем формирования и развития единой системы льготного посещения театрально-концертных организаций, музеев, выставок, организаций культуры и искусства);
расширение сети молодежных, физкультурно-спортивных, военно-патриотических и компьютерных клубов, библиотек, художественных кружков и других организаций, доступных для молодежи;
б) развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
развитие гуманитарного и правового просвещения молодежи, повышение уровня финансовой грамотности;
повышение качества подготовки молодых специалистов и их квалификации (прежде всего по педагогическому и инженерно-техническому направлениям);
создание условий и системы мотивации, способствующих самообразованию молодежи, а также организация доступа к образовательным и просветительским курсам и мероприятиям в режиме удаленного доступа;
совершенствование системы поощрения и мотивации талантливой молодежи;
совершенствование условий для инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие системы сертификации знаний и компетенций, полученных в том числе путем самообразования;
развитие компетенций работников, занимающихся вопросами молодежи, в том числе имеющих квалификацию «специалист по организации работы с молодежью»;
активное использование ресурсов семейных сообществ и позитивного потенциала молодежных неформальных объединений для дополнительного образования молодежи;
создание условий для привлечения к деятельности в сфере дополнительного образования молодых специалистов, индивидуальных предпринимателей, волонтеров, представителей студенчества, науки и образовательных организаций высшего образования;
развитие молодежного самоуправления в образовательных организациях, привлечение молодежных общественных объединений к мониторингу контроля качества образования;
в) формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта;
вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни;
совершенствование системы студенческих соревнований и развитие студенческого спорта;
реализация проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, а также с созданием положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни;
содействие развитию инфраструктуры для отдыха и оздоровления молодежи, привлечение молодежи в добровольные студенческие спасательные формирования и подразделения добровольной пожарной охраны;
совершенствование ежегодной диспансеризации студентов, а также организации оздоровления и санаторно-курортного отдыха;
г) создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта». Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
обеспечение механизмов высокопроизводительной занятости молодежи путем создания новых и модернизации существующих рабочих мест;
создание базовых условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи, в том числе социального, а также создание и поддержка деятельности общественных объединений, направленной на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства;
развитие трудовой и проектной активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности (в том числе путем развития профильных студенческих отрядов);
создание условий для развития профориентационной работы среди молодежи и построение эффективной траектории профессионального развития;
создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для него виды деятельности, а также стимулирование работодателей, принимающих на работу молодежь из наиболее социально незащищенных категорий;
целенаправленная и системная поддержка молодежных программ и проектов, направленных на развитие созидательной деятельности сельской молодежи, а также молодежи малых городов и моногородов;
привлечение в районы Сибири и Дальнего Востока, а также в сельскую местность молодежи из других регионов России путем создания благоприятных условий для ее трудовой деятельности;
развитие системы поддержки молодых ученых, включающей меры содействия их участию в научных обменах, а также создание условий для развития деятельности советов молодых ученых, студенческих научных обществ и клубов молодых исследователей;
создание условий для самореализации молодежи во всех субъектах Российской Федерации, стимулирование трудовой, образовательной и социальной мобильности молодежи;
развитие института наставничества в образовательных и других организациях, а также на предприятиях и в органах государственной власти;
создание равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности;
развитие моделей адресной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности;
развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах, а также по месту жительства;
активное вовлечение молодежи в процесс развития Евразийского экономического союза, укрепления общего гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств и привлечение перспективной зарубежной молодежи к реализации российских социально-экономических проектов;
поддержка участия российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах, а также в работе международных форумов, конференций и фестивалей;
содействие в реализации программ двусторонних молодежных обменов, а также развитие сотрудничества с молодежными организациями соотечественников, проживающих за рубежом;
д) создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку;
формирование образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей;
создание условий для стимулирования рождения второго и последующих детей, а также для развития семейных форм воспитания;
развитие взаимодействия государства и организаций разных форм собственности в целях формирования социальной инфраструктуры для детей младшего возраста, а также обеспечение доступности вариативных форм присмотра и ухода, учитывающих различные потребности молодых семей;
развитие системы информирования молодежи о государственных и иных программах поддержки молодых семей, а также системы психологической, медицинской, образовательной и юридической помощи молодым семьям;
развитие разнообразных практик и совершенствование системы поддержки молодежи в решении жилищных проблем, обеспечивающей возможность изменения размеров занимаемого жилья при рождении детей;
развитие системы льгот и субсидий для молодых семей при получении ипотечных кредитов и системы социального найма жилья для молодых семей, а также предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья, выделение земельных участков для индивидуального строительства на льготных условиях;
совершенствование системы обеспечения студентов общежитиями, предусматривающее расширение возможностей проживания для студенческих семей;
е) формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
создание и поддержка проектов по популяризации образа гармонично развитого молодого человека, его профессиональных и творческих достижений;
создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам;
формирование эффективных механизмов информирования молодежи о направлениях и мероприятиях молодежной политики, а также организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов реализации молодежной политики;
создание в регионах России систем информирования молодежи о возможностях трудоустройства в других субъектах Российской Федерации, а также программах поддержки открытия собственного бизнеса.