Группа социальных и экономических обстоятельств, позволяющих осуществлять государственные программы в данной местности

Сохранение населения, здоровье и благополучие людейВ рамках данного направления осуществляются мероприятия, направленные на выполнение социальных обязательств государства, формирование и поощрение здорового образа жизни населения, а также обеспечение сочетания доступности (в том числе территориальной) базовой медицинской помощи, первичного звена, повышения качества диагностики (в том числе за счет развития телемедицины) и доступности высокотехнологичной помощи.

Социальная поддержка граждан

Содействие занятости населения

Возможности для самореализации и развития талантовВ рамках данного направления реализуется обеспечение гармонизации и единства населения Российской Федерации, патриотическое воспитание, развитие системы образования, повышение привлекательности и популярности культурных мероприятий, в том числе среди молодежи, использованию современных цифровых технологий и популяризации объектов культурного наследия, а также раскрытие творческого потенциала граждан.

Реализация государственной национальной политики

Комфортная и безопасная среда для жизниВ рамках данного направления предусматривается улучшение жилищных условий граждан, повышение качества городской среды, а также экологическое оздоровление водных объектов, включая крупнейшие реки и озера страны. Будет создана устойчивая система обращения с твердыми коммунальными отходами, а также предусмотрено снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, также будут ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного вреда окружающей среде.

Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации

Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Развитие транспортной системы

Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательствоВ рамках данного направления осуществляются основные направления сохранения и развития макроэкономической стабильности, повышение производительности труда и рост доходов населения, поддержка инвестиционной привлекательности и предпринимательской инициативы, в том числе, субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие экспортного потенциала, и стимулирование технологического развития.

Экономическое развитие и инновационная экономика

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Развитие рыбохозяйственного комплекса

Воспроизводство и использование природных ресурсов

Развитие лесного хозяйства

Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков

Развитие науки, промышленности и технологийВ рамках данного направления будут обеспечены условия для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам, а также будет сформирована эффективная система коммуникации в области науки, технологий и промышленности обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса.

Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности

Развитие авиационной промышленности

Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений

Развитие фармацевтической и медицинской промышленности

В рамках данного направления обеспечивается достижение технологического прорыва, развитие российского IT-сектора, роста производительности труда в экономике, повышения эффективности государственного сектора, обеспечения сервисного характера государства, а также развитие сквозных технологий и формирование соответствующей инфраструктуры для доступности услуг населения на всей территории страны.

Сбалансированное региональное развитиеВ рамках данного направления будет обеспечено сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации, ориентированное на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов, и развитие геополитически приоритетных территорий.

Читать также:  Социальная ипотека государственной программы московской области жилище в 2022 году

Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа

Развитие Северо-Кавказского федерального округа

Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами

Социально-экономическое развитие Калининградской области

Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации

Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Одним из ключевых результатов реформы системы управления общественными финансами 2000 — 2010 годов стало формирование бюджетной политики во взаимосвязи с показателями государственных программ Российской Федерации. В рамках реформирования бюджетного процесса были сформированы новые принципы бюджетирования, ориентированного на результат, подразумевающие увязку государственных расходов с конкретными целями социально-экономического развития. Внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятие Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» закрепило роль государственных программ в качестве инструмента, обеспечивающего взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования. В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) программы являются основой для составления проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период. Согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р, развитие программно-целевого бюджетного планирования на основе государственных программ сохраняется в качестве одного из ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде.

Растущая сложность задач, поиск наиболее рациональных и эффективных инструментов управления, способствовали вовлечению в процессы государственного управления новых инструментов, ключевым и системно значимым из которых стало проектное управление. Так, в числе поручений, направленных на обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации от  07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», на Минэкономразвития России, Минфин России и Федеральный проектный офис была возложена обязанность подготовки предложений по обеспечению интеграции национальных проектов и приоритетных проектов (программ) в государственные программы Российской Федерации. Правительством Российской Федерации разработано и утверждено постановление от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», включающее положения об организации деятельности проектного офиса субъекта Российской Федерации.

На сегодняшний день активно осуществляется включение мероприятий национальных и федеральных проектов в государственные программы Российской Федерации субъектов Российской Федерации. Обеспечена возможность работы в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ) уполномоченных лиц проектного офиса и заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также участие органов местного самоуправления в реализации региональных проектов.

При этом, несмотря на «точечное» внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, общее состояние регулирования в этой сфере уже не соответствует фактической ситуации. Такой вывод обусловлен, в том числе:

  • сложностью и длительностью установленных процедур разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ;
  • отсутствием единообразного подхода к регулированию (наличие нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие вопросы применительно к государственным программам Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588), отдельным государственным программам Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 12.10.2017 № 1242), ведомственным целевым программам (Постановление Правительства РФ от 19.04.2005 № 239));
  • минимальностью учета возможностей цифровизации при регламентации организационных процессов и др.
Читать также:  Ростуризм запустил три грантовые программы по туризму

Проект постановления предусматривает утверждение Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации (далее — проект Положения), а также содержит перечень мер организационного характера, обеспечивающих переход к новой системе управления.

Рассмотрим основные параметры вышеуказанного проекта постановления и проекта Положения более детально.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Определение государственной программы, отраженное в проекте Положения, не претерпело изменений и соответствует определению, установленному Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Государственная программа Российской Федерации представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (результатов), взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики по соответствующим направлениям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Рисунок 1 — Принципы разработки и реализации ГП РФ

Анализ вышеуказанных принципов свидетельствует о том, что во многом они отражают уже применяемые в настоящее время подходы. Однако выделяются и новые, обусловленные в основном новациями в части типизации и структурирования государственных программ Российской Федерации. Обзор этих изменений приведен ниже.

ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из основных новшеств, предусмотренных проектом Положения,  является выделение типов государственных программ.

Предлагается выделить два типа государственных программ:

  • государственная программа (далее — ГП РФ);
  • комплексная программа (далее — КП РФ).

Рисунок 2 — Предлагаемые типы государственных программ Российской Федерации

В государственных программах, направленных на достижение приоритетов отдельной отрасли социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, подлежит отражению деятельность федеральных государственных органов в соответствующей сфере.

В комплексных программах дополнительно подлежат аналитическому отражению направления деятельности федеральных государственных органов, включенные в состав иных государственных программ и непрограммных направлений деятельности.

Планируется, что разделение госпрограмм на отраслевые и комплексные позволит в комплексных госпрограммах отражать аналитическую информацию о целях, мероприятиях и их финансовом обеспечении иных госпрограмм и непрограммных направлений деятельности, соответствующих определенным сферам. Таким образом, в комплексных программах будет содержаться информация о полном перечне мероприятий и объёмах расходов федерального бюджета, направляемых на развитие соответствующей сферы. Положение предусматривает, что, начиная с 2024 года, комплексные программы будут иметь исключительно аналитический характер.

Читать также:  Государственная программа доступная среда предусматривает обществознание 6 класс

Как и в настоящее время, предлагается выделить направления деятельности, не подлежащие включению в ГП РФ. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что перечень, содержащийся в проекте Положения, подвергся минимальной корректировке по сравнению с действующим вариантом. Так:

  • из перечня исключена строка в части мероприятий, предусмотренных отдельными государственными программами, срок реализации которых истек в 2020 году;
  • перечень дополнен одной новой позицией, в частности, предлагается не включать в ГП РФ направления по реализации мероприятий, связанных с развитием пенсионной системы Российской Федерации.

СОСТАВ ГП РФ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДПРОГРАММ ГП РФ

В настоящее время в соответствии с действующим Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588, государственная программа включает в себя подпрограммы, содержащие соответствующие структурные элементы, а также федеральные целевые программы. К числу структурных элементов подпрограмм отнесены:

  • основные мероприятия федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ);
  • ведомственные целевые программы (далее — ВЦП);
  • федеральные проекты;
  • отдельные мероприятия федеральных проектов.

Рассматриваемый проект Положения предлагает иной состав ГП РФ. Перечень структурных элементов ГП РФ также обновлен.

Проектом Положения также предусмотрены нормы, определяющие порядок формирования отдельных частей ГП РФ. Так:

  • формирование и реализация федеральных и ведомственных проектов должно осуществляться в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 (далее — положение о проектной деятельности);
  • формирование и реализация процессных мероприятий — в соответствии с методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минэкономразвития России совместно с Минфином России.

И если положение о проектной деятельности уже разработано и утверждено, то разработка соответствующих методических рекомендаций еще предстоит.

Рисунок 4 — Новые структурные элементы ГП РФ

Согласно проекту Положения в состав ГП РФ предлагается включать только подпрограммы.

Из перечня структурных элементов подпрограмм исключены ВЦП. Предположительно, они будут заменены ведомственными проектами, однако это окончательно станет ясно после утверждения пакета соответствующих регулирующих документов.

Термин «основные мероприятия» также исключен. В предлагаемой редакции подпрограммы могут включать отдельные мероприятия по устанавливаемому перечню (мероприятия федеральных проектов, а также отдельные мероприятия, направленные на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году, обусловленные решениями Президента и (или) Правительства Российской Федерации).

Проект Положения предусматривает новый элемент подпрограммы — комплексы процессных мероприятий. Как уже упоминалось выше, их формирование будет осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Минэкономразвития России и Минфином России.

Наш следующий материал будет посвящен анализу новаций, касающихся установления целей и показателей ГП РФ, содержания ГП РФ, управления реализацией и  финансового обеспечения ГП РФ, а также мониторинга реализации ГП РФ и формирования отчетности по его результатам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *