1. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.
2. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на период, определяемый Правительством Российской Федерации.
3. Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.
4. Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Формирование перечня государственных программ Российской Федерации осуществляется исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки государственных программ Российской Федерации.
6. Государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
7. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
8. Положения настоящей статьи не распространяются на государственную программу вооружения.
См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Минфином России.
Интеграция национальных проектов в систему государственного управления
В целях единства системы государственного стратегического планирования, национальные проекты интегрированы с государственными программами Российской Федерации, что обеспечивается наличием у них общего структурного элемента — федерального проекта: национальный проект состоит из совокупности федеральных проектов, которые включаются в подпрограммы соответствующих государственных программ. При этом федеральные проекты одного и того же национального проекта, в зависимости от его специфики, могут быть включены как в одну, так и в несколько государственных программ.
Несмотря на такую интеграцию, особенностью национальных и входящих в их состав федеральных проектов является наличие особой системы управления, предусматривающей ускоренные процедуры принятия управленческих решений и постоянное участие в проекте руководства Правительства Российской Федерации.
Достижение целей большинства национальных проектов, с учетом действующего разграничения полномочий между уровнями государственного управления, невозможно без участия регионов. В этой связи предполагается установление в федеральных проектах целевых показателей в разрезе субъектов Российской Федерации, а также введение механизмов координации и мониторинга мероприятий, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в том числе с заключением соглашений между руководителями федеральных и региональных проектов).
Правительство России опубликовало информационные материалы по всем 12 национальным проектам. Это приоритетные направления развития страны до конца 2024 года. Общий бюджет их исполнения составит 25,7 трлн рублей, включая комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Из федерального бюджета выделят 13,1 трлн рублей, из региональных – 4,9 трлн рублей, из внебюджетных источников – 7,5 трлн рублей, а еще 147 млрд рублей – из государственных внебюджетных фондов.
Национальные проекты установлены указом президента страны Владимира Путина от 7 мая 2018 года, то есть в день инаугурации. Они должны обеспечить прорывы в научно-технологическом и социально-экономическом развитии России, повысить уровень жизни каждого гражданина, а также создать возможности для его самореализации.
Продолжение истории после рекламы
Паспорта каждого направления утверждены 24 декабря прошлого года на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
Приоритетными направлениями выбраны: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт». Проекты разбиты на три большие группы – «Человеческий капитал», «Комфортная для жизни среда» и «Экономический рост». В каждый входят несколько, от трех до 11 федеральных проектов.
Это самый крупный по финансированию проект, часть группы «Комфортная для жизни среда». На него направят 4,8 трлн рублей. Из них большая часть – 4438,7 млрд рублей пойдут на развитие дорожной сети. Еще 279,5 млрд рублей направят на общесистемные меры развития дорожного хозяйства, 55,9 млрд рублей – на безопасность дорожного движения, а оставшиеся 5,6 млрд рублей – на автомобильные дороги Минобороны России.
Средства на реализацию направления предоставят регионы – из бюджетов субъектов федерации поступит 4139,1 млрд рублей. На долю федерального бюджета придется почти в десять раз меньше – 440,9 млрд рублей. Остальные средства, это почти 200 млрд рублей, обеспечат внебюджетные источники финансирования.
За шесть лет реализация этого проекта должна привести к достижению семи целей. Вырастет на 50% доля автомобильных дорог регионального значения, которые соответствуют нормативным требованиям. Аналогичная доля автодорог Минобороны вырастет до 60%. В режиме перегрузки будут работать на 10% меньше дорог. Количество мест концентрации ДТП снизится в два раза. Смертность в результате ДТП снизится в 3,5 раза, до уровня не выше 4 человека на 100 тыс. населения (сейчас – 13). К 2030 году предполагается довести уровень до нуля.
Обслуживание дорог на 80% будет вестись с использованием новейших технологий и материалов, а на 70% контракт будет заключаться на все виды дорожных работ в течение жизненного цикла.
На улучшение экологической ситуации в стране потратят 4041 млрд рублей. Этот проект включает в себя создание комплексной системы обращения с ТБО и инфраструктуры для обращения с отходами I-II классов опасности, улучшение качества воздуха и воды, оздоровление Волги и сохранение Байкала и озера Телецкое, сохранение лесов и биологического разнообразия (будут созданы не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий), создание уникальных водных объектов, развитие экотуризма.
Более половины средств – 2427,3 млрд рублей – придется на внедрение наилучших из доступных технологий. Большую часть средств для этого проекта изыщут из внебюджетных источников – это 3206,1 млрд рублей. Региональные бюджеты предоставят 133,8 млрд рублей, а федеральный – 701,2 млрд рублей.
Предполагается, что к 2024 году в стране не останется городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, а выброс загрязняющих веществ в атмосферу сократится на 22%. Сбросы загрязняющих веществ в Байкал снизятся на 28%. Восстановление вырубленных лесов к 2024 году достигнет показателя 100%, а ущерб от лесных пожаров снизится втрое.
Этот национальный проект предполагает финансирование в размере 1066,2 млрд рублей. Из него на снижение доли непригодного жилищного фонда пойдут 507,2 млрд рублей, на строительство жилья – 271,2 млрд рублей, а на формирование комфортной городской среды – 271,2 млрд рублей. В целях указано, что доля городов с благоприятной городской средой должно вырасти до 60%, объемы жилищного строительства возрасти до 120 млн кв. м в год, а доля граждан, участвующих в вопросах развития городской среды – до 30%. Предполагается, что средняя процентная ставка по ипотеке достигнет 7,9% (сейчас – 10,6%), а количество ипотечных кредитов – 2,26 млн (1,1 млн сейчас).
Крупнейшим по финансированию национальным проектом из группы «Человеческий капитал» стал демографический. На него потратят 3105,2 млрд рублей, подавляющую часть – 2973,4 млрд рублей – из федерального бюджета.
Цели проекта: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 на женщину. Для этого 70% лиц старше трудоспособного возраста охватят профосмотрами и, при необходимости, диспансеризацией, а 90% пенсионеров, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, попадут под диспансерное наблюдение.
Ежемесячные выплаты на первого ребенка станут получать 1120 тыс. семей, а количество семей с тремя и более детьми, получающими выплаты, вырастет до 416 тыс.
На различные вопросы, связанные с медициной, до 2024 года направят 1725,8 млрд рублей. Больше всего – на борьбу с онкологическими заболеваниями (969 млрд), потом идут развитие детского здравоохранения, повышение квалификации врачей, борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие системы первичной медико-санитарной помощи.
Источником финансирования большей частью станет федеральный бюджет – 1366,7 млрд рублей. Еще 265 млрд изыщут региональные бюджеты, а 94 млрд рублей – государственные внебюджетные фонды.
Среди целей проекта – снижение смертности трудоспособного населения (до 350 на 100 тыс. населения), снижение младенческой смертности, смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, обеспечение граждан профосмотрами не реже раза в год, оптимизация работы медицинских организаций и обеспечение оптимальной доступности их для населения. Также предполагается нарастить экспорт медицинских услуг в четыре раза.
На обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения страны в десятку мировых лидеров по этому показателю, а также на воспитание гармоничной и социально ответственной личности потратят 784,5 млрд рублей. Из них 723,3 млрд рублей выделят из федерального бюджета, 45,7 млрд рублей из региональных бюджетов, а 15,4 млрд – из внебюджетных источников финансирования.
В рамках проекта в российских школах полностью исчезнет обучение в третью смену, а 70% учеников будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Будут созданы 230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях. Половина педагогов повысят уровень профмастерства в рамках дополнительного образования.
Нацпроект по вопросам культуры получит финансирование в размере 113,5 млрд рублей. Они пойдут на создание культурной среды (84 млрд), поддержку творческих людей (22,6 млрд) и развитие цифровой культуры (6,8 млрд). Из этих средств 109,7 млрд рублей выделят из федерального бюджета, остальные деньги дадут регионы.
Предполагается, что реализация проекта увеличит посещаемость организаций культуры на 15%, а количество обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры – в пять раз. Последнее будет достигнуто за счет создания виртуальных концертных залов, организации трансляции мероприятий на портале «Культура. РФ» а также оцифровки и включение в Национальную электронную библиотеку книжных памятников. Также в рамках проекта закупят инструменты в музыкальных школы, достроят сельские культурно-досуговые объекты и приобретут передвижные многофункциональные культурные центры для обслуживания сел и продолжат создание современных кинозалов.
Наибольшие траты – 1634,9 млрд рублей – в рамках группы проектов по обеспечению экономического роста придется на цифровую экономику. Федеральный бюджет обеспечит 1099,6 млрд рублей, внебюджетные источники – 535,3 млрд рублей. Также задействованы будут дополнительные альтернативные источники финансирования.
Реализация проекта позволит создать устойчивую и безопасную инфраструктуру высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, а также перейти на использование большей частью российского программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.
К 2024 году все социально значимые объекты инфраструктуры и 97% домохозяйств будут иметь доступ к широкополосному интернету, в федеральных округах появятся опорные центры обработки данных. Доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению данных достигнет 5%, а десяти городах страны запустят сети связи 5G.
На развитие экспорта несырьевых неэнергетических товаров, услуг, продукции АПК и продукции обрабатывающей промышленности за шесть лет потратят 956,8 млрд рублей. Все средства выделят из федерального бюджета. Общий объем экспорта услуг должен достигнуть $100 млрд, объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров – $250 млрд, из них продукция машиностроения – $60 млрд. Объем экспорта продукции АПК на 2024 год должен составить $45 млрд.
Отдельно поставлена задача сформировать эффективную систему разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза для увеличения объема торговли между государствами – членами Союза не менее чем в 1,5 раза и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций в 1,5 раза.
Для развития отечественной науки запланированы расходы в размере 636 млрд рублей, две трети из которых из федерального бюджета, а треть – из внебюджетных источников. Более половины – 350 млрд рублей – направят на развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок. Еще 215 млрд рублей потратят на развитие научной и научно-производственной кооперации, а 70,9 млрд – на кадровый потенциал.
Цель проекта – присутствие России в числе пяти ведущих стран мира по исследованиям и разработкам в приоритетных областях, привлекательность работы здесь для отечественных и зарубежных ученых и перспективных исследователей.
В том числе предполагается удвоить количество российских научных журналов, включенных в международные базы данных, обновить приборную базу ведущих организаций науки, выйти на пятое место в мире по общему числу заявок на получение патента в приоритетных областях, повысить долю исследователей в возрасте до 39 лет. Объем внебюджетных средств, которые получают исследовательские организации, вырастет в три раза за шесть лет.
Этот национальный проект должен увеличить количество россиян, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП), а также увеличить количество самих предпринимателей, чтобы к 2024 году доля этой сферы в ВВП достигла 32,5%. На эти цели выделят 481,5 млрд рублей, их которых более половины – на расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.
Федеральный бюджет направит на эту программу 416,2 млрд рублей, бюджеты регионов – 11,4 млрд рублей. Остальные средства изыщут из внебюджетных источников. Национальный проект предполагает, что 2,4 млн граждан зафиксируют свой статус самозанятых после введения специального налогового режима. Количество вновь созданных субъектов МСП к 2024 года достигнет 62 тыс. против 9 тыс. в настоящее время.
Это наименее затратный из национальных проектов. На его реализацию в течение шести лет направят 52,1 млрд рублей. Большая часть пойдет из федерального бюджета – 45,7 млрд рублей. Еще 5,6 млрд рублей – из внебюджетных источников, а 800 млн рублей – из региональных бюджетов.
Он предусматривает создание системных мер по повышению производительности труда (рост в конце программы должен составлять не менее 5% в год), адресную поддержку повышения производительности труда, а также поддержку занятости и повышение эффективности рынка труда. К 2024 году в реализацию нацпроекта будут вовлечены 10 тыс. предприятий.
План позволит повысить индекс качества транспортной инфраструктуры, увеличить долю дорог, работающих без перегрузки, обеспечить прирост производственной мощности морских портов, ускорить доставки контейнеров по территории страны, снизить роль Москвы в качестве транспортного и пассажироского хабов, повысить уровень транспортной обеспеченности субъектов федерации и многое другое.