В России создадут Портал государственных целевых программ
28 июля 2015
Правительство РФ своим постановлением1 утвердило положение о создании, развитии и эксплуатации аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в Интернете. Об этом сообщается на официальном сайте кабмина.
Портал госпрограмм (www.programs.gov.ru) предназначен для обеспечения открытости информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ в части исполнения ими своих полномочий и функций в сфере разработки и реализации госпрограмм РФ (за исключением госпрограмм, сведения о которых отнесены к гостайне и сведениям конфиденциального характера), а также для комплексной информационно-аналитической поддержки процесса разработки и согласования таких программ, повышения эффективности мониторинга и контроля их реализации.
Целями создания Портала госпрограмм определены:
- повышение эффективности управления госпрограммами, в том числе на уровне ответственного исполнителя;
- оптимизация процессов разработки, реализации, мониторинга реализации и оценки эффективности государственных программ;
- повышение информационной открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственных программ;
- обеспечение сопоставимости сведений об исполнении федерального бюджета и фактических значений финансовых показателей госпрограмм, а также данных единой межведомственной информационно-статистической системы с фактическими значениями показателей госпрограмм.
На портале, в частности, появится информация об автоматизации процессов формирования госпрограмм, подготовки экспертных заключений на проекты таких программ, сведения о ходе реализации госпрограмм и анализ хода их реализации. Также будут открыты данные мониторинга ежегодных планов реализации госпрограмм для использования ответственными исполнителями, мониторинга хода разработки, реализации и корректировки госпрограмм и т. д.
Заказчиком и оператором Портала госпрограмм станет Минэкономразвития России. Субъектами системы будут федеральные органы исполнительной власти и иные главные распорядители средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, использующие портал для осуществления полномочий в сфере разработки и реализации госпрограмм (для получения доступа к порталу они должны будут пройти процедуры регистрации и авторизации с использованием единой системы идентификации и аутентификации). Пользоваться порталом смогут госорганы РФ, а также физические и юридические лица, использующие его для получения информации о государственных программах, в том числе в форме открытых данных. Установлены основные требования к технологическим, техническим, программным и лингвистическим средствам портала.
Согласно постановлению, будет обеспечена круглосуточная доступность Портала госпрограмм для получения, ознакомления и использования (в том числе в форме открытых данных) размещенной на нем информации на безвозмездной основе.
Также планируется обеспечить информационное взаимодействие портала с другими государственными информационными системами (системой «Электронный бюджет», единой информационной системой в сфере закупок, единой межведомственной информационно-статистической системой, государственной автоматизированной информационной системой «Управление» и т. п.). При этом начиная с 1 июля 2016 года информация о подготовке проектов нормативных правовых актов об утверждении госпрограмм (внесении в них изменений) и о результатах их общественного обсуждения появится на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru).
Финансирование мероприятий по созданию, развитию и эксплуатации Портала госпрограмм предусмотрено за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Предполагается, что создание портала позволит повысить качество работы федеральных органов исполнительной власти в рамках госпрограмм, в том числе в части оценки эффективности их реализации.
Федеральные целевые программы
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Целевая программа состоит из следующих разделов:
характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
перечень программных мероприятий;
обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.
Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).
Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.
Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ».
Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.
2007, 2008, 2009
Электронное правительство/Портал государственных программ Российской Федерации
Портал госпрограмм Российской Федерации содержит официальную информацию, предоставленную федеральными органами исполнительной власти. Данные периодически обновляются.
Электронные сервисыПравить
Портал госпрограм РФ предоставляет информацию и услуги в следующих раделах:
- сводная аналитика:
сводная отчетность;показатели госпрограмм;финансирование госпрограмм;ранжирование госпрограмм;рейтинги; - сводная отчетность;
- показатели госпрограмм;
- финансирование госпрограмм;
- ранжирование госпрограмм;
- рейтинги;
- инициативное согласование;
- открытые данные;
- задать вопрос. Для того, чтобы задать вопрос, необходима регистрация на портале госпрограмм.
Открытые данныеПравить
Портал содержит в открытом и ограниченном доступе реестры сводных отчетов и государственных программ, разделенных по категориям:
- Новое качество жизни;
- Инновационное развитие и модернизация экономики;
- Обеспечение национальной безопасности;
- Сбалансированное региональное развитие;
- Эффективное государство.
1. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.
2. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на период, определяемый Правительством Российской Федерации.
3. Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.
4. Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Формирование перечня государственных программ Российской Федерации осуществляется исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки государственных программ Российской Федерации.
6. Государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
7. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
8. Положения настоящей статьи не распространяются на государственную программу вооружения.