Система здравоохранения, при которой планы медицинского страхования регулируются государством и доступны большинству людей

Система здравоохранения, при которой планы медицинского страхования регулируются государством и доступны большинству людей

Система здравоохранения, при которой планы медицинского страхования регулируются государством и доступны большинству людей

Система здравоохранения, при которой планы медицинского страхования регулируются государством и доступны большинству людей

Система здравоохранения, при которой планы медицинского страхования регулируются государством и доступны большинству людей

Система здравоохранения, при которой планы медицинского страхования регулируются государством и доступны большинству людей

Национальная система здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования (Беверидж).

Модель Бевериджа названа в честь ученого У. Бевериджа, разработавшего в 1942 году доктрину социального страхования, основанную на идеи общенародной социальной солидарности. Основные характеристики модели Бевериджа: 1. Трехуровневый тип социальной защиты. Государство обеспечивает базовые гарантии социальной защиты всего населения. Работодатель отвечает за социальное (профессиональное) страхование наемных работников, а работник участвует в дополнительном личном страховании. 2. Государственные социальные гарантии ориентируются на прожиточный минимум, дополнительное социальное страхование — на замещение (компенсацию) заработка, дополнительное добровольное личное страхование — на личные возможности самих работников. Основой для трех уровневой социальной защиты является государственное всеобщее здравоохранение, равные возможности для воспитания детей семьям с разными доходами, предотвращение безработицы. Беверидж основывался на идеях Кейнса, касающихся государственного регулирования безработицы. Беверидж предложил двойной метод финансирования социальной защиты. За счет государства предлагалось обеспечивать финансирование семейных пособий и национальное здравоохранение, остальные социальные пособия должны финансироваться за счет отчислений самих работников, работодателей и субсидий государства. В 1944 году правительство Великобритании приступило к реформированию системы социального страхования на основе доклада У. Бевериджа. Была разработана новая система социального обеспечения, включающая в себя закон о государственной службе здравоохранения, программы страхования в связи с несчастными случаями на производстве и пенсионном страховании. В качестве основы социальных гарантий предлагалось использовать минимально социально приемлемый уровень доходов. Модель Бевериджа нашла свое применение в Великобритании, США, Нидерландах, Швейцарии, Франции, Японии.

139. Модель здравоохранения с государственным регулированием программ обязательного медицинского страхования для большинства граждан (о. Фон Бисмарк)

Модель ЗО с государственным регулированием ОМС для большинства граждан (Германия, Франция) (О. Фон Бисмарк)

— несколько источников финансирования – бюджет, страховые платежи,

— прямое налогообложение юридических лиц, высокая доля национального дохода, выделяемая ЗО,

— централизованная система финансирования, основанная на независимости специальных органов (фонды, страховые компании),

— большое внимание со стороны финансирующих организаций к контролю помощи,

— регуляция ценообразования, многообразие форм оплаты медицинской оплаты медицинской помощи,

— обеспечение высокого, гарантия государством, уровня качества помощи.

По системе Бисмарка врачи являются свободными субъектами, которые предлагают свои услуги на рынке медицинских услуг Государство законодательным путем обязывает работодателей принимать участие в оплате медицинской помощи труда ивникам через больничные кассы Работодатели оплачивают только часть стоимости медицинской помощи, предоставленной работникам Вторую часть стоимости медицинской помощи платят сами работники.

По системе Бисмарка страховые компании и структуры, которые являются субъектами рынка медицинских услуг, обязаны все собранные средства использовать только на оплату медицинской помощи Характерной чертой системы Бисмарка является существование независимых страховых фондов, управляемых государственные или частные страховые компании, их деятельность строго регламентирует государства.

По системе Бисмарка организована система здравоохранения в Австрии, Бельгии, Люксембурге, Германии, Нидерландах, Франции и Швейцарии Она финансируется за счет отчислений из заработной платы и других государственных фондов.

Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Выделяют 5 функционирующих моделей здравоохранения :

-модель здравоохранения без государственного регулирования;

-модель здравоохраниения с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий граждан ;

-модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для большинства граждан ;

-монопольная государственная модель здравоохр.;

-модель здравоохр. На основе всеобщего госуд. Мед. Страхования .

Условно первые две модели можно отнести к негосударственным , а последние три – к государственным моделям .В странах с неустойчевыми политическими системами и переходной экономикой могут встречаться промежуточные формы , включающие элементы разных моделей .

Модель здравоохранения без государственного регулирования основана на простых законах потребительского рынка. Виды и объем мед. помощи формируется путем саморегулирования спроса и предложения на мед услуги. Неимущие слои населения не имеют доступа к квалифицированной мед помощи .для такой модели характерно отсутствие государственной поддержки малоимущих категорий граждан. Мед услуги предоставляются врачами частной практики . Участие государства сводится к обеспечению необходимых противоэпидемических мероприятий и минимальных санитарных условий в общественных местах .Государство также берет на себя обязанность по изоляции и лечению больных представляющих опасность для общества .Такая модель существует в странах Азии и Африки .Модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий граждан . Для нее характерны следующие признаки :

-основным источником финансирования мед помощи являются личные средства граждан и прибыль юридических лиц;

-большой выбор мед учреждений , врачей , создающих конкурентную среду на рынке мед услуг;

-свободное ценообразование на мед услуги;

-высокие доходы врачей , других медработников ;

-высокая стоимость мед услуг, ограниченная доступность мед помощи для широких слоев населения ;

-недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике , приоритет в лечении «легких» заболеваний ;

— гипердиагностика , выполнение дорогостоящих процедур и вмешательств без достаточных мед показаний ;

-государственная поддержка отдельных категорий граждан ;

Характерна для США , ряда арабских ,африканских и латиноамериканских стран.Модель здравоохранения с госуд регулированием программ ОМС для большенства граждан. Государство с целью обеспечения гарантированной мед помощью большенства населения (за исключением самых богатых ) обязывают всех работодателей и самых граждан отчислять часть дохода на мед страховку в рамках государственных нормативов по программе Омс. Работодатели перечисляют деньги в страховые компании ,те, в свою очередь,в –лечебные учреждения, которые оказывают мед помощь населению .Основная роль государственных органов управления здравоохранением при этом сводится к выполнению функции экспертно-аналитических и арбитражных служб и контроля за санитарно-эпид. благополучием в стране . Недостаток – недостаточно полный охват населения программами обязательного мед страхования. Даная модель наиболее развита в Германии и Франции называется регулируемой системой страхования здоровья .

Монопольная государственная модель . Преимущества :

-высокая степень социальной защищенности граждан путем установления всеобщих гарантий предоставления бесплатной мед помощи;

-строгий государственный контроль за условиями оказания мед помощи ;

-воздействие на заболеваемость управляемыми инфекциями путем проведения иммунизации ;

-высокая степень мобилизационной готовности при чрезвычайных ситуациях

Недостатки : -низкоэффективная бюрократическая система управления;

-недостаток дополнительных платных и сервисных услуг и отсутствие конкурентной среды ;

-низкую зароботную плату мед работников ;

-отсутствие экономических стимулов в работе мед персоналу ;

-отсутствие системы независимого контроля за качеством мед помощи ;

-диспропорцию в развитии стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи ;

Основным отрицательным фактором монопольной государственной модели является то, что финансирование медицинской деятельности осуществляется исключительно из госбюджета по остаточному принципу . Использувалась в СРСР. Модель здравоохранения на основе всеобщего государственного мед страхования . Основана на всеобщем государственном мед страховании , является то,что государство непосредственно координирует работу всех мед учреждений и само обеспечивает производство мед услуг всему населению страны . Система государственного страхования является наиболее экономичной и рациональной моделью в организации мед обслуживания населения . Такие модели не допускают отделения государства от управления , управления от финансирования , финансирования от ответственности за производство услуг и качество мед обслуживания населения, действующая в настоящее время в РФ.

Модели организации здравоохранения

Здравоохранение— система государственных, со­циально-экономических, общественных, медико-са­нитарных мероприятий, направленных на повыше­ние уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей.

При большом разнообразии национальных и исто­рических особенностей, имеющих место в различных странах мира, существует пять основных, устойчи­вых моделей здравоохранения, принципиально отли­чающихся друг от друга степенью вмешательства го­сударства, формой собственности производителей медицинских услуг, степенью охвата населения про­граммами государственной поддержки, источниками финансирования.

1. Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной (частной) основе. К таким моделям относятся системы без существенной госу­дарственной поддержки малоимущих категорий граж­дан, основанные на простых законах потребительско­го рынка.

Объем медицинской деятельности формируется путем саморегулирования платежеспособного спроса и предложения. Неимущее население не имеет досту­па к квалифицированной медицинской помощи.

В развитых странах мира такие системы существо­вали до конца XIX века. Производители медицинских услуг были представлены независимыми частными врачебными практиками, а участие государства сво­дилось к обеспечению необходимых противоэпиде­мических мероприятий и минимальных санитарных условий в местах общественного пользования, а также ряде мер по изоляции и лечению больных, пред­ставляющих опасность для общества (инфекционных, психиатрических и т.п.). В настоящее время такие си­стемы существуют только в ряде наименее развитых стран Азии и Африки.

Читать также:  Примерная программа государственное управление

2. Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной основе с государственным регулированием программ обязательного медицин­ского страхования для отдельных категорий граждан.

Второй этап развития здравоохранения связан с эпохой раннего капитализма, когда, с одной стороны, развитие получили сложные медицинские технологии (полост­ная хирургия, наркоз, рентген и т.п.) и потребовались коллективные действия для проведения комплексного лечения (развитие частных больниц и госпиталей, спе­циализация персонала), а с другой стороны, покрытие затрат на лечение стало проблемой для большинства на­селения. В этот период важным был процесс создания касс взаимопомощи, больничных касс, развитие част­ного страхового дела. Принцип общественной солидар­ности, используемый страховыми сообществами, был особенно удобен для людей, существовавших на зар­плату и не имевших больших капиталов. В этот период постепенно уси­ливалась роль государства в формировании законода­тельной правовой базы, начали вводиться элементы обязательного медицинского страхования для отдель­ных категорий граждан. Некоторые изменения этой формы здравоохранения в США коснулись определен­ных групп, которым медицинская помощь оказывает­ся бесплатно или на льготных условиях: государствен­ным служащим, ветеранам войн, неимущим, лицам старше 65 лет, психическим больным.

В любом случае государственная поддержка при такой модели не носит всеобщего характера, а взаи­моотношения между производящей, финансирую­щей, контролирующей и потребляющей сторонами основаны на свободном выборе, независимости, дву­сторонних договорных обязательствах. При этом объем и номенклатура обслуживания основаны на конкуренции и рыночной саморегуляции спроса и предложения.

Значительная часть населения не имеет гарантиро­ванной медицинской помощи. Особенностью системы является необоснованный объем затрат (13-18% от ВВП), тенденция к перепотреблению медицинской по­мощи имущими слоями населения, отсутствие эффек­тивных регуляторов цен и объемов медицинской дея­тельности. В настоящее время подобные системы существуют в США, большинстве арабских, африканских и ряде латиноамериканских стран.

3. Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной основе с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования. Более современная и со­вершенная модель всеобщего обязательного медицин­ского страхования зародилась в конце XIX века в Гер­мании и получила развитие в период после 1-й мировой войны, в 50-е годы в большинстве европейских стран.

Основной характеристикой такой модели является то, что государство с целью обеспечения гарантиро­ванной медицинской помощью большинства населе­ния (за исключением самых богатых) посредством за­кона обязывает всех работодателей и самих граждан в обязательном порядке отчислять часть дохода на ме­дицинскую страховку, а производителей медицинских услуг обеспечивать население медицинской помощью в рамках государственных нормативов (программы ОМС) при посредничестве страховых организаций. Имея рыночную структуру здраво­охранения, представленную независимыми частными производителями, страховыми компаниями, не изымая средств у работодателей и граждан, но, обязав их осу­ществлять платежи на правах свободного выбора, государство обеспечивает потребности населения в меди­цинской помощи посредством закона, само при этом непосредственно в производстве услуг не участвуя. Государственные органы управления здравоохра­нением в основном выполняют функции экспертно-аналитических и арбитражных служб при муниципа­литете, реализуют отдельные государственные и тер­риториальные программы и занимаются вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия. Внедрение общенациональных систем обязатель­ного медицинского страхования в большинстве разви­тых стран мира позволило обеспечить их население га­рантированной медицинской помощью, повысить эф­фективность здравоохранения и резко ограничить затраты.

По эффективности здравоохранение, основанное на принципах обязательного медицинского страхова­ния (8-12% от ВВП) уступает только государственным системам (государственное медицинское страхование и государственное здравоохранение).

4. Организация национальных систем здравоохра­нения на основе всеобщего государственного меди­ко-социального страхования. После второй мировой войны ряд ведущих стран мира, переняв у Советского Союза эффективные принципы государственного ре­гулирования, но, сохранив и частный сектор элитных и дополнительных услуг, построили страховые моде­ли, которые существенно отличаются от «классичес­кой» схемы обязательного медицинского страхования и которые можно характеризовать как модели госу­дарственного медицинского страхования.

Характеристикой такой модели является то, что го­сударство непосредственно координирует всю верти­каль взаимоотношений и само обеспечивает производ­ство медицинских услуг всему населению. А значит, в функции государственных органов управления за­кладывается ответственность, за сбор средств. Это, в свою очередь, подразумевает наличие отраслевой на­логовой инспекции по сбору средств, полное управле­ние финансами, четкую систему госзаказа, наличие госсектора и муниципального — с государственным статусом производителя медуслуг (или, как практикуется, например, в Японии, с некоммерческим принци­пом оплаты деятельности ЛПУ по фиксированным це­нам, при которых они практически работают как госу­дарственные). Отсюда — конкретные программы по объемам, затратам и жесткие регуляторы этих объе­мов. И, соответственно, совершенно конкретные обя­зательства для всех граждан.

Система государственного страхования является наиболее экономичной и рациональной моделью в ор­ганизации медицинского обслуживания населения по тем направлениям, которые берет на себя государство (6-9% от ВВП). Фактически это модель XXI века для стран, где стремятся ограничить расходы, не потеряв в эффективности и качестве.

В некоторых странах (Великобритания, Италия, Ис­пания) бесплатная помощь оказывается только на ос­новных этапах курса лечения, а условия ее предостав­ления (комфортность, очередность) существенно от­личаются от условий частной медицины. Поэтому там, помимо системы медицинского обслуживания в пре­делах государственного страхования (ГМС) широко представлен приватный сектор и программы ДМС, ис­пользующие негосударственную лечебную базу. В других странах добровольное медицинское страхо­вание почти не развито (Япония) или вообще отсутст­вует (Канада).

5. Организация национальных систем здравоохране­ния на основе монопольной государственной модели.Монопольная государственная система здравоохране­ния, существовавшая в бывшем СССР и странах соци­алистического содружества, основывалась на распоря­дительно-распределительном принципе управления. Такая система была ориентирована на централизован­ный механизм формирования бюджета отрасли, орга­низацию материально-технического и лекарственного обеспечения на основе госзаказа и фондового снабже­ния по фиксированным ценам, формирование и раз­витие лечебной сети в соответствии с государственны­ми нормативами по штатам, ресурсам, заработной пла­те и т. п.

Особенностью таких систем являлось монопольное построение структуры лечебной сети, стандартизациямедицинской помощи без возможностей предоставле­ния дополнительных платных услуг и элитного гости­ничного обслуживания (за исключением партийной и хозяйственной элиты), отсутствие конкурентной среды и экономических стимулов в работе медицин­ского персонала.

Финансирование медицинской деятельности осу­ществлялось исключительно из госбюджета, причем бюджет не зависел от реальных налоговых поступле­ний и взносов от каждой конкретной территории, т. е. существовала система единого заказчика медицин­ской помощи в лице государства.

Исходя из этого, система управления здравоохра­нением не требовала отдельной независимой структу­ры заказчика, отвечающего за сбор средств и интере­сы населения на каждой территории и фактически бы­лапредставлена только вертикалью исполнителя, включающей федеральный (Минздрав), территори­альный (облздрав), местные органы управления и уч­реждения здравоохранения.

2.6. Основные принципы российской системы здра­воохранения

Основные принципы охраны здоро­вья:

1) соблюдение прав человека и гражданина в обла­сти охраны здоровья;

2) приоритет профилак­тических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) от­ветственность органов государственной власти и уп­равлений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Учреждения и организационные принципы работы сформированы по трем направлениям: лечебно-про­филактическое, охрана материнства и детства, сани­тарно-эпидемиологическое. На современном этапе здравоохранение РФ представлено четырехуровневой системой лечебно-профилактической помощи.

Первый уровень — учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению в городах и сельской местности. Это поликлиники, врачебные амбулатории, участковые сельские больницы, женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты, а также служба скорой медицинской помощи. Главный принцип их работы — оказание амбулаторно-профилактической и консультативной помощи на оп­ределенном территориальном участке. На учреждения первичной медико-санитарной помощи ложится ос­новная нагрузка по всем видам медицинской профи­лактики, оказанию лечебной помощи 70-80% пациен­тов, обратившихся за помощью при острых заболева­ниях и обострениях хронических.

Читать также:  Государственная программа перевод на английский

Второй уровень условно можно обозначить как ме­дицинскую помощь в учреждениях города или района. Это преимущественно учреждения больничного типа: центр, районная больница, городские больницы, ро­дильные дома общего профиля, учреждения реабилитационно-восстановительного назначения, стациона­ры дневного пребывания.

Кроме того, функционируют специализированные диспансеры, ведущие динамическое наблюдение за хроническими больными: противотуберкулезные, он­кологические, кожно-венерологические, психоневро­логические.

Третий уровень — региональные медицинские уч­реждения республиканского, краевого, областного значения. Наиболее типичные учреждения — круп­ные многопрофильные больницы, в которых оказыва­ется медицинская помощь по 20-30 специальностям, а также специализированные акушерские стационары (для женщин с невынашиванием и резус-конфликт­ной беременностью, с экстрагенитальной патологией и пр.). На базе этих учреждений функционируют спе­циализированные центры (центры реанима­ции, интенсивной терапии, реабилитации и восстано­вительного лечения, перинатальной медицины и др.).

В крупных городах создана сеть консультативно-диагностических центров (КДЦ), оснащенных новей­шей аппаратурой, позволяющей применять современ­ные медицинские технологии.

Четвертый уровень — учреждения федерального и межрегионального значения, оказывающие наи­более сложные и дорогостоящие виды медицинской помощи. Они функционируют в составе научных центров МЗ, Академии медицинских наук, клиник медицинских ВУЗов, федеральных клинических уч­реждений.

Руководство здравоохранением осуществляется высшим органом государственной власти — Минис­терством здравоохранения РФ, в регионах — террито­риальными органами управления здравоохранением. Финансируется здравоохранение из федерального бюджета и бюджетов регионов.

Модели систем здравоохранения в мире. Характеристика. Преимущества и недостатки. Монопольно-бюджетная государственная система (Семашко).

В настоящее время можно выделить три основные принципиально отличающиеся системы здравоохранения:

1. Преимущественно государственная (Великобритания.) 2. Преимущественно страховая система, представленная в таких европейских странах как Германия, Франция, Голландия, Австрия, Бельгия, Швейцария, некоторых государствах Латинской Америки, Японии и других; в них проживает более 1 млрд. человек – свыше четверти всего населения мира. 3. Преимущественно частная (платная) система. (США)

Практически ни в одной из достаточно развитых стран указанные системы не представлены в чистом виде. Более того, в ряде стран получает преимущественное развитие то одна, то другая система.

Трудно назвать, помимо США, страны, где господствует частная медицина и частное добровольное медицинское страхование.

Например, во всех странах, даже с государственной системой здравоохранения, имеются организации и учреждения, осуществляющие добровольное, частное медицинское страхование.

Преимущественно государственная система здравоохранения развивалась как направление социальной политики государства. В результате государство усиливало свое влияние и контроль над деятельностью медицинских и страховых организаций.

Заслуживает внимания тот факт, что система здравоохранения, например, Великобритании создавалась с учетом опыта СССР. Опыт организации государственной системы здравоохранения Великобритании свидетельствует о её высокой эффективности и доступности при относительно низких затратах на медицинскую помощи. Основная часть средств поступает из государственного бюджета и распределяется сверху вниз по управленческой вертикали. Централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения.

Существенным недостатком бюджетного финансирования здравоохранения является склонность к монополизму, игнорирование прав пациентов, как правило, отсутствие возможности выбора врача, лечебного учреждения.

В монополистической структуре неизбежно снижение качества медицинских услуг из-за диктата их представителя (производителя, продавца) и отсутствие возможности осуществления контроля за деятельностью медицинских учреждений со стороны пользователей, потребителей медицинских услуг.

  • бесплатность помощи для населения,
  • равная доступность для населения высококвалифицированной помощи,
  • центральное и регионарное планирование ЗО,
  • экономное использование ресурсов,
  • приоритет у профилактических программ.
  • снижение уровня материально – технического оснащения,
  • ограниченный выбор, снижение уровня медицинских услуг,
  • снижение оплаты труда медицинского персонала,
  • неравенство доступности медицинской помощи для отдельных социальных групп и административных территорий,
  • очереди в ЛПУ – регулятор обеспечения населения медицинской помощью,
  • высокие административные расходы.

Преимущественно страховая система основана на принципах солидарности. Она тесно связана со всей системой социального страхования и регулируется одним законодательством. Страхователям и застрахованным предоставлена возможность осуществления контроля над использованием страховых средств, застрахованным – возможность выбора врача, лечебно-профилактического учреждения. В страховой медицине наиболее важными являются проблемы обеспечения равного доступа и оплаты медицинской помощи, оказываемой лицам из групп повышенного риска (престарелые, бедные, инвалиды), оптимального распределения финансовых ресурсов среди групп застрахованных.

Финансирование подобных систем осуществляется из трех источников:

· страховые взносы предпринимателей – отчисления от доходов (налогов);

· заработки трудящихся – отчисления из заработной платы;

· средства государственного бюджета.

Так в Германии действует одна из наиболее развитых систем социального медицинского страхования. Она была введена в Европе в 1883 г. Бисмарком, и в настоящее время ею охвачено более 90% населения (8% – охвачено частным медицинским страхованием и за 2% неимущих платит государство). Эта система обеспечивает необходимую медицинскую помощь в случае заболевания для всех застрахованных.

Система обязательного страхования осуществляет свою деятельность через некоммерческие страховые организации – больничные кассы. Это независимые самоуправляемые организации, структура которых определена законодательно. Существует несколько видов касс: местные (преимущественно для неработающих, членов семей застрахованных), расположенные по месту жительства, производственные (по месту работы), морские, горняцкие, сельскохозяйственные и эрзац кассы (главным образом для служащих). Контроль и управление за их деятельностью осуществляет правительственное агентство.

Французская модель медицинского страхования характеризуется эффективной интеграцией со всей системой социального страхования. В системе социального страхования существует более двадцати различных видов, в том числе медицинское – по болезни, временной нетрудоспособности, несчастному случаю, беременности и родам.

Законодательством утвержден единый порядок страхования, которым охвачено 80% населения. Система страхования, включающая в себя более 90 страховых компаний, контролируется общенациональной организацией. Фонды социального страхования, сформированные на национальном уровне, осуществляют финансирование обязательной программы страхования здоровья. Пополнение финансовых средств осуществляется путем введения страховых налогов, что составляет 90% объема фонда. При этом страховой налог равен 60% фонда оплаты труда.

  • высокий материально – технический уровень оснащения,
  • широкий выбор, высокий уровень оказания услуг,
  • высокий уровень оплаты труда,
  • материальная заинтересованность персонала,
  • отсутствие очередей в ЛПУ,
  • возможность выбора страховой компании и ЛПУ,
  • внешняя бесплатность для широкого населения, базисный объем помощи,
  • большое внимание контролю,
  • центральное и регионарное планирование ЗО.
  • неравный доступ отдельным группам лиц, административным территориям,
  • низкий приоритет общественного ЗО и профессиональной медицинской помощи,
  • высокие административные расходы (содержание страховых компаний),
  • тенденция к неоправданному росту стоимости медицинских услуг.

Преимущественно частная система медицинского страхования, наиболее широко представленная в США, характеризуется децентрализованностью, высоким развитием инфраструктуры страховых организаций и отсутствием государственного регулирования.

Для большинства населения США страхование здоровья является частным делом каждого. Добровольной, частной формой медицинского страхования охвачено более 80% населения. В США примерно 1500 частных страховых компаний. Из них две самые крупные, занимающиеся только страхованием здоровья, – «Синий Крест» и «Синий Щит». Это частные страховые компании, занимающиеся добровольным страхованием, получающие при этом сверхприбыли.

Следует подчеркнуть, что именно в США разрабатываются и внедряются эффективные медицинские технологии, развертываются передовые научные исследования и, в результате, успешно реализуется медицинская помощь высокого качества.

  • повышения уровня материально – технического оснащения,
  • широкий выбор и высокий уровень качества услуг,
  • высокая оплата труда медицинского персонала,
  • материальная заинтересованность персонала,
  • отсутствие очередей в ЛПУ.
  • высокая стоимость услуг,
  • снижение доступности малоимущим,
  • недостаточное внимание помощи на дому,
  • трудность регулирования качества помощи.

Социально – экономические модели систем ЗО в мире:

1. Монопольная государственная модель ЗО (СССР) (Н. А. Семашко)

2. Модель ЗО без государственного регулирования (Азия, Африка)

3. Модель ЗО с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий граждан (США, латиноамериканские страны, арабские страны)

4. Модель ЗО с государственным регулированием ОМС для большинства граждан (Германия, Франция) (О. Фон Бисмарк)

5. Модель ЗО на основе всеобщего государственного медицинского страхования (Англия, Западная Европа, Канада, Япония) (У. Беверидж)

Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей: единые принципы организации и централизация системы здравоохранения; равная доступность здравоохранения для всех граждан; первоочередное внимание детству и материнству; единство профилактики и лечения; ликвидация социальных основ болезней; привлечение общественности к делу здравоохранения.

Читать также:  Государственной программы инвестиционных квот

Для централизованного управления здравоохранением в масштабе всей страны впервые в мире была создана специальная организация — Наркомат здравоохранения, в ведение которого перешли все ведомственные, земские и страховые медицинские учреждения. Частная медицина была в конечном счете ликвидирована, хотя сохранялись государственные платные поликлиники. Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — участковая поликлиника — районная больница — областная больница — специализированные институты.

Доступность здравоохранения обеспечивалась тем, что медицинское обслуживание было бесплатным, все граждане прикреплялись к участковым поликлиникам по месту жительства и в зависимости от сложности заболевания могли направляться на лечение все выше и выше по ступеням пирамиды здравоохранения.

Задача каждого врача и всей системы медицинских учреждений, как считал Семашко, состояла не только в том, чтобы вылечить, но чтобы предупредить болезнь, которая рассматривалась как следствие неблагоприятных социальных условий и неправильного образа жизни. В связи с этим особое внимание уделялось таким социальным болезням, как венерические, туберкулез и алкоголизм. Для этого была создана система соответствующих диспансеров, которые должны были не только лечить, но и отслеживать условия жизни больных, информируя власти о несоответствии этих условий санитарным нормам и о потенциальной угрозе, которую больные могут представлять для окружающих.

Важной мерой профилактики, по мнению Николая Семашко, были вакцинация, которая впервые приняла общенародный характер и помогла изживанию многих заразных болезней, и санитарно-гигиеническая пропаганда, которой уделялось огромное внимание как одному из средств предупреждения эпидемий и формирования здорового образа жизни.

Но у данной системы имелись и свои недостатки. Например, стройность системы оборачивалась жесткостью: пациенты были прикреплены к определенному врачу, к определенной больнице. Пациенты не могли выбрать врача и медицинское учреждение, что делало невозможной конкуренцию между ними. Это, в свою очередь, порождало застой и невнимание к нуждам пациентов. Кроме того, заданность вызывала раздражение. Но главной проблемой советского здравоохранения, как и современного российского, было его хроническое недофинансирование, которое становилось все более заметным по мере усложнения медицины и ее удорожания. Из-за этого многие современные методы лечения и препараты в Советском Союзе не развивались и были попросту недоступны советским гражданам.

Модели финансирования здравоохранения в мире

При большом разнообразие национальных и исторических особенностей, имеющих место в различных странах мира, выделяют пять устойчиво функционирующих моделей здравоохранения:

• модель здравоохранения без государственного регулирования;

• модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий граждан;

• модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для большинства граждан;

• монопольная государственная модель здравоохранения;

• модель здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования.

Их принципиальные отличия друг от друга:

− источники финансирования здравоохранения;

− степень участия государства в финансировании здравоохранения; − формы собственности производителей медицинских услуг; − степень охвата населения программами государственной поддержки.

В странах с неустойчивыми политическими системами и переходной экономикой могут встречаться промежуточные формы (переходные модели), включающие элементы разных моделей.

В зависимости от преимущественных источников финансирования в современных условиях все модели здравоохранения можно условно разделить на три типа: бюджетная (государственная), страховая (социально–страховая), частная (негосударственная, или рыночная) (Рис.1). Экономические модели систем охраны здоровья разных стран могут быть обозначены в зависимости от того, какую роль и функции выполняет государство в этих процессах.

1. Государственная модель (бюджетная) известна как модель Бевериджа–Семашко. В данной модели значительная роль принадлежит государству. Государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. В странах с рыночной экономикой система бюджетного финансирования здравоохранения была сформирована и впервые применена в Великобритании в 1948 году, у ее истоков был английский ученый–экономист У. Беверидж. В СССР система бюджетного финансирования возникла еще в 1930–е гг., и называют по имени наркома здравоохранения Н. А. Семашко, который был ее создателем и идеологом.

Система здравоохранения, при которой планы медицинского страхования регулируются государством и доступны большинству людей

Рис. 1. Классификация моделей ведущих стран (Омельяновский В.В.и др., 2014)

Система Семашко, основанная на принципе общедоступности, гарантировала полное бесплатное пожизненное медицинское обслуживание гражданам. Основной канал финансирования– государственный бюджет. Финансирование здравоохранения (планирование, организация, контроль) осуществляется государством (до 90%) из бюджетных источников, а основным источником финансирования являются налоговые поступления.

Система бюджетного финансирования здравоохранения базируется на принципе бесплатности. Государство жестко контролирует большинство аспектов рынка медицинских товаров и услуг, устанавливает правила допуска и

доступа на рынок. Преимущества данной системы: бесплатность и общедоступность, плановость развития, профилактическая направленность, экономичность.

2.Страховая модель (модель Бисмарка) –является наиболеераспространенной в мире. Она основывается на принципах смешанной экономики, сочетая рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий. Страховая система была создана в Германии в 1883 году по инициативе канцлера О.Бисмарка. Она более технологична и оперативна, допускает ряд источников финансирования. Система Бисмарка основана на всеобъемлющем страховании здоровья и предполагает финансирование за счет средств, уплачиваемых страхователями в специальные фонды. Размер взноса устанавливается в виде определенного процента от размера заработной платы, тем самым обеспечивается солидарное

участие граждан в финансировании здравоохранения по принципу «здоровый платит за больного, богатый – за бедного». Данная модель подразумевает минимальное финансовое участие государства, большая часть финансирования страхования здоровья лежит на страхователях. Тем не менее фонды находятся под контролем государства и являются частью государственных финансов. Системой ОМС охвачено от 80 до 99,8% населения, что свидетельствует о высокой доступности медицинских услуг. Пациент имеет право свободного выбора врача и медицинского учреждения.

3. Для частной модели здравоохранения характерно оказание медицинских услуг преимущественно на платной основе, за счет частного страхования и личных средств граждан. Единая система государственного медицинского страхования отсутствует. Эта система наименее доступна для населения, мало нацелена на профилактику, но в то же время является наиболее динамичной и технологичной в силу выраженной конкуренции между производителями медицинских услуг. Рынок играет ключевую роль в удовлетворении потребностей в медицинских услугах. Государство берет на себя только те обязательства, которые не удовлетворяются рынком, т. е. покрывает медицинское обслуживание социально уязвимых категорий граждан – безработных, малоимущих и пенсионеров. Не все граждане могут позволить себе высококачественные медицинские услуги, и проблема доступности медицинской помощи, по мнению ряда экспертов, стоит здесь очень остро. Большая часть медицинских услуг оказывается частными ЛПУ и частнопрактикующими семейными врачами. Благодаря частным страховым компаниям уровень конкуренции на рынке медицинских услуг очень высок, что положительно сказывается на их качестве, но только для материально обеспеченной части населения. При этом рационального использования ресурсов не достигается. Роль государства в регулировании рынка медицинских товаров и услуг менее значительна, чем в бюджетной и социально – страховой системах.

В настоящее время ни в одной из экономически развитых стран указанные модели не представлены в чистом виде. В ряде государств преимущественное развитие получает то одна, то другая система. Наряду с тремя основными организационно–экономическими моделями здравоохранения существует еще и промежуточный вариант – бюджетно–страховая модель, которая содержит признаки социально–страховой и государственной медицины.

В современных условиях в нашей стране действует смешанная модель здравоохранения, переход к которой начался в 1991 г, когда был принят закон «О медицинском страховании граждан в РФ №1499–1.» (введен в 1993г.). С введением в действие закона «Об обязательном медицинском страховании

граждан в РФ» 3326–Ф3 от 29 ноября 2010г., в России произошел переход от

полностью государственной системы финансового обеспечения здравоохранения к бюджетно–страховой модели, где медицинское

страхование сочетается с бюджетным и платным здравоохранением, и здравоохранение имеет многоканальное финансирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *