ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА НА ПЕРИОД С 2015 ПО 2019 ГОДЫ, А ТАКЖЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

утверждена в 2014 г. Цель ГПИИР – стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей пром-ти. Ключев. задачи ГПИИР: опережающее развитие обрабатывающей пром-ти; повышение эффективности и увеличение добавленной стоимости в приоритетных секторах; расширение рынков для реализации несырьевых товаров; увеличение продук-тивной занятости; придание нового уровня технол. приоритетным секторам обрабатывающей пром-ти и создание основы для развития секторов будущего через формир. инновац. кластеров; стимулирование предпринимательства и развитие мал. и ср. бизнеса в обрабатывающей промти. В результате реализации ГПИИР к 2019 г. будут достигнуты след. экон. показатели: прирост объемовпроизв. продукции обрабатывающей пром-ти на 43% в реальном выражении; рост валовой добавленной стоимости в обрабатывающей пром-ти не менее чем в 1,4 раза в реальном выражении; рост производит. труда в обрабатывающей пром-ти в 1,4 раза в реальном выражении; рост стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза; снижение энергоемкости обрабатывающей пром-ти на 15%, рост занятости – на 29,2 тыс. чел.

На Ученом совете 10 февраля 2021 года (протокол №7) было принято решение о создании нового факультета Computer Science (факультет компьютерных наук).

Внедряется одна образовательная программа Computer Science (CS) со специализациями. Специализация начинается со второго семестра.

Специализации CS, которые запускаются в 2021-2022 учебном году с 1 сентября:

CS: Кибербезопасность,
CS: Программная инженерия,
CS: Веб-разработка,
CS: DevOps-инженерия,
CS: Графика, дополненная и виртуальная реальность.

Специализации CS, которые дополнительно запускаются в 2022-2023 учебном году с 1 сентября:
CS: Интеллектуальные технологии,
CS: Big Data и аналитика данных,
CS: Робототехника и интернет вещей.

CS: Кибербезопасность — выявляет угрозы информационной безопасности и риски потери данных, вырабатывает и внедряет меры противодействия угрозам и решения для защиты от потери информации; обеспечивает сохранность и конфиденциальность данных; участвует в разработке и внедрении IT-решений.

CS: Программная инженерия – специалист создает, сопровождает и внедряет программное обеспечение с заданным качеством, в заданные сроки и в рамках заранее определенного бюджета.

CS: Веб-разработка — Специалист в области web-программирования, разработка веб-приложений

CS: DevOps-инженерия — контролирует отделы разработки и администрирования плюс автоматизирует выполнение их задач, внедряя различные программные инструменты, синхронизирует все этапы создания программного продукта.

CS: Графика, дополненная и виртуальная реальность — проектирование, разработка, внедрение и сопровождение информационных технологий и программных продуктов виртуальной и дополненной реальности.

CS: Интеллектуальные технологии — Разработка интеллектуальных систем: нейронных сетей, систем распознавания в сельскохозяйственной, сервисной структуре, телеграм ботов для бизнеса.

CS: Big Data и аналитика данных — универсальный специалист (Data Scientist), который обладает знаниями в математике, статистике, информатике, компьютерных науках, бизнесе и экономике. извлекать нужную информацию из всевозможных источников, включая информационные потоки в режиме реального времени, и анализировать ее для дальнейшего принятия бизнес-решений.

CS: Робототехника и интернет вещей — разработка систем автоматизации технологических процессов на основе программируемых логических контроллеров, микропроцессоров, встроенных распределенных систем и систем реального времени, робототехнических устройств и систем, систем промышленного интернета вещей (IIoT).

Возможно выбрать дополнительную специализацию (Minor) за время обучения (бесплатно). С 2021-2022 уч. года:
— Графика и дизайн,
— Веб-программирование,
— Дополненная и виртуальная реальность,
— SMM & SEO ,
— Видеопродакшн. ,
— Цифровой звукооператор,

С 2022-2023 уч. года:
— Дрон инженер,
— Big Data,

С 2023-2024 уч. года:
— Киберюрист,
— Блокчейн.

Контактная информация факультета
Факультет Computer Science
г. Павлодар, ул. Ломова 64, каб. №218
Тел: 8 (7182) 673629 (внутренний 1184)
Подробнее по информации вы можете позвонить +7 705 725 6203.

Глобальный экономический кризис 2008 года поставил задачу поиска новых подходов укрепления мировой экономики через активизацию промышленного и социального потенциала Казахстана

Республика изменила подходы к планированию стратегического развития, уделяя внимание формированию основ сбалансированного устойчивого развития человеческого капитала. Сложившаяся структура экономики позволила обеспечить положительную динамику экономического роста страны в течение последних докризисных лет (до 2008 года); создать условия для вхождения в глобальную экономику и равноправного участия в ряде международных организаций; создать финансовые резервы. Уже к 2009 году Казахстан оказался в «группе прорыва стран с положительными темпами роста».

В республике было создано свыше 400 тыс рабочих мест, валовые международные резервы и активы Национального фонда возросли за нулевые годы более чем в 25 раз. Сложившаяся модель экономического развития в конечном счете стала основой для проведения экономических реформ последующего десятилетия. К концу первого десятилетия ХХI века Казахстан, находящейся в преддверии нового экономического цикла направил свои ресурсы на формирование условий сбалансированного социально-экономического и человеческого развития, решение задач индустриализации и модернизации экономики, повышение эффективности использования природных ресурсов и потенциально конкурентоспособных отраслей экономики. Макроэкономическая стабилизация заложила прочный фундамент для реализации приоритетных направлений форсированного индустриально-инновационного развития. Складывающееся положение, характеризуемое показателями роста ВВП, уровня инфляции, динамики международных денежных резервов и т. , отражает качество экономического развития, и обусловливает направления развития социальной сферы.

В 2011 году рост реального ВВП составил 7,5%, розничный товарооборот увеличился на 12,5%, реальный рост государственных расходов составил 11%, при этом реальный рост расходов домашних хозяйств – 10,96%. Основной особенностью последующего десятилетия для Казахстана становится системная и структурная перестройка экономики на основе принятых стратегических программ, а также пятилетнего плана форсированного индустриально инновационного развития 2010-2014 годы. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010–2014 годы (ГП ФИИР) и Карта индустриализации взяли курс на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение конкурентоспособности. В 2011 году в несырьевой сектор экономики республики было дополнительно привлечено около $2 млрд иностранных инвестиций, что позволило обеспечить ввод в действие десятков объектов индустриальной программы, инфраструктуры и совместных предприятий. Комплексным показателем эффективности ГП ФИИР является производительность труда. В этом направлении программа «Дорожная карта бизнеса-2020» направлена на стимулирование национального предпринимательства и деловой активности в фазе посткризисного развития.

Программа нацелена на реализацию задач по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортоориентированных производств. Все направления решают в комплексе задачу обеспечения устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, сохранение действующих и создание новых рабочих мест. В Послании Президента Н. Назарбаева народу Казахстана 2011 года «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» планировалось освоить 162 проекта общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге (или более 40% от ВВП страны), что позволяло создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест. К концу 2013 года Карта индустриализации с учетом актуализации включала 872 проекта на сумму более 11,5 трлн тенге с созданием более 228 тыс рабочих мест на период строительства и 192 тыс рабочих мест на период эксплуатации. Индустриальные проекты, в первую очередь, были реализованы в таких приоритетных отраслях, как, агропромышленный комплекс, стройиндустрия, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура. В результате индустриально-инновационного развития наметился устойчивый рост обрабатывающей промышленности.

Впервые в Казахстане создано производство электрических модулей, появилась новая отрасль – транспортное машиностроение. В рамках первой пятилетки созданы автомобиле- и авиастроение, производство тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов. За время с начала реализации программы ГП ФИИР значительно выросли показатели добывающей промышленности. С 2008 года увеличилось производство нефте-газоперерабатывающего оборудования в 5,1 раза, нефтепромыслового – в 3,2, сельхозтехники – в 2 раза. Производительность труда за 4 года возросла в 1,4 раза: с $38 тыс до $50 тыс на одного работника. Положительную оценку происходящим процессам в экономике дал эксперт, экономист Михаил Хазин, отметивший что, «Казахстан ведет крайне адекватную экономическую политику. В республике идет активная индустриализация, благодаря которой экономическая ситуация в Казахстане даже в кризисные годы будет стабильной». Такую же точку зрения высказал и советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции академик РАН Сергей Глазьев. По словам ученого, модель экономического развития Казахстана отличается сочетанием либеральной макроэкономической среды с усилиями государства взять на себя ответственность за вопросы стратегического развития: «. Казахстан следит за выполнением Плана стратегического развития страны до 2020 года и, соответственно, пытается направлять деятельность инвесторов на развитие индустриализации, выделять приоритеты и создавать для этого соответствующие льготные условия. Наличие такого плана и дисциплина его исполнения оказались очень важной стимулирующей мерой для сохранения и подъема экономической активности в Казахстане и в целом, вполне успешной реализации индустриальной программы несмотря не некоторые сложности первых этапов». Несмотря на положительные мнения экспертов, аналитиков, политических деятелей имелись просчеты в реализации первого этапа ГП ФИИР.

Читать также:  Участников государственной программы жилье для российской семьи

Об этом публично заявляли как специалисты, так и политики. В одном из интервью директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Е. Хасенбеков назвал причину плохого исполнения отдельных проектов. По его мнению, она лежит в совокупности факторов, где основная проблема – их недостаточная проработка. Вопрос ответственности он переводит в региональную плоскость, в том числе вина ложилась и на слабую межведомственную, межотраслевую координацию, на отсутствие необходимого уровня квалификации технических и инженерных кадров, некачественную систему мониторинга и т. Достаточно сжатый и емкий анализ состоянию выполнения ГП ФИИР дает экономист О. Худайбергенов, резюмировавший как ее плюсы, так и минусы. Отмечая масштабность документа, исполнение которого отслеживается Агентством по статистике по количеству показателей и степени их конкретизации, О. Худайбергеновым были указаны три слабых места в осуществлении 1 этапа ГП ФИИР: первое – это общестрановая ситуация с коррупцией, с препонами на местах, особенно по проектам, где есть иностранные инвесторы; второе – упор на выпуск промышленной продукции, в ущерб потребительским проектам. «Население поверит в индустриализацию тогда, когда будет есть казахстанское, надевать казахстанское и пользоваться дома тем, что произведено в Казахстане. Но этот минус можно и нужно исправить в ГП ФИИР»; третье – это слабое финансирование. Обещанные ежегодно 1,2 триллионов тенге из бюджета на индустриализацию превратились в 30-40 млрд тенге по факту. Более того,

Нацбанк отстранился от ГП ФИИР, не обеспечив инвестпроекты долгосрочным финансированием по низким ставкам. Во всех властных структурах шло обсуждение как положительных, так и слабых сторонах программы и ее реализации. Подводя итоги первого этапа реализации ГП ФИИР, депутаты Мажилиса Парламента отмечали недостатки в реализации программы. Так, депутат Г. Карагусова, в своем выступлении отметила, что на реализацию первого этапа программы ГП ФИИР было потрачено немало бюджетных средств в том числе и средств инвесторов, а экономический эффект за 5 лет реализации Казахстаном ГП ФИИР неизвестен. Этой же проблеме был посвящен и депутатский запрос от парламентской фракции «Ак жол» на имя Премьер-министра, в котором вскрывался ряд проблемных моментов, допущенных во время реализации первого этапа ФИИР.

В декабре 2012 года Президент Казахстана в новой стратегии «Казахстан-2050» определил новые цели и задачи, среди которых особое место было отведено реализации ГП ФИИР. Уже 23 января 2013 года Президент на совещании по итогам работы Правительства за 2012 год подверг жесткой критике ход реализации ГП ФИИР. «В 2012 году на строительство арендного жилья из республиканского бюджета было выделено более 17 миллиардов тенге. Сумма неосвоенных акиматами средств составила почти 2,5 миллиарда тенге. Что получается? Есть деньги, но их не осваивают. Почему так происходит?». На совещании Глава государства дал ряд поручений Правительству по разработке проекта Второй пятилетки (2 этап) форсированного индустриально-инновационного развития на 2016-2019 годы.

Среди поставленных Президентом задач одним из приоритетных направлений был выделен тренд инновационной индустриализации. Для 2 этапа ограничивалось число приоритетов индустриализации. Традиционная добывающая отрасль сохраняла конкурентное преимущество перед которой ставились задачи разработки новых подходов в управлении, добыче и переработке углеводородов, с сохранением экспортного потенциала нефтегазового сектора. Поддерживалось наращивание разработок редкоземельных металлов, учитывая их значимость для наукоемких отраслей — электроники, лазерной техники, коммуникационного и медицинского оборудования. Президент поручил Правительству совместить план второй пятилетки индустриализации с Дорожной картой «Бизнес–2020».

Правительству совместно с Национальной палатой предпринимателей рекомендовалось создать эффективные механизмы методической помощи начинающим бизнесменам. В рамках 1 этапа ГП ФИИР на апрель 2014 года запущено 800 предприятий, выделено 700 миллиардов тенге, обеспечено работой 150 тысяч человек. Благодаря реализации программы, аналогов которой на постсоветском пространстве нет, удалось во время кризиса сохранить не только рабочие места, но и создать новые. Ошибки, допущенные в ходе реализации первой пятилетки (1 этап) ГП ФИИР корректируют планы второго этапа, принципы финансирования. Так, планируется, что 80% средств будут направлены на приоритетные секторы, а остальные 20% – на остальные при соответствии ряду условий. 1 августа 2014 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ об утверждении государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы.

Программа была разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами стратегии «Казахстан-2050» и концепцией по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира, является логическим продолжением госпрограммы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы. Основной целью программы является стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

Таким образом, реализация второго этапа программы позволит в 2019 году достичь прироста объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности на 43% к уровню 2012 года; роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,4 раза; роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении; роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза; снижения энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15 %; роста занятости в обрабатывающей промышленности на 29,2 тыс. человек.

Сегодня есть все основания надеяться, что второй этап ГП ФИИР сможет избежать проблем первого этапа.

Новая программа форсированного индустриально-инновационного развития рассчитана на 2015-2019 годы и предусматривает новый уровень развития промышленности.

В последние годы реализации стратегии «Казахстан — 2030», поэтапное развитие экономики позволило повысить средний доход на душу населения более чем в два раза. Можно смело сказать, что многие целевые количественные параметры стратегии были достигнуты досрочно. В связи с этим, а также в связи с угрозами безопасности качественно нового характера, глава государства определил новый вектор развития – стратегию «Казахстан — 2050».

«Я дал ряд поручений Правительству по разработке проекта Второй пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития на 2016-2019 годы»

На этот раз, Казахстану придется приложить немало усилий, чтобы достичь заявленного уровня экономики. Необходимо осуществить структурные изменения: создать новые рабочие места, повысить уровень развития обрабатывающей промышленности и дистанцироваться от сырьевой зависимости.

Для сохранения высоких темпов экономического роста Республике Казахстан потребуется реализовать структурные изменения в экономике, необходимые для перехода на новую стадию развития. Эти изменения включают активное создание новых продуктивных рабочих мест в обрабатывающей промышленности, в том числе за счет перетока рабочей силы из аграрного сектора.

Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы

Благодаря успешной реализации Государственной программы по индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, в государстве установилась стабильная промышленность, различные отрасли которой требуют дальнейшего развития от программы, рассчитанной на 2015-2019 годы. Были заложены основы современной промышленной политики, опробованы на практике разные инструменты поддержки индустриального развития и механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций. Но все понимают, что этого недостаточно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА НА ПЕРИОД С 2015 ПО 2019 ГОДЫ, А ТАКЖЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Программа развития промышленной индустрии на 2015-2019 годы была разработана в соответствии с проанализированными слабыми и сильными сторонами, а также угрозами и возможностями. В ходе исследования были выявлены такие барьеры, как все еще недостаточная инвестиционная активность, нехватка квалифицированных профессионалов, недостаточная доля малого и среднего бизнеса, недостаточный уровень инноваций. Все эти барьеры программа предусматривает решить с помощью таких возможностей, как улучшение качества добычи в ресурсных секторах, доступ к рынку Таможенного Союза, Китая, стран Центральной Азии и прикаспийских государств.

Концепция программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2015-2019 годы была сформирована в соответствии с принципами и задачами стратегии «Казахстан — 2050» и концепций по вхождению нашей республики в 30-ку самых развитых государств. Программа логически продолжает успешно реализованную аналогичную программу развития предыдущей пятилетки. Основная цель новой программы – стимулирование диверсификации и повышение конкурентоспособности промышленности государства в сфере обработки.

Читать также:  Государственные программы и подпрограммы республики крым

Всем известно, что Казахстан лидирует по экспорту нефти среди стран СНГ, но это не тот уровень развития, к которому мы стремимся, так как экспорт обработанной продукции в два раза меньше российского.

Промышленность занимает почти треть экономики Казахстана, большую ее часть составляет горнодобывающий сектор – 18% ВДС в экономике. На данное время, инвестиции составляют более 30% от общего объема, а в обрабатывающей промышленности 12%.

Решила ли эти давно известные проблемы программа форсированного индустриально-инновационного развития?

Программа осуществлялась в период с 2010 по 2014 год: была создана система институтов,  приняты различные законы, и в итоге, произошел рост уровня обрабатывающей промышленности. Так ли это? Занятость в этой отрасли низкая – 7%, по этому показателю мы уступаем всем странам ОЭСР, однако есть определенные количественные показатели, измеряющие рост промышленности.

По итогам 2012 года в сравнении с 2008-мым, была отмечена положительная динамика роста по многим параметрам: ВВП – 22,5%, ВДС несырьевого сектора – 23,4%, объем производства обрабатывающей промышленности – 20,5%, производительность труда – 70%, объем несырьевого экспорта – 27,1%. Известно, что программа по второму, не менее важному, а скорее даже по определяющему развитие направлению, добивалась ввода инноваций. Так вот, уровень этой инновационной активности вырос на 3,6%, а объем инновационной продукции – на 240%.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА НА ПЕРИОД С 2015 ПО 2019 ГОДЫ, А ТАКЖЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

В общем, программа индустриально-инновационного развития привела к следующим положительным результатам:

Приняты основные нормативные правовые акты, опробованы различные инструменты поддержки индустриального развития и новые направления политики. В частности, были запущены механизмы привлечения ПИИ и поддержки экспорта, начат процесс трансформации специальных экономических зон.

Начата диверсификация экономики за счет ускоренного развития обрабатывающей промышленности, увеличения несырьевого экспорта и привлечения ПИИ в несырьевые сектора. Освоено производство более 150 новых видов продукции. Это высокотехнологичные продукты машиностроения, фармацевтики, химической промышленности.

Получили поддержку новые крупные производственные проекты, реализуемые в рамках Карты индустриализации, что позволило избежать сокращения производства. На сегодняшний день введено более 500 новых производств. Указанными объектами произведено продукции на сумму2,3 трлн. тенге, их доля в промышленности составила 6,4%, в обрабатывающей промышленности – 9,4%. Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы

В рамках Карты индустриализации создано более 60 тысяч новых рабочих мест в обрабатывающей промышленности, что позволило избежать роста уровня безработицы. Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы

По итогам 2012 года по сравнению с 2008 годом производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла в 1,7 раза (при плане в 1,5 раза к 2015 году), увеличившись с 37 тыс. долларов США до 61,8 тыс. долларов США. Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы

Привлечено более 90 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций, что составляет более 40% от всего объема привлеченных ПИИ за годы независимости. Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы

В ходе реализации были извлечены уроки, которые нужно учесть при проведении второго этапа программы в 2015-2019 годах:

Излишне широкий спектр отраслей для государственной поддержки не позволил эффективно сосредоточить ограниченные доступные ресурсы на поддержку отраслей промышленности, обладающих наибольшим потенциалом для развития.

Недостаточно сфокусированное распределение бюджетного финансирования между мероприятиями, непосредственно влияющими на достижение заявленных целей ГПФИИР (прямые) и мероприятиями, не связанными с непосредственной реализацией индустриальной политики (косвенные). Лишь менее половины бюджетных ресурсов, выделенных на реализацию ГПФИИР, было затрачено на реализацию прямых мероприятий и более 60% – на косвенные мероприятия

Недоработки в системе реализации и мониторинга ГПФИИР. В составе ГПФИИР принято 25 различных программ для поддержки 14 отраслей экономики. Ряд мероприятий отраслевых программ не был направлен на достижение поставленных целей и задач ГПФИИР.

Недостаточно оперативное взаимодействие между государственными, местными исполнительными органами и институтами развития, что привело к увеличению сроков принятия решений и снижению эффективности государственной поддержки.

Одной из проблем является состояние системы БВУ, ограничивающее доступ предприятий к долговому финансированию. Рынки капитала РК характеризуются низкой ликвидностью и не позволяют в достаточной мере покрыть потребности в инвестиционном капитале.

С учетом вышеперечисленного опыта будет реализовываться нынешняя программа индустриально-инновационного развития.

Разработка программ и концепций постоянно учитывает мировые тренды. Что же приняли во внимание при создании новой программы по индустриально-инновационному развитию?

Сокращение ресурсов привело к двум важным трендам современной индустриальной политики: во-первых, это рост цен на сырье и сокращающаяся их доступность, во-вторых, развитие технологий, позволяющих эффективно использовать и сберечь ресурсы.

Транснациональные корпорации наращивают свое и без того огромное влияние на мировую торговлю. Трансформируется география корпораций и уровень глобализации, они в постоянном поиске локальных партнеров.

Постоянно растущая роль ТНК, являющихся основными участниками мировой торговли. Они находятся в постоянном поиске более эффективных производственных площадок и партнеров, в том числе локальных. Цепочки добавленной стоимости находятся в постоянной трансформации. Меняется география и уровень их глобализации.

В этих странах есть спрос потребителей на специфичные товары и услуги, что приводит в свою очередь к смещению в их сторону.

В последнее время растет число государств-участников международных организаций, которые согласились ограничить долю государственного вмешательства. Но в некоторых случаях государства не выполняют данных обязательств.

Участие в региональных экономических союзах может накладывать дополнительные ограничения на индустриальную политику страны. Однако в отдельных случаях страны намеренно нарушают принятые обязательства ради поддержки внутренних отраслей.

Важность заводов в развивающихся странах увеличивается, как и конкуренция между ними.

Значимость производственных площадок в развивающихся странах в последние десятилетия постоянно увеличивается и усиливается конкуренция между ними. Производство перемещается в страны с низкими издержками и развитой ресурсной базой.

Сфера услуг занимает огромную долю современной экономики развитых стран. Однако эти услуги развиваются только при наличии спроса развитого производства. Со стороны кадровых ресурсов это такие емкие сферы, как инжинириг, дизайн и исследования.

По мере возрастания технологической сложности продукции и перехода к модульным конструкциям в секторах современного производства все большую роль играют услуги. Экономическая активность смещается из производства в сферы услуг, емкие с точки зрения человеческого капитала, такие как исследования и разработки, инжиниринг и дизайн. Такие услуги успешно развиваются только при наличии спроса со стороны конкурентоспособного сектора производства.

Предпринимательство является опорой индустриального развития во всем мире. Повсеместно растет роль малого и среднего бизнеса.

Индустриальное развитие во всем мире опирается на предпринимательский потенциал. Во многих секторах интегрированные компании уступают место многоуровневым системам поставщиков, возрастает роль малого и среднего бизнеса. Страны, обладающие развитым малым и средним бизнесом, имеют наибольшие шансы на успех в развитии на своей территории новых сегментов глобальных отраслевых цепочек.

Производство постоянно обновляется с вводом все большего количества различных инноваций и технологий. Появляются новые материалы, используется робототехника, применяются информационно-коммуникационные технологии. Все это повышает конкурентную борьбу.

За счет новейших технологий улучшается эффективность использования ресурсов, сохраняются рабочие места квалифицированных специалистов.

Новые технологии изменяют мировую организацию производства и определяют конкурентоспособность компаний. Управление процессами предприятия и системой поставок с применением информационно – коммуникационных технологий, применение новых материалов и новых способов производства с использованием робототехники, интеллектуального моделирования и аддитивных технологий позволяет получить конкурентные преимущества и открывает возможности для формирования высокотехнологичных отраслей промышленности в развивающихся странах. Это включает уменьшение масштабов производства, повышение эффективности использования ресурсов, скорость реагирования на запросы потребителей и роста производительности труда. Они также снижают значимость преимуществ развивающихся стран в стоимости труда и способствуют сохранению рабочих мест в производстве в развитых странах.

При проведении индустриальной политики необходимо четкое осмысление всех слабых и сильных сторон, а также вытекающих из этого возможностей и угроз её развития.

Читать также:  "Цифровой Казахстан". Государственная программа «Цифровой Казахстан» – это важная комплексная программа, которая нацелена на повышение уровня жизни каждого

Сильные стороны индустриального развития:

Хорошая обеспеченность природными ресурсами

По запасам природных ископаемых наша республика занимает 6 место, а также является крупнейшим экспортером урана. Кроме того в Казахстане выявлено 99 элементов из 110-ти существующих, и 160 месторождений нефти и газа. Все это создает богатую базу добывающей промышленности.

Политическая и экономическая стабильность

Сформирована и действует устойчивая политическая система, которая также поддерживает макроэкономическую стабильность.

Республика Казахстан обладает достаточными золотовалютными резервами, существенным объемом средств в Национальном фонде и устойчивой политической системой для поддержания макроэкономической и политической стабильности.

Существующая индустриальная политика

Наличие институтов развития, холдингов и государственных национальных компаний являются каркасом проведения активного индустриального развития.

Сформирована, законодательно утверждена и действует система институтов развития и мер государственной поддержки. Национальные холдинги создают каркас для проведения активной государственной индустриальной политики.

Благосклонная деловая конъюнктура

По итогам реформирования Казахстан добился успехов в улучшении делового климата и повышении его качества.

В ходе реформирования государственных функций и процедур Республика Казахстан достигла успехов в повышении качества делового климата. Позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран ВЭФ (50 место в 2013 году) и рейтинге Всемирного банка по качеству условий для ведения бизнеса (53 место в 2013 году) выше, чем у партнеров по Таможенному союзу и большинства стран макрорегиона.

Стороны индустриального развития, требующие роста:

Недостаточная инвестиционная активность обрабатывающей промышленности.

Инвестиционная активность в этом секторе промышленности отстает от её уровня в Китае, Бразилии и России.

Ограниченность квалифицированных кадров.

Компании терпят нехватку квалифицированных кадров и считают это ключевых барьером развития производства в Казахстане.

Барьеры доступа к мировым рынкам.

Требуется дальнейшее развитие экспорта, который зависит от доступа к портовой и дорожной инфраструктуре.

Проблемные места инфраструктуры (транспортно-логистические, энергетические и проблема водоснабжения).

Предприятия Казахстана не всегда выдерживают конкуренцию с зарубежными фирмами из-за недостаточно развитых вышеперечисленных сфер инфраструктуры.

Нехватка малого и среднего бизнеса и доминирование государственных предприятий.

Доля малых предприятий в обрабатывающей промышленности составляет 16%, а средних – 8%.

Недостаточно высокая конкурентоспособность инноваций.

Казахстан занимает лишь 45-е место по уровню конкурентоспособности инновационной системы.

Возможностями индустриального развития могут стать такие направления, как:

Существенный потенциал для роста объема промышленного производства кроется в повышении нормы выпуска с каждой единицы добываемого минерального сырья, увеличении комплексности добычи и извлечении всех минералов и компонентов, которые содержатся в извлекаемых недрах. В настоящее время в Республике Казахстан эффективность добычи не превышает 70%, в отработанной породе остается неиспользованным существенное количество руды и минералов. Активное развитие ресурсных секторов создает массивный рынок спроса на специализированную промышленную технику и оборудование, их обслуживание и профессиональные услуги.

  • Рост спроса обрабатывающих предприятий на оборудование.
  • Доступ к рынку Таможенного Союза.

Потенциал объединенного рынка Таможенного Союза, доступного для беспошлинного экспорта потребительских и промышленных товаров, составляет более 2 трлн. долл. США, входя в десятку крупнейших мировых рынков – наряду с рынками США, Евросоюза, Китая, Индии, Бразилии и Японии. В ближайшие 5-10 лет для развития обрабатывающей промышленности открываются новые рыночные возможности в макрорегионе.

Угрозами индустриального развития могут быть:

Остается высокой вероятность новой волны мирового финансового кризиса, проявлениями которого могут стать снижение темпов роста мировой экономики и ухудшение доступа к инвестициям для развивающихся экономик.

Сохраняется высокая вероятность неустойчивости цен и конъюнктуры спроса на сырье, связанная со снижением темпов роста мировой экономики или региональной неравномерностью экономического развития. Продолжающаяся регионализация мировой экономики может привести к росту торговых барьеров.

В рамках ТС казахстанские компании столкнулись с усилением конкуренции со стороны зарубежных производителей на внутреннем рынке. Импорт из России, Беларуси, Китая в некоторых сегментах привел к замещению отечественных товаров.

Программа индустриально-инновационного развития до 2019 года предусматривает все нюансы казахстанской промышленности. Но успех индустриального развития – очень неопределенное понятие, в связи с этим важно рассматривать любые сценарии развития программы.

В целом индустриальное развитие Казахстана зависит от двух стратегических факторов: ситуация с мировым рынком ресурсов и уровня интеграции в рамках региона. Конъюнктура мирового рынка влияет на деятельность основных предприятий сырьевого сектора Казахстана. Интеграционный уровень влияет на экспорт и каналы сбыта.

В общем, можно выделить 4 сценария индустриального развития Казахстана:

Наиболее благоприятный сценарий, который складывается при наличии благосклонной ситуации глобального сырьевого рынка и при тесной интеграции стран региона. При данном сценарии государственная поддержка должна быть направлена и на добывающую и на обрабатывающую отрасль. Это позволит повысить темпы производства и экспорта.

Этот сценарий складывается при положительной конъюнктуре мирового рынка, но при слабой  интеграции макрорегиона. В таком случае рост производства будет осуществляться за счет сырьевого сектора. В обрабатывающих отраслях будет ожидаться низкий темп роста. Государству нужно развивать сектора, связанные с переработкой ресурсов.

Такой сценарий будет реализовываться при активной интеграции и неблагоприятном рынке ресурсов. Но в любом случае производство будет расти из-за несырьевых отраслей. Для этого необходимо развивать человеческие ресурсы. В этом сценарии ожидаются темпы роста ниже, чем в предыдущих двух.

Самый неблагоприятный сценарий, возможный и при плохой конъюнктуре сырьевого рынка, и при отсутствии какой-либо интеграции региона. В связи с чем наступает экономическая изоляция вместе с закрытым доступом к инновациям. Это также приводит к снижению инвестиционной активности. При таком сценарии государство примет ряд антикризисных мер, а также будет проводить политику эффективного распределения ресурсов.

Эти сценарии описывают общие очертания развития программу индустриализации, государство, впоследствии опираясь на них, может производить смену приоритетов в зависимость от случившегося сценария. И все-таки более вероятными являются сценарии положительного развития «Благодатная почва» и «Сырьевой рост». Сама Концепция индустриального развития до 2019 года была разработана, предполагая сценарий «Благодатная почва».

Что включают в себя программы ускоренного индустриального развития других государств и насколько они эффективны?

Многие государства приняли программы индустриального развития в ответ на продолжающиеся проблемы финансового кризиса 2007-2008 годов. Эти программы занимаются созданием новых рабочих мест высокой производительности, развитием инноваций, а также увеличивают конкурентоспособность каждого отдельного государства. Из опыта других стран можно привести такие примеры программ по ускоренному индустриальному развитию:

— в 2012 году США принимают Национальную стратегию развития обрабатывающей промышленности;

— в этом же году уже страны Европейского Союза принимают Стратегию промышленной политики;

— Япония в 2010 и 2013 году утверждает стратегии возрождения промышленности;

— Турция разрабатывает Стратегию развития промышленности на 2011-2014 годы;

— Китайская Народная Республика принимает план на 2011-2015 годы;

— Индия также избирает развитие по пятилеткам, и принимается за исполнение национального плана развития промышленности;

— Малайзия разрабатывает план по экономической трансформации до 2020 года, который учитывает развитие промышленного сектора;

Развитые и развивающиеся страны все больше отдают приоритет отраслевому развитию, так как увеличивается значение формирования конкурентоспособных секторов. Всеобъемлющие меры по содействию направлены на поддержку промышленности. К примеру, стимулируется конкуренция, улучшается доступность финансов, поощряется технологическое развитие и инновационная активность. В рамках второй индустриализации в Казахстане необходимо сбалансировать развитие приоритетных направлений и всей промышленности в целом.

В практике развитых государств при реализации промышленных программ часто создают систему институтов развития с различными комитетами и агентствами, в целях повышения государственной поддержки. Функции этих комиссий часто различаются, но их главная цель – координация и организация поддержки промышленности и проведения её реформы. Такое специально созданное агентство облегчит задачу, сосредоточив усилия на выявлении и фокусировании на определенном круге задач. Формирование этих учреждений важно для Казахстана, так как часто проблемы индустриальной политики распознаются на этапе реализации.

Системы управления по ключевым показателям и договоры по результатам деятельности позволяют эффективно координировать, мониторить и контролировать деятельность агентств. Этот подход все чаще применяется и действительно повышает эффективность государственного сектора развитыми и развивающимися странами: США, Великобританией, Францией, Республикой Кореей, Индией и Китаем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *