Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы
Цели программы — повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей, увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.
Задачи:
— Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование. — Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися. — Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения. — Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик. — Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями. — Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся. — Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой. — Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием. — Укрепить интеллектуальный потенциал науки. — Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру. — Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.
Из 12 индикаторов Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, 11 исполнены и 1 частично исполнен. Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов представил основные итоги данной госпрограммы на правительственном часе в Мажилисе Парламента, передает корреспондент Strategy2050.
«В период 2016-2018 годы велась реализация 12 индикаторов, 71 показателя и 262 мероприятий. Из 12 индикаторов исполнены 11 (91,6%), частично исполнен – 1 (8,3%). Из 71 показателя исполнены – 65 (91,5%), частично – 4 (5,6%), не исполнен – 2 (2,8%). Из 262 мероприятий исполнены 259 мероприятий, частично исполнено – 2, не исполнено – 1», — проинформировал глава ведомства.
Он напомнил, что за 3 года на реализацию госпрограммы из республиканского и местного бюджетов выделено 1 трлн 466 млн тенге.
«Всего освоение составляет – 99,4% или 1 457 435,4 млн тенге. В 2019 году на реализацию ГПРОН выделено 762,7 млрд тенге (РБ – 416,5 млрд тенге, МБ – 346,2 млрд тенге», — сказал министр.
По его мнению, итоги мониторинга реализации госпрограммы за 3 года и 9 месяцев 2019 года свидетельствуют о положительных тенденциях в повышении уровня качества предоставляемых образовательных услуг.
Асхат Аймагамбетов отметил, что одним из главных достижений программы – это увеличение охвата детей дошкольным образованием.
«В сфере дошкольного образования увеличился охват за счет расширения сети дошкольных организаций, в том числе за счет роста частных детсадов. В 2 раза увеличилось количество частных садов за короткое время. За время реализации госпрограммы сеть дошкольных организаций в стране увеличилась на 1839 единиц за счет строительства детсадов, открытия частных детсадов, мини-центров и других способов ввода (2019 г — 10 673 ед, 2015 г – 8 834 ед). Соответственно, на 13,6% увеличен охват дошкольным воспитанием и обучением детей с 3 до 6 лет (2018г – 95,2%, 2015 г. – 81,6%)», — проинформировал министр.
Следует отметить, что по состоянию на 1 октября текущего года функционируют 10 673 дошкольных организаций, из них детских садов – 6 470 ед, мини-центров — 4 203 ед. Контингент составляет 775 164 чел (2015 г – 758 772 чел).
Министр рассказал, что приоритетом в развитии дошкольного образования является ГЧП.
«В последние годы активно ведется работа по привлечению бизнеса в сферу образования. 38,2% (4082 ед) дошкольных организаций страны являются частными, что почти на 18,1% выше показателя 2015 года (20,1%)», — сказал спикер.
Он напомнил, что в 2017 году для упрощения процедуры открытия и функционирования частных детских садов были приняты новые Санитарные нормы и правила (приказ МЗ РК от 17 августа 2017 года № 615).
Кроме того, что в целях обеспечения прозрачности и мобильности распределения мест в дошкольные организации в городах, районных центрах регионов автоматизирована выдача направления в детские сады без участия в данной процедуре органов образования, детские сады выбирают сами родители.
Вместе с тем, как подчеркнул Аймагамбетов, в данном вопросе есть и проблемы.
«Есть проблема, когда дети из очереди не уходят, хотя ушли в частные детские сады. Над этим вопросом мы будем работать», — сказал он.
Спикер также рассказал о том, когда в стране планируется переход на 12-летнее образование.
«Мы планируем переход на 12-летнее образование в 2021 году. Уже в этом году 80% детей пошли в школу с 6 лет. В 2021 году, если ребенок пойдет в школу в 6 лет, то закончит 12 классов в 17 лет и далее может быть призван в армию или получить отсрочку при поступлении в ВУЗ. То есть ситуация будет аналогичной с той, что сейчас – дети идут в 7 лет и заканчивают 11-й класс в 17 лет», — пояснил министр.
Инклюзивное образование для дошкольников
Асхат Аймагамбетов отметил, что в 2018 году 20,1% (1232 организаций) дошкольных организаций созданы условия для инклюзивного образования, что на 11% выше, чем в 2015 году (9,1%).
«Наблюдается положительная динамика кадрового состава дошкольного воспитания и обучения. Если в 2015 году только 34,8% воспитателей имели профессиональную подготовку в сфере дошкольного воспитания и обучения, то в 2018 году данный показатель достиг 58,2%», — проинформировал он.
Стоит напомнить, что с 2016 года внедрена Типовая программа дошкольного воспитания и обучения, где определены базовые навыки, которыми должен владеть дошкольник. В рамках обновления содержания с 2017 года внедрена система индикаторов оценивания развития умений и навыков детей. В 2018 году утверждены ГОС дошкольного воспитания и обучения, разработана и внедрена с 1 сентября 2019 года Программа раннего развития детей.
«Ежегодно 7600 воспитателей проходят повышение квалификации. Доля обновленных образовательных программ курсов повышения квалификации в области менеджмента для руководителей дошкольных организаций составляет 100 %», — сказал министр образования.
Он добавил, что в сфере среднего образования продолжается переход на обновленное содержание. В обновленном содержании упор направлен на функциональную грамотность – не только знать, но и уметь применять в жизни полученные знания.
«Осуществлен переход на обновленное содержание учащихся 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 классов или 95,4% учащихся школ. Параллельно введена 5-дневная учебная неделя. Внедрена критериальная система оценивания учебных достижений обучающихся», — пояснил спикер.
Вместе с тем 273 тыс учителей (94%) прошли курсы по обновленной программе обучения и получают доплату за преподавание по обновленному содержанию.
Инклюзивное образование для школьников
Глава минобразования рассказал, что большое внимание уделяется детям с особыми образовательными потребностями в развитии. На сегодня 60% школ перешли на инклюзивное образование.
«Реализуется принцип равных прав к равным возможностям для всех детей независимо от состояния здоровья к получению качественного образования. В республике 4207 школ (60%) из 7016 создали условия для инклюзивного образования», — сообщил министр.
Он подчеркнул, что это на 30% выше показателя 2015 года (30%).
В стране особое внимание уделяется сокращению разрыва между городскими и сельскими школами в качестве образования.
«Разрыв город-село в результате ВОУД-2019 11-х классов составил 7,3% (2018 г. – 11,8%). В исследовании PIRLS-2016 (качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы) средний балл казахстанских школьников составил 536 баллов. Это позволило Казахстану занять 27 место среди 50 стран», — проинформировал он.
Глава ведомства добавил, что данный результат сопоставим с показателями сверстников из Германии, Канады, Австрии и Словацкой Республики.
Ключевым ресурсом казахстанского образования являются высококвалифицированные педагогические кадры. 54,5% учителей дневных государственных общеобразовательных школ (157 944 чел) имеют первую и высшую категории. Пополнение педагогического корпуса молодыми специалистами составило 3,5%, что свидетельствует о достижении планового показателя госпрограммы.
«В 2018 году внедрена новая система аттестации педагогов. Более 123 тыс – 70% учителей прошли аттестацию и получают доплаты от 30 до 50% в зависимости от квалификации», — сообщил министр.
Кроме того, с 1 января 2019 года педагоги-психологи получают увеличенный размер должностных окладов (в среднем на 6-7 тыс тенге). Аймагамбетов добавил, что с 1 сентября 2019 года был установлен новый вид доплаты школьным педагогам-психологам за квалификации по итогам аттестации по новой системе.
«В госпрограмме предусмотрено расширение сети кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК) с 149 единиц до 185 в 2019 году и психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) – с 58 единиц до 85 в 2019 году. В настоящее время для оказания коррекционно-педагогической поддержки детям в стране функционируют 186 КППК, 71 ПМПК», — сказал спикер.
В целях индивидуального развития и создания условий для личностного развития детей функционируют 1304 организаций дополнительного образования с охватом 995 811 детей. Кроме того, при школах организована работа кружков по интересам (например, танцевальные, театральные, вокал, предметные и т.
«В республике в рамках развития системы дополнительного образования ведется целенаправленная работа по развитию массового спорта, в том числе среди детей школьного возраста. Доля школьников, охваченных спортивными секциями в организациях среднего образования составляет 36,7%. %»,- сказал глава ведомства.
Обеспечение школ интернет
По данным НОБД обеспеченность дневных общеобразовательных школ подключением к широкополосной сети интернет со скоростью 4 мбит/сек и более составляет 6 616 школ или 89,49%.
«Cистема электронных журналов и дневников внедрена в 6 613 (94,3%) школах. Системой электронных журналов и дневников пользуются более 300 тыс учителей, 2,7 млн учеников и 1,9 млн родителей. Также введена в эксплуатацию мобильная версия для учителей, родителей и детей. Мобильным приложением для учителей (kundelik. mugalim) пользуются 50 тыс учителей, мобильным приложением для родителей пользуются 40 тыс родителей. В сельских школах Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей апробируется образовательная система «Bilim book»», — проинформировал Асхат Аймагамбетов.
Однако, по данным министерства, 93 школы не имеют подключения интернет вообще. При этом 30 школ из этого числа приходится на ЗКО. По словам министра, подключение к интернет данных школ будет проходить поэтапно, однако точное время подключения (2020-2021 год) пока не уточнены.
Кроме того, министр рассказал сколько учреждений образования имеют видеонаблюдения.
«По данным МИО, системами видеонаблюдения в 2018-2019 учебного года частично оснащены 49% (3036) детских садов и 85,2% (5976) общеобразовательных школ, полностью – 8,1% (504) дошкольных организаций и 17% (1170) общеобразовательных школ», — пояснил он.
В целях обеспечения безопасности детей совместным приказом МВД и МОН утверждены стандарты и требования к оснащению организаций дошкольного и среднего образования системами видеонаблюдения.
Большой проблемой остаются дефицит мест и, соответственно, наличие трехсменных школ.
«В этом году план был 0% по трехсменным школам, однако этот показатель составляет 1,8%. На сегодняшний день сохраняются 36 аварийных и 125 трехсменных школ. 41% — малокомплектные школы. Много саманных школ, а также школ, которые были построены еще в 1920 году. Для решения проблем аварийных и трехсменных школ за счет РБ ведется строительство 118 школ (2019 г – 57 школ)», — сообщил министр.
Кстати в период 2016-2018 годы было построено 342 школы.
По данным МОН РК, в сфере охраны прав детей функционируют 107 детских домов с общим контингентом 24 612 детей.
«Со 140 до 107 единиц сократились детские дома за время реализации программы. Количество сирот сократилось на 31%», — сообщил Аймагамбетов.
Он добавил, что за 8 месяцев 2019 года доля детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, обеспеченных семейным устройством от общего числа вновь выявленных детей данной категории, составляет 68% или 1385 детей.
При этом, 100% безнадзорных и беспризорных детей, поступивших в Центры адаптации несовершеннолетних, прошли социальную адаптацию и переданы в семьи (3907 детей).
По данным ведомства, доля молодежи с техническим и профессиональным образованием в возрасте 18-28 лет в структуре занятого населения составляет 40%.
Дуальное обучение внедрено в 486 колледжах (2017 год – 460 колледж) с участием 4 188 предприятий. Контингент составил 38 823 студентов.
В 2019 году в рамках проекта размещен госзаказ на 97,8 тыс мест, в том числе 21,3 тыс по программе продуктивной занятости.
«Планомерно увеличивается доля учебно-производственных мастерских, лабораторий и кабинетов специальных дисциплин государственных колледжей, оснащенных современным обучающим оборудованием с 41,2% в 2016 году до 45% в 2018 году», — рассказал спикер.
В свою очередь заместитель председателя НПП РК «Атамекен» Олжас Ордабаев отметил, что в плане дуального обучения подушевое финансирование сыграло большую роль в его приросте.
«Ранее не было возмещения расходов бизнесменов – расходы на материалы, зарплаты. Считаю, что с введением методики подушевого финансирования дуальное обучение станет развиваться. Я думаю, что нынешний показатель предприятий с дуальным обучением вырастет до 50 тыс за последующие 2 года», — проинформировал заместитель председателя палаты.
По его данным, в настоящее время функционируют около 5 тыс предприятий, которые внедрили дуальное обучение.
Министр образования напомнил, что на подушевое финансирование перешли 437 государственных и 80 частных школ республики.
По данным МОН, в высшем образовании ежегодно растет объем госзаказа на подготовку кадров.
«В текущем году госзаказ составил 66 556 мест. В 3,5 раза увеличен госзаказа на подготовку докторов PhD (2016 г. – 628. , 2019 г. – 2 312) и почти в два раза на подготовку магистров (2016 г. – 7 429, 2019 г. – 13 159)», — сообщил министр.
Асхат Аймагамбетов добавил, что количество образовательных грантов, выделяемых за счет средств МИО составило 5 тыс грантов (в 2018 г. – 2800).
«В результате увеличения госзаказа, повторной сдачи ЕНТ и комплексного тестирования расширен доступ к высшему образованию, а также сократился отток студентов. Например, в 2018 году 636 выпускников ВКО поступили в учебные заведения других стран, в том числе 624 обучаются в России, 12 в Китай, Чехии, Германии, Канада, Грузии (2017 год – 890, 2016 год – 1600)», — рассказал он.
При этом, численность иностранных студентов в сфере высшего образования увеличилась на 8,9 тыс чел и достигла 21,7 тыс чел или 4% от общего контингента.
«В рейтинге лучших университетов мира QS WUR в 2019 году отмечены 10 казахстанских вузов. Лидирующую позицию среди казахстанских вузов в рейтинге занимает КазНУ им. аль-Фараби (топ-300)», — сказал министр.
С 2019 года каждый вуз получает лицензию на ведение образовательной деятельности по конкретному направлению подготовки, в рамках которого может самостоятельно реализовывать соответствующие образовательные программы.
В целом, по его словам, доля работающего населения, имеющее высшее образование составляет 38,5%. По официальным данным Комитета статистики МНЭ РК, количество работающего населения составляет 8 727 891 человек, из них с высшим образованием 3 368 231 человек.
По данным министра, в сфере науки функционируют 384 организаций. Вопросами исследования и научными разработками занимаются 22 378 научных работников, в том числе 7 748 молодых ученых в возрасте до 35 лет.
«Индикатор «Прирост исследователей от общего количества исследователей в 2014 году (18 930 чел)» составил 18,2% при плане 18%. В 2019 году достигнут индикатор госпрограммы «Доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования НИОКР» – 25,4%, план – 22,3%. Доля расходов бизнеса в общем объеме затрат на НИОКР в 2019 году составил 37,2% при плане 25%», — пояснил спикер.
При этом, согласно его данным, доля коммерциализируемых проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ составила 23,5%. Кроме того, уровень цитируемости публикаций по базе Web of Science Core Collection (Thomson Reuters) от общего количества публикаций (2137) за 2018 год составил 40,5% (866 ед) и по итогам 8 месяцев составляет 32%.
Напомним, основной целью Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы является повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.
Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы
Вы находитесь: Нормативная база
Данные обновлены: 01. 2017г.
Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205
Подлежит опубликованию
в Собрании актов Президента и
Правительства Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы (далее – Программа). Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемые Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан». Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Казахстан согласно приложению к настоящему Указу. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 1 марта 2016 года № 205
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития образования и науки Республики Казахстан
на 2016 — 2019 годы
Астана, 2016 год
1. Паспорт Программы
Наименование Программы
Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы (далее – Программа)
Основание для разработки
Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»;
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол – путь в будущее»; Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие»;
План нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех»
Государственный орган, ответственный за разработку Программы
Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН РК)
Государственные органы, ответственные за реализацию Программы
Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы, областей
Цель Программы
Повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики
Цели Программы
обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению;
обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина;
социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования;
обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций;
обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны
Задачи Программы
улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии;
увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации;
обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на качественную подготовку детей к школе;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного воспитания и обучения;
повышение престижа профессии педагогов и повышение их качественного состава;
обеспечение инфраструктурного развития среднего образования;
обновление содержания среднего образования;
формирование у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования;
повышение престижа системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО);
обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров;
обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны;
укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития ТиПО;
обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров;
модернизация содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций;
создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий;
вовлечение молодежи, высших учебных заведений (далее — ВУЗ) в укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования;
увеличение вклада науки в развитие экономики страны;
укрепление научного потенциала и статуса ученого;
модернизация инфраструктуры науки;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки
Сроки реализации
2016 — 2019 годы
Целевые индикаторы
доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию, в 2017 году – 87,5 %, в 2019 году – 100 %;
доля школ, перешедших на обновленное содержание образования по опыту автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – НИШ), в 2016 году – 100 %, в 2019 году – 100 %;
доля учащихся с успеваемостью на «хорошо» и «отлично» (качество обучения) в 2017 году – 62 %, в 2019 году – 70 %;
доля выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения, в 2017 году – 92 %, в 2019 году – 95 %; доля выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных в первый год после окончания вуза по специальности, к 2017 году – 85 %, в 2019 году – 90 %; количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR:
2017 год 2019 год
топ-200 0 2
топ-300 2 2
топ-500 2 3
топ-701+ 7 9
доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в 2017 году – 21,2 %, в 2019 году – 22,3 %;
доля коммерциализированных проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ в 2017 году – 17,5 %, в 2019 году – 20 %. Источники и объемы финансирования
На реализацию Программы в 2016 — 2019 годах будут направлены средства бюджета, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из бюджета на реализацию Программы составят 1 423,4 млрд. тенге (РБ – 1 153,0 млрд. тенге, МБ – 252,4 млрд. тенге)
Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции. Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан «О науке» открыл новые возможности для передовых научных достижений. Развитие казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса обозначено в Законе Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». В 2015 году внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании». Законодательно регламентируется поэтапный переход на обновленное содержание школьного образования, дуальное обучение, получение первой рабочей профессии в колледжах бесплатно, переход от государственной аттестации к независимой аккредитации колледжей и вузов и др. Особый статус и государственная поддержка молодежи обозначены в новом Законе Республики Казахстан «О государственной молодежной политике». Тем самым создана основа для реализации новых образовательных стратегий и научных достижений. Программа разработана на основе Плана Нации «100 конкретных шагов» с учетом ведущих мировых трендов. Программа прошла широкое обсуждение в педагогической и научной общественности. Учтены предложения работодателей, бизнес-сообщества и международных экспертов.
Анализ текущей ситуации
В Глобальном индексе конкурентоспособности 2015 — 2016 года Всемирного экономического форума (далее – ВЭФ) Казахстан занимает 42 позицию среди 140 стран мира. Из 12 индикаторов образования и науки прогресс достигнут по 8, в том числе по качеству системы образования и научно-исследовательских организаций, доступу школ к интернету, доступности исследовательских и образовательных услуг. Прогресс страны в достижении целей развития тысячелетия отмечает ЮНЕСКО. Казахстан входит в десятку стран-лидеров по индексу развития образования. Образование – один из трех основных субъективных факторов рейтинга человеческого развития Программы развития организации объединенных наций (далее – ПРООН). В 2015 году Казахстан вошел в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 56-е место среди 188 экономик мира. Значительный прогресс Казахстана в охвате детей от 1 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением отмечен ЮНЕСКО в докладе «Образование для всех 2000 — 2015 годов: достижения и вызовы». Значительно улучшены результаты казахстанских 15-летних обучающихся по математической и естественно-научной грамотности в PISA-2012. Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами зарубежным сверстникам в международных интеллектуальных олимпиадах и научных соревнованиях. В национальной копилке страны только в 2015 году 252 золотых, 336 серебряных и 579 бронзовых медалей. В 2015 году впервые студенты колледжей страны приняли участие в международном чемпионате WorldSkillsCompetitionв Бразилии. В общекомандном зачете Казахстан занял 50 позицию среди 55 стран мира. Признана соответствующей международным стандартам образовательная деятельность высшей школы страны. Девять университетов отмечены в рейтинге QS-2015. В 2013 году Казахстан занял 27 позицию среди 170 стран мира в Глобальном индексе развития молодежи. Международные эксперты отмечают положительные тенденции трудоустройства и участия молодежи в политической жизни страны. 2016 год ознаменован ратификацией Казахстаном Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Конвенции о правах инвалидов. Все положения конвенций обозначены в законодательстве страны, в том числе и Законе Республики Казахстан «Об образовании». Доступность качественного обучения для всех на основе полного равенства в зависимости от способностей и желания каждого реализуется на всех уровнях казахстанского образования. Это стало возможным благодаря целевой поддержке всех инициатив образования и науки на государственном уровне, частным сектором и гражданской общественностью страны. Вместе с тем в контексте новых вызовов сложного и динамично развивающего мира имеются факторы, сдерживающие обеспечение высокого качества образования и науки. Приоритетными направлениями в период 2011 — 2015 годов стали подготовка законодательной базы, инфраструктурное развитие и наращивание ресурсного потенциала образования и науки.
Дошкольное воспитание и обучение
Значимость этого периода развития ребенка как основы для успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности год от года возрастает. В системах образования для 40 стран мира уровень дошкольного образования является обязательным. В 2014 году ПРООН дополнил субфактор «Образование» индекса человеческого развития коэффициентом «Валовый охват дошкольным образованием», что свидетельствует о политической значимости дошкольного образования. ЮНЕСКО рекомендует странам развивать государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), при этом государственное финансирование направлять в малонаселенные и отделенные пункты. В течение последних пяти лет в Казахстане развитие дошкольного воспитания и обучения стало одним из приоритетных направлений модернизации системы образования. Успешная реализация программы «Балапан» на 2010 — 2014 годы способствовала росту дошкольных организаций. По сравнению с 2013 годом в 2015 году сеть дошкольных организаций увеличилась на 965 единиц. На 1 октября 2015 года функционируют 8 834 дошкольные организации (2013 году – 7869, 2014 году – 8467). Активное развитие в этом секторе получило ГЧП. Только в 2013-2015 годы государственный образовательный заказ был размещен в 655-ти частных детских садах (2013 году – 898, 2014 году – 1261, 2015 году – 1553). Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением уве
План мероприятий по реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2016 года № 243
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы (далее – План мероприятий). Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам:
1) обеспечить своевременное исполнение Плана мероприятий;
2) представлять информацию о реализации Плана мероприятий в Министерство образования и науки Республики Казахстан один раз в год до 15 февраля года, следующего за отчетным. Министерству образования и науки Республики Казахстан представлять сводную информацию о ходе выполнения Плана мероприятий в уполномоченный орган по государственному планированию один раз в год до 10 марта года, следующего за отчетным. Уполномоченному органу по государственному планированию по итогам проведенного мониторинга на основании отчета о реализации Государственной программы образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы, представленного Министерством образования и науки Республики Казахстан, сформировать проект заключения и представить вместе с отчетом о реализации в Правительство Республики Казахстан до 25 марта года, следующего за отчетным. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 25 апреля 2016 года № 243
План мероприятий по реализации Государственной программы
развития образования и науки Республики Казахстан на
2016 – 2019 годы
Сноска. План мероприятий с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16. 2016 № 353.
№ п/п
Наименование
Ед. изм. Форма завершения
Сроки исполнения
Ответственные за исполнение
В том числе по годам (млн. тенге)
Источники финансирова ния
Код бюджетной программы
2016
2017
2018
2019
всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Цель: Обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению
Целевой индикатор. Доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию
%
МИО
82,7
87,5
90
100
Задача 1. Улучшить качественный состав педагогических кадров дошкольных организаций и повысить престиж профессии
Показатель 1. Доля педагогических работников дошкольных организаций с высшим и техническо-профессиональным образованием по специальности «Дошкольное воспитание и обучение»
%
МИО, МОН
37,1
40
45,7
50
Мероприятия
1
Ежегодное увеличение государственного образовательного заказа на подготовку педагогических кадров в ВУЗах
млн. приказ МОН
II квартал 2016-2019 годов
МОН
6,7
6,7
6,6
6,6
26,6
РБ
204 100
2
Размещение государственного образовательного заказа на подготовку педагогических кадров в колледжах
приказ МОН
II квартал 2016-2019 годов
МОН
в пределах предусмотренных средств из МБ
3
Организация курсов повышения квалификации педагогических работников дошкольных организаций, в том числе онлайн обучение
млн. проведение курсов повышения квалификации
декабрь 2016-2019 годов
МОН, МИО
179,5
179,2
178,2
178,2
715,1
РБ
221
4
Проработка вопроса по переходу на независимую сертификацию педагогических кадров для системы дошкольного воспитания и обучения
информация в МОН
декабрь 2016 года
МИО, МОН
не требуется
Задача 2. Увеличить сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации
Показатель 1. Уменьшение потребности в местах в дошкольные организации от общей потребности 2014 года (194,6 тыс. мест)
тыс. мест
МИО, МОН
97,9
55,9
11,3
0
Показатель 2. Доля дошкольных организаций с полным днем пребывания от общего количества всех типов и видов
%
МОН, МИО
75,0
79,5
81,1
85
Показатель 3. Доля мини-центров с кратковременным днем пребывания от общего их количества
%
МИО, МОН
49,1
40
12345След. Полная версия сайта